Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор)





Нормативная основа: ст. 21-251 Федерального закона «О прокуратуре», различные приказы Генерального прокурора РФ.

 

Это направление надзора является одним из ведущих в деятельности современной прокуратуры РФ и наиболее сложным, т.к. распространяется на значительный круг поднадзорных субъектов и включает в себя надзор за исполнением законов практически во всех отраслях права.

Предмет надзора:

1. Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов следующими поднадзорными субъектами:

- федеральными органами исполнительной власти;

- Следственным комитетом РФ;

- представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;

- органами местного самоуправления;

- органами военного управления;

- органами контроля;

- должностными лицами всех вышеперечисленных органов;

- субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

- органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Законность правовых актов, издаваемых вышеперечисленными субъектами.

 

Основанием для проведения проверки исполнения законов является поступившая в прокуратуру информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (например, жалобы граждан, материалы проверок, проведенных различными контролирующими органами, обращения журналистов и т.д.)

Полномочия прокуроров в этой сфере надзора:

1. По предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных субъектов, а также требовать для ознакомления документы и материалы, необходимые прокурору для проверки информации о фактах нарушения закона.

Документы, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются прокурору по предъявлению им допуска на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

2. Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушения законов.

3. Требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных субъектов выполнения следующих действий:

а) провести проверки деятельности или ревизию в подконтрольных (подведомственных) организациях;

Требование прокурора о проведении проверки или ревизии, как правило, направляется в вышестоящую организацию, по отношению к той, деятельность которой подлежит проверке.

Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно, а результаты проверки или ревизии направить прокурору.

 

б) выделить специалистов для выяснения вопросов, возникших у прокурора при осуществлении надзорной деятельности (например, вопросов экономического, финансового, технологического или иного специального характера);

Прокурор в концентрированном виде излагает сущность задания и примерный перечень вопросов, форму предоставления ожидаемых материалов и их сроки.

 

в) направить в прокуратуру необходимые документы, статистические и иные сведения;

Прокурор должен направить письменный запрос, в котором указать, какие документы ему необходимы и за какой период.

Выявив в ходе проверок нарушения законности, прокурор должен принять предусмотренные законом меры реагирования по устранению выявленных нарушений(в зависимости от характера нарушения):

 

ü направить в соответствующий орган или должностному лицу представление об устранении нарушений закона, указав какие нарушения были допущены и какие меры должны быть приняты для устранения;

 

ü вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направить его в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение дел о соответствующем административном правонарушении.

Если в противоправных действиях соответствующих лиц признаков административного правонарушения не было, то за допущенные ими нарушения закона прокурор может потребовать привлечение их к иной ответственности, например, дисциплинарной.

 

ü если нарушение закона выразилось в издании незаконного правового акта, то прокурор по своему усмотрению вправе направить протест с требованием об отмене или изменении таких актов в адрес должностного лица или органа, издавшего правовой акт, либо вышестоящему должностному лицу или вышестоящему органу, либо направить в заявление в суд о признании таких актов недействительными;

 

ü в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

 

 





Читайте также:
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.033 с.