Нормативная основа: ст. 21-251 Федерального закона «О прокуратуре», различные приказы Генерального прокурора РФ.
Это направление надзора является одним из ведущих в деятельности современной прокуратуры РФ и наиболее сложным, т.к. распространяется на значительный круг поднадзорных субъектов и включает в себя надзор за исполнением законов практически во всех отраслях права.
Предмет надзора:
1. Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов следующими поднадзорными субъектами:
- федеральными органами исполнительной власти;
- Следственным комитетом РФ;
- представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;
- органами местного самоуправления;
- органами военного управления;
- органами контроля;
- должностными лицами всех вышеперечисленных органов;
- субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;
- органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Законность правовых актов, издаваемых вышеперечисленными субъектами.
Основанием для проведения проверки исполнения законов является поступившая в прокуратуру информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (например, жалобы граждан, материалы проверок, проведенных различными контролирующими органами, обращения журналистов и т.д.)
Полномочия прокуроров в этой сфере надзора:
1. По предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных субъектов, а также требовать для ознакомления документы и материалы, необходимые прокурору для проверки информации о фактах нарушения закона.
Документы, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются прокурору по предъявлению им допуска на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
2. Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушения законов.
3. Требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных субъектов выполнения следующих действий:
а) провести проверки деятельности или ревизию в подконтрольных (подведомственных) организациях;
Требование прокурора о проведении проверки или ревизии, как правило, направляется в вышестоящую организацию, по отношению к той, деятельность которой подлежит проверке.
Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно, а результаты проверки или ревизии направить прокурору.
б) выделить специалистов для выяснения вопросов, возникших у прокурора при осуществлении надзорной деятельности (например, вопросов экономического, финансового, технологического или иного специального характера);
Прокурор в концентрированном виде излагает сущность задания и примерный перечень вопросов, форму предоставления ожидаемых материалов и их сроки.
в) направить в прокуратуру необходимые документы, статистические и иные сведения;
Прокурор должен направить письменный запрос, в котором указать, какие документы ему необходимы и за какой период.
Выявив в ходе проверок нарушения законности, прокурор должен принять предусмотренные законом меры реагирования по устранению выявленных нарушений (в зависимости от характера нарушения):
ü направить в соответствующий орган или должностному лицу представление об устранении нарушений закона, указав какие нарушения были допущены и какие меры должны быть приняты для устранения;
ü вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направить его в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение дел о соответствующем административном правонарушении.
Если в противоправных действиях соответствующих лиц признаков административного правонарушения не было, то за допущенные ими нарушения закона прокурор может потребовать привлечение их к иной ответственности, например, дисциплинарной.
ü если нарушение закона выразилось в издании незаконного правового акта, то прокурор по своему усмотрению вправе направить протест с требованием об отмене или изменении таких актов в адрес должностного лица или органа, издавшего правовой акт, либо вышестоящему должностному лицу или вышестоящему органу, либо направить в заявление в суд о признании таких актов недействительными;
ü в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.