Шаманское путешествие и его отличие от других форм экстаза




Слово «экстаз» произошло от древнегреческого «экстазис», которое означает «быть помещенным сна­ружи». Под экстазом понимается состояние экзаль­тации, в котором человек выходит за границы самого себя. Виды экстаза могут варьироваться от овладе­ния злым духом тела человека до вселения в челове­ка божественного духа, от магической трансформа­ции или полета сознания до психиатрических забо­леваний.

Принято различать три вида экстаза:

— шаманский экстаз;

— пророческий экстаз;

— мистический экстаз.

Шаманский экстаз возникает при подъеме души шамана на небеса или при ее спуске в подземный


мир. Эти состояния экстатической экзальтации обыч­но достигаются после инициации и долгого и напря­женного обучения, часто в экстремальных условиях. Контакт, который в результате этого шаман устанав­ливает с обитателями Верхнего и Нижнего миров, а также с духами природы, позволяет ему успешно вы­полнять такие задачи, как сопровождение душ погиб­ших к месту их обитания в следующем мире, лечение больных и пересказ историй о путешествиях их души после возвращения в нормальное состояние сознания.

Высказывания шаманов коренным образом отли­чаются от слов тех, кто испытал пророческий или мистический экстаз. Пророк буквальным образом разговаривает с Богом, в то время как мистик испы­тывает чувство всеобъемлющего божественного при­сутствия. В мистицизме прямое осознание и восприя­тие окончательной божественной реальности может быть получено двумя путями: эмоциональным и ин­туитивным. Все три вышеописанных вида экстати­ческого опыта доступны для анализа и обсуждения, и не является чем-то необычным ситуация, когда чело­век в своей жизни испытывал более чем один из ви­дов экстаза.

Существует три уровня восприятия в состоянии экстаза:

1. Физиологические реакции, которые заключают­ся в том, что сознание полностью поглощено домини­рующей идеей и сфокусировано на ней. При этом все внимание без остатка извлекается из внешнего мира и обращается внутрь, а центральные области нервной системы отключаются от внешних органов чувств. В результате тело предоставляется само себе и демон­стрирует отсутствие рефлексов, непроизвольные не­рвные реакции или даже состояние бешенства или неистовства.

2. Эмоциональное восприятие экстаза заключается во всепоглощающих чувствах, таких как благоговение, тревога, радость, печаль, страх, изумление, страсть и т.д.


3. Интуитивное восприятие заключается в полу­чении доступа к источникам прямого, минующего слова знания и испытании опыта расширения сознания и гаммы ощущений до уровня, превосходящего «я» кон­кретного человека. Другими словами, находящийся в состоянии экстаза интуитивно проникает в истинный смысл вещей и узнает правду о себе самом.

Физиологические аспекты экстаза присутствуют всегда, в то время как эмоциональные реакции могут отсутствовать или не иметь большого значения. Глав­ным же средством восприятия для человека, находя­щегося в состоянии экстаза, является интуиция. Кро­ме того, некоторые указывают на наличие четвертого уровня, на котором суммарное восприятие выходит за рамки ментальных и эмоциональных ограничений, а также тривиального понимания.

Экстатический опыт шамана не ограничивается ощущением или восприятием святых духов, демонов или духов природы. В состоянии экстаза шаман мо­жет отправиться прямо в более высокие или низкие сферы бытия. Такой опыт может быть получен как во время сна, так и во время бодрствования. Сны, осо­бенно те из них, в которых сознание остается актив­ным («осознанные сны»), очень часто играют огром­ную роль в жизни шаманов или их учеников.

Экстаз для шамана не является самоцелью, как это может быть у мистика или святого. Скорее он ближе к пророческому экстазу, являясь лишь средством для достижения определенных целей, — в данном случае для перемещения своего сознания в другие миры. И, как практический метод, шаманский экстаз был от­крыт во многих регионах земного шара. Поэтому, хотя большинство исследований шаманизма были посвя­щены народностям, живущим в северных и средних областях азиатского континента, этот феномен не ог­раничивается конкретными культурами или местами.

Погружаясь в состояние экстаза, шаман делает это, чтобы выполнить специфическую миссию. Шаман —


это человек, который должен проделать, находясь в трансе, определенную серьезную работу, и он должен знать методы выполнения этой работы. Если, напри­мер, ему необходимо вернуть из Нижнего мира жи­вотное-хранитель силы своего пациента, шаман дол­жен знать, как достигнуть Нижнего мира, войти в него, найти животное силы и благополучно доставить его обратно. Вернувшись из путешествия в обычное со­стояние сознания, шаман должен знать, какие инст­рукции дать пациенту.

Когда во время камлания шаман внезапно падает на пол, говорят, что «он спускается», что говорит не только о материальном акте, видимом окружающими, но и о вере в то, что шаман в состоянии экстаза спосо­бен посещать другие миры, в частности подземный, называемый Нижним. Когда эскимосы рассказывают о шамане, совершающем путешествие, они говорят, что он падает на дно моря, подчеркивая, что он не только опускается на пол дома, но и проникает в океаничес­кий Нижний мир.

Подобное путешествие — это одна из самых важ­ных задач шамана. Для того чтобы его совершать, шаман обычно имеет особое входное отверстие в этот мир. Оно существует одновременно как в обычной реальности, так и в реальности мира духов. У индейс­ких племен, живших на территории Калифорнии, на­пример, таким входом был источник, часто горячий. Считалось, что шаман входит через один такой источ­ник и, пропутешествовав сотни километров под землей, выходит через другой. Подобно этому, в австралийс­ком племени шепара верят, что шаман ныряет в землю и выходит наружу, когда захочет. Шаман из племени бушменов, живущего в южноафриканской пустыне Калахари, также рассказывал нечто подобное:

«Когда люди пьют, я танцую. Я вхожу в землю, вхожу в месте, подобном тому, где люди пьют воду [источник], я путешествую по длинной дороге, очень далеко».


Еще одним обычным входом, который использова­ли шаманы из калифорнийских индейцев, было дуп­ло дерева. Дуплистое дерево было обычным входом в Нижний мир и у австралийского племени аранда.

Для других шаманов входом в Нижний мир мо­гут быть пещеры, вырытые животными норы и даже специально сделанные для этой цели ямы в земляных полах домов.

Согласно сообщениям об индейцах племени белла-кула, каждый их дом имел в земляном полу отверстие, которым пользовались как проходом в Нижний мир. Этот мир они называли Асинтань. Сходным образом вход в Нижний мир устроен индейцами зуни, живу­щими на юго-западе Америки. В их круглых ритуаль­ных жилищах-кивах имеется дыра, расположенная в полу, она находится между очагом и стеной.

Когда шаман начинает путешествие, выбранное им отверстие превращается в туннель, ведущий все ниже и ниже и, наконец, раскрывающийся в Нижний мир. Вид этого мира может быть самым различным. Для одних людей он предстает как тропический лес, для других как тайга или горный ландшафт, а некоторые видят перед собой сказочную страну с двумя солнца­ми. Находясь в этом месте, шаман встречается со сво­ими духами-помощниками, которые и дают ему силу или знания, необходимые шаману для того, чтобы по возвращении в наш мир победить болезнь, дать совет по важному делу или восстановить равновесие в об­ществе. Шаман может путешествовать по Нижнему миру, куда захочет, в течение минут или даже часов, в конечном счете возвращаясь назад вверх сквозь тун­нель и появляясь на поверхности земли в том же ме­сте, где вошел.

Вот как известный исследователь-полярник Рас-муссен описывал путешествие, совершаемое шамана­ми из эскимосского Племени иглулик:

«...Для великих шаманов путь открывается пря­мо в доме, откуда они вызывают своих духов-помощ-


Рисунок Нижнего мира у даяков

ников, и путь ведет вниз сквозь землю, если они нахо­дятся в палатке на берегу, или через море, если они находятся в доме из снега, построенном на морском льду; по этой дороге шамана ведут беспрепятственно. Он скользит, как будто проваливаясь сквозь трубу, настолько пригнанную к его телу, что он может оста­новить свое движение, нажимая на ее стенки, и не па-


дает вниз стремительным движением. Эта труба со­храняется открытой для него усилиями его духов-помощников, пока он не вернется на Землю обрат­ным путем.

Когда шаман возвращается из своего путешествия, люди в палатке могут издалека слышать, что он идет: возникает шум от его прохождения по трубе, сохра­няемой для него открытой его духами, и шум этот нарастает, пока, наконец, он не выстреливает вверх в свое место за занавеской».

Обычно туннель довольно обширен и обеспечива­ет достаточно места для движения. Иногда проход может закрыть какое-нибудь препятствие, но обычно можно найти трещину или отверстие, чтобы пройти дальше. Проявив терпение, такое отверстие удается найти, не будучи вынужденным отказаться от про­должения путешествия и возвратиться домой.

Иногда во время путешествия шаман опускается или поднимается по реке, которая может быть или не быть определенной частью туннеля. Рассмотрим, на­пример, как описывал свое первое путешествие в Ниж­ний мир шаман Тавги из племени самоедов.

«Когда я посмотрел вокруг, то заметил в земле дыру. Она становилась все больше. Мы [шаман и его дух-хранитель] спустились через нее и прибыли к реке, которая двумя потоками текла в разные сто­роны.

— Ну, отгадай, — сказал мой дух. — Один поток идет из центра к северу, другой — к югу, к солнечной стороне».

Обычно, совершая путешествие в состоянии экста­за, шаман испытывает невыразимую радость по пово­ду увиденного, благоговение перед прекрасными и нео­бычными мирами, открывающимися перед ним. Само путешествие похоже на сон, но сон наяву, который ка­жется реальным и в котором шаман может контроли­ровать свои действия и направлять свои приключе­ния. Находясь в экстазе, он часто бывает поражен


реальностью того, что ему представляется. Он получа­ет доступ в другой, очень древний мир, который снаб­жает его информацией о значении его собственной жизни и смерти и его месте во всей совокупности ми­роздания. На протяжении всего удивительного при­ключения он сохраняет контроль над направлениями своих путешествий, но не знает заранее, что он откро­ет. В конце концов он приносит обратно свои откры­тия для того, чтобы построить свое знание и помочь другим.

Гордон Уоссон пишет по поводу шаманского эк­стаза следующее:

«В своем трансе шаман уходит в далекий путь — в место ушедших предков, в Нижний мир или туда, где живут боги...

...Сам по себе экстаз ни приятен, ни неприятен. Блаженство или паника, в которые он ввергает, для экстаза не существенны. Когда вы находитесь в со­стоянии экстаза, сама ваша душа как бы вырывается из тела и уходит. Кто направляет ее полет — вы, ваше подсознание или какая-то высшая сила? Воз­можно, это тьма кромешная, но вы видите и слышите яснее, чем когда-либо раньше. Вы оказываетесь ли­цом к лицу с Абсолютной Истиной — вот то неодо­лимое впечатление (или иллюзия), которое вас ох­ватывает. Вы можете посетить Ад, Елисейские поля, пустыню Гоби или просторы Арктики. Вы чувствуе­те благоговение, познаете блаженство и страх, даже ужас. Каждый испытывает экстаз по-своему, и ни­когда он не бывает одним и тем же. Экстаз — это сама суть шаманизма».

Западному человеку трудно поверить в существо­вание какого-то другого конкретного мира, «парал­лельного измерения», хотя эта тема в фантастичес­кой литературе обыгрывается довольно часто. Но не стоит изо всех сил держаться за собственный скептицизм. Механизмы восприятия человеком ок­ружающего мира довольно сложны и практически


не изучены современной наукой Все соглашаются, что наши органы восприятия несовершенны и в не­которой степени искажают и ограничивают реаль­ность. Различается лишь степень искажения, кото­рую каждый подразумевает под этим утверждением. Ортодоксальная наука считает, что хотя такое ис­кажение и ограничение присутствует (к примеру, человеческий глаз не способен воспринимать ульт­рафиолетовый свет), оно не мешает формированию в целом верной и объективной картины мира. Од­нако, согласно буддийской доктрине, весь мир, дос­тупный органам чувств, в число которых включает­ся и ум, есть не более чем иллюзия — майя. В книгах Карлоса Кастанеды, посвященных индейской магии, развивается весьма сложная концепция формиро­вания образа мира, который воспринимается чело­веком, в результате фильтрации «истинной карти­ны бытия» органами чувств и сознанием на основе господствующего в обществе способа восприятия. Этому способу каждый учится в процессе воспита­ния и ко времени достижения совершеннолетия при­выкает считать его единственно возможным. Как же, в таком случае, воспринимал бы человек аспек­ты мира, выходящие за рамки его обычного миро­воззрения? Вероятно, с помощью аналогий, так как именно проводя аналогии с уже известным взрос­лые люди получают новые знания.

Другими словами, впервые в жизни ощутив суще­ствование чего-то необычного, невыразимого с точки зрения его взглядов на мир, человек пытается при­дать ему известную форму. Таким образом древние египтяне насаживали птичьи головы на торс челове­ка, создавая внешний облик своих богов, и таким же образом шаман на основе некоторых общих свойств присваивает своему духу-хранителю форму какого-либо животного. Поэтому не стоит отвергать шаман­ские описания мира духов и их объяснения, касаю­щиеся происходящих в обычном мире событий, как


нереальные только из-за их противоречивости и при­митивности. Каждый пользуется своей системой по­нятий, и несовершенное объяснение еще не является доказательством несуществования объясняемого.

Шаман как ясновидящий

Для шамана типично работать в темноте, или, по крайней мере, с закрытыми глазами, для того, чтобы ясно видеть. По этой причине шаманы обычно зани­маются своей практикой ночью. Некоторого рода шаманское ясновидение может быть выполнено с от­крытыми глазами, но такого рода восприятие обычно обладает меньшей глубиной. В темноте, в отличие от света дня, давление на сознание снижается, в резуль­тате чего шаман имеет возможность сосредоточиться на важных для его работы аспектах необычной ре­альности. Но для шаманского ясновидения мало од­ной темноты. Как уже говорилось выше, главным ус­ловием здесь является вхождение в состояние транса, или экстаза, с помощью барабанного боя, трещоток, пения и танца.

Так называемое шаманское озарение — это ясно­видение в чистом виде, причем не только в смысле знания, но и как буквальная способность видеть в полной темноте. М. Элиаде, используя собранный Расмуссеном материал, писал об эскимосских шама­нах следующее:

«Посвящаемый заканчивает испытания ощущени­ем «вспышки» или «озарения» куаменек, и это мис­тическое переживание одновременно закладывает ос­новы новой «чувствительности» и открывает возмож­ности экстрасенсорного восприятия. Этот куаменек состоит из «таинственного света, который шаман вне­запно ощущает в своем теле, в своей голове и в са­мом центре своего мозга. Тот необъяснимый направ­ляющий свет, яркий огонь позволяет молодому ша­ману видеть в темноте — как в буквальном, так и в


переносном смысле — потому что теперь он даже с закрытыми глазами может видеть сквозь тьму, быть провидцем — видеть факты и события будущего, со­крытые от других людей. Таким образом, он может заглядывать в будущее, а также видеть секреты дру­гих». Когда посвящаемый ощущает это «озарение» впервые, кажется, «будто жилище, в котором он нахо­дится, внезапно поднимается вверх; он может видеть далеко перед собой, сквозь горы, будто земля являет­ся одной огромной равниной, а его взор достигает ее границ. Теперь от него ничего не скрыто. Сейчас он не только может видеть далеко, но также может отыс­кать украденные души, независимо от того, охраня­ются ли они, скрытые в каких-то странных отдален­ных местах, или унесены высоко в небо, или вниз, в страну мертвых».

Эскимосский шаман Ауа таким образом описывал свое просветление:

«Я пытался стать шаманом с помощью других, но не достиг успеха. Я посетил много знаменитых ша­манов и подносил им великие подарки...Я искал оди­ночества и в конце концов стал очень печальным. Иногда я начинал плакать и чувствовать себя несча­стным, сам не зная причины этого. Затем, опять же безо всякой причины, все внезапно Менялось и я чув­ствовал великую необъяснимую радость, такую силь­ную, что я не мог ее сдержать и должен был разра­зиться песней, мощной песней, в которой было одно только слово: «Радость! Радость!» И я должен был применять всю силу своего голоса, и однажды посре­ди припадка такого таинственного и непреодолимого восторга я стал шаманом. Я не знал, как это про­изошло, но в тот миг я стал шаманом. Я видел и слы­шал совершенно особым способом. Я получил свой куаменек, достиг собственного озарения, шаманского света в сознании и теле, и таким образом мог теперь видеть не только сквозь мрак жизни, но также сам излучал этот свет, не воспринимаемый человеческими


существами, но видимый всеми духами Земли, Неба, Моря, и они теперь пришли ко мне и стали служить мне как духи-помощники».

Когда шаман из индейского племени джйваро из­лучает свет, он способен видеть в темноте и даже сквозь обычно непрозрачные предметы.

Часто шаманы работают в комнате, погруженной в полную темноту. Иногда они разрешают зажечь лам­пу или небольшой огонь, но иногда даже слабый свет способен стать помехой шаманскому видению. Вот как происходит ритуал камлания, например, у сибир­ских чукчей:

«...Началось, как обычно, в темноте, но когда ша­ман закончил бить в барабан, лампу зажгли вновь, а лицо шамана немедленно было прикрыто куском тка­ни. Хозяйка дома, которая была его женой, взяла ба­рабан и начала бить в него редкими легкими удара­ми. Это длилось все время».

Выдающиеся шаманы, находясь в состоянии эк­стаза, не только видят, но и слышат, чувствуют и даже испытывают ощущения вне своих обычных чувств. Например, самоедский шаман Тавги, как видно из приведенного выше отрывка, разговаривал со своим духом-хранителем, а шаманка из индейского племени помо рассказывала, как она чувствовала, что под нею двигается гигантское животное силы, которое остава­лось с ней во время путешествия сквозь туннель внутри какой-то горы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: