Фамилия ученика | Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста | Чтение без ошибок | Ответы по содержанию текста | Выразительное чтение (подготовка заранее) | Общая оценка |
IV. Этапы работы над художественным произведением.
1) Подготовка к восприятию нового произведения. При подготовке к восприятию произведения Л.Н.Толстого «Лебеди» учитель задал в ходе беседы следующие вопросы:
a. Об отлете каких птиц сказано в стихотворении А.Фета «Осень»?
b. Какие еще птицы улетают от нас на зиму?
c. Кто из вас видел лебедей, где, какие они?
d. Почему птицы летят в далекий путь стаями?
e. Какие трудности ждут их в пути?
Задание.
Определите типологию данных вопросов:
(a) Вопросы, выявляющие читательский опыт детей;_______________________
(b) Вопросы, выявляющие жизненные впечатления детей;___________________
(c) Вопросы, активизирующие работу мысли и воображения детей;___________
2) Словарная работа на уроках чтения.
Прочитайте произведение из учебника___________________________________
(программа _______________________________________________),выделите слова для словарной работы на уроке, опишите приемы их объяснения, используя рекомендации методики чтения.
_____________________________
_____________________________
3) Анализ художественных образов читаемого произведения.
9.
При создании художественных образов автор использует разнообразные приёмы:
(a) Описание внешности;
(b) Прямые авторские характеристики;
(c) Самохарактеристика;
(d) Отношение других персонажей к герою;
(e) Поступки и поведение героя;
(f) Другие приёмы.
Задание:
Приведите примеры из произведений, включённых учебники по чтению для начальной школы, по каждому из приёмов.
4) Анализ изобразительно-выразительных средств. Используя словарь Литературоведческих терминов, охарактеризуйте виды тронов, использованных И. Буниным в произведении «Листопад».
5) Методика работы над планом.
Задание: Составьте разные варианты плана к произведению ____________________________________________________________________
(a) В форме вопросительных предложений;
(b) Цитатный план;
(c) Повествовательные предложения;
(d) Картинный план.
V. Специфика изучения произведений разных жанров.
1) Составить библиографический список статей из журнала ''Начальная школа'' по изучению произведений разных жанров (рассказ, сказка, басня и стихотворение) по схеме: автор, название статьи, год и номер журнала, краткое содержание (аннотация) статьи.
2) Познакомьтесь с памятками по анализу произведений разных жанров.
Задание:
Сформулируйте цели для урока чтения в соответствии с жанром и особенностями авторского курса литературного чтения.
ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ РАССКАЗА.
Примерный план:
1) Прочитайте рассказ.
2) Подумайте, на какую тему он написан, о каких событиях и героях рассказывает.
3) Определите идею произведения.
4) Определите сюжет рассказа, развитие действия, его композицию.
5) Проследите, как показаны главные персонажи, их характерные черты, причины их поступков, развитие действия, отношение автора к героям.
6) Охарактеризуйте особенности языка произведения.
7) Определите его познавательную и воспитательную ценность.
10.
Система умений
Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
1) Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.
2) Умение устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать ''закон сцепления'' эпизодов.
3) Умение воспринимать образ персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий наряду с другими для раскрытия идеи.
4) Умение видеть позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения.
5) Умение осознавать художественную ценность произведения через:
-образ персонаж;
-композицию;
-сюжет;
-пейзаж;
-авторскую позицию.
ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ СКАЗКИ.
1) Причитай, определи тип сказки (волшебная, социально-бытовая, о животных), народная или авторская.
2) Охарактеризуйте персонажей: реалистичные и волшебные, положительные и отрицательные и т.д.
3) Отметь особенности сюжета и композиции сказки, наличие основных элементов (присказка, зачин, траекторное повторение событий, концовка и др.).
4) Определите сказочное место и время действия, функции добра и зла.
5) Определите тему и идею сказки.
Объём умений при ознакомлении со сказками:
1) Умение видеть специфическое начало сказки – зачин, благополучный конец для героев.
2) Умение определить сказочное место и время действия.
3) Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей, выделять их противопоставленность.
4) Умение находить и называть волшебные (чудесные) предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета.
5) Находить повторяющиеся эпизоды и соотносить их с характеристикой персонажей.
6) Умение определять специфические особенности волшебной, бытовой и сказки о животных.
ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ БАСНИ.
1) Вспомни определение басни.
2) Как характеризуют себя персонажам поступками и речевой манерой?
3) Каково отношение автора к персонажам басни?
4) Выдели простонародные слова и выражения, архаизмы, меткие изречения. 11.
5) Обрати внимание на композицию и сюжетостроение басни.
6) Какова идея басни, выраженная с помощью аллегории (иносказания) и морали?
7) Подготовься к выразительному чтению басни.
Основные представления, знания и умения по работе с басней.
1) Знание биографических сведений об авторе.
2) Понимание специфики басни:
-мораль;
-аллегория (иносказание);
-герои, мотивы их поведения.
3) Умение устанавливать последовательность действий в произведении (находить завязку, кульминацию, развязку).
4) Определение авторского отношения и собственной позиции к событиям и персонажам.
5) Умение подтверждать ответ выборочным чтением.
6) Умение пользоваться терминами: басня, мораль, аллегория (иносказание).
ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ.
1) Определи характер лирического стихотворения: живописная, пейзажная, размышления.
2) Определи настроение автора или лирического героя.
3) Выдели образные выражения, слова, создающие соответствующий настрой.
4) Нарисуй словесные иллюстрации к тексту стихотворения.
5) Поработай над выразительным чтением, передавая разнообразные эмоции, настроения, своеобразие стихотворного ритма.
Представления и знания при ознакомлении со стихотворением.
1) Знание специфики стихотворной речи: рифма, ритм, строфа и т.д.
2) Представление о средствах выразительности:
-зрительные и звуковые образы;
-олицетворения;
-сравнения (прямые и скрытые);
-элементы звуком
3) Представление о способах выражения авторского отношения к изображаемому им: непосредственное высказывание, опосредованное выражение через систему образов.
4) Умение соотнести биографические сведения о поэте и содержание стихов.
VI. Урок чтения в начальной школе.
Познакомьтесь с типовой структурой урока чтения и схемой анализа.
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА УРОКА ЧТЕНИЯ
1) Организация внимания учащихся. 12.
2) Актуализация ранее изученного и проверка домашнего занятия:
(a) Индивидуальный опрос (чтение, пересказ, чтение наизусть, инсценирование, проверка творческих работ и др.);
(b) Фронтальный опрос (беседа по прочитанному: работа над языком произведения, сюжетов и т.д.);
(c) Микро итог и оценка ответов детей.
3) Изучение нового материала;
(a) Сообщение темы и цели урока;
(b) Подготовка к восприятию нового (вступительная беседа, рассказ, свободные высказывания, использования наглядности и ТСО);
(c) Первичное чтение (чтение учителем, подготовленными учащимися, совместное чтение про себя, прослушивание грамзаписи, просмотр диафильма);
(d) Проверка первичного восприятия (обмен впечатлениями, беседа);
(e) Повторное чтение произведения учащимися и анализ содержания, его композиции и изобразительно-выразительных средств языка;
(f) Работа в связи с чтением (деление произведения на части, составление плана, пересказ, словесное рисование, работа с иллюстрациями и т.д.);
(g) Обобщающая беседа.
4) Домашнее задание.
5) Итог урока. Мотивированное выставление отметок.
Примечание:
(a) Словарная работа может быть проведена на всех этапах урока.
(b) Работа над выразительным чтением ведётся на протяжении всего урока.
(c) Физ. минутка проводится по мере необходимости.
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ЧТЕНИЯ:
1) Содержание урока:
-тема урока;
-отбор материала, его литературоведческая характеристика;
-межпредметные и внутрипредметные связи.
2) Методическая сторона урока:
-цели и задачи урока;
-формы, методы и приёмы работы на уроке в соответствии с поставленными целями и спецификой читаемого произведения;
-оборудование урока;
-стимулирование и активизации деятельности учащихся;
-формирование навыков самостоятельного учебного труда.
3) Психолого-педагогические характеристики:
-активность учащихся;
-развитие мышления;
-работа над речью; 13.
-индивидуальный подход;
-эмоциональность урока.
4) Общие выводы по уроку.
Сводная таблица выполненных заданий.
№ | Наименование задания | Анализ выполнения задания | Отметка |
Зачет оформляется преподавателем методики чтения по итогам выполнения всех заданий.
14.