Издательство «РНОМ И Д»
комплект пособий Мазановой Е.В. по коррекции акустической дисграфии
[V] КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.Конспек ты занятий для логопеда
[/[ УЧУСЬ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ. Альбом 1.Упражнения по коррекции акустической дисграфии
![]() |
Е.В. МАЗАНОВА УЧУСЬ |
Е.В, ИШШ |
У^ УЧУСЬ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ. Альбом 2.Упражнения по кор рекции акустической дисграфии
коррекция ОПУТАТЬ |
ЗВУКИ |
АКУСТИЧЕСКОЙ |
Е.В. МАЗАНОВА
*&
Эти пособия и множество другой развивающей и обучающей
литературы вы можете приобрести или заказать «КНИГА-ПОЧТОЙ»
на специализированной выставке-продаже «ДОШКОЛЬНИК»
по адресу:
ISBN 978-5-296-01105-3 |
9~3 |
107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18 Помещение копировального центра Проезд:ст.м. Сокольники, авт. 265, 716, тр. 7, трол. 14, 32, 41 до ост. «Депо им. Русакова. Академия приборостроения» Тел.:8-926-215-10-05, 8-925-046-/ б^Ь Эл. почта:gnom_logoped@newmail и\\\\\\\\\\\\\\\1
Е.В. МАЗАНОВА
КОРРЕКЦИЯ
АКУСТИЧЕСКОЙ
ДИСГРАФИИ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯЛОГОПЕДОВ
ББК 74.1 М12
Мазанова, Е.В.
Ml2 КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.Конспекты за-
нятий для логопедов / Е.В. Мазанова. — 2-е изд., испр. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 184 с.
' ISBN 978-5-296-01105-3
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.
Комплект пособий адресован логопедам массовых и коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов, педагогам коррекционных классов.
ББК 74.3
Издатель — А.П. Казаков
Редактор — Н.Е. Арбекова
Корректор — О А. Михайлова
Обложка — Д.Р. Кудряков
Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова
ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел.:8-926-215-10-05, 8-925-046-44-46. Эл. почта: gnom_logoped@newmail.ru
Подписано в печать 18.05.2010. Печать офсетная. Объем — 11,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 3000 экз. Заказ № 1962.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Домодедовская типография». 142001, Московская обл., г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1.
© Мазанова Е.В., 2006
ISBN 978-5-296-01105-3 |
© Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2010
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефи-менкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований. Логопедам-практикам пособия помогут вести коррекционную работу целенаправленно и планомерно, так как в них отражен системный подход, который определяет содержание коррекционной работы.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе
Г-1962
Введение
Введение
письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв на письме:
- звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж-Ш);
- лабиализованные гласные (О - У, Ё - Ю);
- соноры (Л, М, Н, Р, Й);
- свистящие и шипящие (С - Ш, 3 - Ж, СЬ - Щ);
- аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч - Щ, Ч - Ц, Ч - ТЬ, Ц - Т, С - Ц, Ч - Ш, Ц - ТС).
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном
плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а
также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий -речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;
- все буквы и звуки родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости - мягкости, по звонкости - глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры).
Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А-Я,0-Ё,У-Ю,Э-Е. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б - П, Д - Т, Г - К.
б
Введение
Введение
В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.
Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой, но также не исключена возможность частичного или полного использования предлагаемого материала на индивидуальных занятиях по устранению акустической дисграфии.
В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и физ-минутки, содержание которых связано с темой занятия.
Большое внимание в ходе предлагаемых занятий уделяется припоминанию литературных произведений, герои которых «присутствуют» на занятии, все это помогает параллельно вести работу по развитию связной речи.
Выполнение детьми заданий на доске, на карточках, в рабочих альбомах создает условия для решения следующих специальных задач.
1. Обогащение зрительных представлений.
2. Развитие зрительно-двигательной координации.
3. Стимуляция познавательной активности.
4. Включение мыслительных операций.
5. Развитие неречевых процессов.
Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.
I. Подготовительный.
II. Основной.
III. Заключительный.
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие слуховых дифференцировок.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
1. Закрепление полученных знаний.
2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Предлагаемая методика обучения строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.
Представленное перспективное планирование и конспекты занятий могут быть рекомендованы для работы с детьми младшего школьного возраста независимо от программы, по которой работает логопед.
Конспекты фронтальных логопедических занятий базируются на современных в логопедии требованиях, которые распространяются на все виды фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий:
- тема и цель занятия пронизывает все этапы работы;
- занятия максимально насыщены изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом;
- на занятиях сочетаются учебные и игровые методы работы;
- проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия;
- происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи. Параллельно ведется работа по обогащению словаря и
развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.
Введение
В представленном плане дан приблизительный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. Учитель-логопед самостоятельно намечает темы и определяет количество часов для каждой темы после проведения обследования устной и письменной речи младших школьников.
В данном пособии не представлены конспекты по некоторым обобщающим темам, например: «Звонкие и глухие согласные», «Дифференциация свистящих и шипящих звуков», а также редко встречающиеся виды нарушений «Буквы Э - Е», «Звуки «ТС - Ц» и т.д. При необходимости логопеды могут восполнить этот пробел самостоятельными наработками.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
/ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ
ДИСГРАФИИ
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
/. Подготовительный этап работы | |||
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления | 6-8 ' | |
Звуки | Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1-2 | |
Гласные и согласные звуки | Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | 1-2 | |
//. Основной этап работы | |||
Дифференциация гласных А — Я, У - Ю, О - Ё, Ы-И,Э-Е | Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме | 1-2 | |
Дифференциация гласных А — Я | Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А — Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте | ||
6. | Дифференциация гласных У — Ю | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У — Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте |
10 Перспективное планирование занятий
Перспективное планирование занятий11
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
Дифференциация гласных 0 — Ё | Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О — Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | ||
Дифференциация гласных Ы — И | Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв-Ы — И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | ||
Дифференциация гласных Э — Е | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э — Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | ... 3 | |
Мягкий знак | Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения | "3 | |
Звонкие и глухие согласные | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
Звуки Б — Б', П — П' | Звуки Б — Б', П — ГГ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со |
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | |||
Звуки В - В', Ф -Ф' | Звуки В - В', Ф - Ф'. Дифференциация звуков В - В', Ф — ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
Звуки Г - Г, К -К', X - X' | Звуки I — Г, К — К'. Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
Звуки Д - Д', Т - т; | Звуки Д - Д', Т — Т\ Дифференциация звуков Д — Д', Т — Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
Звуки 3 — 3', С — С | Звуки 3 — 3', С — С. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
Перспективное планирование занятий
Перспективное планирование занятий 13
ТЗ
2Т
"27
Тема занятия
Звуки Ж - Ш
Лабиализованые гласные. Звуки О — У
Лабиализованые гласные. Буквы Ё — Ю
Дифференциация соноров. Звуки Р — Р'-Л-Л'
Звуки Л - Л' - Й"
Содержание работы
Звуки Ж — Ш. Дифференциация зву-ков Ж — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Закрепление знаний о гласных зву-ках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и кооординации движений
Ьуквы Ё — Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё — Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза
Звуки Р — Р', Л — Л'. Дифференциа-ция звуков Р — Р.', Л — Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Й, Л - Л'. Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
25 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме | 2-5 |
Звуки С-С, Ш | Звуки С — С, Ш. Дифференциация звуков С — С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
Звуки 3 — 3', Ж | Звуки 3 - 3', Ж. Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
Звуки С-С, Ц | Звуки С - С, Ц. Дифференциация звуков С — С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
Звуки 1С - U, (на усмотрение логопеда) | Знакомство со звуками ТС— Ц. Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на |
14 Перспективное планирование занятий
Перспективное планирование занятий
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
Символ |
® |
® |
© |
© |
(С С) |
ш | Тема занятия | Содержаниеработы | Кол-во часов |
письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | |||
Звуки Ч - Щ | Звуки Ч — Щ. Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза | ||
Звуки Ч — ТЪ | Звуки ТЪ — Ч. Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
Звуки Ч - Ш | Звуки Ч — Ш. Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок | ||
Звуки Ч — Ц (на усмотрение логопеда) | Звуки Ч — Ц. Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков | |||
///. Заключительный этап | |||
Развитие связной речи | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение... | 6-10 |
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНСПЕКТАХ ЗАНЯТИЙ
___________________ Обозначение_________________
Кружок красного цвета, для обозначения гласного звука
X |
Кружок для обозначения йотированных гласных после ь и ъ, после гласного и в начале слова (зеленый + красный)
Зеленый кружок для обозначения мягкого согласного звука
Зеленый звонок — символ для обозначения звонкого
мягкого согласного; на письме зеленый, незакрашенный
кружок
— зеленый закрашенный |
Зеленые наушники — символ для обозначения глухого
мягкого согласного; на письме кружок
Кружок синего цвета для обозначения твердого согласного
Звонок синего цвета — символ для обозначения звонкого твердого согласного; на письме синий незакрашенный кружок
Наушники синего цвета — символ для обозначения глухого твердого согласного; на письме синий закрашенный кружок
Буквы А-Я 17
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Дифференциация гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И. Буквы А - Я.
Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я; закреплять знания о гласных; учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: таблица букв; пособие «Парашютисты»; модели слов*.
Ход занятия J. Оргмомент
1. Припоминание гласных букв, которые используются
для смягчения согласных.
Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми.
Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА - ЙА - ЙА!» Прислушались звуки и услышали «Я — Я — Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я.)
Потом звук Й пел вместе с О (ЙО - ЙО - ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:
ЙУ - ЙУ - ЙУ = Ю ЙЭ - ЙЭ - ЙЭ = Е
ЙО-ЙО - ЙО = Ё ЙА - ЙА - ЙА = Я
Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!»
2. Знакомство с гласной буквой Я (задание I.e. 3)*
Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.
МЯ = [М'] + [А] Я — "Ж
!У / яблоко
[И + А] = [ИА] Я^Т
3) (К) \%) ^ обезьяна, объявление
А | Е | Ю | Э | Ы | О |
Я | Э | У | Е | И | Ё |
II. Основная часть
1. Знакомство с образованием йотированных гласных
через прослушивание сказки.
Логопед: Послушайте сказку о. гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.
«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О, У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся,
* Здесь и далее: на каждом занятии используется пособие Е.В. Мазановой «Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников» (М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006).
3. Развитие Фонематического анализа и синтеза.
Игра: «Скажи наоборот».
Логопед называет слог с гласной А, дети придумывают слог - с буквой Я и наоборот: логопед называет слог с гласной Я, а дети - с гласной А.
ма - мя та - та ар - ... ла - ...
ня - ... яч - ... фа - ... ам - ...
Отмечают гласныеАиЯсоответствующим символом.
Логопед: Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? Почему? Какую гласную выберем после твердого согласного? А после мягкого?
* Здесь и далее: даны ссылки на пособие Е.В. Мазановой «Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников» (М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006).
2-1962
Конспекты занятий по преодолению акустической биографии
Буквы А —Я
4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Игра «Парашютисты».
Логопед: С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам опуститься на полянки: если в слове - названии картинки - есть буква Я - на поляну с написанной на ней буквой Я, если есть буква А - на поляну с буквой А, а если есть буквы А - Я - на поляну с буквами А - Я.
Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна.
Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Мост - в этом слове нет ни Я, ни А.) В каких словах гласная Я не служит для смягчения согласных? (Лилия, яблоко, обезьяна.)
5. Физминутка. «Яблоко».
Руку протяни, яблоко сорви. | Дети декламируют стихи и вы- |
Стал ветер яблоню качать, | полняют движения по тексту. |
Трудно яблоко сорвать. | |
Подпрыгну, руку протяну — | |
Быстро яблоко сорву. |
6.Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа
и синтеза.
Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А - Я. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.
Модели слов:
Р - Д М - Л ЗАВ - Л
7. Развитие зрительного внимания и звукового анализа
(задание 2. с. ft).
Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных.
ШЛ_ПА Л_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ
К_МЕНЬ М_ТА Т_ЩИТ К_ША
Т НЕТ КР СИТЬ ГЛ 3 СТ РЫЙ
III. Итог занятия
Логопед: Припомните, когда- буква Я обозначает один звук, а когда - два? Припомните слова, где пишется гласная буква Я, гласная буква А.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: Дифференциация гласных А - Я.
Целии задачи: закреплять знания о гласных А - Я; учить детей дифференцировать гласные А - Я в словах; развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие; закреплять знания о звуковом составе слова; развивать логическое мышление, восприятие, слуховое и зрительное внимание.
Оборудование:мяч; буквы А - Я (запись на доске); карточки с буквами А - Я на каждого ребенка; таблица для буквы Я (запись на доске).
Ходзанятия I. Оргмомент
1.Закрепление знаний о гласных А - Я.
Логопед: Сядет тот, кто придумает слово с гласной А, а теперь с гласной Я.
2.Сформулировать и записать тему занятия.
И. Основная часть
1. Развитие фонематического восприятия.
Различение А- Я в слогах, в словах.
Логопед: Поднимите букву А, а потом Я на прослушанные слоги и слова:
- ряд слогов: РА, РЯ, ТА, ТЯ, ВЯ, КЯ, КА, ВА, ДЯ, ЖА, ФА, ФЯ, ...
- ряд слов: БАК, ПАР, ЖАЛ, ВЯЗ, МАЛ, ДЯДЯ, УПАЛ, ЛАПА, ВРАЧ, КАША, ЛАК...
Логопед: Назовите слова, которые можно объединить по какому-либо признаку. (Рак-лак - отличаются первыми звуками, каша-лапа - имеют две одинаковые гласные, ряд-рад - сходны по звучанию и написанию и различаются на слух и на письме только одной гласной - пишем А или Я.)
2М962
20 Конспекты занятий по преодолению акустической биографии
2.Развитие памяти.
Логопед: Запишите несколько слов (5-6) и укажите место гласных А - Я и согласные перед ними.
3.Развитие орфографического навыка письма
(задание 3. с. 3).
Логопед: Рассмотрите картинки и сделайте к ним подписи (картинки: паук, собака, флаг, месяц, мясо, рябина). Выделите в словах буквы А - Я и согласные перед ними цветными карандашами.
4. Физминутка. «Яблоко» (см. занятие 1).
5. Развитие слогового анализа и синтеза (задание 4. с. 3).
Логопед: Закончите слова, добавив слоги ЛА или ЛЯ.
Ва... ме... Ко... не».
То... пет... ска... топо...
6.Развитие зрительного внимания (задание 5. с. 4).
Логопед: Торопыжка записывал слова с буквами А - Я,
но так спешил, что часто путал буквы. Помогите Торопыж-
ке. Запишите слова правильно.
МЯШИНЯ ЗЕБРЯ СКЯМЕЙКЯ
НАНА КЯПЮШОН ТЕТРЯДИ
ГРАЗНО СЛАКОТЬ ЗЯМЕТКЯ'
КЛАКСЯ
Логопед: Подчеркните слова, которые можно объединить
в одну группу по какому-либо признаку.
III. Итог занятия (задание 6, с. 4)
Логопед: Запишите слова - названия картинок (картинки: курица, дятел, цапля). Выделите в словах буквы А - Я и согласные перед ними. С какими согласными дружит гласная А, а с какими Я? Подберите признаки к этим словам.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными А - Я в предложениях и тексте.
Буквы А —Я
Цели и задачи:закреплять знания детей о буквах А - Я; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными А - Я в предложениях и текстах; развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, навыки языкового анализа и синтеза; учить соотнесению звуков с символами и буквами.
Оборудование:разрезные буквы А - Я (на каждого ребенка); буквы А - Я (запись на доске); карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия/. Оргмомент
1.Развитие имения составления слов из отдельных букв
(задание 7. с. 4).
Логопед: соберите слова из букв и прочтите их. Какие
слова у вас получились?
д, д, я, я а,м, м, я н, н, я, я
з, м, л, е, я к, р, т, о, а, н к, р, я, а, о, г
(Коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон.)
Логопед: Запишите слова и отметьте согласные перед
гласными А - Я* Объясните значение записанных слов.
2.Сделайте вывод и сформулируйте теми занятия.
II. Основная часть
1. Тренировка в составлении словосочетаний. Запись словосочетаний и обозначение согласных перед гласными А- Я (задание 8. с. 4). Логопед: Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому слову из левого столбика подходящее слово из правого. Образец: погода + холодная = холодная погода.
ХИТРАЯ Б...БОЧК...
ЛОВКАЯ МЫШК...
ПУШИСТАЯ ЗМЕ...
СЕРАЯ ОБЕЗЬ...Н...
ЯДОВИТАЯ КОШК...
ЯРКАЯ ЛИС...
Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии
БуквыУ-Ю
2.Развитие навыков языкового анализа и синтеза
{задание 9. с. 5).
Логопед: Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и составьте из этих предложений рассказ. Запишите его, выделите буквы А - Я и согласные перед ними.
Ваня, лесом, любовался.
Ваня, собирать, землянику, стал.