УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНСПЕКТАХ ЗАНЯТИЙ




Издательство «РНОМ И Д»

комплект пособий Мазановой Е.В. по коррекции акустической дисграфии

 

[V] КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.Конспек ты занятий для логопеда

[/[ УЧУСЬ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ. Альбом 1.Упражнения по кор­рекции акустической дисграфии

Е.В. МАЗАНОВА УЧУСЬ
Е.В, ИШШ

У^ УЧУСЬ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ. Альбом 2.Упражнения по кор рекции акустической дисграфии

коррекция ОПУТАТЬ
ЗВУКИ

АКУСТИЧЕСКОЙ

Е.В. МАЗАНОВА

*&

Эти пособия и множество другой развивающей и обучающей

литературы вы можете приобрести или заказать «КНИГА-ПОЧТОЙ»

на специализированной выставке-продаже «ДОШКОЛЬНИК»

по адресу:

ISBN 978-5-296-01105-3
9~3

107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18 Помещение копировального центра Проезд:ст.м. Сокольники, авт. 265, 716, тр. 7, трол. 14, 32, 41 до ост. «Депо им. Русакова. Академия приборостроения» Тел.:8-926-215-10-05, 8-925-046-/ б^Ь Эл. почта:gnom_logoped@newmail и\\\\\\\\\\\\\\\1


Е.В. МАЗАНОВА

КОРРЕКЦИЯ

АКУСТИЧЕСКОЙ

ДИСГРАФИИ

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯЛОГОПЕДОВ


ББК 74.1 М12

Мазанова, Е.В.
Ml2 КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
Конспекты за-

нятий для логопедов / Е.В. Мазанова. — 2-е изд., испр. — М. : Из­дательство ГНОМ и Д, 2010. — 184 с.

' ISBN 978-5-296-01105-3

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспек­тами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуаль­ных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребен­ком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических тре­бований.

Комплект пособий адресован логопедам массовых и коррекци­онных школ, студентам дефектологических факультетов, педаго­гам коррекционных классов.

ББК 74.3

Издатель — А.П. Казаков

Редактор — Н.Е. Арбекова

Корректор — О А. Михайлова

Обложка — Д.Р. Кудряков

Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова

ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел.:8-926-215-10-05, 8-925-046-44-46. Эл. почта: gnom_logoped@newmail.ru

Подписано в печать 18.05.2010. Печать офсетная. Объем — 11,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 3000 экз. Заказ № 1962.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Домодедовская типография». 142001, Московская обл., г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1.

© Мазанова Е.В., 2006

ISBN 978-5-296-01105-3

© Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2010


ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения и коррекции специфических наруше­ний письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в на­стоящее время является одной из самых актуальных задач ло­гопедии. С каждым годом в начальных классах школ увели­чивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью не­допущения их перехода на дальнейшее обучение.

Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефи-менкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической фор­ме дисграфии. В комплект входят методические рекоменда­ции с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения зада­ний ребенком. Данные пособия представляют собой система­тизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований. Логопедам-практикам по­собия помогут вести коррекционную работу целенаправленно и планомерно, так как в них отражен системный подход, ко­торый определяет содержание коррекционной работы.

При акустической дисграфии происходит нарушение слу­ховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделе­ния фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте мотор­ных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе


Г-1962



Введение


Введение



 


письма для правильного различения и выбора фонемы необ­ходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кине­стетических образов звуков, которая препятствует правиль­ному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, мо­жно сделать вывод о том, что у детей данной группы встреча­ются следующие замены или смешения букв на письме:

- звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж-Ш);

- лабиализованные гласные (О - У, Ё - Ю);

- соноры (Л, М, Н, Р, Й);

- свистящие и шипящие (С - Ш, 3 - Ж, СЬ - Щ);

- аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч - Щ, Ч - Ц, Ч - ТЬ, Ц - Т, С - Ц, Ч - Ш, Ц - ТС).

Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном
плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а
также на тактильные и кинестетические ощущения.

4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Определение положения звука по отношению к другим.

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

- термины, используемые для обозначения основных поня­тий -речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;

- все буквы и звуки родного языка;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;


 

- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначе­ния мягкости согласных на письме;

- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердо­сти - мягкости, по звонкости - глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

- узнавать и различать гласные и согласные звуки;

- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обо­значения мягкости согласных на письме;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова;

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а так­же буквами Ь и Ъ;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- строить звуковые схемы слогов и слов;

- составлять словосочетания и предложения со смешивае­мыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозицион­ных звуков.

Предлагаемая последовательность ознакомления со зву­ками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формиро­вания звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифферен­цируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистя­щие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры).

Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А-Я,0-Ё,У-Ю,Э-Е. Ра­боту по дифференциации звонких и глухих согласных целе­сообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нуж­но в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б - П, Д - Т, Г - К.


б


Введение


Введение



 


В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки ре­чи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой, но также не исключена возможность частичного или полного использования предлагаемого материала на индивидуаль­ных занятиях по устранению акустической дисграфии.

В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и физ-минутки, содержание которых связано с темой занятия.

Большое внимание в ходе предлагаемых занятий уделя­ется припоминанию литературных произведений, герои ко­торых «присутствуют» на занятии, все это помогает парал­лельно вести работу по развитию связной речи.

Выполнение детьми заданий на доске, на карточках, в рабочих альбомах создает условия для решения следующих специальных задач.

1. Обогащение зрительных представлений.

2. Развитие зрительно-двигательной координации.

3. Стимуляция познавательной активности.

4. Включение мыслительных операций.

5. Развитие неречевых процессов.

Коррекционно-логопедическая работа традиционно про­водится в три этапа.

I. Подготовительный.

II. Основной.

III. Заключительный.

Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие слуховых дифференцировок.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произноси­тельном плане. В случае необходимости проводится кор­рекция звукопроизношения.


Основные задачи и направления работы основного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится диф­ференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

1. Закрепление полученных знаний.

2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды де­ятельности.

Предлагаемая методика обучения строится с учетом ре­чевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенно­стей детей, системности и последовательности в подаче лин­гвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

Представленное перспективное планирование и конспек­ты занятий могут быть рекомендованы для работы с детьми младшего школьного возраста независимо от программы, по которой работает логопед.

Конспекты фронтальных логопедических занятий бази­руются на современных в логопедии требованиях, которые распространяются на все виды фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий:

- тема и цель занятия пронизывает все этапы работы;

- занятия максимально насыщены изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом;

- на занятиях сочетаются учебные и игровые методы рабо­ты;

- проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия;

- происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи. Параллельно ведется работа по обогащению словаря и

развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.



Введение


 


В представленном плане дан приблизительный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может ме­няться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. Учи­тель-логопед самостоятельно намечает темы и определяет количество часов для каждой темы после проведения обсле­дования устной и письменной речи младших школьников.

В данном пособии не представлены конспекты по некото­рым обобщающим темам, например: «Звонкие и глухие со­гласные», «Дифференциация свистящих и шипящих зву­ков», а также редко встречающиеся виды нарушений «Бук­вы Э - Е», «Звуки «ТС - Ц» и т.д. При необходимости лого­педы могут восполнить этот пробел самостоятельными на­работками.


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

/ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ

ДИСГРАФИИ

 

Тема занятия Содержание работы Кол-во часов
/. Подготовительный этап работы
Развитие слухово­го и зрительного внимания и вос­приятия Развитие артикуляционной мотори­ки. Уточнение артикуляции смешива­емых звуков. Игры на слуховое и зри­тельное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мыш­ления 6-8 '
Звуки Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация ре­чевых и неречевых звуков 1-2
Гласные и соглас­ные звуки Гласные и согласные звуки. Диффе­ренциация гласных и согласных зву­ков. Знакомство с символами и «опо­рами» для обозначения звуков на письме 1-2
//. Основной этап работы
Дифференциация гласных А — Я, У - Ю, О - Ё, Ы-И,Э-Е Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Диффе­ренциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначе­ния мягкости на письме 1-2
Дифференциация гласных А — Я Гласная буква Я. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А — Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте
6. Дифференциация гласных У — Ю Гласная буква Ю. Обозначение мяг­кости согласных на письме при помо­щи гласной буквы Ю. Дифференциа­ция гласных букв У — Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложе­ниях и тексте

10 Перспективное планирование занятий


Перспективное планирование занятий11


 


 
Тема занятия Содержание работы Кол-во часов
Дифференциация гласных 0 — Ё Гласная буква Ё. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О — Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация гласных Ы — И Гласная буква И. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв-Ы — И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация гласных Э — Е Гласная буква Е. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э — Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте ... 3
Мягкий знак Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обо­значения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости соглас­ных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Диффе­ренциация мягкого знака в функции смягчения и разделения "3
Звонкие и глухие согласные Звонкие и глухие согласные. Диффе­ренциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Б — Б', П — П' Звуки Б — Б', П — ГГ. Дифференциа­ция звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте. Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со

 

 
Тема занятия Содержание работы Кол-во часов
    словами-паронимами. Развитие фоне­матического восприятия, внимания, анализа и синтеза  
Звуки В - В', Ф -Ф' Звуки В - В', Ф - Ф'. Дифференциа­ция звуков В - В', Ф — ф' изолирован­но, в слогах, словах, словосочетани­ях, предложениях и тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внима­ния, анализа и синтеза
Звуки Г - Г, К -К', X - X' Звуки I — Г, К — К'. Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолиро­ванно, слогах, словах, словосочетани­ях, предложениях и тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внима­ния, анализа и синтеза
Звуки Д - Д', Т - т; Звуки Д - Д', Т — Т\ Дифференциация звуков Д — Д', Т — Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фоне­матического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки 3 — 3', С — С Звуки 3 — 3', С — С. Дифференциа­ция звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложе­ниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обоз­начения на письме. Работа со слова­ми-паронимами. Развитие фонемати­ческого восприятия, внимания, анали­за и синтеза

 


Перспективное планирование занятий


Перспективное планирование занятий 13


 


ТЗ

"27


Тема занятия

Звуки Ж - Ш

Лабиализованые гласные. Звуки О — У

Лабиализованые гласные. Буквы Ё — Ю

Дифференциация соноров. Звуки Р — Р'-Л-Л'

Звуки Л - Л' - Й"


Содержание работы

Звуки Ж — Ш. Дифференциация зву-ков Ж — Ш в слогах, словах, словосо­четаниях, предложениях и тексте. Со­отнесение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Раз­витие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Закрепление знаний о гласных зву-ках О, У. Соотнесение звуков с сим­волами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифферен­циация звуков изолированно, в сло­гах, словах, словосочетаниях, пред­ложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, вни­мания и кооординации движений

Ьуквы Ё — Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация глас­ных букв Ё — Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

Звуки Р — Р', Л — Л'. Дифференциа-ция звуков Р — Р.', Л — Л' в слогах, сло­вах, словосочетаниях и тексте. Соот­несение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Раз­витие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

Звуки Й, Л - Л'. Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотне­сение звуков с символами и «опора­ми» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза


 

 
Тема занятия Содержание работы Кол-во часов
25 Дифференциация свистящих и шипя­щих звуков Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с по­нятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме 2-5
Звуки С-С, Ш Звуки С — С, Ш. Дифференциация звуков С — С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче­ского восприятия, внимания, анали­за и синтеза
Звуки 3 — 3', Ж Звуки 3 - 3', Ж. Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче­ского восприятия, внимания, анали­за и синтеза
Звуки С-С, Ц Звуки С - С, Ц. Дифференциация звуков С — С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче­ского восприятия, внимания, анали­за и синтеза
Звуки 1С - U, (на усмотрение лого­педа) Знакомство со звуками ТС— Ц. Диф­ференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на

14 Перспективное планирование занятий


Перспективное планирование занятий



 


                   
   
     
       
 
   
 
 
 
 

Символ
®
®
©
©
С)

 

ш Тема занятия Содержаниеработы Кол-во часов
    письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анали­за и синтеза  
Звуки Ч - Щ Звуки Ч — Щ. Дифференциация зву­ков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предло­жениях. Соотнесение звуков заня­тия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза
Звуки Ч — ТЪ Звуки ТЪ — Ч. Дифференциация зву­ков Ч — ТЬ в слогах, словах, слово­сочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Ра­бота со словами-паронимами. Раз­витие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Ч - Ш Звуки Ч — Ш. Дифференциация зву­ков Ч — Ш в слогах, словах, слово­сочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Раз­витие слуховых дифференцировок
Звуки Ч — Ц (на ус­мотрение логопе­да) Звуки Ч — Ц. Дифференциация зву­ков Ц — Ч в слогах, словах, словосо­четаниях и тексте Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фоне­матического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков
///. Заключительный этап
Развитие связной речи В коррекционной работе использу­ются различные виды текстов: опи­сание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение... 6-10

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНСПЕКТАХ ЗАНЯТИЙ

___________________ Обозначение_________________

Кружок красного цвета, для обозначения гласного звука

X

Кружок для обозначения йотированных гласных после ь и ъ, после гласного и в начале слова (зеленый + красный)

Зеленый кружок для обозначения мягкого согласного звука

Зеленый звонок — символ для обозначения звонкого

мягкого согласного; на письме зеленый, незакрашенный

кружок

— зеленый закрашенный

Зеленые наушники — символ для обозначения глухого

мягкого согласного; на письме кружок

Кружок синего цвета для обозначения твердого согласного

Звонок синего цвета — символ для обозначения звонкого твердого согласного; на письме синий незакрашенный кружок

Наушники синего цвета — символ для обозначения глухого твердого согласного; на письме синий закрашенный кружок


Буквы А-Я 17


КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Дифференциация гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И. Буквы А - Я.

Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я; закреплять знания о гласных; учить сравнивать согласные по твердо­сти - мягкости на уровне звука, слога и слова; формиро­вать навыки работы с омонимами, обобщениями; разви­вать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зри­тельное внимание.

Оборудование: таблица букв; пособие «Парашютисты»; мо­дели слов*.

Ход занятия J. Оргмомент

1. Припоминание гласных букв, которые используются

для смягчения согласных.

Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что ос­тавляют согласные твердыми.


Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробо­вать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА - ЙА - ЙА!» Прислушались звуки и услышали «Я — Я — Я!» (логопед предлагает детям про­петь песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я.)

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО - ЙО - ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

ЙУ - ЙУ - ЙУ = Ю ЙЭ - ЙЭ - ЙЭ = Е

ЙО-ЙО - ЙО = Ё ЙА - ЙА - ЙА = Я

Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!»

2. Знакомство с гласной буквой Я (задание I.e. 3)*

Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.

МЯ = [М'] + [А] Я —

/ яблоко

[И + А] = [ИА] Я^Т

3) (К) \%) ^ обезьяна, объявление


 


А Е Ю Э Ы О
Я Э У Е И Ё

II. Основная часть

1. Знакомство с образованием йотированных гласных

через прослушивание сказки.

Логопед: Послушайте сказку о. гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.

«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О, У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся,

* Здесь и далее: на каждом занятии используется пособие Е.В. Мазановой «Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников» (М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006).


3. Развитие Фонематического анализа и синтеза.

Игра: «Скажи наоборот».

Логопед называет слог с гласной А, дети придумывают слог - с буквой Я и наоборот: логопед называет слог с глас­ной Я, а дети - с гласной А.

ма - мя та - та ар - ... ла - ...

ня - ... яч - ... фа - ... ам - ...

Отмечают гласныеАиЯсоответствующим символом.

Логопед: Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? Почему? Какую глас­ную выберем после твердого согласного? А после мягкого?

* Здесь и далее: даны ссылки на пособие Е.В. Мазановой «Учусь не пу­тать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников» (М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006).


2-1962



Конспекты занятий по преодолению акустической биографии


Буквы А —Я



 


4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Игра «Парашютисты».

Логопед: С неба спускаются парашютисты. У них на па­рашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на кар­тинки и помогите парашютистам опуститься на полянки: если в слове - названии картинки - есть буква Я - на поля­ну с написанной на ней буквой Я, если есть буква А - на по­ляну с буквой А, а если есть буквы А - Я - на поляну с бук­вами А - Я.

Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, мо­ряк, аист, яблоко, обезьяна.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Мост - в этом слове нет ни Я, ни А.) В каких словах гласная Я не служит для смягчения согласных? (Лилия, яблоко, обезьяна.)

5. Физминутка. «Яблоко».

 

Руку протяни, яблоко сорви. Дети декламируют стихи и вы-
Стал ветер яблоню качать, полняют движения по тексту.
Трудно яблоко сорвать.  
Подпрыгну, руку протяну —  
Быстро яблоко сорву.  

6.Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа
и синтеза.

Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А - Я. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.

Модели слов:

Р - Д М - Л ЗАВ - Л

7. Развитие зрительного внимания и звукового анализа
(задание 2. с.
ft).

Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных.

ШЛ_ПА Л_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ

К_МЕНЬ М_ТА Т_ЩИТ К_ША

Т НЕТ КР СИТЬ ГЛ 3 СТ РЫЙ


III. Итог занятия

Логопед: Припомните, когда- буква Я обозначает один звук, а когда - два? Припомните слова, где пишется гласная буква Я, гласная буква А.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Дифференциация гласных А - Я.

Целии задачи: закреплять знания о гласных А - Я; учить детей дифференцировать гласные А - Я в словах; разви­вать навыки звукового анализа и синтеза, фонематичес­кое восприятие; закреплять знания о звуковом составе слова; развивать логическое мышление, восприятие, слу­ховое и зрительное внимание.

Оборудование:мяч; буквы А - Я (запись на доске); карточ­ки с буквами А - Я на каждого ребенка; таблица для бук­вы Я (запись на доске).

Ходзанятия I. Оргмомент

1.Закрепление знаний о гласных А - Я.

Логопед: Сядет тот, кто придумает слово с гласной А, а теперь с гласной Я.

2.Сформулировать и записать тему занятия.

И. Основная часть

1. Развитие фонематического восприятия.

Различение А- Я в слогах, в словах.

Логопед: Поднимите букву А, а потом Я на прослушан­ные слоги и слова:

- ряд слогов: РА, РЯ, ТА, ТЯ, ВЯ, КЯ, КА, ВА, ДЯ, ЖА, ФА, ФЯ, ...

- ряд слов: БАК, ПАР, ЖАЛ, ВЯЗ, МАЛ, ДЯДЯ, УПАЛ, ЛАПА, ВРАЧ, КАША, ЛАК...

Логопед: Назовите слова, которые можно объединить по какому-либо признаку. (Рак-лак - отличаются первыми звуками, каша-лапа - имеют две одинаковые гласные, ряд-рад - сходны по звучанию и написанию и различаются на слух и на письме только одной гласной - пишем А или Я.)

2М962


20 Конспекты занятий по преодолению акустической биографии

2.Развитие памяти.

Логопед: Запишите несколько слов (5-6) и укажите мес­то гласных А - Я и согласные перед ними.

3.Развитие орфографического навыка письма
(задание 3. с. 3).

Логопед: Рассмотрите картинки и сделайте к ним подпи­си (картинки: паук, собака, флаг, месяц, мясо, рябина). Выделите в словах буквы А - Я и согласные перед ними цветными карандашами.

4. Физминутка. «Яблоко» (см. занятие 1).

5. Развитие слогового анализа и синтеза (задание 4. с. 3).

Логопед: Закончите слова, добавив слоги ЛА или ЛЯ.
Ва... ме... Ко... не».

То... пет... ска... топо...

6.Развитие зрительного внимания (задание 5. с. 4).
Логопед: Торопыжка записывал слова с буквами А - Я,

но так спешил, что часто путал буквы. Помогите Торопыж-

ке. Запишите слова правильно.

МЯШИНЯ ЗЕБРЯ СКЯМЕЙКЯ

НАНА КЯПЮШОН ТЕТРЯДИ

ГРАЗНО СЛАКОТЬ ЗЯМЕТКЯ'

КЛАКСЯ

Логопед: Подчеркните слова, которые можно объединить

в одну группу по какому-либо признаку.

III. Итог занятия (задание 6, с. 4)

Логопед: Запишите слова - названия картинок (картин­ки: курица, дятел, цапля). Выделите в словах буквы А - Я и согласные перед ними. С какими согласными дружит гла­сная А, а с какими Я? Подберите признаки к этим словам.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Твердые и мягкие согласные перед гласными А - Я в предложениях и тексте.


 

Буквы А —Я

Цели и задачи:закреплять знания детей о буквах А - Я; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные пе­ред гласными А - Я в предложениях и текстах; развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое вос­приятие, навыки языкового анализа и синтеза; учить со­отнесению звуков с символами и буквами.

Оборудование:разрезные буквы А - Я (на каждого ребен­ка); буквы А - Я (запись на доске); карточки для индиви­дуальной работы.

Ход занятия/. Оргмомент

1.Развитие имения составления слов из отдельных букв
(задание 7. с. 4).

Логопед: соберите слова из букв и прочтите их. Какие

слова у вас получились?

д, д, я, я а,м, м, я н, н, я, я

з, м, л, е, я к, р, т, о, а, н к, р, я, а, о, г

(Коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон.)

Логопед: Запишите слова и отметьте согласные перед

гласными А - Я* Объясните значение записанных слов.

2.Сделайте вывод и сформулируйте теми занятия.

II. Основная часть

1. Тренировка в составлении словосочетаний. Запись словосочетаний и обозначение согласных перед гласными А- Я (задание 8. с. 4). Логопед: Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропу­щенные буквы и подберем к каждому слову из левого стол­бика подходящее слово из правого. Образец: погода + холод­ная = холодная погода.

ХИТРАЯ Б...БОЧК...

ЛОВКАЯ МЫШК...

ПУШИСТАЯ ЗМЕ...

СЕРАЯ ОБЕЗЬ...Н...

ЯДОВИТАЯ КОШК...

ЯРКАЯ ЛИС...



Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии


БуквыУ-Ю



 


2.Развитие навыков языкового анализа и синтеза
{задание 9. с. 5).

Логопед: Посмотрите, предложения рассыпались на от­дельные слова. Соберите из слов предложения и составьте из этих предложений рассказ. Запишите его, выделите бук­вы А - Я и согласные перед ними.

Ваня, лесом, любовался.

Ваня, собирать, землянику, стал.

...





Читайте также:
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.09 с.