ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по научно-педагогической
и воспитательной работе
_________________Я.В.Полякова
«___»____________2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По организации и прохождению
Учебной (ознакомительной) практики
подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
профиль: Педагогика и методика дошкольного образования
профиль: Педагогика и методика начального образования
образовательного уровня бакалавриат
для студентов очно-заочной формы обучения
Донецк – 2016 год
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По организации и прохождению
Учебной (ознакомительной) практики
подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
профиль: Педагогика и методика дошкольного образования
профиль: Педагогика и методика начального образования
образовательного уровня бакалавриат
для студентов очно-заочной формы обучения
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры
дошкольного и начального образования
Протокол № 1
от «2» сентября 2016 г.
Донецк 2016
Учебным планом направления подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профиля Педагогика и методика дошкольного образования,Педагогика и методика начального образования, учебная (ознакомительная) практикаявляется этапом профессионально-педагогической подготовки бакалавра. Она организуется, наполняется содержанием и проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации «Бакалавр». Методические рекомендации содержат основные положения по организации и прохождению практики, перечень и формы документов, выдаваемых студентам, а также требований, предъявляемых к написанию отчёта по итогам практики.
Методические рекомендации составлены на кафедре дошкольного и начального образования
Составитель:
старший преподаватель Сахавчук Н.В.
Рецензент: канд. пед. наук И.Г. Матузова
© Донецкий педагогический институт, 2016
Сахавчук Н.В. Методические рекомендации по организации и прохождению Учебной (ознакомительной) практики для студентов очно-заочной формы обучения направления подготовки 44.03.01. Педагогическое образование профиль: Педагогика и методика дошкольного образования, Педагогика и методика начального образования образовательного уровня бакалавриат / Н.В. Сахавчук – Донецк: ДОНПИ, 2016. – 13 с.
Содержание
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ | ||
Ориентировочный план прохождения практики | ||
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ | ||
ОТЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫСТУДЕНТА | ||
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТУДЕНТА В ПЕРИОД ПРАКТИКИ | ||
ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ | ||
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ | ||
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ | ||
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель учебной (ознакомительной) практикиформирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе ознакомления со спецификой педагогического процесса в различных типах и видах образовательных учреждений. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранному направлению.
В процессе прохождения практики студенты должны решать определенные задачи в соответствии с объектами профессиональной деятельности:
Ознакомиться:
· с различными типами учреждений дошкольного и начального общего образования, направлениями работы, нормативно-правовой документацией, проблемами их становления и развития на современном этапе;
· знакомство с должностными обязанностями педагогических работников, выявление специфики деятельности педагогов в образовательных учреждениях;
· с построением развивающей среды в различных типах дошкольных образовательных учреждениях.
Изучить:
· особенности организации, функционирования и опытом деятельности государственных, общественных, частных образовательных учреждений;
· организационно-методические и нормативные документы образовательных учреждений;
· организационную структуры МДОУ, начальной школы;
· овладение студентами общепрофессиональными умениями, позволяющими решать задачи педагогической деятельности;
· развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности педагогов в условиях образовательного процесса;
· обогащение опыта студентов по изучению и анализу педагогической документации.
Объектом практики в соответствии с объектами профессиональной деятельности студента являются:
различные типы дошкольных образовательных учреждений;
различные типы общеобразовательных учреждений.
В результате прохождения практики обучающийся должен приобрести
Следующие практические навыки и умения:
знать:
· особенности педагогической профессии, и ее ценность в обществе;
· нормативно-правовую базу регулирующую создание предметно-пространственной среды в образовательных организациях;
· систему учебно-воспитательного процесса в начальной школе ДНР;
· систему образовательных дошкольных образовательных учреждений ДНР;
· психолого-педагогическую среду, окружающую ребенка.
уметь:
· проявлять педагогические способности в практической деятельности;
· грамотно использовать нормативно-правовые документы в воспитательно-образовательном процессе;
· проявлять педагогические способности в преобразовании предметно-пространственной среды;
· организовать культурное пространство;
· организовать разностороннюю, социально приемлемую культурно-досуговую деятельность детей;
· взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности.
владеть:
· современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
· навыками налаживания партнерских отношений в педагогическом коллективе;
· практическими умениями в области обучения и воспитания на уровне специалиста-практиканта;
· навыками работы с материалами, содержащими ссылки на нормативные акты;
· практическими умениями трансформировать пространство образовательной среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей;
· культурой мышления;
· мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
· основами речевой профессиональной культуры;
· способами популяризации педагогических знаний среди учащихся в вопросах самовоспитания.
2 Ориентировочный план прохождения практики
Порядок прохождения практики включает следующие основные этапы: (Таблица 1)
Таблица 1
Содержание этапов прохождения практики студентами
Этапы прохождения практики | Виды работы |
Подготовительный этап | Установочная конференция. Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка на месте практики. Формирование календарно-тематического плана прохождения практики, его конкретных положений, определение методов и форм его выполнения. |
Основной этап | Сбор и систематизация фактического, нормативного и методического материала. Общее ознакомление с базой практики. Организационно-правовые основы деятельности, краткая история развития; основные направления деятельности, полномочия, место базы практики в системе управления обществом. Перечень конкретных заданий и функций, выполняемых студентом в процессе прохождения учебной практики. Получение новых теоретических знаний и практических навыков |
Заключительный этап | Оформление отчёта о прохождении студентом учебной практики. Проверка отчёта руководителем от кафедры. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
В процессе прохождения практики студентам профиля Педагогика и методика начального образования необходимо выполнить следующие задания:
1. Изучить закон ДНР «Об образовании».
Задание:
- Изобразить схематически основные понятия, используемые в законе (гл.1ст.2 Законом ДНР «Об образовании»).
- Выписать основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (гл. 1 ст. 3 Законом ДНР «Об образовании»).
- Выписать Государственные гарантии реализации права на образование в ДНР (гл. 1 ст. 5 Законом ДНР «Об образовании».
- Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования (гл. 4 ст. 34 ДНР»).
- Выписать обязанности обучающихся (гл. 4 ст.43 ДНР»).
2. Изучить «Государственный образовательный стандарт начального общего образования ДНР 2018г».
Задание:
- Составить в виде схемы: «Портрет выпускника начальной школы» (раздел 1 пункт 1,8).
3. Проработать Типовое положение об общеобразовательном учреждении ДНР (приказ МОН ДНР №86 от 25.03.2015).
Задание:
- Составить схему: типы общеобразовательных учреждений ДНР.
4. Рассмотретьдолжностную инструкцию педагогических работников общеобразовательного учреждения (положения о ОУ).
Задание:
- Выписать должностные права и обязанности педагогических работников общеобразовательного учреждения.
5. Проанализироватьдокументы, реализующие деятельность ОУ.
Задание:
- Анализ структуры и содержания программ нового поколения - Русский язык 1-4 классы. Программа для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке; Математика 1-4 классы. Программа для общеобразовательных организаций.
6. Проанализировать сайты образовательных учреждений ДНР, выбрать два МОУ и выполнить
Задание:
- Сделать сравнительный анализ двух общеобразовательных учреждений разных типов (МОУ, лицей).
7. ПроработатьБазисный учебный план для общеобразовательных организаций.
Задание:
- Заполните таблицу:Содержание Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2016/2017 учебный год.Раздел «Начальное общее образование».
- Подготовьте презентацию на тему «Какой он-современый учитель?».
- Разработайте кодекс профессиональной этики учителя исходя из позиций: учитель обязан:...; учитель не должен: …
(Для четкого и конкретного выполнения заданий студентам выдается дневник, где расписывается каждый его день и вид работы).
отчЁтные документы студента
По окончании сроков прохождения практики студенту необходимо представит на кафедру:
1. Дневник прохождения практики
2. Отчёт о прохождении практики
В отчёте о практике отражается:
1. Время и место прохождения практики;
2. Содержание проведённой работы на практике в соответствии со сроками, целями и задачами её организации.
3. Характеристика базы практики.
4. Оформление в письменной форме отчёта.
5. Выводы, суждения и предложения, возникшие в ходе прохождения практики.