Специальные конституционные гарантии правосудия. 3 глава




 

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "О беженцах" в Российской Федерации беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Ходатайствовать о признании себя беженцем может лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по перечисленным выше обстоятельствам, из числа: иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании. Таким образом, граждане Российской Федерации, согласно данному Закону, не могут быть отнесены к беженцам.

Федеральным законом "О беженцах" устанавливаются категории лиц, которые не могут быть признаны беженцами. К ним относятся:

- лица, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

- лица, которые совершили тяжкие преступления неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как они были допущены на территорию Российской Федерации в качестве лиц, ходатайствующих о признании беженцем;

- лица, которые виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

- лица, за которыми компетентные власти государства, в котором они проживали, признали права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

- лица, которые в настоящее время пользуются защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанности соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Миграционный орган принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет заниматься трудовой или предпринимательской деятельностью; приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства Российской Федерации или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Иванов Д.В. Вынужденная и трудовая миграция населения в международном и национальном праве. М., 2010. С. 205 - 238; Евтушенко В.И. Правовой статус беженца в Российской Федерации: Монография. Белгород, 2006. С. 57 - 80.

 

Вынужденным переселенцем в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" <1> признается гражданин Российской Федерации, который:

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 427.

 

- вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;

- вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

Члены семьи вынужденного переселенца - это проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.

Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам. Вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России.

Установлены категории лиц, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами:

1) лица, совершившие опасные общественные деяния, признаваемые тяжкими преступлениями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, пропустившие установленный в законе срок для обращения в компетентные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами;

3) лица, изменившие место своего постоянного жительства по причинам экономического характера, вследствие чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и т.д.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 сентября 1993 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 6 марта 1993 г. "О Программе комплексного решения проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, покинувших территорию Северной Осетии" и от 26 марта 1993 г. "О переговорах официальных делегаций Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики 18 - 20 марта 1993 г." <1> сформулировал следующую правовую позицию: "Приоритет прав и свобод человека закрепляется и общепризнанными принципами и нормами международного права. Согласно преамбуле Устава Организации Объединенных Наций государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека. Обязанность государств охранять властью закона права человека подтверждается преамбулой Всеобщей декларации прав человека. В п. 5 Итогового документа Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене 14 - 25 июня 1993 г., указывается, что процесс поощрения и защиты прав человека и основных свобод на национальном и международном уровне должен носить универсальный характер и "осуществляться без каких-либо условий". Оспариваемые положения рассматриваемых постановлений Верховного Совета Северо-Осетинской ССР вошли в противоречие и с этими международными актами.

--------------------------------

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. N 6.

 

Указанные положения постановлений Верховного Совета Северо-Осетинской ССР противоречат Постановлению VII Съезда народных депутатов РФ "О мерах по урегулированию вооруженного конфликта на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики" <1>, согласно которому органы государственной власти и управления Северо-Осетинской ССР, Ингушской Республики, Временная администрация в зоне чрезвычайного положения обязаны принять меры к возвращению беженцев в места постоянного проживания. Это Постановление лежит в основе Соглашения о мерах по комплексному решению проблемы беженцев и вынужденных переселенцев на территориях Ингушской Республики и Северо-Осетинской ССР от 20 марта 1993 г., подписанного полномочными представителями Ингушской Республики, Северо-Осетинской ССР, Республики Дагестан и Ставропольского края в г. Кисловодске. В соответствии с этим Соглашением стороны на первом этапе приступают к комплексному решению проблемы беженцев, включая вопросы обеспечения их безопасности, путем возвращения и расселения их в согласованных местах компактного проживания.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 52. Ст. 3052.

 

Таким образом, приняв рассматриваемые Постановления, Верховный Совет Северо-Осетинской ССР осуществил собственное правовое регулирование в области прав человека и гражданина. Однако Конституция РФ (п. "в" ч. 1 ст. 72) и Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (п. "в" ч. 1 ст. I) регулирование прав и свобод человека и гражданина относят к исключительному ведению федеральных органов государственной власти, и, следовательно, органы государственной власти республик в составе Российской Федерации не вправе вводить нормы, умаляющие права и свободы человека и гражданина, установленные федеральной Конституцией и другими актами, принимаемыми органами государственной власти Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. N 6.

 

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями Федеральной миграционной службы России. Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 4. Ст. 550.

 

Законодательством установлены основания, при которых лицо утрачивает статус беженца (после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации, при приобретении российского гражданства, если приобретено гражданство иностранного государства и лицо пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности и т.д.) и вынужденного переселенца (при прекращении российского гражданства, при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации либо при возвращении в субъект Российской Федерации, территорию которого лицо было вынуждено покинуть, и т.д.). Кроме того, указанные лица могут быть лишены своего специального статуса за нарушения законодательства Российской Федерации (если они осуждены по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации или сообщили заведомо ложные сведения либо предъявили фальшивые документы, послужившие основанием для признания их беженцами или вынужденными переселенцами и т.д.).

 

§ 6. Правовое положение иностранных граждан

и лиц без гражданства в Российской Федерации

 

Согласно положениям ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В указанной норме, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, "речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура" // СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1142.

 

В настоящее время это конституционное положение нашло свое развитие в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1>. При этом под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся российским гражданином и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

 

По общему правилу срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Как правило, если иностранец находится в России в порядке, не требующем получения визы, непрерывный срок его временного пребывания в нашей стране не может быть больше 90 суток и при этом не должен превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Исключение из этого правила предусмотрено для иностранных высококвалифицированных специалистов и членов их семей - для них главным ориентиром является срок их контракта. Вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на пять лет.

Закон предусматривает целый ряд ограничений и особенностей реализации иностранцами прав человека.

Так, в пределах Российской Федерации иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях, которая, однако, ограничивается запретом на посещение территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждаемое Правительством РФ.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, вправе выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, но с учетом ряда ограничений. Так, например, иностранный гражданин, временно или постоянно проживающий в Российской Федерации, может работать главным бухгалтером, но ограничен в доступе к государственной и муниципальной службе, а также к отдельным видам деятельности. Например, по общему правилу иностранцам запрещено: замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ; быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; работать на объектах, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации; быть командиром гражданского воздушного судна и т.д.

Кроме того, в Российской Федерации существует практика специального регулирования особенностей трудовой деятельности отдельных категорий иностранных работников (например, высококвалифицированных специалистов, участников строительства важных спортивных объектов, членов жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, международных кинофестивалей и т.д.).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

Каковы основные черты гражданства?

Каковы принципы гражданства?

Перечислите государственные органы, ведающие вопросами гражданства. Каковы основания приобретения и прекращения гражданства?

Каков правовой статус иностранных граждан?

Каково правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев?

 

Раздел V. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Глава 8. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

 

§ 1. Истоки федеративного выбора России

 

Идеи и лексикон федерализма стали популярными среди политической элиты России на рубеже XVIII - XIX вв. под влиянием сочинений Ш. Монтескье и воздействием Французской революции.

Государственные деятели александровского времени активно использовали представления федерализма для решения конкретных вопросов европейского послевоенного урегулирования. В качестве примера можно указать проект федеративной системы финансов, предполагавший выпуск союзниками особых "федеративных" денег (Н.Н. Новосильцев, 1813 г.) <1>. Однако во внутриполитическом и общественном обиходе России идеи федерализма играли гораздо более скромную роль, нежели в международных делах, поскольку социально-политический и культурный контекст имперской модели не способствовал восприятию федералистских представлений даже в среде просвещенной политической элиты.

--------------------------------

<1> Внешняя политика России XIX века. Сер. 1. М., 1970. Т. 7. С. 578 - 581.

 

Нельзя отрицать, что на протяжении многих лет в общественном сознании существовал миф о древнерусской удельной системе как своего рода федеративном устройстве государства. Представление о "федерализации, свойственной славянскому духу" <1>, поддерживалось авторитетом основателя славянофильства А.С. Хомякова <2>, "русского социалиста" А.И. Герцена, историка Н.Я. Данилевского <3>.

--------------------------------

<1> Герцен А.И. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 7. С. 315.

<2> Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988. С. 53.

<3> Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 231.

 

Однако мифу об "исконной федерализации" России всегда противостояло иное понимание исторического процесса. Его наиболее ярко сформулировал Н.М. Карамзин: "Самодержавие есть палладиум России, целость его необходима для ее счастья" <1>. В целом история России не может трактоваться в рамках традиционной, но с исследовательской точки зрения обедненной дихотомии: "централизм - федерализм". Более продуктивной представляется точка зрения об особом "имперском" характере организации власти и жизни в России в период XV - XX вв., а следовательно, рассмотрение генезиса идей федерализма в России в "трехмерном пространстве": "империя - централизованное государство - федеративное государство".

--------------------------------

<1> Карамзин Н.М. Записка о Древней и Новой России. М., 1991. С. 105.

 

Действительно, Россия была подлинной империей еще задолго до Петра I. Расширение Московской Руси привело под руку Московского государя народы Поволжья и Предуралья, как правило, не имевшие собственной государственности и по большей части языческие. Окончательный полиэтнический характер Российского государства сформировался после взятия Казани, когда было утрачено единство вероисповедания.

Имперский характер Российского государства подтверждает политика в отношении присоединяемых народов. Эта политика носила характер не национальной, не религиозной, а социальной ассимиляции. В период своего расцвета, который приходится на 1740 - 1820 гг. (от императрицы Елизаветы Петровны до Александра I), Российская империя гарантировала своим подданным все те права, привилегии и преимущества, какими они обладали прежде, до присоединения. Российская имперская политика - это прежде всего политика национальной и конфессиональной терпимости. Две основные государственные тенденции - стремление к уравниванию земель и народов или установлению их иерархии долгие годы находились в потенциальном, скрытом состоянии, образно говоря, в "силовом поле империи".

В период после Венского конгресса 1815 г. перед государственными деятелями Российской империи встала задача поиска путей обновления государственных и социальных институтов. Потенциал традиционного общества в России был исчерпан, крепостное хозяйство не обеспечивало потребности страны, отношения между сословиями и политический статус отдельных исторических областей империи нуждались в современном правовом регулировании.

Первой политически возможной попыткой преобразовать Россию в федерацию конституционных автономий стала Государственная уставная грамота Александра I (1820 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Вернадский Г.В. Государственная Уставная грамота Российской империи 1820 г.: Историко-правовой очерк. Прага, 1925.

 

Главным содержанием Уставной грамоты, включающей 191 статью, было создание принципиально новых отношений между центральной властью и отдельными областями. В частности, ст. 1 Уставной грамоты гласила: "Российское государство со всеми владениями, присоединенными к нему под каким бы наименованием то ни было, разделяются сообразно с расписанием... на большие области, называемые наместничества". В каждом наместничестве предполагалось создание наместнических сеймов, созываемых на регулярной основе. Сам наместник и Совет наместничества были бы независимы в решении местных вопросов "земледелия, промышленности и торговли".

По разным причинам Уставная грамота не стала реальностью. Политическая элита России оказалась не готова к модернизации экономических и социальных отношений на принципах федерализма. Более того, в этот период получила популярность противоположная точка зрения П.И. Пестеля, предлагавшего в своей "Русской правде" построить максимально централизованное государство с жесткой национальной и конфессиональной унификацией. Пестель писал: "В России должен быть один народ - русский и одна вера - православная" <1>.

--------------------------------

<1> Освободительное движение и общественная мысль в России XIX века. М., 1991.

 

Среди будущих декабристов не было единства относительно ценностей федерализма. Например, Н.М. Муравьев считал возможным примирить федеративные принципы функционирования малых стран Европы и на Американском континенте с екатерининским постулатом, согласно которому пространство России и ее величие диктуют необходимость сильной монархической власти.

В "конституционном Уставе России" Н.М. Муравьева предусматривалось деление России "в законодательном и исполнительном отношении" на 13 держав и две области. Каждая из держав должна была иметь свою столицу и "правительственное собрание" с широкими полномочиями. В частности, Н.М. Муравьев писал: "...Правительственное собрание каждой державы имеет право:

1) делать постановления, касающиеся до внутреннего управления держав;

2) делать новое разделение края, более сообразное с нуждами и средствами жителей;

3) установить, в каких городах или местечках будет происходить выбор народных представителей и каким образом сей выбор должен происходить;

4) делать всякие постановления, сообразные с сим Уставом...

5) учреждать налоги для собственного управления державы и потребностей оной... Общие налоги... для нужд и потребностей всей общины Российской назначаются Народным вече;

6) делать всякого рода общественные заведения;

7) содержать и приводить в порядок сообщения" <1>.

--------------------------------

<1> Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в. М., 1985. С. 268 - 288.

 

Союзное Народное вече облекалось "всею законодательной властию" и должно было состоять из Верховной Думы и палаты народных представителей. Судя по всему, Н.М. Муравьев был одним из первых отечественных деятелей, кто последовательно использовал при разработке государственно-правовых принципов устройства будущего государства идею разделения властей.

Таким образом, к исходу правления Александра I выявились два возможных пути обновления Российской империи. Первый путь предусматривал эволюционную перестройку государства на федеративных началах. Причем сам Александр I нисколько не сомневался в ценностях самодержавия и рассматривал федерализм лишь как инструмент административного управления страной. Второй путь - это путь, предложенный Пестелем и предполагавший создание унитарного государства-нации.

События 14 декабря 1825 г. и воцарение Николая I привели к тому, что были отвергнуты оба пути переустройства российской государственности. Новый император полностью отказался от идеи эволюционного федерализма, но не решился встать на путь последовательной и эффективной централизации, хотя и проводил политику административной и правовой унификации, сопровождаемой насильственной русификацией и распространением православия. Эта политика была продолжена Александром II, особенно в Царстве Польском, и Александром III, при котором кризис империи принял необратимый характер.

Во второй половине XIX в. идеи федерализма находят понимание в основном в радикальной среде. Одно время ими увлекался М.А. Бакунин, который, в частности, "блистательным проявлением федерализма" называл гражданскую войну Севера и Юга в Америке <1>. Знаменитые деятели "Народной воли" в своей "Программе рабочих, членов партии "Народная воля" (1879) отмечали: "...Русское государство по характеру и условиям жизни населения делится на области самостоятельные во внутренних своих делах, не связанные в один общероссийский союз. Внутренние же дела области ведаются областным управлением; дела же общегосударственные - Союзным правительством. Народы, насильственно присоединенные к русскому царству, вольны отделиться или остаться в Общерусском союзе" <2>.

--------------------------------

<1> Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.

<2> Революционное народничество 70-х годов XIX века. М.; Л., 1965. Т. 2.

 

В период царствования Николая II Россия вновь оказалась не в состоянии приступить к масштабному изменению государственной системы и норм права, которые не соответствовали отношениям возникающего в стране буржуазного общества. Институты, созданные реформами 1860-х гг. - земское и городское самоуправление, всеобщая воинская повинность, судебная система - распространялись не на все территории, народы и сословия империи. Ограничительный - в сословном и этноконфессиональном отношении - характер имели законы, регулирующие порядок выборов в Государственную Думу. Конституционное ограничение монархии, предусмотренное Манифестом 17 октября 1905 г., было запоздалым и непоследовательным.

Конституционный период в истории страны, ставший концом истории императорской России, открывается "Основными законами" от 23 апреля 1906 г., разработанными С.Ю. Витте и его сотрудниками.

Глубоко символична ст. 1 "Основных законов", в ч. 1 которой записано, что "Государство Российское едино и неделимо", а в ч. 2 - что "Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями, на основании особого законодательства..." <1>. Часть 1 ст. 1 представляет собой точную цитату из "Русской правды" П.И. Пестеля, а автономия Великого княжества Финляндского, предусмотренная ч. 2 ст. 1 "Основных законов", предполагалась Александром I в качестве первого шага к переустройству Российской империи на федеративных началах.

--------------------------------

<1> Витте С.Ю. Воспоминания и мемуары. Минск; М., 2001. Т. 2. С. 369.

 

В дореволюционной российской юридической науке феномен федерализма достаточно глубоко изучался, но как нечто чуждое, далекое от отечественных реалий. При этом в среде отечественных государствоведов преобладали его ярые противники. А.С. Ященко, автор фундаментальных работ "Международный федерализм" и "Теория федерализма" и противник федерализма в России, существо федерации видел в равновесии центральной и местных властей, при котором все территории сохраняют самостоятельное участие в правительственной организации государственного суверенитета: "При федерализме независимые части соглашаются, объединяются, отношение юридическое существует между отдельными частями, центральная власть есть лишь соединение участвующих в ее образовании частей" <1>.

--------------------------------

<1> Ященко А.С. Теория федерализма. Юрьев, 1912. С. 363 - 364.

 

А.Д. Градовский, виднейший русский государствовед, федерацию, или союзное государство, понимал как объединение независимых в прошлом государств на основе общей конституции. При этом наличествует раздельность в осуществлении прав государственного верховенства, существуют два параллельных правительства. Законы субъектов сообразовываются с общими законами по предметам, подлежащим ведению федеральной власти. Законы федерации не требуют ратификации их субъектами <1>.

--------------------------------



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: