МАХАТЬ---------------------------------------- МОРКОВКА--------------------------
НАЛИВАТЬ . ГНЕЗДО
СВЕТИТЬ______________________ ФОНАРИК_______________
7.Дифференииаиия В - В\Ф -Ф' в предложениях
С задание 6. с. 18).
Логопед: Дополните предложения словами, подходящими по смыслу. Выделите буквы В - Ф.
В огороде выросла .'.. . ПАВЛИН
В саду у старой яблони сломана .... МОРКОВЬ
В зоопарке мы видели красивого .... САДОВНИК
За нашими розами ухаживает .... ВЕТКА
8.Дифференииаиия В - В' - Ф - Ф' в тексте
(задание 7. с. 18-19).
Логопед: Составьте рассказ по сюжетной картинке. Запишите его. Выделите буквы В - Ф.
9.Пересказ рассказа по памяти - развитие слуховой
и зрительной памяти.
Логопед: Припомните получившийся рассказ и перескажите его по памяти.
III. Итог занятия
Логопед: Прочитайте слова со звуками занятия, дайте характеристику звукам.
ЗАНЯТИЕ 23
Тема: Дифференциация звуков Г -Т\
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Г - Г', их характеристикой, нормой произношения; учить дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости; обогащать словарь по темам «Животные» и «Птицы»; формировать навыки классифицирования, навыки работы с обобщениями; учить дифференцировать звуки занятия изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях; развивать зрительное и слуховое внимание, память.
Буквы Г — К
Оборудование: символы для обозначения звуков занятия на письме; стилизованное изображение буквы Г (указатель дорог; старушка, нагнувшаяся вперед; коса, перевернутая вверх лезвием); шнурки для конструирования рукописной буквы Г (на каждого ребенка) и наборы палочек (на каждого ребенка) для составления печатной буквы Г; карточки для индивидуальной работы (на каждого ребенка).
Ход занятия
/. Оргмомент
1. Знакомство с героем занятия (задание 3. с. 19).
Логопед: Сегодня к нам гости пришел Гном. Он хочет быть нашим гидом (выставляется карточка с этим словом, логопед объясняет лексическое значение) по своему
родному городу.
Но город, в котором живет Гном, найти не так-то просто. Поэтому на пути к нему расставлены вот такие указатели (логопед выставляет стилизованные изображения буквы Г в виде старушки, косы и указателя дорог). А на экскурсию по городу Гном предлагает отправиться на его автомобиле. Этот автомобиль сконструировал и построил Гном по своим чертежам, другого такого автомобиля нет во всем мире, гном решил назвать свой автомобиль - ГНОМОМО-БИЛЬ, т.е. автомобиль для Гнома.
2.Знакомство со звуками занятия.
Логопед: Занятие только началось, а я назвала так много новых слов: гид, гномомобиль, город, Гном. Подумайте и скажите, с каких звуков начинаются эти слова?
3.Сформилироватъ и записать на доске тему занятия.
II. Основная часть 1. Сравнительная характеристика звуков занятия
(задание 1. с. 19).
Г - согласный, твердый, звонкий, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком..Ему соответствует синий звонок.
78 Конспекты занятий по преодолению акустической биографии
Г' - согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком. Ему соответствует зеленый звонок.
Сходства: звонкие, согласные, для обозначения нужны звонки, рисуем незакрашенные кружки.
Различие: Г - твердый, Г' - мягкий.
2.Развите зрительного восприятия (задание 4. с. 20).
Логопед: Мы едем по городу Гнома. Наш друг любит со
вершать покупки в различных магазинах. Вот и сейчас он
не удержался и помчался в огромный универсальный мага
зин. Ничего не остается, как последовать за ним.
Сколько здесь разного товара! Как же удержаться и не купить лишнее? Нам помогут в этом звуки занятия. Помогите Гному купить в магазине необходимые товары. Запишите слова - названия покупок. Выделите звуки Г - Г'.
Картинки: магнитофон, груша, галстук, миска, ракетка, кеды.
Логопед: Какие покупки лишние? Почему? (Миска, ракетка, кеды - в словах — названиях этих картинок — нет звуков занятия.)
3. Развитие имения обобщать и классифииировать. Логопед: Рассмотрите «купленные» предметы и скажите, в каких отделах мы это приобрели? (Магнитофон - в отделе бытовой техники; грушу — в овощном отделе; галстук - в отделе мужской одежды.) В какие еще отделы мы заходили вместе в Гномом? (В отделы обуви, посуды, спортивных товаров.)
4. Развитие зрительного гнозиса.
Логопед: Посмотрите на стилизованные изображения буквы Г и подумайте, на что еще она может быть похожа.
5.Конструирование буквы Г. Развитие мелкой моторики
пальиев рук.
Логопед: Гном очень любит мастерить. В универсальном магазине он купил для всех палочки и шнурки. Сложите из шнурка рукописную букву Г, а из палочек - печатную Г.
Буквы Г— К
Гном проверит, у кого лучше всех получилась его любимая
буква.
6. Дифференциация звуков занятия в слогах
(задание 5. с. 20).
Логопед: Гном проголодался. Он приглашает вас на пасеку, где живет его друг медвежонок. На пасеке у медвежонка всегда есть свежий и душистый мед. Вот и пасека. Но чём это так огорчен ее хозяин? Медвежонок жалуется, что его пчелы заболели - они совсем позабыли, кто из них в каком улье живет, поэтому не могут верно разнести мед по сотам.
Рассмотрите внимательно пчел и распределите их по ульям.
7.Физминутка.
Логопед: Медвежонок очень рад, что вы справились с работой. Он угощает вас медком. Его трудолюбивые пчелки принесли липовый и гречишный мед. Вы знаете, откуда пчелы берут пыльцу для такого меда? А из чего получается
цветочный мед?
Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем.
Выполните упражнения пальчиковой гимнастики «Гуси», « Гусь гогочет », « Грабли ».
8.Дифференииаиия звуков Г - Г' в словах (задание 6. с. 20).
Логопед: В городе Гнома есть зоопарк. Гном приглашает нас и медвежонка поехать туда и навестить зверей и птиц. Медвежонок сообщает, что недавно в зоопарк привезли новых обитателей, многие ему незнакомы. Назовите известных вам обитателей зоопарка и расставьте подписи к клеткам.
Картинки: гиена, бегемот, тигр.
9.Развитие зрительной и слуховой памяти,
а также орфографической зоркости.
Логопед: Запишите по памяти названия животных и птиц, укажите в словах звуки занятия.
10.Дифференииаиия звуков Г - Г на уровне предложения.
Логопед: Медвежонку пора возвращаться на пасеку к сво
им пчелам, да и нам пора заканчивать наше занятие. Гном
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии
раздает вам карточки и просит на память о проведенном вместе времени составить из слов предложения. Прочитайте слова каждого столбика (записаны на карточках) и составьте предложения. Образец: Гена играл на гармошке.
Имена собственные | Слова-действия | Слова-предметы |
Гена | загадал • | на гармошке |
Галя | играла | овраг |
Гриша | перепрыгнула | говорила |
Гуля | громко | загадка |
Гоша | грелся | на пригорке |
III. Итог занятия
Логопед: Припомните названия птиц и животных, с которыми вы познакомились в зоопарке.
ЗАНЯТИЕ 24
Тема:Дифференциация звуков К- К".
Цели и задачи:познакомить детей со звуками К - К'; учить дифференцировать звуки занятия, давать их сравнительную характеристику; обогащать словарь детей; формировать навыки грамматического оформления предложений, навыки языкового анализа и синтеза; развивать связную речь, логическое мышление, фонематический слух и восприятие.
Оборудование:буква К (запись на доске); стилизованное изображение; символы для обозначения звуков занятия; предметные картинки с изображением животных, продуктов питания, в названии которых есть звуки К - К'; пособие «Телефон»; предметные демонстрационные картинки - кит и кот; карточки со словами на каждого ребенка; сюжетная картинка «Колобок».
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Развитие слухового внимания.
Логопед: Послушайте рассказ о том, как животные варили компот.
Буквы Г-К у. ■ • ^
Однажды кот, коза, корова, собака, кролик решили сварить компот. Они приготовили большую кастрюлю. Налили в нее воды. Поставили на огонь. Каждый положил в кастрюлю то, чем любил лакомиться больше всего. Коза нарезала капусту, кот покрошил колбасу, корова - арбузные корки, собака бросила кость, а кролик - морковь. Когда вода закипела, друзья решили попробовать...
Подумайте и скажите, каков был компот? Верно ли поступили животные? Правильно ли отобрали продукты для компота? Почему? А как, по-вашему, нужно варить компот?
2. Знакомство с темой занятия.
Логопед: Припомните и назовите животных из рассказа. А теперь назовите продукты, которые принесли животные. (Животные - коза, собака, кролик, корова, кот; продукты -капуста, колбаса, корки, кость, морковь.) Скажите, какие согласные звуки повторяются во всех словах. (Звуки К-К.)
Я. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков К - К.
К - согласный, твердый, глухой, для обозначения звука используем синие наушники.
К' - согласный, мягкий, глухой, для обозначения звука используем зеленые наушники.
2. ДифФеренииация звуков К - К' в слогах...
Логопед: «Соедините» букву К с гласными и прочитайте слоги (запись на доске).
Я Ё Е |
![]() |
А О
И |
Ю |
У Ы
Я. Знакомство с героями занятия.
Логопед: Пока мы с вами составляли слоги, к нам заглянули герои стихотворения. Они прячутся и хотят, чтобы вы их отгадали.
6-1962
I
Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии
Буквы Г— К
... Вот что сказка говорит: Жили-были кот и кит. Кот огромный, просто страшный. Кит был маленький, домашний. Кит мяукал, кот пыхтел. Кит купаться не хотел. ... ну, и кто же разберет: где здесь КИТ, а где здесь КОТ? Логопед выставляет на доску демонстрационные картинки с изображением кота и кита.
4.Дифференииаиия звуков К — К в словах.
Логопед: Рассмотрите картинки из пособия «Телефон» и определите, какие выберет для себя кот, а какие кит.
На кнопках или на диске телефона вместо цифр расположены картинки: свинка, мартышка, кенгуру, крокодил, медведь, цапли. Если на картинке изображен телефон с кнопками, на данном пособии можно также отрабатывать знания детьми пространственных отношений. Например: мартышка находится в верхнем правом углу, крокодил находится слева от мартышки...
5.Развитие логического мышления.
Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их.
Он ходит в рыжей шубке, Как пилки остры зубки. Прожорливый зверек, Гроза мышей ... (хорек) Как только отправляются Они зимой гулять. Жильцы в дома вселяются, И в каждый - сразу пять. (Перчатки) Витамин зарыт в снегу. На болоте, на лугу. (Клюква) |
Погасили в доме свет -Все равно покоя нет. Ру-чу-чу, да ру-чу-чок. Кто же там? ... (сверчок)
Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром в школу, днем домой. (Валенки)
За веревочку-узду Через двор коня везу, С горки вниз на нем лечу, А потом его тащу. (Санки)
6. Развитие имений составлять словосочетания
из двух слов.
Логопед: Помогите коту и киту составить словосочетания из двух слов. Кот будет называть слова-признаки, а кит слова-предметы (запись на карточках).
Слова, названные котом | Слова, названные китом |
КРАСНЫЙ | КНИГА |
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ | КЕПКА |
СЛАДКИЙ | ВЕТКА |
ТОНКИЙ | МОРКОВКА |
ВЫСОКИЙ | ГОРКА |
КЛЕТЧАТЫЙ | СКАЗКА |
7. Физминутка.
Логопед: На занятии вы много отгадывали, писали, теперь можно немного отдохнуть.
Логопед читает стихи, дети повторяют за ним текст и выполняют движения.
Кирочки, Кирюшки, Девочки и мальчики! Берегите на морозе Носики и пальчики! Варежки - на ручки, Валенки - на ножки. Берегите на морозе Носики и пальчики!
8.Дифференииаиия звуков занятия на ировне предложения.
Логопед: Вы не забыли словосочетания, которые мы составляли перед выполнением гимнастики? Назовите словосочетания по памяти и дополните их до предложений. Например: сладкая морковка - заяц грызет сладкую морковку.
9.Запись предложений на доске и обозначение звиков заня
тия.
10.Дифференииаиия звиков занятия на уровне текста.
Логопед: Кит и кот очень довольны, вы отлично усвоили,
чем отличаются звуки занятия. Научились отличать их от
6М962
84 Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии
других звуков, и различать между собой. Кот и кит хотят разыграть перед вами сценку из своей любимой сказки «Колобок». Помогите героям, припомните содержание сказки и запишите ее в виде ответов на вопросы кита и кота.
- Кто жил в доме?
- Кто испек Колобка?
- Куда бабка положила Колобка?
- Что случилось потом?
- Перечислите, кого встречал Колобок на своем пути?
- Кто последний говорил с Колобком и обманул его?
- Что случилось с Колобком?
- Почему лиса смогла перехитрить Колобка?
III. Итог занятия
Логопед: Назовите из последних предложений слова для1 кита, а потом для кота. Дайте советы коту и киту, как им жить? Кому из них где нужно находиться?
ЗАНЯТИЕ 25
Тема: Дифференциация звуков К - К', Г - Г'.
Цели:закреплять знания о звуках К - К', Г - Г', произношение и навыки различения звуков К - К", Г - Г' в слогах, словах; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; закреплять знания норм орфографии; развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование:буквы К - Г (запись на доске); разрезные картинки: Карлсон и Гном; зеркала (на каждого ребенка); предметные картинки с изображением сказочных героев.
Ходзанятия
J. Оргмомент
1. Развитие слуховой памяти С задание 7. с. 21).
Логопед: Припомните и скажите, как кудахчут куры? (Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах.) А как гогочут гуси? (Гага-га, га-га-га.) Подберите и запишите 3-5 родственных слов к словам: «куры», «гуси». С каких звуков начинаются слова «куры» и «гуси»?
Буквы Г — К
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть
1.Развитие зрительного внимания и логического мышле
ния.
Логопед: Составьте из частей разрезные картинки и назовите героев занятия.
Логопед раздает детям части разрезанных картинок, изображающих Карлсона и Гнома.
2.Сравнение звучания звуков занятия.
Логопед предлагает детям произнести звуки занятия по порядку перед зеркалом и дать характеристику каждому звуку; найти в таблице все буквы Г и К и нарисовать под ними соответствующие символы (задание 2, с. 19).
3.Запись сравнительной характеристики
звуков К- К - Г - Г в тетрадь.
К - согласный, твердый, глухой, отметим синими наушниками, для обозначения на письме нужен синий закрашенный кружок.
К' - согласный, мягкий, глухой, отметим зелеными наушниками, для обозначения на письме нужен зеленый закрашенный кружок.
Г - согласный, твердый, звонкий, отметим синим колокольчиком, для обозначения на письме нужен синий незакрашенный кружок.
Г' - согласный, мягкий, звонкий, отметим зеленым колокольчиком, для обозначения на письме нужен зеленый незакрашенный кружок.
4.Дифференииаиия звуков занятия на уровне слога.
Логопед: Угадайте слоги, составленные при помощи гласных и символов, запишите их (запись на доске). Слоги:
Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии
Буквы Г—К
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() |
/а |
ю |
А |
т
5.Дифференциация звуков занятия на уровне слова
(задание 8. с. 21).
Логопед: Помогите Карлсону и Гному. Соедините слова с
буквами Г - К так, чтобы получилась пары слов. Запишите слова парами, сравните слова по произношению, написанию и значению. Образец: колос - голос.
КАЛЬКА ГОД КОЛ ГУСТЫ |
КОРА ГОЛОС КОЛОС
КРОТ ГОРА ГАЛЬКА
КУБКИ ГОЛ ГРОТ
КОТ КУСТЫ ГУБКИ
Сравните слова в парах по звучанию, написанию и значению.
6. Физминутка (см. занятие 24).
7. Развитие зрительного внимания, памяти. Закрепление правописания собственных имен существительных.
Логопед: Рассмотрите картинки с изображением сказочных героев и назовите их имена.
Картинки: Красная Шапочка, Дюймовочка, Кот в Сапогах, Гуси-Лебеди, Баба-яга, Курочка Ряба.
Логопед: Припомните, как пишутся собственные имена существительные. Запишите слова (запись на доске) и укажите в них наличие звуков занятия.
8.Развитие звукового анализа на уровне слова.
Логопед: Подберите для гнома и Карлсона по 5 слов с их
любимыми звуками так, чтобы эти слова обозначали живые существа. Например: Для Карлсона - корова, комар... Для Гнома - газель, горилла.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите слова, которые вы записали. Дайте характеристику встречающимся звукам занятия.
ЗАНЯТИЕ 26
Тема:Дифференциация звуков К - К', Г- Г'.
Цели:закреплять знания о звуках К - К', Г - Г', навыки правильного произношения и различения звуков К - К', Г - Г' в словах, словосочетаниях, предложении и тексте; развивать навыки фонематического анализа и синтеза, внимание, логическое мышление, связную речь.
Оборудование:буквы К - Г (запись на доске), предметные картинки - Карлсон и Гном; картинки с изображением предметов, необходимых для занятий спортом; парные картинки -черно-белое ицветное изображения сказочного героя.
Ход занятия /. Оргмомент
1.Развитие логического мышления.
Логопед: Рассмотрите картинки с изображением предметов и определите, к какой группе их можно отнести. (Предметы для занятий спортом.)
Предметные картинки: кегли, гантели, скакалка, гиря, коньки, санки, ролики, боксерские перчатки.
2.Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Припоминание сходства и различий между звуками К - К'. Г - Г'
2. Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Рассмотрите фотографии, которые получили Карлсон и Гном от своих друзей - сказочных героев. Помогите им определить, кто изображен на неудачных фотографиях.
Логопед раздает детям по два черно-белых изображения сказочных героев, оставляя у себя цветные пары от этих карточек. Дети называют героев, в случае затруднения, логопед выставляет парную цветную картинку.
Картинки: Гуси-Лебеди несут Иванушку, старик Хотта-быч сидит около лампы,.Курочка Ряба сидит на гнезде, Хав-
Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии
Буквы К — X
рошечка гладит корову, принцесса сидит на кровати с горошиной, Дюймовочка плывет на листе кувшинки, Гулливер тянет на веревках корабли.
3. Дифференциация звуков занятия на уровне
словосочетания (работа с карточками).
Логопед: Составьте вместе с Гномом и Карлсоном словосочетания из слов первого и второго столбика, назовите «любимые» звуки героев.
Слова-признаки |
Слова-предметы
КОЛБАСА ГОРА ГАЛСТУК ПЕТУШОК |
КРАСНЫЙ ГОЛОСИСТЫЙ ВЫСОКАЯ КОПЧЕНАЯ
4. Физминитка Сем, занятие 24).
5. Дифференциация звуков занятия на уровне предложения (задание 9. с. 21).
Логопед: Прочитайте слова и составьте из них предложения.
Белка, спешить, к, гнезду.
Она, скакать, за, еловые, шишки.
Забраться, белка, в, тёплое, гнездо.
В, лес, закружила, вьюга.
Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая.
Белка, выбраться, из, гнезда.
6.Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Работа на уровне текста.
Логопед: Прочитайте предложения из предыдущего задания. Скажите, можно ли составить из этих предложений рассказ? Поменяйте порядок предложений так, чтобы можно было бы прочесть рассказ «Белочка».
III. Итог занятия(задание 10, с. 21-22) Логопед: Вставьте буквы Г - К в слова. Прочитайте рассказ. Назовите из текста слова со звуком К, а теперь с парным ему звонким согласным.
ЗАНЯТИЕ 27
Тема: Дифференциация звуков К - К', X - X'.
Цели:закреплять знания о звуках К - К', X - X', навыки правильного произношения и различения звуков К - К', X - X' в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях; развивать навыки слогового анализа слов, фонематического анализа и синтеза; учить составлять словосочетания и предложения; закреплять знания норм орфографии; работать над развитием связной речи; развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование:буквы К - X (запись на доске); предметные картинки: Хрюша и Каркуша; зеркала (на каждого ребенка); предметные картинки с изображением космических кораблей; карточки с написанными слогами в форме деталей космических кораблей; таблицы со слогами для составления слов.
Ходзанятия /. Оргмомент
1. Развитие слогового анализа и синтеза.
Логопед: Составьте из слогов слова по схемам. С каких звуков начинаются все эти слова? (Со звуков К, К', X).
< |
са '\у но > мяк
лесо ки <^ сет хо <^ рек
ты ^^ сель ^ зяин
2.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звиков К - К'.Х - Х\
2. Различение звуков К - К'. X - X' на слух.
- в звуковых рядах;
- в рядах слогов;
- в рядах слов.
Работу по различению звуков К - К' - X - X' можно проводить с использованием карточек, на которых написаны буквы.
Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии
Буквы К — X
3.Знакомство с героями занятия через развитие
зрительного восприятия.
Логопед: Составьте имена героев занятия из стилизован
ных букв, записанных на карточках. (Каркуша и Хрюша.)
Логопед демонстрирует детям карточки со стилизованными изображениями букв КиХ.
4.Уточнение и обогащение словаря.
Логопед: Ребята, посмотрите, во что одеты наши гости. Скажите, куда они решили отправиться? (Герои одеты в костюмы космонавтов. Они решили отправиться в космическое путешествие.) Как вы думаете, что нужно приготовить для космического путешествия? (Дети называют, ло- | гопед выставляет на доску картинки с соответствующими предметами. Например: фонарик, снаряжение, продовольствие, веревку...) Вот вам корзина для космического продовольствия. Рассмотрите продукты, представленные на полках, и отберите необходимое. Запишите слова в два столбика (запись на доске): в первый - со звуками К - К', во второй - со звуками X - X'.
Картинки: холодец, консервы, халва, хлеб, конфеты, колбаса, молоко, крупа, сухари.
5.Развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед: Хрюша и Каркуша хотят отправиться в путеше-ствие на космическом корабле. Но в их машинах не хватает некоторых деталей.
Помогите Хрюше и Каркуше поставить недостающие детали на место. Прочитайте слоги на карточках и подберит к ним пары.
Слоги: ка - ... , хо - ... , ки - ... , ах - ... , ек - ... , кы - ... .
в. Уточнение словаря по теме «Космос».
Логопед: Хрюша и Каркуша готовы к полету. Давайт проверим их снаряжение. Рассмотрите костюм космонавтов и назовите все предметы со звуками занятия.
Приблизительный перечень слов: скафандр, комбинезон, рукавицы, кислородный баллон, маска, веревка...
7.Физминутка.
Логопед: Наши друзья благодарят вас за помощь в подготовке к полету. Теперь присядем на дорогу, а будущие космонавты выполнят гимнастику перед долгим полетом.
Поднимаем плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко
Прыгать на носках легко.
8.Работа со словами-паронимами.
Логопед: Каркуша и Хрюша прибыли на загадочную планету. Тут живут необыкновенные существа ХАКАТЫ. Пришельцы с Земли быстро с ними подружились и научили своей любимой игре: подбирать похожие слова и объяснять их различия. Поиграйте вместе с друзьями. Подберите похожие слова и объясните различие между словами каждой пары.
Слова: сох - ... , мука - ... , казак - ... , хлоп - ... , бук - ... , ход - ... .
9.Работа по построению словосочетаний и предложений.
Логопед: Хакаты тоже решили научить своих новых друзей чему-то новому. Они долго думали и остановились на игре «Превращалки». Превратите неверное слово в верное и, подобрав к нему признак, составьте словосочетание.
Слова: ворост, каратофель, ркокодил, тетух, хяхта, ве-них,лопук.
Приблизительный перечень словосочетаний: тонкий хворост, крупный картофель, голосистый петух, широкий лопух, огромный крокодил, новый веник, красивая яхта.
10.Работа по дифференииаиии звуков занятия
на уровне текста.
Логопед: Путешествие подошло к концу. Хрюше и Каркуше пора возвращаться на Землю. А чтобы не забыть о своем путешествии, Каркуша предложила записать рассказ о
92 Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии
БуквыД — Т
нем. Помогите Каркуше. Запишите (запись на карточках) рассказ о путешествии наших друзей, укажите наличие звуков К - К', X - X'.
Учащиеся 1-го класса составляют рассказ устно, а ученики 2, 3-го классов составляют рассказ, затем объясняют сложные случаи написания слов и записывают его самостоятельно.
Приблизительный рассказ:
Космическое путешествие
Однажды Каркуша и Хрюша решили отправиться в космическое путешествие. Они собрали продовольствие и снаряжение, приготовили космический корабль. Когда все было готово, отправились в путь. Космический корабль Хрюши и Кар-куши опустился на необыкновенную планету, где жили Хака-ты. Хозяева планеты тепло встретили пришельцев. Погостив немного у Хакатов, поросенок и ворона вернулись обратно. Друзья долго вспоминали свое космическое путешествие.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите из своего рассказа слова для Карку-ши, а затем для Хрюши.
ЗАНЯТИЕ 28
Тема: Дифференциация звуков Д - Д'.
Цели и задачи:познакомить детей с характеристиками звуков Д - Д'; учить дифференцировать звуки Д - Д' в слогах, словах, словосочетаниях, текстах; обучать соотнесению звука с символом и буквой; формировать навыки слогового анализа; закреплять знания о правописании собственных имен существительных; развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значеним; тренировать в употреблении предлогов НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, в составлении схем предложений; формировать навыки употребления слов-антонимов; развивать слуховое внимание, восприятие, память.
Оборудование:карточки со словами для составления цепоч-
ки; символы для обозначения звуков занятия на письме; кубики с записанными на их гранях слогами; пособие «Стилизованные буквы»; индивидуальные карточки с заданиями; пособие «Дед Мороз и горы».
Ходзанятия /. Оргмомент
1.Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед: Составьте из слов цепочку так, чтобы в каждом
последующем слове было на одну букву меньше, чем в предыдущем.
Слова (запись на карточках):дочки, удочки, дудочки, очки, почки, ночки, кружочки.
Логопед: Какие слова лишние? Почему?
2.Развитие слухового внимания.
. Логопед: Послушайте стихотворение и назовите звуки занятия.
Дятел жил в дупле пустом. Дуб долбил, как долотом. День долбил, два долбил -Дырку в дереве пробил.
3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков Д - Д'
(задание 1. с. 22).
Д - согласный, твердый, звонкий, на письме обозначаем синим звонком и синим незакрашенным кружком.
Д' - согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначаем зеленым звонком и зеленым незакрашенным кружком.
2.Развитие слогового анализа и синтеза (задание 2.с. 22).
Логопед: Соберите для Деда Мороза кубики: составьте из них имена детей и узнайте, кому приносил подарки Дедушка Мороз.
Слова: Демьян, Денис, Дима, Эдик, Владик, Даша, Александр.
94 Конспекты занятий по преодолению акустической биографии
Буквы Д - Т
3. Дифференииаиия звуков занятия в слогах.
Логопед: Дед Мороз возвращается домой, его путь далек. Нужно дедушке добраться до холодных стран. Помогите ему. «Поднимитесь» вместе с Дедом Морозом на горы, а потом «спуститесь» с гор, читая слова по слогам.
Логопед выставляет пособие «Дед Мороз и горы».
4.Дифференииаиия звуков занятия в словах.
Образование существительных при помощи суффиксов
с уменьшительно-ласкательным значением
(задание 3. с. 22).
Логопед: Образуйте слова при помощи суффиксов -ОК-, -ИК-, -ЧИК-, -ЁК-. Образец: завод - заводик.
ДРУГ-... ДУБ-... ДОМ-...
ДЕНЬ-... ЛЁД-... ХОЛОД-...
5.Физминутка.
Логопед: Выполните упражнения пальчиковой гимнастики «Крокодил», «Птичка», «Птенчики и гнездо», «Петушок», «Лодка», «Пароход».
6.Работа со словами-антонимами.
Логопед: Прочитайте слова и подберите к ним слова с противоположным значением. Например: мальчик - девочка.
ГОРОД - ... БАБУШКА - ... ЗИМА - ...
НОЧЬ - ... ЗЛОЙ - ... ДЕШЕВЫЙ - ...
СТАРЫЙ - ... КОРОТКИЙ - ...
7.Работа по дифференииаиии звиков занятия
на уровне словосочетания.
Логопед: Прочитайте словосочетания и найдите ошибки (запись на карточках). Запишите словосочетания верно (запись на доске) и укажите наличие звуков занятия.
Словосочетания: молоденькое дубок, легкая дыхание, старенькие домик, многоэтажная дом, удобная диванчик.
8.Дифференииаиия Д - Д" в предложении.
Логопед: Прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу предлоги: НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. Самолет летел ...лесом. Девочка бежала... зонтом. Медвежонок выглядывает ... дерева. Дима лежал ... одеялом. Пароход прошел ... мостом. Желуди лежали ... дубом.
9.Дифференииаиия звуков Д -Д' на уровне текста
(запись на карточках).
Родник
...ень был ...ёплый. ...има и Воло...я гуляли около ...ачи. Мальчики по...ошли к высокому ...ереву. У ...ерева они уви...ели ро...ник. ...имаиВоло...я решили по...ойти поближе. Они наклонились и ла...онми стали пить во...у. Она была холо...ная. Мальчики быстро утолили жаж...у и пошли ...омой.
/17. Итог занятия
Логопед: Прочитайте получившийся рассказ по цепочке и назовите слова со звуками занятия. Дайте характеристику звукам занятия.
Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии
Буквы Д— Т
ЗАНЯТИЕ 29
Тема: Дифференциация звуков Т - Т\
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Т — Т'; научить их дифференцировать звуки Т - Т" изолированно, в слогах и в словах; формировать навыки