Слова-действия Слова-предметы




МАХАТЬ---------------------------------------- МОРКОВКА--------------------------

НАЛИВАТЬ . ГНЕЗДО

СВЕТИТЬ______________________ ФОНАРИК_______________

7.Дифференииаиия В - В\Ф -Ф' в предложениях
С задание 6. с. 18).

Логопед: Дополните предложения словами, подходящи­ми по смыслу. Выделите буквы В - Ф.

В огороде выросла .'.. . ПАВЛИН

В саду у старой яблони сломана .... МОРКОВЬ

В зоопарке мы видели красивого .... САДОВНИК
За нашими розами ухаживает .... ВЕТКА

8.Дифференииаиия В - В' - Ф - Ф' в тексте
(задание 7. с. 18-19).

Логопед: Составьте рассказ по сюжетной картинке. Запи­шите его. Выделите буквы В - Ф.

9.Пересказ рассказа по памяти - развитие слуховой
и зрительной памяти.

Логопед: Припомните получившийся рассказ и переска­жите его по памяти.

III. Итог занятия

Логопед: Прочитайте слова со звуками занятия, дайте ха­рактеристику звукам.

ЗАНЯТИЕ 23

Тема: Дифференциация звуков Г -Т\

Цели и задачи: познакомить детей со звуками Г - Г', их ха­рактеристикой, нормой произношения; учить дифферен­цировать согласные звуки по твердости-мягкости; обога­щать словарь по темам «Животные» и «Птицы»; формировать навыки классифицирования, навыки работы с обобщениями; учить дифференцировать звуки занятия изолированно, в слогах, в словах, в словосочета­ниях и предложениях; развивать зрительное и слуховое внимание, память.


Буквы Г К

Оборудование: символы для обозначения звуков занятия на письме; стилизованное изображение буквы Г (указатель дорог; старушка, нагнувшаяся вперед; коса, перевернутая вверх лезвием); шнурки для конструирования рукопис­ной буквы Г (на каждого ребенка) и наборы палочек (на ка­ждого ребенка) для составления печатной буквы Г; карто­чки для индивидуальной работы (на каждого ребенка).

Ход занятия

/. Оргмомент

1. Знакомство с героем занятия (задание 3. с. 19).

Логопед: Сегодня к нам гости пришел Гном. Он хочет быть нашим гидом (выставляется карточка с этим сло­вом, логопед объясняет лексическое значение) по своему

родному городу.

Но город, в котором живет Гном, найти не так-то просто. Поэтому на пути к нему расставлены вот такие указатели (логопед выставляет стилизованные изображения буквы Г в виде старушки, косы и указателя дорог). А на экскур­сию по городу Гном предлагает отправиться на его автомо­биле. Этот автомобиль сконструировал и построил Гном по своим чертежам, другого такого автомобиля нет во всем ми­ре, гном решил назвать свой автомобиль - ГНОМОМО-БИЛЬ, т.е. автомобиль для Гнома.

2.Знакомство со звуками занятия.

Логопед: Занятие только началось, а я назвала так много новых слов: гид, гномомобиль, город, Гном. Подумайте и скажите, с каких звуков начинаются эти слова?

3.Сформилироватъ и записать на доске тему занятия.

II. Основная часть 1. Сравнительная характеристика звуков занятия

(задание 1. с. 19).

Г - согласный, твердый, звонкий, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком..Ему соответствует синий звонок.


78 Конспекты занятий по преодолению акустической биографии

Г' - согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком. Ему соответствует зеленый звонок.

Сходства: звонкие, согласные, для обозначения нужны звонки, рисуем незакрашенные кружки.

Различие: Г - твердый, Г' - мягкий.

2.Развите зрительного восприятия (задание 4. с. 20).
Логопед: Мы едем по городу Гнома. Наш друг любит со­
вершать покупки в различных магазинах. Вот и сейчас он
не удержался и помчался в огромный универсальный мага­
зин. Ничего не остается, как последовать за ним.

Сколько здесь разного товара! Как же удержаться и не купить лишнее? Нам помогут в этом звуки занятия. Помо­гите Гному купить в магазине необходимые товары. Запи­шите слова - названия покупок. Выделите звуки Г - Г'.

Картинки: магнитофон, груша, галстук, миска, ракетка, кеды.

Логопед: Какие покупки лишние? Почему? (Миска, ра­кетка, кеды - в словах — названиях этих картинок — нет звуков занятия.)

3. Развитие имения обобщать и классифииировать. Логопед: Рассмотрите «купленные» предметы и скажи­те, в каких отделах мы это приобрели? (Магнитофон - в отделе бытовой техники; грушу — в овощном отделе; гал­стук - в отделе мужской одежды.) В какие еще отделы мы заходили вместе в Гномом? (В отделы обуви, посуды, спор­тивных товаров.)

4. Развитие зрительного гнозиса.

Логопед: Посмотрите на стилизованные изображения бу­квы Г и подумайте, на что еще она может быть похожа.

5.Конструирование буквы Г. Развитие мелкой моторики
пальиев рук.

Логопед: Гном очень любит мастерить. В универсальном магазине он купил для всех палочки и шнурки. Сложите из шнурка рукописную букву Г, а из палочек - печатную Г.


Буквы Г— К

Гном проверит, у кого лучше всех получилась его любимая

буква.

6. Дифференциация звуков занятия в слогах

(задание 5. с. 20).

Логопед: Гном проголодался. Он приглашает вас на пасе­ку, где живет его друг медвежонок. На пасеке у медвежон­ка всегда есть свежий и душистый мед. Вот и пасека. Но чём это так огорчен ее хозяин? Медвежонок жалуется, что его пчелы заболели - они совсем позабыли, кто из них в каком улье живет, поэтому не могут верно разнести мед по сотам.

Рассмотрите внимательно пчел и распределите их по уль­ям.

7.Физминутка.

Логопед: Медвежонок очень рад, что вы справились с ра­ботой. Он угощает вас медком. Его трудолюбивые пчелки принесли липовый и гречишный мед. Вы знаете, откуда пчелы берут пыльцу для такого меда? А из чего получается

цветочный мед?

Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем.

Выполните упражнения пальчиковой гимнастики «Гу­си», « Гусь гогочет », « Грабли ».

8.Дифференииаиия звуков Г - Г' в словах (задание 6. с. 20).

Логопед: В городе Гнома есть зоопарк. Гном приглашает нас и медвежонка поехать туда и навестить зверей и птиц. Медвежонок сообщает, что недавно в зоопарк привезли но­вых обитателей, многие ему незнакомы. Назовите известных вам обитателей зоопарка и расставьте подписи к клеткам.

Картинки: гиена, бегемот, тигр.

9.Развитие зрительной и слуховой памяти,
а также орфографической зоркости.

Логопед: Запишите по памяти названия животных и птиц, укажите в словах звуки занятия.

10.Дифференииаиия звуков Г - Г на уровне предложения.
Логопед: Медвежонку пора возвращаться на пасеку к сво­
им пчелам, да и нам пора заканчивать наше занятие. Гном


                       
 
   
     
     
 
 
   
 
     
 
 

Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии

раздает вам карточки и просит на память о проведенном вме­сте времени составить из слов предложения. Прочитайте сло­ва каждого столбика (записаны на карточках) и составьте предложения. Образец: Гена играл на гармошке.

 

Имена собственные Слова-действия Слова-предметы
Гена загадал • на гармошке
Галя играла овраг
Гриша перепрыгнула говорила
Гуля громко загадка
Гоша грелся на пригорке

III. Итог занятия

Логопед: Припомните названия птиц и животных, с ко­торыми вы познакомились в зоопарке.

ЗАНЯТИЕ 24

Тема:Дифференциация звуков К- К".

Цели и задачи:познакомить детей со звуками К - К'; учить дифференцировать звуки занятия, давать их сравнитель­ную характеристику; обогащать словарь детей; формировать навыки грамматического оформления пред­ложений, навыки языкового анализа и синтеза; разви­вать связную речь, логическое мышление, фонематичес­кий слух и восприятие.

Оборудование:буква К (запись на доске); стилизованное изображение; символы для обозначения звуков занятия; предметные картинки с изображением животных, проду­ктов питания, в названии которых есть звуки К - К'; по­собие «Телефон»; предметные демонстрационные картин­ки - кит и кот; карточки со словами на каждого ребенка; сюжетная картинка «Колобок».

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: Послушайте рассказ о том, как животные вари­ли компот.


Буквы Г-К у. ■ • ^

Однажды кот, коза, корова, собака, кролик решили сва­рить компот. Они приготовили большую кастрюлю. Налили в нее воды. Поставили на огонь. Каждый положил в каст­рюлю то, чем любил лакомиться больше всего. Коза нареза­ла капусту, кот покрошил колбасу, корова - арбузные кор­ки, собака бросила кость, а кролик - морковь. Когда вода закипела, друзья решили попробовать...

Подумайте и скажите, каков был компот? Верно ли посту­пили животные? Правильно ли отобрали продукты для ком­пота? Почему? А как, по-вашему, нужно варить компот?

2. Знакомство с темой занятия.

Логопед: Припомните и назовите животных из рассказа. А теперь назовите продукты, которые принесли животные. (Животные - коза, собака, кролик, корова, кот; продукты -капуста, колбаса, корки, кость, морковь.) Скажите, какие согласные звуки повторяются во всех словах. (Звуки К-К.)

Я. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика звуков К - К.

К - согласный, твердый, глухой, для обозначения звука используем синие наушники.

К' - согласный, мягкий, глухой, для обозначения звука используем зеленые наушники.

2. ДифФеренииация звуков К - К' в слогах...

Логопед: «Соедините» букву К с гласными и прочитайте слоги (запись на доске).

Я Ё Е

А О

И
Ю

У Ы

Я. Знакомство с героями занятия.

Логопед: Пока мы с вами составляли слоги, к нам загля­нули герои стихотворения. Они прячутся и хотят, чтобы вы их отгадали.

6-1962


I



Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии


Буквы Г— К



 


... Вот что сказка говорит: Жили-были кот и кит. Кот огромный, просто страшный. Кит был маленький, домашний. Кит мяукал, кот пыхтел. Кит купаться не хотел. ... ну, и кто же разберет: где здесь КИТ, а где здесь КОТ? Логопед выставляет на доску демонстрационные кар­тинки с изображением кота и кита.

4.Дифференииаиия звуков К — К в словах.

Логопед: Рассмотрите картинки из пособия «Телефон» и определите, какие выберет для себя кот, а какие кит.

На кнопках или на диске телефона вместо цифр распо­ложены картинки: свинка, мартышка, кенгуру, крокодил, медведь, цапли. Если на картинке изображен телефон с кнопками, на данном пособии можно также отрабаты­вать знания детьми пространственных отношений. На­пример: мартышка находится в верхнем правом углу, кро­кодил находится слева от мартышки...

5.Развитие логического мышления.
Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их.

Он ходит в рыжей шубке, Как пилки остры зубки. Прожорливый зверек, Гроза мышей ... (хорек) Как только отправляются Они зимой гулять. Жильцы в дома вселяются, И в каждый - сразу пять. (Перчатки) Витамин зарыт в снегу. На болоте, на лугу. (Клюква)

Погасили в доме свет -Все равно покоя нет. Ру-чу-чу, да ру-чу-чок. Кто же там? ... (сверчок)

Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром в школу, днем домой. (Валенки)

За веревочку-узду Через двор коня везу, С горки вниз на нем лечу, А потом его тащу. (Санки)


6. Развитие имений составлять словосочетания

из двух слов.

Логопед: Помогите коту и киту составить словосочетания из двух слов. Кот будет называть слова-признаки, а кит сло­ва-предметы (запись на карточках).

 

Слова, названные котом Слова, названные китом
КРАСНЫЙ КНИГА
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КЕПКА
СЛАДКИЙ ВЕТКА
ТОНКИЙ МОРКОВКА
ВЫСОКИЙ ГОРКА
КЛЕТЧАТЫЙ СКАЗКА

7. Физминутка.

Логопед: На занятии вы много отгадывали, писали, те­перь можно немного отдохнуть.

Логопед читает стихи, дети повторяют за ним текст и выполняют движения.

Кирочки, Кирюшки, Девочки и мальчики! Берегите на морозе Носики и пальчики! Варежки - на ручки, Валенки - на ножки. Берегите на морозе Носики и пальчики!

8.Дифференииаиия звуков занятия на ировне предложения.

Логопед: Вы не забыли словосочетания, которые мы соста­вляли перед выполнением гимнастики? Назовите словосоче­тания по памяти и дополните их до предложений. Например: сладкая морковка - заяц грызет сладкую морковку.

9.Запись предложений на доске и обозначение звиков заня­
тия.

10.Дифференииаиия звиков занятия на уровне текста.
Логопед: Кит и кот очень довольны, вы отлично усвоили,

чем отличаются звуки занятия. Научились отличать их от


6М962


84 Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии

других звуков, и различать между собой. Кот и кит хотят разыграть перед вами сценку из своей любимой сказки «Ко­лобок». Помогите героям, припомните содержание сказки и запишите ее в виде ответов на вопросы кита и кота.

- Кто жил в доме?

- Кто испек Колобка?

- Куда бабка положила Колобка?

- Что случилось потом?

- Перечислите, кого встречал Колобок на своем пути?

- Кто последний говорил с Колобком и обманул его?

- Что случилось с Колобком?

- Почему лиса смогла перехитрить Колобка?

III. Итог занятия

Логопед: Назовите из последних предложений слова для1 кита, а потом для кота. Дайте советы коту и киту, как им жить? Кому из них где нужно находиться?

ЗАНЯТИЕ 25

Тема: Дифференциация звуков К - К', Г - Г'.

Цели:закреплять знания о звуках К - К', Г - Г', произноше­ние и навыки различения звуков К - К", Г - Г' в слогах, словах; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; закреплять знания норм орфографии; развивать внимание, логическое мышление.

Оборудование:буквы К - Г (запись на доске); разрезные картинки: Карлсон и Гном; зеркала (на каждого ребенка); предметные картинки с изображением сказочных героев.

Ходзанятия

J. Оргмомент

1. Развитие слуховой памяти С задание 7. с. 21).

Логопед: Припомните и скажите, как кудахчут куры? (Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах.) А как гогочут гуси? (Га­га-га, га-га-га.) Подберите и запишите 3-5 родственных слов к словам: «куры», «гуси». С каких звуков начинаются сло­ва «куры» и «гуси»?


 

Буквы Г — К

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть

1.Развитие зрительного внимания и логического мышле­
ния.

Логопед: Составьте из частей разрезные картинки и назо­вите героев занятия.

Логопед раздает детям части разрезанных картинок, изображающих Карлсона и Гнома.

2.Сравнение звучания звуков занятия.

Логопед предлагает детям произнести звуки занятия по порядку перед зеркалом и дать характеристику каждому звуку; найти в таблице все буквы Г и К и нарисовать под ними соответствующие символы (задание 2, с. 19).

3.Запись сравнительной характеристики
звуков К- К - Г - Г в тетрадь.

К - согласный, твердый, глухой, отметим синими науш­никами, для обозначения на письме нужен синий закра­шенный кружок.

К' - согласный, мягкий, глухой, отметим зелеными на­ушниками, для обозначения на письме нужен зеленый за­крашенный кружок.

Г - согласный, твердый, звонкий, отметим синим коло­кольчиком, для обозначения на письме нужен синий неза­крашенный кружок.

Г' - согласный, мягкий, звонкий, отметим зеленым коло­кольчиком, для обозначения на письме нужен зеленый не­закрашенный кружок.

4.Дифференииаиия звуков занятия на уровне слога.

Логопед: Угадайте слоги, составленные при помощи гла­сных и символов, запишите их (запись на доске). Слоги:


Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии


Буквы Г—К



 


               
   
   
 
     
 
 
 

ю
А

т

5.Дифференциация звуков занятия на уровне слова
(задание 8. с. 21).
Логопед: Помогите Карлсону и Гному. Соедините слова с

буквами Г - К так, чтобы получилась пары слов. Запишите слова парами, сравните слова по произношению, написа­нию и значению. Образец: колос - голос.

КАЛЬКА ГОД КОЛ ГУСТЫ

КОРА ГОЛОС КОЛОС

КРОТ ГОРА ГАЛЬКА

КУБКИ ГОЛ ГРОТ

КОТ КУСТЫ ГУБКИ

Сравните слова в парах по звучанию, написанию и значе­нию.

6. Физминутка (см. занятие 24).

7. Развитие зрительного внимания, памяти. Закрепление правописания собственных имен существительных.

Логопед: Рассмотрите картинки с изображением сказоч­ных героев и назовите их имена.

Картинки: Красная Шапочка, Дюймовочка, Кот в Сапо­гах, Гуси-Лебеди, Баба-яга, Курочка Ряба.

Логопед: Припомните, как пишутся собственные имена существительные. Запишите слова (запись на доске) и ука­жите в них наличие звуков занятия.

8.Развитие звукового анализа на уровне слова.
Логопед: Подберите для гнома и Карлсона по 5 слов с их

любимыми звуками так, чтобы эти слова обозначали живые существа. Например: Для Карлсона - корова, комар... Для Гнома - газель, горилла.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите слова, которые вы записали. Дайте характеристику встречающимся звукам занятия.


ЗАНЯТИЕ 26

Тема:Дифференциация звуков К - К', Г- Г'.

Цели:закреплять знания о звуках К - К', Г - Г', навыки правильного произношения и различения звуков К - К', Г - Г' в словах, словосочетаниях, предложении и тексте; развивать навыки фонематического анализа и синтеза, внимание, логическое мышление, связную речь.

Оборудование:буквы К - Г (запись на доске), предметные кар­тинки - Карлсон и Гном; картинки с изображением предме­тов, необходимых для занятий спортом; парные картинки -черно-белое ицветное изображения сказочного героя.

Ход занятия /. Оргмомент

1.Развитие логического мышления.

Логопед: Рассмотрите картинки с изображением предме­тов и определите, к какой группе их можно отнести. (Пред­меты для занятий спортом.)

Предметные картинки: кегли, гантели, скакалка, гиря, коньки, санки, ролики, боксерские перчатки.

2.Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Припоминание сходства и различий между звуками К - К'. Г - Г'

2. Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Рассмотрите фотографии, которые получили Кар­лсон и Гном от своих друзей - сказочных героев. Помогите им определить, кто изображен на неудачных фотографиях.

Логопед раздает детям по два черно-белых изображения сказочных героев, оставляя у себя цветные пары от этих карточек. Дети называют героев, в случае затруднения, логопед выставляет парную цветную картинку.

Картинки: Гуси-Лебеди несут Иванушку, старик Хотта-быч сидит около лампы,.Курочка Ряба сидит на гнезде, Хав-


Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии


Буквы К — X



 


рошечка гладит корову, принцесса сидит на кровати с горо­шиной, Дюймовочка плывет на листе кувшинки, Гулливер тянет на веревках корабли.

3. Дифференциация звуков занятия на уровне

словосочетания (работа с карточками).

Логопед: Составьте вместе с Гномом и Карлсоном слово­сочетания из слов первого и второго столбика, назовите «любимые» звуки героев.

Слова-признаки

Слова-предметы

КОЛБАСА ГОРА ГАЛСТУК ПЕТУШОК

КРАСНЫЙ ГОЛОСИСТЫЙ ВЫСОКАЯ КОПЧЕНАЯ

4. Физминитка Сем, занятие 24).

5. Дифференциация звуков занятия на уровне предложе­ния (задание 9. с. 21).

Логопед: Прочитайте слова и составьте из них предложе­ния.

Белка, спешить, к, гнезду.

Она, скакать, за, еловые, шишки.

Забраться, белка, в, тёплое, гнездо.

В, лес, закружила, вьюга.

Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая.

Белка, выбраться, из, гнезда.

6.Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Работа на уровне текста.

Логопед: Прочитайте предложения из предыдущего за­дания. Скажите, можно ли составить из этих предложений рассказ? Поменяйте порядок предложений так, чтобы мож­но было бы прочесть рассказ «Белочка».

III. Итог занятия(задание 10, с. 21-22) Логопед: Вставьте буквы Г - К в слова. Прочитайте рас­сказ. Назовите из текста слова со звуком К, а теперь с пар­ным ему звонким согласным.


ЗАНЯТИЕ 27

Тема: Дифференциация звуков К - К', X - X'.

Цели:закреплять знания о звуках К - К', X - X', навыки правильного произношения и различения звуков К - К', X - X' в слогах, в словах, словосочетаниях и предложени­ях; развивать навыки слогового анализа слов, фонемати­ческого анализа и синтеза; учить составлять словосочета­ния и предложения; закреплять знания норм орфогра­фии; работать над развитием связной речи; развивать внимание, логическое мышление.

Оборудование:буквы К - X (запись на доске); предметные картинки: Хрюша и Каркуша; зеркала (на каждого ребен­ка); предметные картинки с изображением космических кораблей; карточки с написанными слогами в форме дета­лей космических кораблей; таблицы со слогами для со­ставления слов.

Ходзанятия /. Оргмомент

1. Развитие слогового анализа и синтеза.

Логопед: Составьте из слогов слова по схемам. С каких звуков начинаются все эти слова? (Со звуков К, К', X).

<

са '\у но > мяк

лесо ки <^ сет хо <^ рек

ты ^^ сель ^ зяин

2.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика звиков К - К'.Х - Х\

2. Различение звуков К - К'. X - X' на слух.

 

- в звуковых рядах;

- в рядах слогов;

- в рядах слов.

Работу по различению звуков К - К' - X - X' можно про­водить с использованием карточек, на которых написаны буквы.



Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии


Буквы К — X



 


3.Знакомство с героями занятия через развитие
зрительного восприятия.
Логопед: Составьте имена героев занятия из стилизован

ных букв, записанных на карточках. (Каркуша и Хрюша.)

Логопед демонстрирует детям карточки со стилизо­ванными изображениями букв КиХ.

4.Уточнение и обогащение словаря.

Логопед: Ребята, посмотрите, во что одеты наши гости. Скажите, куда они решили отправиться? (Герои одеты в ко­стюмы космонавтов. Они решили отправиться в космиче­ское путешествие.) Как вы думаете, что нужно пригото­вить для космического путешествия? (Дети называют, ло- | гопед выставляет на доску картинки с соответствующи­ми предметами. Например: фонарик, снаряжение, продо­вольствие, веревку...) Вот вам корзина для космического продовольствия. Рассмотрите продукты, представленные на полках, и отберите необходимое. Запишите слова в два столбика (запись на доске): в первый - со звуками К - К', во второй - со звуками X - X'.

Картинки: холодец, консервы, халва, хлеб, конфеты, колбаса, молоко, крупа, сухари.

5.Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: Хрюша и Каркуша хотят отправиться в путеше-ствие на космическом корабле. Но в их машинах не хватает некоторых деталей.

Помогите Хрюше и Каркуше поставить недостающие де­тали на место. Прочитайте слоги на карточках и подберит к ним пары.

Слоги: ка - ... , хо - ... , ки - ... , ах - ... , ек - ... , кы - ... .

в. Уточнение словаря по теме «Космос».

Логопед: Хрюша и Каркуша готовы к полету. Давайт проверим их снаряжение. Рассмотрите костюм космонавтов и назовите все предметы со звуками занятия.

Приблизительный перечень слов: скафандр, комбинезон, рукавицы, кислородный баллон, маска, веревка...


7.Физминутка.

Логопед: Наши друзья благодарят вас за помощь в подго­товке к полету. Теперь присядем на дорогу, а будущие кос­монавты выполнят гимнастику перед долгим полетом.

Поднимаем плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, высоко

Прыгать на носках легко.

8.Работа со словами-паронимами.

Логопед: Каркуша и Хрюша прибыли на загадочную пла­нету. Тут живут необыкновенные существа ХАКАТЫ. Пришельцы с Земли быстро с ними подружились и научили своей любимой игре: подбирать похожие слова и объяснять их различия. Поиграйте вместе с друзьями. Подберите по­хожие слова и объясните различие между словами каждой пары.

Слова: сох - ... , мука - ... , казак - ... , хлоп - ... , бук - ... , ход - ... .

9.Работа по построению словосочетаний и предложений.

Логопед: Хакаты тоже решили научить своих новых дру­зей чему-то новому. Они долго думали и остановились на иг­ре «Превращалки». Превратите неверное слово в верное и, подобрав к нему признак, составьте словосочетание.

Слова: ворост, каратофель, ркокодил, тетух, хяхта, ве-них,лопук.

Приблизительный перечень словосочетаний: тонкий хво­рост, крупный картофель, голосистый петух, широкий ло­пух, огромный крокодил, новый веник, красивая яхта.

10.Работа по дифференииаиии звуков занятия
на уровне текста.

Логопед: Путешествие подошло к концу. Хрюше и Кар­куше пора возвращаться на Землю. А чтобы не забыть о сво­ем путешествии, Каркуша предложила записать рассказ о


92 Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии


БуквыД — Т



 


нем. Помогите Каркуше. Запишите (запись на карточках) рассказ о путешествии наших друзей, укажите наличие зву­ков К - К', X - X'.

Учащиеся 1-го класса составляют рассказ устно, а уче­ники 2, 3-го классов составляют рассказ, затем объясня­ют сложные случаи написания слов и записывают его са­мостоятельно.

Приблизительный рассказ:

Космическое путешествие

Однажды Каркуша и Хрюша решили отправиться в косми­ческое путешествие. Они собрали продовольствие и снаряже­ние, приготовили космический корабль. Когда все было гото­во, отправились в путь. Космический корабль Хрюши и Кар-куши опустился на необыкновенную планету, где жили Хака-ты. Хозяева планеты тепло встретили пришельцев. Погостив немного у Хакатов, поросенок и ворона вернулись обратно. Друзья долго вспоминали свое космическое путешествие.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите из своего рассказа слова для Карку-ши, а затем для Хрюши.

ЗАНЯТИЕ 28

Тема: Дифференциация звуков Д - Д'.

Цели и задачи:познакомить детей с характеристиками зву­ков Д - Д'; учить дифференцировать звуки Д - Д' в слогах, словах, словосочетаниях, текстах; обучать соотнесению звука с символом и буквой; формировать навыки слогового анализа; закреплять знания о правописании собственных имен существительных; развивать навыки образования су­ществительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значеним; тренировать в употреблении пред­логов НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, в составлении схем предложе­ний; формировать навыки употребления слов-антонимов; развивать слуховое внимание, восприятие, память.

Оборудование:карточки со словами для составления цепоч-


ки; символы для обозначения звуков занятия на письме; кубики с записанными на их гранях слогами; пособие «Стилизованные буквы»; индивидуальные карточки с за­даниями; пособие «Дед Мороз и горы».

Ходзанятия /. Оргмомент

1.Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед: Составьте из слов цепочку так, чтобы в каждом

последующем слове было на одну букву меньше, чем в пре­дыдущем.

Слова (запись на карточках):дочки, удочки, дудочки, очки, почки, ночки, кружочки.

Логопед: Какие слова лишние? Почему?

2.Развитие слухового внимания.

. Логопед: Послушайте стихотворение и назовите звуки занятия.

Дятел жил в дупле пустом. Дуб долбил, как долотом. День долбил, два долбил -Дырку в дереве пробил.

3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика звуков Д - Д'
(задание 1. с. 22).

Д - согласный, твердый, звонкий, на письме обозначаем синим звонком и синим незакрашенным кружком.

Д' - согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначаем зеленым звонком и зеленым незакрашенным кружком.

2.Развитие слогового анализа и синтеза (задание 2.с. 22).

Логопед: Соберите для Деда Мороза кубики: составьте из них имена детей и узнайте, кому приносил подарки Дедуш­ка Мороз.

Слова: Демьян, Денис, Дима, Эдик, Владик, Даша, Але­ксандр.


94 Конспекты занятий по преодолению акустической биографии


Буквы Д - Т



 


3. Дифференииаиия звуков занятия в слогах.

Логопед: Дед Мороз возвращается домой, его путь далек. Нужно дедушке добраться до холодных стран. Помогите ему. «Поднимитесь» вместе с Дедом Морозом на горы, а по­том «спуститесь» с гор, читая слова по слогам.

Логопед выставляет пособие «Дед Мороз и горы».

4.Дифференииаиия звуков занятия в словах.
Образование существительных при помощи суффиксов
с уменьшительно-ласкательным значением
(задание 3. с. 22).

Логопед: Образуйте слова при помощи суффиксов -ОК-, -ИК-, -ЧИК-, -ЁК-. Образец: завод - заводик.

ДРУГ-... ДУБ-... ДОМ-...

ДЕНЬ-... ЛЁД-... ХОЛОД-...

5.Физминутка.

Логопед: Выполните упражнения пальчиковой гимна­стики «Крокодил», «Птичка», «Птенчики и гнездо», «Пе­тушок», «Лодка», «Пароход».

6.Работа со словами-антонимами.

Логопед: Прочитайте слова и подберите к ним слова с противоположным значением. Например: мальчик - девоч­ка.


ГОРОД - ... БАБУШКА - ... ЗИМА - ...

НОЧЬ - ... ЗЛОЙ - ... ДЕШЕВЫЙ - ...

СТАРЫЙ - ... КОРОТКИЙ - ...

7.Работа по дифференииаиии звиков занятия
на уровне словосочетания.

Логопед: Прочитайте словосочетания и найдите ошибки (запись на карточках). Запишите словосочетания верно (запись на доске) и укажите наличие звуков занятия.

Словосочетания: молоденькое дубок, легкая дыхание, старенькие домик, многоэтажная дом, удобная диванчик.

8.Дифференииаиия Д - Д" в предложении.

Логопед: Прочитайте предложения и вставьте подходя­щие по смыслу предлоги: НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. Самолет летел ...лесом. Девочка бежала... зонтом. Медвежонок выглядывает ... дерева. Дима лежал ... одеялом. Пароход прошел ... мостом. Желуди лежали ... дубом.

9.Дифференииаиия звуков Д -Д' на уровне текста
(запись на карточках).

Родник

...ень был ...ёплый. ...има и Воло...я гуляли около ...ачи. Мальчики по...ошли к высокому ...ереву. У ...ерева они уви...ели ро...ник. ...имаиВоло...я решили по...ойти побли­же. Они наклонились и ла...онми стали пить во...у. Она бы­ла холо...ная. Мальчики быстро утолили жаж...у и пошли ...омой.

/17. Итог занятия

Логопед: Прочитайте получившийся рассказ по цепочке и назовите слова со звуками занятия. Дайте характеристи­ку звукам занятия.



Конспекты занятий по преодолению акустической дисграфии


Буквы Д— Т



 


ЗАНЯТИЕ 29

Тема: Дифференциация звуков Т - Т\

Цели и задачи: познакомить детей со звуками Т — Т'; нау­чить их дифференцировать звуки Т - Т" изолированно, в слогах и в словах; формировать навыки

...





Читайте также:
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.101 с.