ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ




Педагогические технологии.

Педагогические технологии представляют собой процесс, при котором происходит качественное изменение педагогического воздействия на обучаемого.

 

Современные

педагогические = Цели + задачи + содержание + методы +формы обучения

Технологии

Педагогические технологии, их организация и реализация зависит от требований дидактических принципов, они помогают определить содержание обучения, методы, формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя на уроке

 

Дидактические принципы Требования принципа
Принцип целенаправленности *Соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения задачам средних специальных учебных заведений; *Соответствие учебному плану и программам по специальности;
Принцип научности *Наличие у учащихся системы теоретических знаний; *Достоверность фактов, закономерностей *Научная аргументация практических выводов;
Принцип связи обучения с жизнью *Профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса; *Получение ответа на вопрос где, когда и как можно использовать приобретенные знания в жизни, и на производстве.
Принцип систематичности и последовательности *Строгое, логичное расположение учебного материала в программе и в методах передачи знаний; *Последовательное овладение студентами знаниями, умениями, навыками.
Принцип сознательной активности *Необходимость вызвать у студентов желания работать самостоятельно, творчески; *Использование активных методов обучения; *Включение студентов в процесс самостоятельного добывания знаний, выработка умений в решении производственных задач.
Принцип наглядности обучения *Четкое определение дидактической цели использования наглядности; *Порядок и методика показа; *Выбор целенаправленного количества наглядности; *Включение студентов в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов; *Последовательность демонстрации; *Психологические требования к оформлению наглядности; *Наличие вывода преподавателя;
Принцип доступности *Учет образовательного уровня студентов; *Учет познавательных возможностей студентов; *Учет профессиональной подготовки студентов, его характера и опыта; *Учет возрастных особенностей студентов; *Учет потребностей и интересов студентов;
Принцип интегрированного подхода *Одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов;
Принцип воспитывающего и развивающего обучения *Правильное определение ведущих отраслей обучения: познавательной, воспитывающей, развивающей; *Формирование научного мировоззрения; *Развитие самостоятельности, инициативы, творчества; *Развитие познавательных способностей и творческих сил (умения анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, делать самостоятельные выводы);
Принцип прочности *Целесообразность и четкость в организации повторения, закрепления полученных знаний; *Систематический контроль, объективная оценка знаний, умений и навыков студентов; *Осуществление индивидуального, дифференцированного подхода к студентам в процессе организации учебно-воспитательной работы;

 

Содержание обучения определяется учебно-планирующей документацией: учебными планами, программами, учебно-методическими материалами.

Существенной составной современных педагогических технологий является

МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ от уровня педагогического мастерства преподавателя зависит качество преподавания, эффективность усвоения учебного материала студентами, их познавательная активность.

МЕТОДЫ – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента.

 

ПРИНЦИПЫКЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

 

По внешним признакам деятельности преподавателя и студента Логический подход По источнику получения знаний По степени активности познавательной деятельности студентов
лекция беседа рассказ инструктаж демонстрация упражнения решение задач работа с учебником, инструктивным материалом индуктивный дедуктивный аналитический синтетический словесные наглядные практические объяснительные иллюстративные проблемные частично-поисковые; исследовательские

 

Наиболее распрространненой классификацией является классификация по источнику получения знаний. Она универсальная, так как вбирает в себя признаки остальных. Остановимся на каждой группе методов.

 

Лекция, беседа, рассказ, самостоятельная работу с учебником.

В основе использования методов данной группы лежит слово. Оно несет в себе особую роль и значение в работе преподавателя.

Дидактические требования к слову:

Ø целенаправленность

Ø научность (достоверность, научно правильные выводы)

Ø грамотность

Ø четкость

Ø ясность изложения

Ø эмоциональность

Ø чистота речи

Ø лаконичность

Ø точность

Ø правильность интонации

Ø учет ситуации

Ø культура речи

Ø тактичность

 

В группу наглядных методов обучения входят: демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, использование ТСО, просмотр телепрограмм, видеофильмов.

Требования предъявляемые к данной группе:

Ø целесообразность (соответствие теме и содержанию)

Ø соответствие дидактической цели занятия

Ø мера использования

Ø очередность показа

Ø умение организовать активное наблюдение

Ø учет психологических требований к изображению, наглядности (шрифт, цвет, расстояние)

 

Группа практических методов включает в себя: практические задания, деловые игры, тренинги, ситуационные задания.

Дидактические требования предъявляемые к практическим методам:

Ø дидактическая целесообразность метода

Ø связь содержания с профессиональной подготовкой студентов

Ø четкая постановка проблемы

правильная, ясная, логичная формулировка способа решения поставленной проблемы

 

Все перечисленные методы обучения принято называть традиционными.

Но в современных педагогических технологиях они являются базовыми, так как на их основе развиваются новые методы.

Условия выбора методов обучения зависит от конкретной педагогической ситуации:

 

Ø предмета;

Ø содержания, темы, раздела;

Ø дидактической цели занятия;

Ø уровня подготовленности студентов;

Ø из познавательных возможностей;

Ø личного опыта;

Ø профессионального опыта;

Ø отношения студентов к данному предмету, преподавателю;

Ø материальной базы (наглядности, дидактический материал, компьютеры);

Ø личностных качеств преподавателя, его преподавательского мастерства;

 

Составной частью современных педагогических технологий является

форма организации обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: