Обработка и интерпретация результатов




Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.

Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации разработана система балльных оценок:

— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительэдждном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;

— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в ноль баллов.

Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней школьной мотивации.

Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

КЛЮЧ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

 

 


Сводная таблица результатов изучения уровня адаптации учащихся 1- ___класса МОУ №____ (20__-20__ уч.г.)

№п/п Ф.И. обучающегося Экспертная оценка учителя Экспертная оценка родителя Уровень мотивации Зона адаптации Примечания
Зона № проблемной шкалы Зона № проблемной шкалы
                 
                 
                 

Рекомендации к заполнению итоговой таблицы:

1. В столбец 3 вноситься зона адаптации по методике «Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе» - экспертная оценка учителя (если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д)

2. В столбе 4 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (0, 1, 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Учебная активность», то в таблицу в столбец 4 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Усвоение знаний», то вносим цифру 2 и т.д. (3 шкала – поведение на уроке; 4 шкала – поведение на перемене; 5 шкала – взаимоотношения с одноклассниками; 6 шкала – отношение к учителю; 7 шкала – эмоциональное благополучие).

3. В столбец 5 вноситься зона адаптации по «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» - экспертная оценка родителей (если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д).

4. В столбе 6 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (Д-1 балл, Г- 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Успешность выполнения домашних заданий»то в таблицу в столбец 6 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения домашних заданий», то вносим цифру 2 и т.д. (III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»; IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»; VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»; V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»).

5. В столбец 7 вносим результат по анкете «Оценка школьной мотивации» автор Н. Лусканова. Так, если мотивация находиться на первом уровне (25—30 баллов — В ысокий уровень школьной мотивации, учебной активности), то в столбец 7 вносим букву В, если второй уровень (20—24 балла — Х орошая школьная мотивация) – вносим «Хор», если третий уровень ( 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей В неучебной Д еятельностью) вносим ВД, пятый уровень ( 10–14 баллов — Н изкая школьная мотивация) вносим Н, если пятый уровень(Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная Д езадаптация) вносим Д.

6. В столбец 8 вносим итоговый уровень адаптации ребенка по итогам трех методик. Так, если по одной методике выявлена зона дезадаптации в столбец 8 вносим НА (неполная адаптация), если по двум ли трем методикам – Д (дезадаптация), если по всем методикам результаты находятся в зоне «Адаптация» - то вносим А.

7. В столбец 9 вносим примечания, которые указывают на необходимость сопровождения («+» с ребенком будет проводиться работа,

«-» работа проводиться не будет)

 

*********+ углубленная диагностика: диагностический альбом Н. Семаго (познавательные процессы: память внимание мышление). Методика «10 слов», «Запоминание картинок», Корректурная проба и ее разновидности (Кольца Ландольта), методика МЭДИС (форма В), методика «Лесенка». Так же знание ребенком времен года, дней недели, месяцев в году, в правильной последовательности; знание своих ФИО, даты рождения, адреса проживания и. тд.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: