Фискальная политика. Государственный бюджет




Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – разновидность (направление) государственной экономической политики, представляющая собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Фискальная политика осуществляется с помощью налогообложения и правительственных расходов. Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и государственных расходов, называются финансовыми отношениями, или финансами. Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы, центральным звеном которой выступает государственный бюджет.

Основой фискальной политики является государственный бюджет. Государственный бюджет – это смета государственных доходов и расходов на финансовый год. Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на финансирование социальных программ, на поддержание и развитие государственного сектора экономики, на многие другие цели.

Составными частями фискальной политики государства являются:

  • дискреционная политика, подразумевающая регулирование государством своих расходов и доходов (налогообложения). Рост/снижение государственных расходов увеличивает/снижает совокупный спрос. Занятость возрастает/падает – выпуск продукта возрастает/падает. Рост/снижение налогов уменьшает/увеличивает располагаемый доход, что снижает/увеличивает совокупный спрос, занятость и выпуск продукта падают/растут.
  • недискреционная политика (политика автоматических стабилизаторов), регулирующая доходы и расходы независимо от оперативных действий государства;

I. Дискреционная политика – выступает в двух вариантах:

  • расширительная (стимулирующая) политика, увеличивающая совокупный спрос с помощью роста государственных расходов и снижения налогов и направленная на увеличение объема производства и занятости (проводится во время экономического спада);
  • ограничительная (рестриктивная или сдерживающая) политика, сдерживающая совокупный спрос с помощью снижения государственных расходов и повышения налогов и направленная на сокращение объема производства и занятости (проводится во время экономического подъема).

Ограничительная политика применяется, прежде всего, для борьбы с инфляцией, а расширительная – для сглаживания цикличности развития экономики и обеспечения экономического роста. Расширительная политика может породить инфляцию.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

  • изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G)

В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится увеличение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов увеличивается на величину прироста государственных закупок товаров и услуг?G. При этом объем производства и совокупный доход увеличиваются больше чем на?G благодаря эффекту мультипликатора государственных закупок, т.е. многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

В период экономического подъема с целью снижения объема производства и занятости производится уменьшение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов снижается на величину сокращения государственных закупок товаров и услуг?G. При этом объем производства и совокупный доход сокращаются больше чем на?G благодаря эффекту мультипликатора.

  • изменение суммы подоходного налогообложения (T).

При наличии подоходного налогообложения располагаемый доход, идущий на потребительские расходы и сбережения, становится меньше совокупного дохода на сумму собранных налогов:

Yd = Y – T

Тогда потребительская функция принимает следующий вид:

C = Cавт. + MPC×(Y – T)

В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится сокращение объема подоходного налогообложения. При этом располагаемый доход домохозяйств возрастает, и увеличивается их потребительский спрос. Тогда объем планируемых расходов возрастет, и объем производства, и совокупный доход тоже увеличатся, причем больше чем на величину сокращения налогов благодаря действию налогового мультипликатора.

Изменение подоходного налогообложения сопровождает мультипликационный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов и совокупного дохода по модулю больше, чем исходное сокращение подоходных налогов?T. Таким образом, сокращение подоходного налогообложения приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

В период экономического подъема с целью снижения объема выпуска и занятости производится увеличение объема подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расходов снизится. При этом объем производства и совокупный доход сокращаются на большую величину благодаря действию налогового мультипликатора. Таким образом, увеличение объема подоходного налогообложения имеет мультипликационный эффект, поскольку итоговое сокращение планируемых расходов, объема производства и совокупного дохода по модулю больше, чем первоначальное увеличение налогов.

В систематизированном виде в зависимости от целей способы проведения фискальной политики можно представить в следующей таблице:

 

Состояние экономики Вид фискальной политики Изменение объема государственных закупок Изменение объема подоходного налогообложения
Экономический спад Стимулирующая Увеличение Сокращение
Экономический подъем Сдерживающая Сокращение Увеличение

Дискреционная фискальная политика, представляющая собой применение обоих инструментов одновременно, называется комбинированной.

Следует также знать, что при увеличении государственных расходов (закупок) возникает так называемый «эффект вытеснения» – инвестиционная конкуренция между государством и частным сектором (домашних хозяйств и предприятий), ведущая к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок повышает ставки процента, что ведет к сокращению частных инвестиций. Сокращение реальных частных инвестиций влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

 

II. Недискреционная фискальная политика (политика автоматических стабилизаторов) – является вторым составным элементом общей фискальной политики государства, которая определяется сочетанием действия дискреционной и недискреционной политики.

Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это не зависящие от политики государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в экономике. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукта. Действие автоматических стабилизаторов отражается на величине циклического дефицита / профицита бюджета.

Недискреционная фискальная политика задается, прежде всего, законодательным путем. Его цель – встроить в экономику механизмы, которые влияют следующим образом:

  • ослабляют колебания производства и занятости:
  • без специальных правительственных решений оказывают при наступлении спада стимулирующее фискальное воздействие на экономическую конъюнктуру (путем увеличения бюджетного дефицита), а во время подъема – сдерживающее (путем увеличения бюджетного излишка).

Таким образом, основная задача недискреционной политики – ослабить колебания совокупного спроса и дохода, тогда как задача дискреционной политики – устранить негативные последствия этих колебаний.

Наиболее широко распространены следующие виды автоматических стабилизаторов:

  • Система прогрессивного налогообложения доходов (влияет на величину располагаемого дохода – например, увеличение валового дохода индивида или предприятия увеличивает их налоговые отчисления). Воздействие на доход контролирует совокупный спрос. В периоды подъема / спада расходы соответственно увеличиваются / снижаются более плавно, чем получаемые доходы.
  • Социальные выплаты и пособия по безработице. При подъеме количество безработных и малоимущих сокращается, уменьшая социальные выплаты государства.
  • Потребление – при росте доходов потребление домашних хозяйств возрастает, но не в той же мере, как доход.

Нужно заметить, что неоклассическая школа признает в качестве автоматического стабилизатора только потребление, так как в неоклассической концепции совокупный спрос не зависит от фискальной политики.

Таким образом, фискальная политика предполагает манупулирование доходной и расходной частью государственного бюджета. Вообще, в широком смысле слова, под бюджетом понимается соотношение между доходами и расходами участника экономической системы, фактически баланс между доходами и расходами, в течение определенного периода. Как уже отмечалось в разделе «Микроэкономика», бюджет может существовать и для домохозяйств, и для фирм. В рамках настоящего раздела речь будет идти о бюджете государства.

Государственный бюджет – баланс доходов и расходов государства, а сововкупность бюджетов всех органов власти, действующих на территории данной страны образуют бюджетную систему. Конкретный вид бюджетной системы того или иного государства зависит от государственного устройства, в России, являющейся федеративным государством, бюджетная (как впрочем и налоговая) система является трехуровневой и в конолидированном виде (в этом случае говорят также о «бюджете расширеного правительства») представляет собой совокупность федерального, региональных (субъектов федераци) и местных бюджетов. Бюджетные и межбюджетные отношения характеризуют финансовые отношения, возникающие между учамстнкиами рынка (фирмами и домохозяйствами) и государством по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназанченного для совместного потребления. Взаимоотношение между бюджетами в РФ регулируется в первую очередь Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

Фунции бюджета многообразны и его можно рассматривать как средство реализации государственных функций. Функции бюджета также аналогичны рассмотренным в дальнейшем функциям налогов, и среди функций выделяются следующие:

  • фискальная функция – связана с фомрированием доходной части бюджета и предусматривает аккумулирование и централизацию финансовых ресурсов на нужды государства с целью ыполнения им своих задач;
  • регулирующая функция – заключается в ругулировании социально- экономчеких процессов в стране, более эффектинвой аллокации ресурсов;
  • перераспределительная функция – ее роль предполагает перераспределение финансовых ресурсов в территориальном, отраслевом и персональном аспекте (от одних слоев населения к другим)
  • контрольная функция, предполагает контроль государства за финансами государства, а также связанным с ним хозяйствующих субъетов, позволяет отрегулировать пропорации распределения средств и характер их использования.

Кроме вышеперечисленных функций выделяется также инвестиционная функция, функция стимулирования предпринимательства, антикризисная функция (что предполагается в рамках различых вариантов фискальной политики).

Структура государственного бюджета предполагает, очевидно доходную и расходную часть, каждая из них имеет особенности формирования, существует определенное соотношение между доходной и расходной частями. Как правило, они не совпадают, вследствие чего возникает профицит (превышение доходов над расходами) бюджета, или дефицит (в обратном случае).

Доходная часть бюджета предполагает поступления из расзличных источников. Наиболее значительной составляющей доходной части в современных условиях являются налоговые поступления (до 80-90 % всех доходов). Кроме того, следует выделить также:

  • доходы от реализации государственной собственности (доходы от приватизации, продажи пакетов акций принадлежащих государству компаний, реализации гос. имущества и др.);
  • доходы от деятельности государственных предприятий;
  • взносы, пошлины, сборы, штрафы, платы за лицензии и другие неналоговые доходы.
  • сеньораж.

В свою очередь, расходы государственного бюджета также имеют сложную многоуровневую структуру. Существуют различные классификации бюджетных расходов, можно выделить наиболее общие:

По социально- экономическому назначению бюджетные расходы подразделяются на:

  • расходы на оборону;
  • на социально- экономические цели;
  • на финансирование народного хозяйства;
  • на госуправление;
  • на науку и образование и т.д.

В свою очередь, по экономичекому содержанию бюджетные расходы подразделяются на гос. закупки товаров и услуг, трансферные платежи и расходы по обслуживанию госдолга. Последние возникают как следствие процесса заимстования со стороны государсва в случае долговременного бюджетного дефицита. При наличии дефицита государство может сбалансировать доходы и расходы следующим образом:

  • эмиссионным путем, т.е. просто напечатать на недостающую сумму деньги. Очевидно, что данный способ финансирования дефицита ведет к инфляции и не может применяться постоянно
  • путем долгового финансирования дефицита, когад государство занимает на внутреннем и внешнем рынке либо путем выпуска государственных ценных бумаг, либо путем выхода на внутренний и международный кредитный рынок, получая кредиты как у национальных банков, так и у иностранных банков, международных правительсвенных организаций, МВФ, Всемирного банка и т.д.

Процесс заимствования государством имеет свои положительные и отрицательные стороны и во многом зависит от направления использования заемных средств. Если государство эффективно использует полученные финансовые ресурсы, в частности на создание высокоприбыльных производств, новых рабочих мест, улчшение инфраструктуры и т.д, т.е. те мероприятия, котрые приведут к увеличению роста ВВП в будущем, то налицо источник для выплаты обязательств. В случае, если полученные средства «проедаются», либо используются на спорные цели экономической политики (к примеру, поддержание завышенного курса рубля в 1998 г.), то это зачатую приводит лишь к тому, что перераспределяет бремя госдолга на плечи будущих поколений.

Помимо вышеперечиленных мер по ликвидации дефицита бюджета государство может попытаться либо сократить расходы (в этом случае речь идет о секвестре бюджета, т.е. пропроционально снизить все статьи расходов бюджета, за исключением ряда «защищенных» статей, атких как расходов на медицину, зарплату и т.д. Или же государство может попытаться увеличить налоги, как в целом в экономике, так и для отдельных отраслей. Последнее не всегда приводит к росту доходов бюджета, поскольку возрастает уклонение от уплаты налогов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: