Универсальные и индивидуальные стереотипы




 

На современном этапе встречаются две разновидности определения стереотипа: динамический стереотип - относительно устойчивая система условно- рефлекторных реакций высших животных и человека на привычные раздражители, и социальный стереотип - схематический, стандартизированный общезначимый образ или эмоционально окрашенное и устойчивое представление об определённом явлении или объекте, в котором выражается привычное отношение людей к ним, сложившееся под влиянием условий их бытия и предшествующего опыта.Следовательно, такое определение на самом деле недостаточно для понимания сущности этого феномена, так как данное определение не даёт ответа на вопрос, что есть образ или «представление» в вышеуказанном контексте, с чем связаны эмоциональная окрашенность и устойчивость социального стереотипа

Как правило, исследователи обращают внимание на наличие двух функциональных уровней социальных стереотипов - группового и индивидуального. По их мнению, на индивидуальном, равно как и на групповом уровнях стереотипы выполняют следующие задачи: селекцию социальной информации, её схематизацию, генерализацию и упрощение (когнитивная функция), создание и поддержание образа «Я» личности или образа «Мы» группы (ценностная функция). В научной литературе отмечается, что любой стереотип выполняет также задачу обеспечения определённого поведения (собственно социальная функция) в зависимости от традиций и этнического своеобразия культуры, в которую погружены конкретный индивид или социальная группа

Стереотип – это приспособительная реакция организма к ситуациям, повторя- ющимся множество раз. Социальный стереотип возникает в процессе совместной, устойчивой, повторяющейся деятельности людей и обеспечивает ее воспроизводс- тво, выражаясь в привычно выполняемых действиях, правилах, нормах, традици- ях, обычаях общественной жизни. Социальный стереотип выражает типичное, закрепленное в сознании и поступках человека отношение к многообразным явлениям общественной жизни, другим людям и их общностям. Он аккумулирует предшествующий опыт индивида и различных социальных групп, сложившийся под влиянием социально-исторических условий, других компонентов социальной среды в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту.

Стереотипы характеризуют развитие сознания в разных его проявлениях, на любом уровне (индивидуальном, групповом и массовом, научном и обыденном, равно как и вненаучном и антинаучном). В каждом из этих случаев стереотипы имеют свои особенности. Чем больше развито знание и развернуто обоснование фиксируемых в нем отношений реального мира, тем шире, подвижнее, гибче лежа- щие в его основе обобщенные и устойчивые формы. И наоборот, узость и поверх- ностность сознания являются базой для узости и абстрактности его стереотипов и в то же время приверженности к ним.

Чтобы уяснить особенности и характер действия стереотипов в различных условиях, необходимо прежде всего учесть многообразие их форм. Попытка классификации стереотипов была предпринята Л. Гусляковой, она выделила пять осно- ваний для типологии. На наш взгляд, данная классификация может быть уточнена и дополнена. В результате такой аналитической работы выделяются следующие логические основания.

1. Направленность, или степень адекватности стереотипов. В соответствии с этим можно говорить об истинных или ложных стереотипах («положительных» и «отрицательных»). К «положительным» можно отнести облегчение возможности быстро ориентироваться в окружающей действительности, обретение способности к обобщению, синтезу, концентрации внимания. В основе формирования таких стереотипов лежит здравый смысл. «Отрицательные» обусловливают большую степень консервативности (условия меняются, а стереотипы остаются прежними), упрощают подходы к оценке тех или иных явлений, людей (примерами могут слу- жить всевозможные предрассудки).

Вопрос об адекватности стереотипов имеет свою историю. Одной из харак- терных черт ранних исследований, посвященных стереотипам, является то, что к ним относились лишь как к неадекватным обобщениям. В дальнейшем в резуль- тате многих экспериментальных исследований было показано, что стереотипы могут быть как неадекватными, так и адекватными. Для проверки стереотипов на адекватность в основном использовался анкетный метод и изучение определенных документальных материалов. Взгляды различных авторов на проблему адекватности стереотипов не раз анализировались в литературе (А. А. Бодалев, П. Н. Шихирев, Г. Оллпорт и др.).

2. Субъект формирования стереотипов. Одни из них складываются бес- субъектно, или стихийно, в зависимости от индивидуального опыта, от разнооб- разных случайных переплетений его с опытом общественным. Такие стереотипы в достаточной мере устойчивы в самых различных условиях, они сходны в целом с чувствами симпатии и антипатии. Они часто могут быть узколичностными и, на- оборот, весьма широкими, и в то же время нейтральными, связанными больше всего с традицией, обоснование которой скрыто временем и давним происхождением.

Другие стереотипы формируются сознательно в результате воздействия раз- личных факторов: идеологических, культурных, национальных и др. Они имеют достаточно четкую направленность, которая в случае реакционности идеи может быть вполне искусно завуалирована. Стереотипы «приживаются» в том случае, если субъектом учитывается специфика и природа уже имеющихся стереотипов. Существуют ситуации, когда стихийно сформированные стереотипы, например национальные предубеждения, сложившиеся на основе воспитания и общения в семье или группе, подвергаются целенаправленному воздействию и превраща- ются в националистические предрассудки. В результате стереотипы могут быть и разнонаправленными, если они возникают под воздействием различных систем идей (например, в обществе сталкиваются враждебные друг другу мировоззрения различных классов).

3. Объект стереотипизации. Стереотипы могут быть направлены как на отдельного человека, так и на представителей каких-то определенных социальных групп или просто на массу людей. Следовательно, можно говорить об индивиду- альных, групповых и массовых стереотипах. Первые формируются в ходе неповто- римого житейского опыта под влиянием самых разнообразных, порой совершенно случайных факторов. Они способны принимать весьма причудливую форму и выступать в качестве различного рода предубеждений, распространяясь на любые явления и процессы, реализуясь через установки, выражаясь в привычках. Чаще всего они носят нейтральный характер в том смысле, что в них проявляется лишь индивидуальный опыт, лишенный окраски классовых, национальных и других социальных особенностей. Но они способны и усиливаться под воздействием других сознательно вносимых стереотипов, которые, в свою очередь, придают им определенную направленность.

Групповыми стереотипами можно назвать те закрепившиеся в сознании и повторяющиеся образы, которые разделяются и воспроизводятся любым членом какой-либо социально организованной группы. Например, различные национальные стереотипы или профессиональные стереотипы, своеобразие которых определяет- ся спецификой трудовой деятельности, не принятой в другой социальной группе. К ним относятся и классовые стереотипы, определяющиеся местом данного класса в системе производства того или иного общества. Особый интерес представляют массовые стереотипы. Они могут принадлежать представителям любого класса, любой национальности. Формы их проявления различны, они существуют даже в том случае, когда толпа анонимна.

4. Сфера проявления стереотипов. Можно выделить стереотипы мышления (через стереотипы-образы и стереотипы-оценки) и поведения. Стереотипы-образы порой могут выступать в виде идеологических построений, через которые в созна- ние личности, группы, общества в целом вносится чаще всего предвзятое отношение к различным социальным, политическим, экономическим или другим явлениям, процессам, лидерам, странам (например, стереотипы восприятия таких образов, как «враг народа», «железный занавес», «свободный мир», «свободный рынок» и др.). Стереотип поведения – это система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем сигнальной наследственности, специфичная для каждого социального коллектива, общности. Стереотип поведения складывается в процессе адаптации к окружающей среде. Собственный стереотип поведения воспринимается членами определенной социальной общности как единственно возможный, нормальный стандарт взаимоотношений, образа жизни и действия людей.

5. Степень изменчивости стереотипов. В одних случаях они могут быть ста- бильными, консервативными, в других – подвижными. А. В. Меренков указывает, что устойчивость социальных стереотипов определяется двумя факторами. Во-пер- вых, соответствием стереотипа условиям жизнедеятельности конкретного инди- вида (или группы). Чем чаще его использование приводит к дисфункциональным последствиям, тем интенсивнее он будет изменяться, то есть здесь подчеркивается фактор личностного, индивидуального опыта. Во-вторых, временем возникновения: чем старше культурные традиции использования данного стереотипа, чем раньше он возник, тем труднее будет происходить процесс трансформации. Здесь выделяется социокультурный фактор, влияние общества на индивида.

6. Характер осмысления действительности и взаимодействия с ней поз- воляет выделить три вида стереотипов: восприятия, осмысления информации и практического действия. Стереотипы восприятия представляют собой программу первичной обработки тех сигналов внешней действительности, которые воздей- ствуют на органы чувств. Они создают некую модель, на основе которой происходит сравнение запечатленного образа с тем, что человек получает во всех последующих случаях. Тем самым стереотипы восприятия позволяют очень быстро выделить из- вестные предметы среди многообразия внешнего мира и сформировать готовность для оперирования ими. Стереотип осмысления действительности представляет собой наиболее сложный вид оперирования устойчивыми программами анализа, поскольку приходится постоянно выделять самые существенные характеристики предмета познания и соединять их в определенном порядке. Они, в свою очередь, определяют содержание и направленность будущего стереотипа практической преобразовательной деятельности.

7. Функциональное значение стереотипов. Здесь можно выделить созида- тельные и разрушительные. Это стереотипы, в которых заложена созидательная или разрушительная модель поведения. Одни формируют определенную програм- му действий соответственно принятым и поддерживающим целостность группы представлениям и образам; другие, напротив, разрушают ее.

8. Содержание стереотипов позволяет разделить их на две категории: сте- реотипы, характеризующие людей как членов определенных групп (национальных, социальных, политических), и стереотипы, характеризующие личностные особен- ности людей по их поведению, физическим качествам, оформлению внешности и т. д. В настоящее время изучены такие виды стереотипов, как национальные, этнические, ролевые, гендерные, возрастные, статусные и некоторые другие.

По мнению всех изучающих стереотипы, главной их характеристикой явля- ется то, что они связаны с процессами функционирования социального субъекта, обеспечивают воспроизводство уже имеющихся форм сознания и поведения индивидов.

Таким образом, в представленной типологии стереотипов можно найти кри- терии анализа их сущности, причины и следствия. Это позволяет научно объяс- нить поведение людей, особенности их взаимодействия.

Учет стереотипов восприятия в деятельности коммуникатора. (ничего более подходящего не нашла)

 

Все многообразие стереотипов можно условно разделить на три большие категории:

Стереотипы реагирования

...





Читайте также:
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.