ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ




Ясюкова Л.А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ

ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Санкт-Петербург

Будущее государства, потенциал его развития зависит от профессиональной подготовки, гражданской зрелости, социальной активности молодежи, поскольку именно молодежь – наиболее динамичная часть любого общества. Руководители нашего государства планируют выход из сложившегося кризиса посредством технологического прорыва. Однако для создания инновационных технологий необходим как научный потенциал, так и активная гражданская позиция молодой технической интеллигенции. И с тем, и с другим в настоящее время не все благополучно. Рассмотрим последовательно оба необходимых условия: формирование научного потенциала и гражданской активности молодых специалистов.

Научный потенциал. В настоящее время руководством нашей страны много внимания уделяется разработке мероприятий, направленных на развитие отечественной промышленности. Одна из существенных проблем, которая тормозит реализацию планов – это недостаток инженерных кадров. Для решения кадровой проблемы, согласно постановлениям Министерства Образования, происходит реструктуризация системы вузовского образования: сокращение приема по гуманитарным направлениям, а в качестве приоритетной задачи выдвигается подготовка инженерно-технических кадров. Планируется увеличение приема в технические вузы. Как нам представляется, подобными, только организационными решениями оптимизировать подготовку квалифицированных инженерных кадров вряд ли удастся. Качество подготовки специалистов во многом зависит от интеллектуального потенциала молодежи, поступающей и обучающейся в технических вузах. Наши диагностические обследования старшеклассников и студентов технических вузов, проводимые с начала 90-х годов прошлого века по настоящее время свидетельствуют о значительном снижении уровня интеллекта современной молодежи, поступающей в вузы, по сравнению с уровнем, типичным для студентов 90-х – начала 2000-х годов.

Значительное снижение за последнее десятилетие уровня образованности выпускников школ привело к трудностям обучения их в вузах. Как показывают наши исследования, проблема не только в низком качестве школьного образования, но и в недостатках интеллектуального развития молодых людей, зачисляемых сегодня в вузы на основании ЕГЭ. Если раньше преподаватели во время экзамена могли косвенно оценить интеллектуальные способности абитуриента на основе того, как он излагает суть вопроса, выстраивает доказательства, обосновывает свой ответ, то по результатам ЕГЭ подобных выводов сделать невозможно. ЕГЭ оценивает процент выученной информации из школьных курсов различных предметных образовательных программ.

Современные выпускники школ выбирают гуманитарные вузы не потому, что им более интересны соответствующие профессии, а потому, что они не обладают интеллектуальными способностями, необходимыми для полноценного овладения математикой и физикой, сдачи ЕГЭ по этим предметам на таком уровне, чтобы быть принятыми в технический вуз. Но даже значительная часть тех, кто на необходимом уровне сдает ЕГЭ по математике и физике, поступает в технический вуз, как показывают наши обследования, не обладает интеллектуальными способностями, необходимыми для качественного овладения вузовскими программами.

Получить информацию об интеллектуальных способностях студентов и составить прогноз относительно их возможностей обучения в вузе можно достаточно надежно на основе тестирования. Проводимые нами в 1990-2000 годах экспериментальные исследования интеллекта старшеклассников и студентов технических и гуманитарных вузов с применением теста Амтхауэра, позволили выявить зависимость общей способности к обучению от III субтеста теста Амтхауэра (или логического компонента понятийного мышления) [1, 2]. На основе этих исследований были разработаны нормативы [1, с. 68-69], сравнение с которыми результатов обследования индивида, позволяют сделать надежные выводы о возможностях получения им высшего или среднего образования. Как было установлено нами ранее, только при хорошем уровне развития логического компонента понятийного мышления (11 баллов и выше) становится возможным понимание сути правил, формул, законов, системы доказательств, формируются адекватные научные представления, обеспечивается полноценное освоение программ высшей школы.

В рамках мониторингового исследования адаптированности студентов к обучению в Санкт-Петербургском Политехническом университете (СПбГПУ), которое проводится с 2006 года, мы решили исследовать и их интеллектуальные способности. С этой целью, в дополнение к показателям, характеризующим адаптированность и психологические защиты, а также личностным методикам (личностный опросник Кеттелла, методика правового и гражданского сознания Ясюковой, методики жизненных и трудовых ценностей Ясюковой), мы использовали III субтест IST Амтхауэра. В 2008 году было обследовано 145 первокурсников, в 2009 г. – 136, в 2010 г. – 149, в 2011 г. – 159, в 2012 г. – 210, в 2013г. – 144 и в 2014 г. – 202 первокурсника. Основные результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика интеллектуального развития студентов 1-х курсов СПбГПУ (в баллах, III субтест теста Амтхауэра)

Год обследования              
Логическое мышление 12,8 12,7 11,1 9,5 9,3 8,9 8,3

 

Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о значительно более низких интеллектуальных способностях студентов, поступивших в СПбГТУ в 2010-2014 годах по результатам ЕГЭ, по сравнению с набором 2008 и 2009 годов, когда абитуриентам приходилось сдавать вступительные экзамены. Более того, совершенно очевидно происходящее последовательное снижение интеллекта студентов, поступающих и обучающихся в СПбГПУ, в одном из лучших технических вузов России. Ориентируясь на средние значения, характеризующие понятийное мышление студентов, можно заключить, что большинство из поступивших в 2008 и 2009 годах обладали достаточным уровнем интеллектуальных способностей, чтобы освоить программы технического вуза. Интеллектуальные способности абсолютного большинства студентов наборов следующих годов достаточны для получения только среднего, но не высшего, технического образования.

В исследовании 2010 года для более полного анализа инженерно-технического мышления первокурсников были введены дополнительно еще три субтеста Амтхауэра: I – практический интеллект, VI – абстрактное, формально-логическое мышление, необходимое для проведения разнообразных расчетов, VIII – пространственный анализ-синтез, базовая операция инженерно-конструкторских способностей. Были получены не вполне удовлетворительные результаты. Средние значения по практическому интеллекту – 9,9 баллов (необходимый уровень: 11 баллов и выше), абстрактному мышлению – 13,1 балла (необходимый уровень: 14 баллов и выше), конструкторскому мышлению – 11,2 балл (необходимый уровень: 13 баллов и выше). Сравнение результатов обследования первокурсников (учитывая стандартные отклонения) с нормами, характеризующими способности к инженерно-технической деятельности, уже тогда можно было констатировать: менее половины студентов смогут стать квалифицированными инженерами. В этом (т.е. в 2015) году, тем не менее, все, поступившие в 2010 году, получают дипломы одного из лучших технических вузов России, свидетельствующие об их высшем инженерном образовании. Каково же будет качество работы более половины специалистов с инженерными дипломами?

В последующие годы нам не удалось повторить аналогичное более углубленное исследование инженерных способностей, т.к. для соблюдения процедуры тестирования требовалось дополнительного выделение времени (40 минут) и отдельного помещения, кроме тех условий, которые предоставлялись для изучения адаптированности студентов. Однако ежегодная диагностика выпускников школ, которую я провожу, свидетельствует о постоянном и существенном снижении процента старшеклассников, обладающих инженерными способностями.

Сравнительный анализ гендерных различий показывает, что в техническом вузе более строгие критерии отбора применяются по отношению к девушкам, нежели к юношам. Как видно из данных таблицы 2, наблюдается некоторая постоянная тенденция в интеллектуальном превосходстве девушек, поступающих в СПбГПУ, по сравнению с юношами. Сравнительный анализ средних значений показателя логического мышления выявил статистически достоверные (вероятность 95%) гендерные различия набора 2013 года: у девушек 9,3 балла, а у юношей – 8,6 балла. В целом девушек с недостаточно развитым интеллектом в техническом вузе оказывается несколько меньше, чем юношей. Следовательно, качество образования, профессиональная подготовка значительного числа юношей будет ниже, нежели девушек. Инженеры-женщины, окончившие Политехнический университет, могут оказаться профессионально эффективными, нежели инженеры-мужчины.

 

Таблица 2. Сравнительная гендерная характеристика процентного соотношения студентов I курса с интеллектом, достаточным для освоения программ технического вуза, и посредственным интеллектом, который не обеспечивает понимание вузовских программ (в % к общему числу обследованных).

Год обследова-ния Кол.чел. Высокий интеллект Посредственный интеллект
все М Ж все М Ж
               
               
               
               

 

Из данных таблиц 2 и 3 следует, что необходимый для получения высшего образования уровень интеллекта имели около 40% студентов, поступивших в СПбГПУ в 2011-2013 годах. Обследование 2014 года показало существенное снижение процента студентов с высоким интеллектом, что, вероятно, связано как с падением качества образования, так и с соответствующим очередным снижением уровня требований к «проходным» баллам по ЕГЭ. Известно, что в 2014 году значительно был снижен проходной балл по математике, иначе бы более 20% выпускников школ не получили бы аттестата. Снижение требований ЕГЭ автоматически проявилось и в снижении уровня интеллекта студентов, принятых в СПбГПУ на основании ЕГЭ.

 

Таблица 3. Сравнительная характеристика процентного соотношения студентов I курса с интеллектом, достаточным для получения высшего, среднего образования, и с низким интеллектом, который не обеспечивает полноценное освоение программ средней школы (в % к общему числу обследованных).

Год поступления Кол. чел. Возможно высшее техническое образование Возможно среднее техническое образование Низкий интеллект
         
         
         
         

 

В таблице 3 приведены данные более дифференцированного изучения интеллектуальных способностей студентов. Приведено процентное соотношение студентов, способных получить высшее образование, среднее техническое образование и неспособных к дальнейшему образованию вообще. На основании данных таблицы 3 можно заключить: только около 40% студентов, поступивших в 2011-2013 годах, способны качественно освоить учебные программы и получить полноценное высшее образование. Примерно столько же студентов (т.е. еще 40%) имеет интеллектуальные способности, достаточные для получения только среднего технического образования, поэтому основные учебные трудности у них будут возникать при освоении наиболее сложных разделов в курсах физики и математики. Около 20% студентов могут испытывать трудности фактически по всем предметам, изучаемым в вузе, т.к. уровень их логического мышления исключительно низок, т.е. недостаточен даже для понимания программ 7-11 классов средней школы. С 2014 года вполне очевидно изменение ситуации в худшую сторону: только около 30% студентов смогут качественно освоить программу высшей школы. Значительно вырос процент студентов (до 30%), которые из-за низкого интеллектуального развития не освоили программы и средней школы, т.е. вообще не способны обучаться в вузе. Интересно, с помощью кого и какой технологический прорыв планируют в ближайшие годы совершить руководители нашего государства?

В целом наши исследования, проводимые в СПбГПУ в последние годы, показывают, что современную проблему инженерных кадров не решить мерами, которые использует Министерство Образования. Серьезным препятствием на пути качественной подготовки инженерных кадров является недостаточный для этого уровень интеллектуального развития студентов, низкий уровень логического компонента понятийного мышления и общих инженерных способностей. Как нам представляется, усугубление ситуации связано с изменением системы приема в вуз. До введения ЕГЭ у преподавателей вуза была возможность в процессе вступительных экзаменов в беседе выяснить, понимает ли абитуриент содержание вопроса или излагает заученную информацию, т.е. косвенно оценить его интеллектуальные способности. Экзаменационная оценка снижалась, если абитуриент не мог, ответить на дополнительные вопросы. До зачисления проводилось еще и индивидуальное собеседование. При сдаче ЕГЭ в большей степени проверяется информированность, но не уровень понимания, не выявляется способность к дальнейшему обучению, в итоге, как показывают наши исследования, в технический вуз стали поступать студенты, интеллектуальные способности которых недостаточны для успешного обучения. По окончании вуза такие «инженеры» не могут работать по специальности. Многие из них и не пытаются это делать, находят себе место в торговле, управлении, преподавании, административно-секретарской работе, хотя и в этих сферах деятельности недостатки логического мышления сказываются отрицательно.

Гражданская активность. Исследование гражданского и правового сознания студентов СПбГПУ проводилось на более широкой студенческой выборке (более 1000 чел.), т.к. участвовали не только первокурсники, но и студенты II и III курсов. Для этих целей использовался тест правового и гражданского сознания Ясюковой [3], личностный опросник Кеттелла (форма А) и III субтест теста структуры интеллекта Амтхауэра (логический компонент понятийного мышления: способность к обучению и научное мышление). Для оценки общей адаптированности студентов использовалась самооценка самочувствия. Студенты отмечали, какое настроение у них доминирует в последнее время. Предлагалось пять градаций: оптимистичное, спокойное, раздраженное, тревожное, подавленное. Было получено следующее процентное распределение студентов в зависимости от преобладающего настроения: оптимисты – 33,8%, спокойные – 35,3%, раздраженные – 11,0%, тревожные – 14,3% и подавленные – 5,6%. Как показало исследование, у абсолютного большинства молодых людей (69,1%) преобладает положительный эмоциональный настрой, и можно предположить, что в жизнь вступает социально активная молодежь. Однако дальнейшее сравнение личностных особенностей оптимистичных и тревожных студентов не подтверждает эту гипотезу.

Анализ средних значений по молодежным группам с различным настроением показал следующее. Тревожное настроение преобладает именно у студентов, имеющих наиболее высокий уровень правового (20,56) и гражданского (7,31) сознания. Те, кто настроен оптимистично, имеют статистически значимо более низкие показатели (18,75 и 5,62). Подавленное настроение характерно для тех студентов, кто имеет наиболее высокий уровень правовых знаний (6,3 против 5,5 у остальных студентов). Результаты межгруппового сравнения подтверждаются и корреляционным анализом, который выявил высоко достоверные связи (вероятность 0,99) между преобладающим настроением и уровнем гражданского сознания. Чем ниже уровень гражданского сознания, тем оптимистичнее и спокойнее чувствуют себя студенты. Можно сказать, что студенты, обладающие гражданским сознанием и ответственностью, глубоко эмоционально переживают современное положение России. Однако адекватно оценить ситуацию могут не все, а только наиболее умные молодые люди. Корреляционный анализ также показал, что развитие правового сознания зависит от уровня сформированности понятийного мышления (вероятность 0,95). Чем выше научное мышление студента, его способность к обучению, тем выше и его правовое и гражданское сознание. Спокойно-оптимистичное настроение преобладает у наименее интеллектуально развитых и не обремененных гражданскими заботами студентов. Во всех группах обследованных студентов выявлен исключительно низкий уровень правовых установок в деловой сфере (в среднем 4,85). При низких правовых установках в деловой сфере работников характеризует несоблюдение дисциплинарных требований, пренебрежительное отношение к ведению документации, составлению и выполнению договорных обязательств и пр. Вряд ли к окончанию обучения в вузе что-либо значительно изменится в лучшую сторону. Проведенные исследования свидетельствуют о личностной незрелости, неготовности подрастающей технической интеллигенции к самостоятельной профессиональной деятельности.

Формирование гражданского сознания, как показал корреляционный анализ, зависит и от нонконформизма, личностной самостоятельности (фактор Q2 опросника Кеттелла). Чем ниже значение фактора Q2, т.е. чем более характерно для студента конформное, ориентированное на группу, компанейское поведение, тем меньше у него гражданской ответственности. Конформные молодые люди (их около 65%) легко адаптируются к студенческой жизни, подчиняясь доминирующим отношениям и усваивая групповые ценности и установки. Они наиболее органично вписываются в студенческую субкультуру, живут сегодняшним днем и хорошо себя чувствуют.

В целом можно сказать, что для большинства обследованных молодых людей характерен социальный инфантилизм, нежелание задумываться о своем будущем и будущем страны, уверенность в том, что кто-то, родители или государство, обеспечат им «светлое будущее». Именно такая жизненная позиция позволяет им сохранять хорошее настроение. Только небольшая прослойка молодой технической интеллигенции, с наиболее развитым научным мышлением, сознает свою ответственность перед будущим и может выступать как позитивная социальная сила. Однако именно они нуждаются в психологической поддержке, чтобы справиться с состоянием эмоциональной дезадаптации и быть готовыми к активной деятельности.

Жизненные ценности. Ценностные установки являются своеобразным ориентиром, который определяет не только общее отношение человека к жизни, но и путь, который он выбирает. Современные студенты технического вуза – это молодые люди, которые родились и выросли в новой России и в процессе социализации осваивают доминирующие в обществе ценности. В их ментальности отражаются новые тенденции идеологических ориентиров и динамика ценностей российского общества. Качественный анализ паттернов, характеризующих основные жизненные предпочтения молодежи, может дать информацию о своеобразии ментальности технической интеллигенции или жизненных целей, которые может ставить человек, получающий высшее техническое образование.

При опросе студентов СПбГПУ использовалась методика жизненных ценностей Ясюковой, представляющая собой переработанный вариант методики Рокича [4]. Суть работы с методикой состоит в том, что респонденты ранжируют по степени субъективной значимости 24 суждения, в результате при последующей математической обработке выявляется иерархия их жизненных ценностей. Методика используется с начала 2000-х годов и позволяет выявить степень значимости для индивида прагматических (материально обеспеченная жизнь, общественное признание, карьера, практичность, здравый смысл и пр.), эгоистических (свобода, независимость, умение использовать случай, развлечения, приятное времяпровождение и пр.), духовно-интеллектуальных (познание, творчество, реализация способностей, самосовершенствование, внутренняя гармония, общение с искусством, эстетическое развитие и пр.), социально-культурных (образованность, общая высокая культура, воспитанность, умение разбираться в людях, альтруизм, забота о всеобщем благе и пр.), морально-волевых (целеустремленность, честность, принципиальность, чистая совесть, чувство долга, ответственность, дисциплина и пр.) и базовых человеческих ценностей (здоровье, семья, друзья, любовь и пр.).

В 2011-2013 годах года было обследовано 958 студентов I – III курсов СПбГПУ. Был проведен корреляционный анализ первичных выборов, или ранговых баллов, которые респонденты присуждали 24 конкретным жизненным ценностям. Выявлено существенное изменение содержания ряда паттернов, образующих различные системы ценностей, по сравнению с тем, что было характерно для обследований 2000-2010 годов. Неизменным остался только комплекс взаимно коррелирущих показателей, характеризующих базовые человеческие ценности (здоровье, семья, друзья, любовь и пр.) Однако были получены значимые отрицательные корреляции базовых человеческих ценностей с такими ценностями как «познание, творчество», «духовность, общение с искусством», «чувство долга, ответственность», «честность, принципиальность, чистая совесть», «дисциплина», «трудолюбие», «альтруизм, забота о всеобщем благе». При подобном отрицании духовных и нравственных ценностей, базовые человеческие ценности предстают в неприглядном свете, характеризуя ограниченную эгоистическую мещанскую позицию, позицию обывателя.

Из системы прагматических ценностей обследованных студентов исчезли такие параметры как «трудолюбие, эффективность в делах» и «практичность, здравый смысл». Их место в корреляционной плеяде заняли «воля, целеустремленность», «свобода, независимость», «образование». В результате несколько изменилось само содержание прагматических ценностей. В сочетании с такими параметрами как, «общественное признание, карьера», «материально обеспеченная жизнь», его смысл для обследованной студенческой выборки – это стремление сделать карьеру, которая предоставит свободу, независимость и материально обеспеченную жизнь, а образование является первой ступенькой в достижении данной цели и рассматривается только как получение диплома. Такое толкование наиболее вероятно, т.к. «образование» высоко значимо отрицательно коррелирует с «самосовершенствованием», т.е. развитее способностей не только не воспринимается студентами как цель образования, но представляется чем-то противоположным и несовместимым с образованием.

Полностью исчез блок социально-культурных ценностей. Часть его качеств, такие как «общительность, умение разбираться в людях», «альтруизм, забота о всеобщем благе», высоко положительно прокоррелировали с морально-волевыми качествами, такими как «честность, принципиальность, чистая совесть», «чувство долга, ответственность», «дисциплина, самоконтроль». В результате образовался комплекс социально-этических ценностей, стремление бескорыстно служить людям. Входивший ранее в блок социально-культурных ценностей показатель «воспитанность, хорошие манеры», объединился с такими показателями как «жизненная мудрость, здравый смысл, практичность», «трудолюбие, эффективность в делах», характеризуя жизненные установки добросовестного исполнителя, который не ставит перед собой высоких целей.

Незначительные изменения претерпели комплексы духовно-интеллектуальных и эгоистических ценностей. С комплексом духовно-интеллектуальных ценностей (интеллект, познание, творчество, реализация способностей, самосовершенствование, духовность, общение с искусством, эстетическое развитие) оказалась высоко значимо положительно связана такая ценность, как «альтруизм, забота о всеобщем благе», в результате комплекс в целом приобрел явное гуманистическое звучание. В комплекс эгоистических ценностей (жизнерадостность, оптимизм, развлечения, приятное времяпровождение, умение использовать случай) вошел такой показатель, как «общительность, широта контактов», что в целом не изменило выраженную в нем доминирующую установку на развлечения и веселое времяпровождение.

Были получены высоко значимые корреляции уровня интеллекта с выбором жизненных ценностей. Чем выше показатели логического мышления (III субтест Амтхауэра), тем более значимыми для студентов выступали духовно-интеллектуальные ценности. Чем ниже были показатели логического мышления, тем более явно проявлялась ориентация на базовые человеческие ценности (в их обывательском варианте).

Проведенное исследование показало, что за последние годы в менталитете молодого поколения произошла некоторая трансформация ценностных ориентиров, возможно, отражающая объективные изменения, происходящие в нашем обществе. Установка на базовые человеческие ценности утратила гуманистическую направленность и превратилась в позицию обывателя, прагматически-деятельная установка преобразовалась в стремление к красивой жизни. Достаточно четко проявились новые установки: на активное бескорыстное служение людям и, напротив, ориентация на тихую, спокойную жизнь. Стремление части молодежи к познанию и творчеству приобрело духовную, гуманистическую составляющую, которая имеет глубокие традиции в ментальности российской интеллигенции.

Отношение студентов к государственной молодежной политике. В исследованиях 2013-2014 годов мы решили выяснить, как воспринимает происходящее в стране само молодое поколение россиян. В опросе участвовали 440 студентов I-II курсов СПбГПУ. Важно было понять, поддерживает ли молодежь те изменения, которые происходят в стране, т.к. от их оценки, положительной или резко критичной зависят их дальнейшие действия, и соответственно роль, которую они будут играть в будущем нашего государства. Мы попытались выяснить, воспринимают ли молодые люди складывающуюся в стране обстановку как благоприятную для своей будущей жизни или оценивают ее негативно. К выбору какого жизненного пути подталкивает молодых людей проводимая государственная молодежная политика?

Студентам была предложена анкета, в которой они могли высказать свое мнение о том, как влияет моральный климат и политика, проводимая нашим государством, на современную молодежь, какие возможности предоставляет, какие личностные качества и жизненные установки в этих условиях у молодых людей формируются. В анкете приводился для оценки примерный набор характеристик с использованием метода полярных профилей с внутренней пятибалльной шкалой. В анкету были также включены методики жизненных и трудовых ценностей (Ясюковой) и III субтест теста структуры интеллекта Амтхауэра (логический компонент понятийного мышления). В анкете также спрашивалось, насколько активно студенты занимаются спортом и что делают, когда сталкиваются с неудачами в жизни и в учебе. Обработка производилась с помощью корреляционного анализа.

Исследование показало, что студенты технического вуза не являются однородной социальной группой. Восприятие морального климата в нашем обществе и возможностей, которые оно предоставляет для развития молодежи, оказалось существенно зависящим от уровня интеллектуального развития студентов. Информацию об интеллектуальных способностях студентов мы получали с использованием теста Амтхауэра. Высокие показатели по III субтесту свидетельствуют о том, что человек умеет адекватно понимать суть излагаемого материала, видеть нестыковку и противоречия в доказательствах, выделять объективные закономерности, причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира, видеть внутреннюю логику в происходящих изменениях, прогнозировать развитие событий. На базе логического компонента понятийного мышления у человека формируется способность к самостоятельному мышлению и самообучению [1, 2]. Анализ процентного распределения показал, что достаточно развитый логический компонент понятийного мышления имеют около 35% обследованных студентов. Достоверных различий меду девушками и юношами не выявлено. Есть некоторая тенденция в интеллектуальном превосходстве девушек, но пока различия не достигают статистически достоверного уровня.

В чем конкретно выразились различия наиболее высоко и недостаточно интеллектуальных студентов в оценке политики и морального климата нашего государства? Были выявлены высоко значимые корреляции данных теста Амтхауэра с качеством оценок, которыми характеризовали студенты, что именно формируется у современной молодежи. Чем выше оказывались интеллектуальные способности студентов, тем более критично они склонны были воспринимать ситуацию, которая складывается в нашем государстве. Наиболее высоко интеллектуальное студенчество считает, что моральный климат и политика, проводимая нашим государством, способствуют закреплению интеллектуальной и культурной ограниченности молодежи, прагматизма, беспринципности, черствости, агрессивности, нетерпимости к инакомыслию, подавляет творческий потенциал, формирует нежелание работать, подталкивает к эмиграции. Чем ниже уровень интеллекта студентов, тем положительнее становится общее восприятие ситуации в стране. Студенты с посредственным интеллектом считают, что проводимая государством политика позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности молодежи, укрепляет нравственность, трудолюбие, патриотизм, формирует толерантность, способствует духовному развитию. Складывающийся в стране моральный климат вполне устраивает именно интеллектуально ограниченных молодых людей, которые не умеют самостоятельно мыслить, объективно оценивать суть происходящих событий, не видят противоречий в доказательствах, легко верят тому, что им внушают.

Корреляционный анализ выявил также высоко достоверные связи интеллекта с жизненными и трудовыми ценностями молодежи. Чем выше уровень интеллекта, тем большее значение для молодого человека имеют духовно-интеллектуальные ценности (творчество, развитие способностей, общение с искусством). Чем ниже интеллект, тем более значимыми становятся материальные, прагматические ценности (материально обеспеченная жизнь, карьера). Анализ трудовых ценностей показал, что для студентов с посредственным интеллектом не имеет значения, чем заниматься, главное для них – это общие комфортные условия работы. Наиболее интеллектуальным студентам представляется особо значимым в трудовой деятельности возможность реализовывать новые идей, творить.

Корреляционный анализ также выявил особенности образа жизни студентов в зависимости от уровня их интеллекта. Чем ниже уровень интеллекта, тем большее значение для студентов приобретают занятия спортом и общение, которое выступает в качестве основной психологической защиты. Чем меньше у студента успехов в учебе, тем активнее он общается в Интернете и по телефону, старается проводить больше времени с друзьями, ходит на вечеринки, ищет новые знакомства, т.е. старается не думать о неприятностях и весело жить сегодняшним днем. Наиболее интеллектуальные студенты не прибегают к психологическим защитам, они предпочитают самокритику, самостоятельный анализ проблем и возможностей для поиска рационального выхода из неприятной ситуации.

Среди студенчества растет правовой нигилизм. Только около 30% считают, что соблюдать следует все законы. Половина опрошенных молодых людей (даже несколько более 50%) считает, что соблюдать следует только те законы, которые согласуются с общими представлениями о морально-этических нормах, 5% ориентируются на традиции нашего общества, а 15% – только на свои личные убеждения. Фактически 70% обследованных студентов готово поступать в соответствии со своими представлениями, даже если это будет идти вразрез с правовыми нормами. Подобные установки также свидетельствуют о негативном отношении молодежи к политике нашего государства.

Сравнительный анализ результатов обследования 2012 и 2013 годов выявил усиление негативных оценок студентами общего морального климата в стране и проводимой государством молодежной политики. Если в опросе 2012 года негативную оценку давали в основном наиболее высоко интеллектуальные студенты, то в 2013 году аналогичного мнения стали придерживаться и многие их мене интеллектуальные сокурсники. Анализ средних значений показал смещение всех оценок в сторону негативного восприятия студентами тех возможностей, которые может предоставить им наше государство. По трем показателям негативное смещение статистически достоверно. А именно: студенты считают, что проводимая политика нацелена на ограничение развития интеллектуальных способностей молодежи, блокирование активности, воспитание пассивности, послушания подрастающих поколений. В связи с этим достоверно интенсивнее проявилась установка студентов на эмиграцию. Также студенты считают, что моральный климат в стране таков, что поощряется прагматизм, черствость, беспринципность и культурная ограниченность. В подобной обстановке пропадает желание работать. Такого мнения придерживаются студенты одного из лучших технических вузов России.

Проведенное пилотажное исследование показало, что политика, проводимая нашим государством, ориентирована на наименее интеллектуальных молодых людей, которых не волнует уровень их профессионализма, т.к. им все равно, где и кем работать, лишь бы общие условия труда были комфортными, а зарплата высокой. Однако именно в связи с недостатком интеллекта, они не в состоянии понять, что очень сложно найти высоко оплачиваемую работу при низком уровне профессиональной подготовки. Именно с этим они столкнутся после окончания вуза. Высоко интеллектуальные студенты считают, что они вряд ли смогут реализовать свои способности в нашей стране, т.к. государству не нужны умные, самостоятельно мыслящие люди, что проводимая государством политика вынуждает к эмиграции.

В целом проводимые нами в течение последних 10 лет исследования свидетельствуют о том, вряд ли можно ожидать в ближайшие годы появления в России высоко квалифицированных инженерных кадров. Соответственно, планируемый руководством страны технический прорыв и быстрое восстановление отечественной промышленности, к сожалению, не имеет под собой объективной основы.

Литература:

1. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. СПб., 2002.

2. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб., 2005

3. Ясюкова Л.А. Правовое сознание в стркутуре ментальности Россиян. СПб., 2008.

4. Ясюкова Л.А. Влияние интеллектуальных и личностных особенностей на формирование жизненных ценностей молодежи // Российское общество: проблемы социального согласия и развития. Под ред. В.Е. Семенова. СПб, 2014, с. 133-149.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: