Живая история: народные мемуары




Цель работы – воссоздание повседневной жизни сибиряков в 1960-е годы. на основе частных, субъективных воспоминаний обычных людей, живших в то время в Сибири. Приведенный ниже вопросник является примерным: он может быть существенно расширен, возможно, не на все вопросы опрашиваемый (респондент, информатор) сможет дать ответ. В любом случае, следует стремиться к полноте получения информации, используя данную памятку лишь как общий ориентир в работе, ни в коем случае не сводить общение к анкете по принципу «вопрос-ответ». Необходимо дать человеку возможность выговориться, вспомнить то, что в первую очередь приходит на ум, но при этом не забывать корректировать беседу с помощью наводящих и уточняющих вопросов. Корректность, доброжелательность, умение слушать собеседника – непреложные принципы работы над созданием народных мемуаров. Задача студента (интервьюера) – по возможности дословно записать все, что рассказывает опрашиваемый, сохраняя особенности его речи, выражений, эмоциональных проявлений. Запись текста производится от лица информатора (от 1-го лица: «Я… родился…»). Текст должен быть цельным рассказом человека о своей жизни, без деления на пункты. Период 1960-х следует описать более подробно, в деталях, ориентируясь на нижеприведенный опросник.

Большим плюсом работы является сопровождение текстового материала фотографиями, документами 1960-х гг. Фото по возможности сканируются, обязательно датируются и описываются (кто изображен, где, когда).

 

1. Данные об информаторе:

1.1. Имя, отчество Вместо полной фамилии можно поставить начальную букву, сохраняя анонимность. Например: Галина Петровна К.(арасева).

1.2. Год рождения

1.3. Место рождения Для родившихся не в Сибири указать место и время вселения в регион

1.4. Образование Когда и какие учебные заведения окончили

1.5. Семейное положение Год вступления в брак(и). Также отметить разводы, вдовство, одиночное проживание.

1.6. Состав семьи на сегодняшний день

1.7. Жилищные условия современные: населенный пункт, тип жилья, количество комнат, наличие элементов благоустройства.

1.8. Материальное положение на сегодняшний день: общая оценка (высоко-, средне-, малообеспеченные), на каких критериях она основана, почему причисляют себя к той или иной категории.

 

2. Воспоминания о жизни в 1960-е годы:

2.1. Общая обстановка в стране Исторический фон: Хрущев-Брежнев, особо запомнившиеся события политической, экономической, культурной жизни страны, региона, населенного пункта.

2.2. Размер, состав семьи Число членов семьи, родственные связи между ними, произошедшие за 10-летие изменения (рождения, свадьбы, разводы и т.п.)

2.3. Краткая информация о каждом члене семьи Год рождения, профессия, место работы, учебы, посещение детского сада, наличие собственных источников доходов

Жилищное положение семьи

2.4.1. В каком населенном пункте проживала семья (город, село, край)

2.4.2. Тип занимаемого жилья (Частный дом, казенная или кооперативная квартира, общежитие, съемное жилье)

2.4.3. Число комнат, их расположение

2.4.4. Жилая (общая) площадь (Примерно: на семью и на одного члена)

2.4.5. Уровень благоустройства жилья (наличие электричества, водопровода, канализации, центрального отопления, электрических и газовых плит, ванны или душа, телефона)

2.4.6. Общая оценка жилищных условий и их изменения за 10 лет.

Доходы семьи

2.5.1. Денежные доходы всех членов семьи (Заработная плата, дополнительные подработки, пенсии, стипендии и т.п. – общий размер и изменение за 10 лет)

2.5.2. Поступления из личных подсобных хозяйств (продукция для личного потребления и продажи)

2.5.3. Поступления из общественных фондов потребления (дотации, путевки, льготы на детские сады, медицинское обслуживание, образование и т.п. – насколько весомой была их роль в бюджете семьи)

2.5.4. Прочие доходы (подарки, помощь родственников, выигрыши. получение наследства и т.п.) – их величина и регулярность

2.5.5. Примерный среднемесячный доход семьи, его общая оценка и тенденции изменения за шестидесятые годы (Существенно увеличился, немного увеличился, остался без изменения, ухудшился, значительно ухудшился)

2.6. Общий уровень материальной обеспеченности семьи

2.6.1. Обстановка жилища: Наличие мебели, ковров, бытовой техники и товаров культурно-бытового назначения; их размещение по комнатам; наличие старых и новых элементов в интерьере.

2.6.2. Наличие транспортных средств (машины, мотоцикла, мопеда, велосипеда и т.п. – когда появились, какая модель)

2.6.3. Описание гардероба, фасонов одежды и обуви, модных новинок. Источники формирования гардероба (шили сами или в ателье, приобретали в свободной продаже, приобретали «по блату», через перекупщиков, заказывали в других городах или за границей). Отношение к «стилягам».

Питание семьи

2.7.1. Источники поступления продуктов (магазины, ЛПХ, колхозный рынок, спонсорская помощь деревни, рыбалка и т.п.)

2.7.2. Обычный режим питания: Питались дома или в столовой, всей семьей или по отдельности. Делали ли заготовки на зиму. Какие блюда готовили на каждый день.

2.7.3. Праздничный стол, его отличия от обычного. По каким событиям накрывали, какие праздники отмечали, много ли бывало гостей (родственников, коллег, соседей, друзей), какие блюда готовили.

2.8. Работы по дому На что затрачивалась большая часть времени, какие бытовые приборы использовались, помогали ли другие члены семьи, произошло ли облегчение домашнего труда в 60-е гг. и в связи с чем (Переезд в благоустроенную квартиру, приобретение бытовой техники, помощь подросших детей и т.п.)

2.9. Проведение свободного времени: Чтение, кино, телевидение, театр, прием и посещение гостей, прогулки, занятия спортом, художественной самодеятельностью и т.п. Преобладание домашних или внедомашних, семейных или несемейных форм проведения досуга.

2.9.1. Свободное время в будние дни

2.9.2. Досуг в выходные дни (зимой, летом)

2.9.3. Проведение отпусков

 

3. Общее восприятие 1960-х гг. Какие существенные изменения (позитивные и негативные) произошли в тот период, лучше или хуже стала жить семья. Сравнение 60-х гг. с современностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: