Владимир Николаевич Дружинин предлагает другую классификацию.




III. По способу обработки данных

Обработка данных, полученных посредством использования различных методик, производится с помощью их количественного (математико-статистического) и качественного (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключением) анализа.

Методы обработки эмпирических данных ориентированы на решение задач, связанных с упорядочиванием исходного материала, обнаружением и исправлением ошибок, выявлением скрытых тенденций, закономерностей и связей, обнаружением новых, незамеченных в эксперименте фактов, определением уровня достоверности, надежности и точности полученных результатов. Выявленные в ходе обработки данных какие-либо пробелы и ошибки служат основой для повторных исследований.

Методы обработки эмпирических фактов подразделяются на два вида – количественные и качественные. Количественная обработка направлена на изучение и анализ внешних характеристик объекта. При этом первичная обработка нацелена на работу с предварительными "сырыми" данными и представляется в виде составления таблиц, диаграмм, гистограмм, графиков; вторичная обработка предполагает использование уточняющих процедур в виде математико-статистических методов (корреляционного, дисперсионного, факторного, регрессивного анализа). Качественная обработка ориентирована преимущественно на содержательное, внутреннее исследование объекта, описание и объяснение изучаемых явлений и апеллирует к методам логики.

Количественная – статистика.
Качественная – дифференциация материала по группам, вариантам. Описание случая.

IV. Интерпретационные методы.

Представляют собой аналитико-теоретическую обработку эмпирической информации и обеспечивают выполнение важнейших функций науки: описательной, объяснительной и прогнозирующей.

Виды:

§ Генетический (фило - и онтогенетический) метод;

§ Структурный метод (классификация, типологизация и др.)

Обобщение как важнейший метод интерпретации представляет собой выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики.
В экспериментальной практике обобщение касается обычно следующих основных аспектов исследовательского процесса:

1) обобщение ситуации – предполагает перенос результатов на более широкий круг обстоятельств;

2) обобщение ответов – подразумевает подведение различных реакций под одну общую объединяющую их категорию;

3) обобщение на уровне личностей – отражает признание репрезентативности выборки, т.е. соответствие ответов данного контингента испытуемых в данном типе ситуаций более широкому множеству людей;

4) обобщение отношений – установление связи между переменными (обычно в экспериментальной практике между двумя переменными). Может производиться на разных уровнях обобщения.

Владимир Николаевич Дружинин предлагает другую классификацию.

Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов:

· Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

· Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования).

· Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами)

Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил:

§ дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.;

§ индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;

§ моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат - модель объекта, процесса, состояния.

Основываясь на методологических принципах психологии, таких как системность, комплексность, принцип развития, а также принцип единства сознания и деятельности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов (частных методик и процедур исследования). Однако один из методов всегда выступает в качестве основного, а другие — дополнительных. Чаще всего при целенаправленном ис­следовании в педагогической психологии в качестве основного выступает, как уже отмечалось, формирующий (обучающий) эксперимент, а дополнительными к нему являются наблюдение, самонаблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование. В практической деятельности каждого отдельного преподавателя в качестве основных выступают наблюдение и беседа с последующим анализом продуктов учебной деятельности обучаемых.

Всякое психолого-педагогическое исследование включает как минимум четыре основных этапа:

1) подготовительный (знакомство с литературой, постановка целей, выдвижение гипотез на основе изучения литературы по проблеме исследования, его планирование),

2) собственно исследовательский (например, экспериментальный или социометрический по методу),

3) этап качественного и количественного анализа (обработки) полученных данных и

4) этап интерпретации, собственно обобщения, установления причин, факторов, обусловливающих характер протекания исследуемого явления. Завершается исследование под­готовкой письменного текста, в котором приводятся как результаты исследования, так и их анализ.

Все рассмотренное показывает, что педагогическая психология представляет собой многогранную область психологического знания, учет особенностей, закономерностей, содержания и методов исследования которой может оказать существенную помощь в реализации психолого-педагогических задач воспитывающего и развивающего обучения в любой образовательной системе.

Педагогическая наука как самостоятельная отрасль психологического знания характеризуется спецификой своего предмета, задач, имеет соответствующую этой специфике, разветвленную структуру организации. Используемые в педагогической психологии методы исследования характеризуются комплексностью и непосредственной включенностью в педагогический процесс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: