Степан Максимович Максимов (30.10.1892 – 26.08.1951)




Чувашский композитор, собиратель и исследователь чувашской народной песни, музыкальный организатор и педагог, основатель и первый директор Чебоксарского музыкального техникума, один из основоположников чувашской профессиональной музыкальной культуры.

 

Степан Максимов родился 18 октября по старому стилю 1892 года в селе Яншихово-Норваши, Янтиковского района Чувашской АССР, в бедной крестьянской семье. В 1907 году после окончания сельской двухклассной школы он поступает в Симбирскую чувашскую учительскую школу. В эти же годы там обучался Фёдор Павлов, впоследствии талантливый чувашский композитор и драматург, ближайший друг С. М. Максимова.
В 1911 году, после окончания школы, И. Я. Яковлев — директор школы, известный просветитель чувашского народа, оставляет их обоих в этой же школе преподавателями музыки (С. М. Максимов) и пения (Ф. П. Павлов).
В 1914 году в Казани С. М. Максимов экстерном сдает экзамен на звание учителя пения. В 1919—1921 годах он работает сельским учителем в Симбирском уезде, позже работает на разных должностях в Симбирском губоно.

В 1919 году он вступает в ряды ВКП (б). В 1925 году переезжает на работу и постоянное жительство в Чебоксары, столицу Чувашской АССР. В течение одного года работает в аппарате Чувашнаркомпроса, а с 1926 года переходит на работу в Чебоксарскую музыкальную школу в должности заведующего.

С 1929 года по его инициативе на базе музыкальной школы организовывается Чебоксарский музыкальный техникум, директором которого он становится. В 1930 году, задавшись целью получить высшее музыкальное образование, С. М. Максимов поступает на композиторское отделение Московской государственной консерватории; он учился в классе профессоров Р. Глиэра и Ан. Александрова.

В 1935 года, после окончания консерватории, С. М. Максимов возвращается в родную Чувашию и работает директором музыкального училища, проявляя высокую творческую активность.

Он обрабатывает чувашские народные песни для хора, а в 1918 году в Симбирске выходит первый сборник его обработок, напечатанный на шапирографе. Творческое наследие С. М. Максимова богато и разнообразно. Им создано (включая обработки народных песен) сотни музыкальных произведений. Среди них — песни для хора без сопровождения и для голоса в сопровожденнии фортепиано, детские песни, «Чувашская увертюра» для симфонического оркестра, «Чувашская сюита» для симфонического оркестра, «Чувашская сонатина» для фортепиано, «Чувашский марш» для духового оркестра, обработки для струнного квартета. Его песни изданы четырьмя отдельными и тремя коллективными сборниками.

Кроме того, им написано большое количество статей по вопросам чувашской музыки и народного музыкального творчества. В 1935 году в Чебоксарах был издан на чувашском языке составленный им «Учебник музыкальной грамоты». Колоссальная работа проделана С. М. Максимовым по собиранию и изучению чувашской народной песни. Им записано более двух тысяч чувашских народных песен. Он выпустил три сборника народных песен. После его смерти остались подготовленными к печати ещё три сборника.


 

С. М. Максимов умело использовал в своем творчестве лучшие образцы чувашской народной песни. Народные песни, обработанные и гармонизированные им для хорового и сольного исполнения, — «Не гнись, орешник», «Застольная», «Хороводная», «Лети, лети, кукушка», «Уж лес шумит», «Про лебедя», «Снизу идет белый пароход», «Наш отец сазан-рыба» и многие другие — пользуются большой популярностью в народе.

 

 

С. М. Максимов написал также много оригинальных песен. Среди них следует особо отметить песни: «Колхозная трудовая», «Как в летнюю пору», «С гармошкой», «Наш дядя Николай», «Комсомолка Урине», которые ещё в начале тридцатых годов получили широкую популярность в народе.
Из произведений, написанных им в последние годы жизни, особенно выделяются: «Колхозный сад», «Мой милый с гармошкой», «Родное поле», а также обработки народных песен: «Тоскую по милой», «Батюшкин сад», «Понапрасну я ходил» и др.

Значительный художественный интерес представляют написанные им в консерватории «Чувашская увертюра» для симфонического оркестра и «Чувашская сонатина» для фортепиано, основные темы которых по характеру очень близки к чувашской народной музыке.

18 декабря 1937 года он был арестован, обвинен в буржуазном национализме («Вел борьбу против мероприятий, проводимых Советской властью в области национальной политики»). 30 декабря 1937 года приговором спецтройки НКВД Чувашской АССР осуждён по статье 58-10 УК РСФСР к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

18 ноября 1947 года освободился и вернулся в город Чебоксары.
С 1948 года работал альтистом симфонического оркестра в Чувашской государственной филармонии. 26 августа 1951 года С. М. Максимов скончался. Реабилитирован посмертно 21 сентября 1955 года, восстановлен в звании заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР. Похоронен на Чебоксарском мемориальном кладбище.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: