Педагогические технологии.
Педагогические технологии представляют собой процесс, при котором происходит качественное изменение педагогического воздействия на обучаемого.
Современные
педагогические = Цели + задачи + содержание + методы +формы обучения
Технологии
Педагогические технологии, их организация и реализация зависит от требований дидактических принципов, они помогают определить содержание обучения, методы, формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя на уроке
Дидактические принципы | Требования принципа |
Принцип целенаправленности | *Соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения задачам средних специальных учебных заведений; *Соответствие учебному плану и программам по специальности; |
Принцип научности | *Наличие у учащихся системы теоретических знаний; *Достоверность фактов, закономерностей *Научная аргументация практических выводов; |
Принцип связи обучения с жизнью | *Профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса; *Получение ответа на вопрос где, когда и как можно использовать приобретенные знания в жизни, и на производстве. |
Принцип систематичности и последовательности | *Строгое, логичное расположение учебного материала в программе и в методах передачи знаний; *Последовательное овладение студентами знаниями, умениями, навыками. |
Принцип сознательной активности | *Необходимость вызвать у студентов желания работать самостоятельно, творчески; *Использование активных методов обучения; *Включение студентов в процесс самостоятельного добывания знаний, выработка умений в решении производственных задач. |
Принцип наглядности обучения | *Четкое определение дидактической цели использования наглядности; *Порядок и методика показа; *Выбор целенаправленного количества наглядности; *Включение студентов в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов; *Последовательность демонстрации; *Психологические требования к оформлению наглядности; *Наличие вывода преподавателя; |
Принцип доступности | *Учет образовательного уровня студентов; *Учет познавательных возможностей студентов; *Учет профессиональной подготовки студентов, его характера и опыта; *Учет возрастных особенностей студентов; *Учет потребностей и интересов студентов; |
Принцип интегрированного подхода | *Одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов; |
Принцип воспитывающего и развивающего обучения | *Правильное определение ведущих отраслей обучения: познавательной, воспитывающей, развивающей; *Формирование научного мировоззрения; *Развитие самостоятельности, инициативы, творчества; *Развитие познавательных способностей и творческих сил (умения анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, делать самостоятельные выводы); |
Принцип прочности | *Целесообразность и четкость в организации повторения, закрепления полученных знаний; *Систематический контроль, объективная оценка знаний, умений и навыков студентов; *Осуществление индивидуального, дифференцированного подхода к студентам в процессе организации учебно-воспитательной работы; |
Содержание обучения определяется учебно-планирующей документацией: учебными планами, программами, учебно-методическими материалами.
Существенной составной современных педагогических технологий является
МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ от уровня педагогического мастерства преподавателя зависит качество преподавания, эффективность усвоения учебного материала студентами, их познавательная активность.
МЕТОДЫ – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента.
ПРИНЦИПЫКЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
По внешним признакам деятельности преподавателя и студента | Логический подход | По источнику получения знаний | По степени активности познавательной деятельности студентов |
лекция беседа рассказ инструктаж демонстрация упражнения решение задач работа с учебником, инструктивным материалом | индуктивный дедуктивный аналитический синтетический | словесные наглядные практические | объяснительные иллюстративные проблемные частично-поисковые; исследовательские |
Наиболее распрространненой классификацией является классификация по источнику получения знаний. Она универсальная, так как вбирает в себя признаки остальных. Остановимся на каждой группе методов.
Лекция, беседа, рассказ, самостоятельная работу с учебником.
В основе использования методов данной группы лежит слово. Оно несет в себе особую роль и значение в работе преподавателя.
Дидактические требования к слову:
Ø целенаправленность
Ø научность (достоверность, научно правильные выводы)
Ø грамотность
Ø четкость
Ø ясность изложения
Ø эмоциональность
Ø чистота речи
Ø лаконичность
Ø точность
Ø правильность интонации
Ø учет ситуации
Ø культура речи
Ø тактичность
В группу наглядных методов обучения входят: демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, использование ТСО, просмотр телепрограмм, видеофильмов.
Требования предъявляемые к данной группе:
Ø целесообразность (соответствие теме и содержанию)
Ø соответствие дидактической цели занятия
Ø мера использования
Ø очередность показа
Ø умение организовать активное наблюдение
Ø учет психологических требований к изображению, наглядности (шрифт, цвет, расстояние)
Группа практических методов включает в себя: практические задания, деловые игры, тренинги, ситуационные задания.
Дидактические требования предъявляемые к практическим методам:
Ø дидактическая целесообразность метода
Ø связь содержания с профессиональной подготовкой студентов
Ø четкая постановка проблемы
правильная, ясная, логичная формулировка способа решения поставленной проблемы
Все перечисленные методы обучения принято называть традиционными.
Но в современных педагогических технологиях они являются базовыми, так как на их основе развиваются новые методы.
Условия выбора методов обучения зависит от конкретной педагогической ситуации:
Ø предмета;
Ø содержания, темы, раздела;
Ø дидактической цели занятия;
Ø уровня подготовленности студентов;
Ø из познавательных возможностей;
Ø личного опыта;
Ø профессионального опыта;
Ø отношения студентов к данному предмету, преподавателю;
Ø материальной базы (наглядности, дидактический материал, компьютеры);
Ø личностных качеств преподавателя, его преподавательского мастерства;
Составной частью современных педагогических технологий является
форма организации обучения.