СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ




Управление сбытом продукции в сельскохозяйственной организации

(на примере ООО «Лебедянское» Лебедянского района Липецкой области »

Направление подготовки 38.04.02 – Менеджмент

Магистерская программа «Управление маркетингом в АПК»

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

магистерской диссертации

 

 

Воронеж – 2017

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) выполнена на кафедре управления и маркетинга в АПК в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Воронежский государственный аграрный университет имени
императора Петра I» (ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ).

 

Руководитель магистерской диссертации: Отинова Марина Евгеньевна Зав.отделом предпринимательства и кооперации ФГБНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, к.э.н., доцент ФГБНУ  
Официальный рецензент: Зверева Наталья Александровна Менеджер по управлению персоналом ЭкоНива Агро АПК  

 

Защита магистерской диссертации состоится «27» июня 2016 г. в 14.00 час. в ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ по адресу: 394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1, ауд. 273.


Актуальность темы исследования. В настоящее время управление сбытом является наиболее слабым звеном в системе функционирования сельскохозяйственных предприятий. Низкая эффективность системы сбыта в аграрной сфере влечет за собой значительные потери сельскохозяйственной продукции и доходов. Капитальные вложения в сферу реализации мизерны, хотя мировой опыт свидетельствует о том, что система сбыта должна развиваться опережающими темпами по сравнению с производством продукции.

Одной из причин сложившегося положения со сбытом на сельскохозяйственных предприятиях является отсутствие эффективной системы управления сбытом. В этой связи становится необходимой разработка сбытовой стратегии с ориентированием на основные экономико-производственные результаты. На сельскохозяйственных предприятиях не используют возможности применения интеграционной и маркетинговой сбытовой стратегии, поэтому возникает необходимость в реформировании системы управления сбытом сельскохозяйственного предприятия в условиях модернизации сельского хозяйства.

Таким образом, совершенствование управления сбытом – одна из важнейших задач современного сельскохозяйственного предприятия для обеспечения его долгосрочного и прибыльного функционирования. Решение поставленной задачи требует соответствующего теоретического и методического обеспечения определения прогрессивных направлений совершенствования управления сбытом на сельскохозяйственном предприятии.

Выше изложенное актуализирует проблему научно-методического обоснования совершенствования управления сбытом сельскохозяйственного предприятия.

Степень изученности проблемы. Научной базой для проведения теоретических исследований по проблемам управления сбытовой деятельностью являются научные труды зарубежных и российских ученых. Сбытовая деятельность за рубежом рассматривается в работах Г. Амстронга, Дж. Болта, Б. Бермана, Ф. Букереля, А. Дайана, А. Генри и др. Вопросы сбытовой политики с адаптацией к российским условиям изложены В.А. Алексуниным, В.А. Клюкачом, Д.Д. Костоглодовым и др

Данные труды послужили основой для построения теоретической базы исследования, но вместе с тем выявлена необходимость адаптации процесса и методов управления сбытовой деятельностью сельскохозяйственных предприятий к изменяющимся условиям внешней среды.

Отмечая роль и значение исследований указанных авторов, обоснованность решения поставленных задач совершенствования управления сбыта на сельскохозяйственных предприятиях, следует отметить недостаточную разработанность многих вопросов сбытовой деятельности сельхозпредприятий. Нет полной ясности в назначении сбыта продукции: функции сельскохозяйственных предприятий или института в системе производства. Не раскрыто в полной мере методологическое и методическое обеспечение выбора стратегии обмена в современных условиях рыночной экономики. Сравнительно слабо изучен порядок ее разработки, исходя из зависимости от продукта (скоропортящийся, не скоропортящийся, экспортный, импортный и т.п.) или не зависящих от него универсальных принципов. Это и предопределило цель, задачи и направления настоящего исследования.

Цели и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является разработка научно обоснованных теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию управления сбытом сельскохозяйственных предприятий.

В соответствии с выбранной целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть научные основы управления сбытом на сельскохозяйственном предприятии;

- определить факторы, влияющие на управление сбытом сельскохозяйственной продукции;

- предложить концептуальные подходы к управлению сбытом на сельскохозяйственном предприятии;

- проанализировать состояние производства и реализации сельскохозяйственной продукции в Липецкой области;

- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Лебедянское» и оценить эффективность хозяйственной деятельности ООО «Лебедянское»;

- предложить рекомендации по совершенствованию управления сбытом на сельскохозяйственном предприятии;

- предложить пути совершенствования сбытовой политики в ООО «Лебедянское»;

- рассмотреть повышение эффективности сбытовой деятельности ООО «Лебедянское» на основе диверсификации производства.

Объектом исследования выступают сельскохозяйственные предприятия Липецкой области, производящие и реализующие сельскохозяйственную продукцию. Более детальные исследования проводились на ООО «Лебедянское» Лебедянского района Липецкой области.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе сбыта сельскохозяйственной продукции, позволяющие повысить эффективность ее реализации и позитивно повлиять на экономические результаты деятельности предприятий.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретической основой ВКР послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, международная практика, работы современных экономистов аграрников, материалы научных конференций и семинаров, программные документы, постановления органов государственного управления экономикой России и другие материалы по вопросам управления сбытом сельскохозяйственной продукции в условиях рыночной экономики.

В процессе исследования применялись различные методы, включая монографический, аналитический, экономико-статистические, сравнительный и индексный анализ, анализ динамических рядов, графический.

Информационной базой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики России и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, данные годовых отчетов ООО «Лебедянское» Липецкой области, справочные материалы, материалы Интернет-сайтов, научные публикации и материалы других открытых информационных источников.

Научная новизна исследования заключается в разработке структурно-функциональной схемы совершенствования процесса управления сбытом сельскохозяйственного предприятия, включающей направления, мероприятия совершенствования сбытовой политики, а также этапы и новые формы организации сбыта на сельскохозяйственном предприятии.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможностях: применения уточненных научных основ управления сбытовой деятельностью при формировании сбытовой политики сельхозпредприятия и определении обязанностей специалистов сбытового подразделения; внедрения предложений по совершенствованию процесса управления сбытовой деятельностью на сельскохозяйственных предприятиях.

Апробация работы и публикация результатов. Основные положения диссертационного исследования были изложены и получили одобрение на научно-практических конференциях разного уровня.

По теме диссертации опубликовано 2 научных работы, общим объемом 0,4 п.л., в т. ч. авторский – 0,4 п.л.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 52 источника, 5 приложений; изложена на 110 страницах печатного текста, включает 44 таблицы, 9 рисунков.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрыта степень её разработанности, определены цели и задачи, предмет и объект диссертационного исследования, его теоретические и методологические основы, информационные основы, раскрыта научная новизна, практическая значимость исследования.

Во второй главе – «Современное состояние и тенденции развития сельскохозяйственных предприятий Липецкой области» – проведен анализ производства и реализации сельскохозяйственной продукции в Липецкой области, дана организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Лебедянское», сделана оценка эффективности хозяйственной деятельности ООО «Лебедянское», а также проведен SWOT-анализ его деятельности.

В третьей главе – «Основные направления совершенствования сбытовой политики на сельскохозяйственных предприятиях» – даны рекомендации по совершенствованию управления сбытом сельскохозяйственных предприятий, предложены подходы к совершенствованию сбытовой политики в ООО «Лебедянское», рассмотрено повышение эффективности сбытовой деятельности ООО «Лебедянское» на основе диверсификации производства

В заключении обобщены итоги проведенного исследования, сформулированы общие теоретические выводы и практические рекомендации.


 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе – «Теоретические основы управления сбытом продукции в сельскохозяйственной организации» – рассмотрены научные основы управления сбытом продукции, выявлены факторы, влияющие на управление сбытом сельскохозяйственной продукции, предложены концептуальные подходы к управлению сбытом.

В настоящее время управление сбытом является наиболее слабым звеном в системе функционирования сельскохозяйственных предприятий. Низкая эффективность системы сбыта в аграрной сфере влечет за собой значительные потери сельскохозяйственной продукции и доходов. Капитальные вложения в сферу реализации мизерны, хотя мировой опыт свидетельствует о том, что система сбыта должна развиваться опережающими темпами по сравнению с производством продукции.

Термин «сбыт» перекочевал в рыночную экономику России из советских времен. Речь идет об исключительно широкой сфере деятельности фирм, производящих товары и оказывающих услуги, которая связана с продажей этих товаров и услуг промежуточным либо конечным покупателям.

Под сбытом следует понимать комплекс процедур продвижения продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию).

В России система сбыта характеризуется следующими чертами:

- слабое управление каналом сбыта;

- неполное выполнение обязательств в рамках канала;

- решения принимаются по каждой сделке в отдельности в результате постоянных переговоров;

- частое нарушение контрактных обязательств.

Управление сбытом - планирование, организация, мотивация и контроль за всеми процессами в сфере сбытовой деятельности.

Управление сбытовой деятельностью - это анализ, планирование, организация и контроль сбытовой деятельности предприятия с целью наиболее полного удовлетворения нужд потребителей и получения выгоды для себя.

Сам процесс управления сбытом представляет собой совокупность функциональных подсистем:

1) планирование и прогнозирование;

2) организация исполнения;

3) контроль и координация.

Рисунок 1 – Организационные механизмы управления сбытом продукции на предприятии

К числу перспективных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции можно отнести местные оптовые рынки, в том числе оптовые ярмарки, аукционы, выставки-продажи. В отличие от товарных бирж, где цены определяются на стандартные условия, на этих рынках продавцы и покупатели имеют возможность ознакомиться непосредственно с товаром, оценить его конкурентоспособность, договориться не только о количестве и качестве товара, но и об уровне цен, сроках поставки.

Целью участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в местных оптовых рынках является также изучение рынка товаров, которые они производят.

Наиболее приемлемыми каналами реализации для крупных сельскохозяйственных организаций являются те, где в качестве партнера выступает крупный оптовый покупатель (заготовительные организации, осуществляющие закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, предприятия по ее переработке, местные оптовые рынки, а также другие сельскохозяйственные предприятия в рамках межхозяйственной специализации и кооперации). Значительную часть продукции они продают по прямым связям в торговую сеть и предприятиям общественного питания, а также своим работникам.

Процесс управления – это деятельность субъекта управления по согласованию совместного труда работающих для достижения целей организации. Процесс управления системой реализации в сельскохозяйственной организации представлен на рисунке 2

Рисунок 2 – Общая схема процесса управления системой реализации

 

Существуют два основных способа реализации:

- работа на заказ и работа на свободный рынок

Работа на заказ. При этом способе предприятие работает на заранее известный рынок. Выпуск продукции осуществляется в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами, подрядами и предварительными соглашениями о поставках произведенной продукции и оказании услуг. Заранее оговариваются сроки, технические характеристики товаров, объемы поставок продукции, цены.

Работа на свободный рынок. При этом способе предприятие выпускает продукцию на свободный рынок без заранее установленных ограничений относительно количественных и качественных характеристик товаров. Задачи реализации товаров включают поиски возможных рынков сбыта (учитывая их географическое расположение), выбор конкретных форм реализации, определение допустимого уровня цен.

Система сбыта – комплекс, состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта, которые ею пользуются для продажи товаров. Рассмотрим функции системы сбыта на рисунке 3.

 

 

 


Рисунок 3 – Функции системы сбыта

Всё разнообразие сбытовых функций предприятия трудно перечислить. Кроме того, необходимо учитывать особенности их реализации каждым товаропроизводителем, что во многом определяется такими факторами, как:

- номенклатура и масштабы производства;

- количество и география потребителей;

- численность и интенсивность каналов распределения;

- характер и формы организации каналов товародвижения;

- имидж товаропроизводителя и его торговой сети и т. д.

Далее рассмотрим функции управления сбытом на рис. 4.

Рисунок 4 – Функции управления сбытом продукции

 

Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и материально - техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.

Как правило, в системе управления сбытом предприятия возникает такая проблема как отсутствие эффективного механизма управления сбытом, что порождает целую цепочку проблем: переполненные склады, неплатежи, отсутствие оборотных средств на закупку сырья, остановка производства и т. п.

В этой связи, может быть сформулирована задача создания эффективной системы сбыта, базирующейся на единой маркетинговой стратегии фирмы

Таким образом было выявлено, что для любых предприятий формирование сбытовой сети является стратегическим решением, которое должно быть совместимо не только с ожиданиями в целевом сегменте, но и с собственными целями.

Во второй главе диссертации было определено современное состояние и тенденции сбытовой деятельности в сельскохозяйственных предприятиях Липецкой области. А также проведен анализ производства и реализации сельскохозяйственной продукции в Липецкой области. Были сравнены цены реализации предприятием со средними ценами по области. С помощью SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны предприятия

Благоприятные климатические условия и наличие чернозёмов способствуют развитию сельского хозяйства Липецкой области. В области развито мясное и молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство, козоводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство. Пашнями занято почти 80% территории области. Выращивают пшеницу, рожь, ячмень (пивоваренный, фуражный), овес, просо, гречиху, кукурузу, горох, сахарную свеклу, подсолнечник, рапс, махорку, сою, сорго, картофель, овощи, яблоки, однолетние и многолетние травы.

Таблица 1 – Продукция сельского хозяйства в Липецкой области по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах), млн рублей*

Сельскохозяйственная продукция             2016 г. к 2011 г., млн руб. 2016 г. в % к 2011 г.
Хозяйства всех категорий
Продукция сельского хозяйства, в т.ч.:                
растениеводства                
животноводства               190,4
Сельскохозяйственные организации
Продукция сельского хозяйства, в т.ч.:               264,2
растениеводства               317,7
животноводства               197,8
Хозяйства населения
Продукция сельского хозяйства, в т.ч.:               185,8
растениеводства               198,5
животноводства               170,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
Продукция сельского хозяйства, в т.ч.:               331,9
растениеводства               341,9
животноводства                

 

По данным таблицы 1 видно, что за период 2011-2016 гг. в Липецкой области произошел рост производства по всем категориям хозяйств как в сфере растениеводства, так и животноводства. В 2016 г. по сравнению с 2011 г. по всем категориям хозяйств производство сельскохозяйственной продукции выросло в 2,5 раза или на 69713 млн руб., причем по растениеводству почти в 3 раза, а по животноводству почти в 2 раза. Наибольший рост производства сельскохозяйственной продукции в 3,4 раза или на 6288 млн руб. произошел в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.

Таблица 2 – Реализация основных продуктов сельского хозяйства сельскохозяйственными организациями Липецкой области за 2011-2016 гг., тыс. т*

Продукция             Изм-е 2016 г. к 2011 г. 2016 г. в % к 2011 г.
Зерно 1291,8 1471,4 1761,4 1892,0 1666,3 1984,4 692,6 153,6
Картофель 35,0 57,9 83,0 105,9 92,4 105,8 70,8 302,3
Овощи 12,3 10,4 9,0 14,2 25,5 36,4 24,1 295,9
Скот и птица (в живом весе) 175,6 201,9 242,3 248,3 279,2 288,9 113,3 164,5
Молоко 146,6 156,5 147,0 150,3 160,3 159,8 13,2 109,0
Яйца пищевые, млн штук 313,5 357,0 357,6 375,8 290,2 276,5 -37,0 88,2

* По данным Росстата

Из анализа данных таблицы 2 видно, что выросли объемы реализации почти всей сельскохозяйственной продукции (кроме яиц). Максимальный рост объемов реализации в процентном соотношении произошел по картофелю – в 3 раза или на 70,8 тыс. т, по овощам – почти в 3 раза или на 24,1 тыс. т. Произошло снижение объемов реализации яиц пищевых на 11,8% или 37,0 млн штук.

Рассмотрим динамику средних цен на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую сельскохозяйственными организациями с 2011 г. по 2016 г. в таблице 3.

Таблица 3 – Средние цены на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую сельскохозяйственными организациями Липецкой области за период 2011-2016 гг., руб. за 1 ц

Продукция             2016 г. к 2011 г., +,- 2015 г. в % к 2011 г.
Растениеводство
Пшеница               163,4
Рожь           н/д 214 148,5
Овес             -50 92,9
Ячмень               160,5
Сахарная свекла               206,7
Семена подсолнечника   1 377 1 141 1 126 2 089 2 275 1 415 264,6
Кукуруза               160,2
Горох         1 352 1 349   234,4
Картофель 1 626     1 229 1 141   -657 59,6
Огурцы 9 474 7 651 8 747 6 473 8 061 6 835 -2 639 72,1
Томаты (помидоры) 5 856 8 722 5 081 7 675 6 813 10 697 4 841 182,7
Животноводство
Крупный рогатый скот (в живом весе) н/д 7 369 6 725 6 735 8 668 9 933 2 565 134,8
Свиньи (в живом весе) 8 526 7 840 6 860 9 832 10 158 8 798   103,2
Птица сельскохозяйственная (в живом весе) 4 529 4 610 4 799 4 832 6 357 6 497 1 968 143,5
Молоко сырое КРС 1 414 1 207 1 608 2 088 2 218 2 275   160,9
Яйца куриные, за 100 шт.               196,5

* По данным Росстата

Анализируя данные таблицы 3, видно, что средние цены практически на всю сельскохозяйственную продукцию в Липецкой области выросли за период 2011-2016 гг. Наибольший рост произошел с ценами на подсолнечник – в 2,6 раза или 1415 руб./ц, горох – в 2,3 раза или 774 руб./ц. Произошло снижение средних цен на картофель – на 40,4% или 657 руб./ц и огурцы – на 27,9% или 2639 руб./ц.

.Анализ рынка сельхоз производителей липецкой области показал, что сельское хозяйство Липецкой области за период 2011-2016 гг. развивалось вполне успешно, наблюдается положительная динамика практически всех показателей сельскохозяйственной деятельности. В 2016 г. по сравнению с 2011 г. по всем категориям хозяйств производство сельскохозяйственной продукции выросло в 2,5 раза или на 69713 млн руб., причем по растениеводству почти в 3 раза, а по животноводству почти в 2 раза. Наибольший рост производства сельскохозяйственной продукции в 3,4 раза или на 6288 млн руб. произошел в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.

 


 


Таблица 4 – Структура денежной выручки от продажи сельскохозяйственной продукции ООО «Лебедянское» Лебедянского района Липецкой области

 

Виды продукции и отрасли 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. В среднем за 5 лет 2016 г. в % 2012 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % %
Зерновые и зернобобовые   52,3   40,3   61,1   47,6   61,1   51,8 82,4
Подсолнечник   2,7   1,4   4,9   17,9   14,3   10,3 368,8
Сахарная свекла   38,7   54,3   29,1   26,0   0,0   29,0 0,0
Рапс   2,2   0,0   1,6   4,0   6,8   3,1 221,3
Соя   0,0   0,01   0,9   1,6   11,5   2,2 -
Прочая продукция растениеводства   0,6   0,6   1,0   1,7   5,4   1,7 643,8
Растениеводство – всего   96,5   96,6   98,6   98,8   99,2   98,2 72,4
Прочие товары и услуги   3,5   3,4   1,4   1,2   0,8   1,8 16,3
Всего от реализации товаров и услуг   100,0   100,0   100,0   100,0   100,0   100,0 70,5

Общая выручка предприятия в отчетном году уменьшилась на 29,5%, по сравнению с базисным годом. Уменьшение данного показателя произошло за счет уменьшения стоимости товарной продукции зерновых культур (на 17,6% в отчетном году по сравнению с базисным годом), и технических культур, а именно из-за ликвидации посевов сахарной свеклы. Эффективность производства основных видов продукции растениеводства рассмотрим в таблице 5.

Таблица 5 – Основные показатели деятельности отрасли растениеводства

Виды продукции и отрасли Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. Цена 1 ц продукции, руб. Уровень рентабельности (окупаемости), %
2012 г.
Зерно   689,8 21,1
Сахарная свекла   115,9 0,9
Подсолнечник   1572,3  
Соя х х х
Рапс   1529,9 181,3
2013 г.
Зерно   874,4 52,8
Сахарная свекла   137,6  
Подсолнечник   1611,7 198,4
Соя   391,3  
Рапс х х х
2014 г.
Зерно     80,2
Сахарная свекла   211,2 99,8
Подсолнечник   1212,9 89,6
Соя   1790,7  
Рапс   1154,9 39,2
2015 г.
Зерно   911,7  
Сахарная свекла   285,6 58,7
Подсолнечник   2365,4 162,9
Соя   1903,8 14,7
Рапс   2274,9 97,5
2016 г.
Зерно   961,1 40,1
Сахарная свекла х х х
Подсолнечник   2093,9 67,8
Соя     113,7
Рапс   2578,6 143,3

 

Анализ данных таблицы 5 показывает, что самой рентабельной культурой был подсолнечник. На протяжении исследуемого периода его рентабельность достигала максимума в 2012 году и составила 191%. В конце отчетного периода она снизилась до 67%. Это связано с увеличением себестоимости с 4611 тыс.руб до 29488 тыс. руб. Цены реализации подсолнечника были выше средних цен по Липецкой области на протяжении всего исследуемого периода. Уровень рентабельности зерновых за 5 лет варьировался от 21,1% в 2012 г. до 40.1% в отчетном году. Максимальный уровень рентабельности был достигнут в 2014 году и составил 80,2%. В 2016 году цена реализации зерновых была выше, чем средняя цена по области на 178,4 руб./ц. На протяжении всего исследуемого периода сцены реализации зерновых были выше средних цен по области Цена на сахарную свеклу в 2015 году была ниже средней цены по области на 25,3 руб/ц. и составила 285,6 руб./ц. С 2012 по 2016 гг. цены реализации сахарной свеклы были в среднем ниже чем по области на 7,9 %.


 

В 2015 г. произошло снижение эффективности производства сахарной свеклы. Так, урожайность снизилась на 272,4 ц/га, уровен рентабельности составил 58,7%. В 2016 г. руководством предприятия было принято решение о прекращении производства сахарной свеклы, в связи с более прибыльным производством подсолнечника.

Подсолнечник в хозяйстве был высокодоходным и с введением его посевов в хозяйстве, обеспечивал регулярное поступление прибыли от реализации продукции. Так, в 2016 г. прибыль увеличилась в 2,3 раза по сравнению с 2012 г. Повышение прибыли подсолнечника было вызвано увеличением выхода продукции на единицу площади пашни. Уровень рентабельности культуры за пять лет стал ниже на 123,2 % за счет роста себестоимости 1 ц. на 135,2%.

На основании SWOT анализа был сделан вывод, что сильных сторон у предприятия больше чем слабых. К их числу можно отнести: оснащенность техникой и оборудованием, рациональная организационная структура, благоприятный климат для выращивания продукции.

На основании изучения показателей ООО «Лебедянское» можно сделать вывод, что оно является одним из ведущих сельскохозяйственных предприятий Лебедянского района Липецкой области. ООО «Лебедянское» занимается исключительно производством продукции растениеводства и специализируется на зерновом и свекловодческом производстве. Площадь сельхозугодий по предприятию составила 28806 га, что на 5329,85 га больше, чем в среднем на одно предприятие района (23476,15 га)

При изучении сбытовой политики предприятия были выявлены слабые стороны. Такие как отсутствие маркетинговой службы что затрудняет сбыт продукции. В исследуемом предприятии вопросами маркетинговой службы занимается экономический отдел. Сбыт продукции осуществляется по отлаженным каналам. Эффективность производства во многом зависит от маркетинговой деятельности предприятия, то есть от успешной реализации продукции. Организация маркетинга на всех уровнях позволит обеспечить руководителей и специалистов хозяйства информацией о наличии спроса и предложения на продукцию, о том, куда и по какой цене им выгоднее продать свою продукцию.

В третьей главе автором были разработаны рекомендации по совершенствованию управления сбытом на сельскохозяйственных предприятиях. Было выявлено, что несмотря на успехи, достигнутые в сельском хозяйстве благодаря антироссийским санкциям и мерам по импортозамещению, сельскохозяйственные предприятия продолжают функционировать в сложных условиях: диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, ограниченной платежеспособности покупателей, недостаточного уровня государственной поддержки, которая даже не достигла размера, разрешенного соглашениями ВТО, высоких темпов удорожания ресурсов

В работе также отмечено, что одним из направлений совершенствования сбыта на сельскохозяйственных предприятиях является более широкое внедрение прямых связей между производителями сельскохозяйственной продукции и предприятиями перерабатывающей промышленности, торговли и общественного питания.

Проведенные исследования сбытовой деятельности предприятий позволили сделать вывод о том, что большую роль в совершенствовании управления сбытовой деятельностью должен сыграть рост биржевой активности, который может произойти в связи с переходом от сделок с наличным товаром к форвардным и фьючерским сделкам. Развитию биржевой деятельности будет содействовать привлечение к широкому участию в ней производителей, сбытовых организаций, различных сельскохозяйственных объединений, у которых есть возможность формирования крупных стандартных партий продукции и беспрепятственной её транспортировки и реализации.

Также автором был выявлен ряд проблем сбытовой деятельности сельхозпроизводителей.

- отсутствие четкой последовательности в управлении сбытом и эффективного функционирования обслуживающих отделов по отношению к производству из-за отсутствия профессиональных специалистов;

- организационно-функциональная структура предприятий и их подразделений, как правило, сложилась еще в доперестроечный период и медленно адаптируется к современному аграрному и продовольственному рынку, продолжает базироваться на обязанностях отдельных работников по производственно-техническому и сбытовому обеспечению, а также на деятельности финансового и планово-экономического отделов;

- не налажены отношения между подразделениями на предприятиях, что ведет к их обособленности и автономности в производственно-сбытовой деятельности, это приводит, в свою очередь, к разобщенности усилий отделов организационно-функциональной структуры управления;

- несоответствие существующей системы сбыта на сельскохозяйственных предприятиях современным требованиям продовольственного рынка, или даже отсутствие данной структуры, что создает серьезные трудности в эффективной финансово-экономической деятельности сельхозпредприятий;

- недооценка маркетинговой деятельности в управлении сбытом сельскохозяйственных предприятий не позволяет проводить качественную оценку спроса и предложения по рыночным сегментам с учетом сезонных колебаний цен, контролировать изменение жизненных циклов продукции, планировать затраты на продвижение продукции по каналам продаж, а также экономически обосновывать выгоду от кооперации в пределах муниципал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: