исследовательских умений и навыков»




Западно-Казахстанское областное управление образования

ГККП «Зеленовский колледж»

 

Доклад на тему

«Творческие проекты учащихся как средство развития исследовательских

Умений и навыков»

 

 

Подготовила:

Преподаватель математики

Категории

Юнусова Татьяна Вениаминовна

 

 

ы учащимся предоставляется возьимся предоставляется возьомя ни у кого не вызывает сомрения

Учебный год

«Творческие проекты учащихся как средство развития

исследовательских умений и навыков»

 

Важность организации учебно-исследовательской работы учащихся в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. При выполнении такой работы учащимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации, что способствует развитию мышления, более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых явлений, формирует исследовательские навыки.С другой стороны, разумно подобранные, с учетом уровня знаний, интересов и способностей учеников, учебно-исследовательские задания являются хорошим стимулом для мотивации изучения предмета.

Сегодня Интернет-технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. В последнее время все больше и больше говорят о внедрении и использовании Интернета в образовательном процессе. Конечно, Интернет-технологии предоставляют совершенно уникальные возможности, однако можно услышать мнение, что пока далеко не все понятно, что с этими возможностями можно делать в образовательных целях как на самих уроках, так и во внеурочной деятельности. Сейчас все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами.

Однако необходимо учитывать то, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения и информационно-предметная среда, прежде своего, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. А Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – средство реализации этих целей и задач. По этой причине, следует определить, для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть.

Я на своих уроках стала применять метод проектов. По определению проект – это совокупность определенность действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания иного рода теоретического продукта. Это всегда творческая и исследовательская деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике, особенно в 20-30-ые годы, и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Работа в проекте всегда предполагает решение какой –то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей,т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Специфика телекоммуникационных проектов заключается прежде всего в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания. Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: - предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным явлением. требующие сбора данных для решения поставленной проблемы;

- предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения

разработки предложений;

- предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

- предлагается творческое создание, разработка какой-то работы, будь то чисто практическая работа или творческая работа. Прежде чем перейти к описанию специфики телекоммуникационных школьных проектов, хотелось бы обратить на следующие моменты. Телекоммуникационные проекты любого вида могут быть эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают отход от традиционных методов обучения, с одной стороны, но с другой, предусматривают хорошо продуманное сочетание многообразных методов, форм и средств обучения. Это всего лишь компонент системы образования, а не сама система.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся.

От учителя требуется:

- умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

- владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

Переориентацию всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности

учащихся на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана;

- способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;

- умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

- практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическим устройстве страны ее истории (если речь идет о международном проекте);

- владение компьютерной грамотностью (навыки работы с текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, базой данных);

- наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется:

- знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, владение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

- Владение компьютерной грамотностью, что предполагает умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользование компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

- умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;

-в случае международного проекта- практическое владение языком партнера.

Ученик должен уметь в области компьютерной телекоммуникационный технологии:

- войти в сеть;

- составить и отправить по сети письмо;

- перенести информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска – в сеть;

- входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, сохранять имеющуюся в различных конференциях информацию;

- пользоваться удаленными базами данных;

-входить в Интернет и пользоваться ее услугами.

Разумеется, это не полный перечень пользовательских умений в области телекоммуникаций, но перечисленные элементарные умения позволят ученику и учителю чувствовать себя достаточно комфортно в сетях Интернет. Доминирующие в проекте методы – исследовательский и творческий. Проекты бывают индивидуальные, парные, групповые, в зависимости от количества участников проектов.

В настоящее время, учитывая, что ученики 2 курса изучают тему «Интернет. Поисковая работа», то с целью развития исследовательских умений и навыков можно предположить участвовать в проектах, которые расположены на сайте «Сеть творческих учителей». Например, конкурс: «Наука и образование 18 века.» Один из конкурсов Сети творческих учителей, преследующий основной своей целью пополнение ресурсов веб- узла- библиотеки биографий ученых 18 века, истории создания первых научных учреждений, свершения выдающихся открытий и крупнейших изобретений 18 века. Для проведения конкурса не случайно выбран именно 18 век, известный как век Просвещения. В 17 веке начинается формирование научных сообществ, которое в 18 веке получает наивысшее развитие. Происходит разделение естественных наук на отдельные предметы: астрономию, биологию, географию, химию, физику. Именно в 18 веке идеи Просвещения оказывают значительное влияние на развитие общества. Появляются выдающиеся ученые, сформировавшие естественнонаучное направление, возникают первые научные журналы. Появляются своды знаний в форме энциклопедий, берет начало издание знаменитой Британской энциклопедии …

Краткое описание проекта:

В рамках проекта учащиеся, выбрав определенную тему:

1.Люди науки

А. Научные биографии.

В. Научные династии

2. Научные учреждения.

а. Лаборатории.

в.Обсерватории.

с.Научные музеи и коллекции.

д. Академии и научные общества.

3. Научные приборы и оборудование.

4. Техника и технологии века.

5. Учебные заведения,

6. Учебники.

7. Научная литература.

а. Книги.

в. Журналы.

с. Атласы, карты, каталоги и глобусы.

8. Научные экспедиции.

9. Награды и области наук.

 

Используя только Интернет- ресурсы, находят конкретных сведений, иллюстраций.

Цели и задачи проекта:

Образовательная: расширение и углубление социальной и культурной истории, их актуализация и систематизация.

Воспитательная: воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Развивающая: развитие интереса к истории, как науке; развитие навыков анализа литературы, Интернет- источников и.т.д.

Познавательные: знакомство с «историей повседневности» выбранного периода.

Общеучебные: отбор и систематизация материала, его реферирование; использование компьютерных технологий при оформлении результатов проведенного исследования; публичное представление результатов исследования.

Этот конкурс рассчитан на вовлечение учащихся, и для них участие в конкурсе должно стать еще одним увлекательным учебным проектом. В конкурсе могут принимать участие как учащиеся, так и учителя; работы могут выполняться индивидуально и коллективно (коллектив учащихся, коллектив учителей, учитель с учащимися и.т.п.). В результате данного конкурса силами педагогов и их воспитанников подготовился превосходный информационный ресурс, который впоследствии можно использовать при проведении занятий по естественнонаучным дисциплинам. Чему учатся учителя и школьники в процессе совместного исследования?

- сотрудничеству и сотворчеству;

- наблюдениям и отбору фактов;

- видению и отборке проблем;

-определению целей исследования;

- постановке задач исследования;

- умению формировать гипотезы;

-умению планировать эксперименты;

- умению работать с информацией;

- искать, анализировать, отбирать, структурировать;

- применять полученные знания для достижения своих целей;

- конструировать новые способы деятельности;

- анализировать полученные результаты. Кроме этих специальных методологических умений школьники учатся:

- планировать работу;

- оформлять работу;

- письменно и устно представлять результаты работы;

- защищать свою точку зрения.

Таким образом, творческая работа, как никакая другая деятельность, формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии. Творческая работа учащихся чаще всего проводится во внеурочное время, хотя и на уроках может практиковаться решение некоторых проблем, задач, постановка лабораторных опытов, а также обсуждение полученной информации, результатов работы и так далее. Нужно учитывать и то обстоятельство, что творческая работа, выполняемая в течение учебного года, не должна отнимать у ученика слишком много времени. Ведь существуют учебная программа, домашние задания, множество других дел и длительная работа может просто надоесть ученику. Настоящими исследованиями в лицеи, как правило, пока занимаются лишь немногие школьники, и для того, чтобы увлечь этой деятельностью большинство, необходимо придумывать интересные и посильные формы проектной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: