Методический комплект к «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В.
«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена в разделе «Навигатор программ» официального сайта Федерального института развития образования и рекомендована к использованию коллективам дошкольных образовательных организаций при написании Адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
В программе представлены описание задач и содержания коррекционной и образовательной деятельности всех педагогов, работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, во всех пяти образовательных областях. Именно это позволяет обеспечить полное взаимодействие специалистов группы компенсирующей направленности и создает условия для организации образовательной и коррекционной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, что необходимо для удовлетворения потребностей детей с ТНР и соответствует их возможностям.
Так же в программе представлены целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы, педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с трех до четырех и с четырех до семи лет, тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности во всех пяти образовательных областях, рекомендуемые дидактические материалы, примерный перечень игр, игровых упражнений, литературных и музыкальных произведений.
В «Организационном разделе программы» описаны система коррекционной и образовательной деятельности, приведен примерный распорядок дня в каждой из возрастных групп, предметно-пространственная развивающая среда и игровое оборудование, даны рекомендации по организации культурно-досуговой деятельности в каждой из возрастных групп, содержатся рекомендации по разработке части АОП ДО, создаваемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с ФГОС ДО в программе особое внимание уделено интеграции усилий всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей дошкольников, даны методические рекомендации по проведению интегрированных занятий, освещается вопросы инклюзивного образования детей с ТНР и обучения двуязычных детей с ТНР.
Программа для каждой из возрастных групп является самостоятельным документом. В соответствии с программой, образовательную и коррекционную деятельность с детьми с ТНР можно начинать в три года, в четыре года, в пять лет, в шесть лет.
К программе разработан полный методический комплект, включающий в себя речевые карты для проведения индивидуальной педагогической диагностики и картинный материал к ним, альбомы для проведения индивидуальной педагогической диагностики развития детей, сборники с комплексно-тематическим планированием, конспектами занятий и бесед, подборки дидактических игр и наглядно-дидактических пособий, альбомы с сюжетными картинами, сериями картин и конспектами занятий по ним, рабочие и творческие тетради, сборники и тетради с методическими рекомендациями для родителей, материалы для информационно-делового оснащения ДОО.
Главные книги методического комплекта
1. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
2. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
3. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 4 и с 4 до 5 лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
4. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
5. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 4 и с 4 до 5 лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
6. Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с Тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.