ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ




Гайдукова Е.И.

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, г. Новосибирск

 

ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ СОИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

Одним из важнейших направлений деятельности государства, которая направлена на повышение уровня эффективности социальной системы в целом, а также ее отдельных отраслей, является социальная политика.

Государство будет являться основным субъектом, который формирует социальную политику.

Безусловно, как и любой субъект в нашем мире, она обладает своими ценностями и установками. Одними из важнейших ценностей социальной политики являются:

• повышение качества жизни населения, путем повышения достатка граждан, с учетом удовлетворения необходимых потребностей;

• создание условий по достижению социальной безопасности в обществе;

• обеспечение баланса и стабильности социальной системы в целом.

Главной задачей социальной политики в Российской Федерации, является обеспечение гражданам нашей страны достойного уровня жизни, во избежание конфликтов и дисбаланса в обществе. Также это позволит установить социальную справедливость, которая будет исходить от возможностей общества и государства.

На различных уровнях устанавливаются свои критерии и стандарты ведения социальной политики. В данном случае мы подразделяем их на два уровня, это федеральный, и на уровне субъекта Российской Федерации.

Если говорить о социальной политике в контексте федерального уровня, то отношения в социальной сфере должны регулироваться путем правовых основ, государством активно разрабатываются различные федеральные программы развития страны, устанавливаются минимальные стандарты федерального уровня, также государство предоставляет и обеспечивает население гарантиями, со своей стороны.

Переходя на уровень субъекта РФ, мы можем отметить, что тут разрабатываются основы региональной политики, которые напрямую зависят от культурных и исторических традиций данной территории. Органами региональной власти, также устанавливаются стандарты и нормы, которые в свою очередь соответствуют минимальным федеральным стандартам.

Существуют определенные способы, методы и механизмы, которые позволяют достичь реальных целей, поставленных в рамках федеральной и региональной политики. Публичная власть на муниципальном уровне призвана конкретизировать эти методы. Предоставление комплекса социальных услуг для населения, которые позволили бы человеку полноценно существовать и поддерживать свою жизнедеятельность, является основной задачей органов местного самоуправления. Главная задача местной власти, создать полноценную систему социальной защиты населения, обеспечить широкое разнообразие учреждений в сфере образования и культуры, и сделать их доступными для населения. Большое внимание должно уделяться охране здоровья, и в целом к конкретным интересам граждан, проживающих в данном регионе, с учетом их финансовых возможностей, общим уровнем экономического развития, а также особенностей территории.

Несмотря на все вышеизложенное, главная роль по разработке и ведению социальной политике, возлагается непосредственно на руководство страны. Она зависит от общего экономического положения страны, уже из этого исходит объем финансирования социальной сферы. Далее планируется стратегия ведения социальной политики, формируются цели и задачи, и организовывается уже ее реализация на федеральном уровне, средствами которой выступают разработанные концепции и программы.

Выделим ключевые направления программ социальной политики:

• проведение пенсионной реформы, в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан;

• общее повышение доходов населения;

• перераспределение социальных дотаций в пользу малоимущих граждан, начисление льгот и компенсаций наиболее нуждающимся слоям населения;

• мероприятия по обеспечению доступности к важнейшим социальным благам, а конкретно медицинскому и социальному обслуживанию;

• установление льгот к людям, получающим образование в области здравоохранения, это направление также является показателем конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике.

Если рассмотреть отдельно сферу образования, то там были изданы новые образовательные стандарты. Была проведена работа по созданию условий обучения в соответствии с принятыми стандартами, усовершенствовали систему кадрового состава. Свое начало взяла разработка комплексной программы по повышению профессионального уровня педагогических работников, произведена работа по аттестации кадров.

Но, несмотря на это, актуальным остается вопрос о дальнейшем трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных учреждений. В некоторых регионах уже активно начали решать этот вопрос. Путем взаимодействия с работодателями, выпускников направляют на места практики, где после успешного прохождения, в последующем за ним закрепляется вакантное место.

Указом Президента Российской Федерации, который был принят 16 января 2017 года, № 13, установлены основные цели и приоритетные задачи государственной регионального развития Российской Федерации. По предварительной оценке, основным результатом реализации государственной политики регионального развития РФ в социальной сфере, должно послужить минимальное различие в качестве и уровне жизни граждан Российской Федерации, которые поживают в различны регионах, города и сельской местности.

Принятый Президентом Российской Федерации Указ от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» сыграл огромную роль в достижении положительных результатов, связанных с развитием социальной сферы в субъектах РФ. Если проследить за опытом регионов, принятые эффективные меры дают возможность сделать минимальным негативное влияние неравенства населения по возрастном, а также половому составу, на ряду с этим данные меры могут привести к сохранению демографических тендений.

По моему мнению, к основным приоритетам региональной политики в сфере социального обслуживания, я бы отнесла условия, которые позволяют создать и обеспечить права работников социальной сферы на достойный труд. Необходимо повысить уровень заработной платы, поскольку реальные доходы населения совершенно не соответствует нынешнему уровню жизни. Следует провести мероприятия по совершенствованию политики доходов, которые в свою очередь позволят повысить качество жизни населения.

На сегодняшний день государство старается обеспечить в субъектах Российской Федерации рост уровня оплаты труда работников государственных учреждений. На ближайшие три года субъектам РФ предусмотрены дотации из федерального бюджета, которые частично позволят компенсировать дополнительные расходы на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы. По предварительным данным, они составляют примерно 40-50 млрд рублей.

Следующим этапом, после повышения заработной платы бюджетных работников, являются мероприятия по внедрению системы независимой оценки качества оказания услуг организациям социальной сферы. Данные мероприятия позволят выявить недостатки и слабые места в качестве оказания услуг, что в свою очередь позволит улучшить работу организаций социальной сферы. В течение 2017 года такие мероприятия планируются провести в 30-35% организаций социальной сферы.

Правительство Российской Федерации, к региональным аспектам социальной политики, также относит задачи по совершенствованию пенсионного обеспечения. В настоящее время насчитывается большое количество пенсионеров, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает установленного прожиточного минимума. Для таких пенсионеров будет установлена федеральная или региональная доплата к пенсии, чтобы уровень дохода соответствовал величине прожиточного минимума, который определяется в данном регионе проживания. Наряду с этим, в текущем году объемы иных межбюджетных трансфертов, которые предоставляются государством из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в целях выплаты региональных социальных доплат к пенсии, существенно уменьшились.

Можно отметить, что перспективы, направленные на развитие пенсионной системы Российской Федерации, находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономический и макроэкономической ситуацией, складывающейся в нашей стране.

Также поставлены задачи, направленные на решение проблем детской смертности и смертности трудоспособного населения. Правительство нашей страны активно сделало упор на проведение мероприятий по улучшению качества здравоохранения и профилактике заболеваемости.

Думаю, ни для кого не секрет, что рост качества жизни населения зависит от его занятости. От доходов человека зависит, то что он ест, в каких условиях живет, чем занимается в свое свободное время, и многое другое. Из этого делаем вывод, что целесообразно повысить эффективность государственной политики и качества государственных услуг, относящихся к сфере содействия занятости населения. Необходимо оказать содействие в создании рабочих мест с высокой производительностью, где будут обеспечены безопасные условия труда и достойная заработная плата. Наиболее актуально проблема занятости молодежи и молодых специалистов. Окончив высшее учебное учреждение, выпускник совершенно не информирован о рынке труда, скажем более, даже имея представление в каком направлении, он может двигаться у него все равно возникает проблема с трудоустройством. Не имея определенного опыта по своей специальности, работодатель отказывается принимать молодого специалиста на работу, так как у него нет необходимого стажа, тем самым человек попадает определенного рода, в замкнутый круг.

Также необходимо обеспечить рабочими местами женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья. У нас существуют группы инвалидности, которые предусматривают трудоспособность человека, но с рабочими местами, на данном этапе, тоже возникает проблема. Сюда же входят задачи по переобучению и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Необходимо сделать более доступной и совершенной систему информирования населения о трынке труда, о возможностях трудоустройства в различных субъектах Российской Федерации.

Исходя из вышеперечисленного, сделаем вывод, что трудовые ресурсы необходимо сделать наиболее мобильными и доступными для населения, с учетом потребностей нынешней экономики, внедрить систему непрерывного профессионального образования работников. Будет уместным возвращение к системе профессиональной ориентации, это будет способствовать решению проблемы кадрового обеспечения в регионах.

Если удовлетворить потребности в профессиональном обучении для женщин, которые воспитывают детей, это позволит создать условия, которые позволят им стать конкурентоспособными на рынке труда. У таких людей, появится возможность совмещать обязанности по воспитанию детей с трудовой деятельностью

Одной из глобальных проблем, складывающейся в нашей стране, являются сложившиеся региональные диспропорции в качестве жизни наших граждан

В ряде регионов нашей страны отмечаются большие различия по условиям жизни населения, также отличается уровень социально-экономического развития, разные социально-демографические характеристики, это исходит из значительного разделения в уровнях занятости населения и оплате труда. Данные явления приводят к ощутимому оттоку населения в ряде субъектов Российской Федерации.

Государство принимает различные меры, чтобы сократить внутренние миграции в регионах, но на сегодняшний день статистика показывает, что результаты являются не удовлетворительными. Если сравнить численность населения на Дальнем Востоке, то в период с 2010 по 2016 она сократилась на 4 процента. Граждане выбрали для себя наиболее привлекательными регионами для внутренней миграции Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Этот выбор очевиден, так как города федерального значения открывают наибольшие перспективы, перед населением, чем отдаленные регионы Российской Федерации. Молодежь привлекает перспектива, большого выбора места

обучения, наиболее разнообразного спектра услуг, более обширного рынка труда.

Наряду с этим, наиболее существенным фактором развития регионов является распределение и качество трудовых ресурсов. Данные явления позволят снизить территориальную дифференциацию по главным социальным показателям, которые в свою очередь позволят обеспечить гарантированное Конституцией Российской Федерации равенство в правах граждан и равные возможности при их реализации.

Если подвести итог вышеперечисленных задач и провести анализ проблематики нашей темы, можно сделать вывод, что обеспечение сокращения уровня межрегионального разделения в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, по средствам сбалансированного территориального развития, служит одной из первоочередных задач в области социальной политики.

В настоящее время актуальной остается проблема, связанная с качественной подготовкой кадров. Этот фактор необходим для обеспечения экономического роста нашей страны. На данный момент во всех отраслях прослеживается тенденция не качественной и не достаточной квалификации кадров. В связи с этим, можно сделать вывод, что система образования требует более совершенных программ подготовки и переподготовки работников, с учетом развивающейся экономической ситуацией в стране и в мире в целом.

На сегодняшний день, Правительство Российской Федерации озадачено проблемами, связанными с системой здравоохранения. Перед отдельными субъектами РФ поставлены важные задачи по усовершенствованию социальной политики в этой области.

Наиболее уязвимым и слабым местом в области здравоохранения, является недостаточное финансирование со стороны государства. Это порождает за собой ряд негативных последствий, а именно:

• население не получает в достаточной мере бесплатные лекарственные препараты;

• низкие заработные платы работников медицинской сферы, которые порой даже не соответствуют критериям прожиточного минимума в регионе;

• в медицинских учреждениях отсутствует современное оборудование, позволяющее качественно проводить диагностические мероприятия.

Также сюда можно отнести низкое качество медицинской помощи, которое исходит из неудовлетворительной квалификации кадрового состава. Высокие технологии в области медицинской помощи, в нашей стране, применяются крайне редко, и в целом можно отметить, что управление системой здравоохранения складывается крайне неэффективно.

Если рассматривать медицинское обслуживание на фоне развитых стран, то можно заметить, что мы катастрофически отстаем от многих стран с более развитой экономикой. Государственные вложения в систему здравоохранения, в развитых государствах составляют около 8 процентов от ВВП. В России данные инвестиции сводятся к трем процентам. Безусловно, в стратегической перспективе Правительство планирует повысить данные показатели, но они будут составлять примерно 1,5 процента, что показывает, что отставание от развитых стран будет по-прежнему существенным.

Проанализировав данную тему, можно отметить, что в рассматриваемых аспектах социальной политики, существует множество отраслей, которые требуют повышенного внимания со стороны государства.

Если брать во внимание федеральный уровень, то Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации необходимо рассмотреть некоторые проекты федеральных законов.

В жилищный кодекс Российской Федерации внести изменение в части создания для инвалидов свободного доступа к жилой инфраструктуре. Также в «Устав железнодорожного транспорта РФ» внести поправки о оказании инвалидам услуг по посадке и высадке в пассажирские поезда. В Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» изменения в части обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов.

Правительству Российской Федерации необходимо урегулировать вопрос о постепенном повышении размера минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума. Утвердить целевые показатели по повышению рождаемости и миграционному приросту по каждому региону Российской Федерации. Разработать программы, позволяющие обустроить социальную инфраструктуру территорий с низкой плотностью населения.

 

Научный руководитель – канд. юр. наук, доцент
А.В. Сигарев

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: