Выступление третьеклассников




1-й УЧЕНИК   На свете очень много разнообразных птиц. «Птицы — это песнь и полет! Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Полные уши птичьих песен и голосов!»  
2-й УЧЕНИК   «Птицы — дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни».  
?-й УЧЕНИК   Живет на свете птичка — черноголовый хохотун. Это одна из самых крупных чаек. При встрече эти птицы важно кланяются друг другу и издают протяж­ный рев, похожий на глухой хохот. В начале осени они улетают к теплым по­бережьям Средиземного и Красного морей, а возвращаются к нам только в мае.  

 

4-й УЧЕНИК   Крупную величавую птицу дрофу на­зывают царицей степей. Еще сто лет назад огромные стаи этих птиц в апре­ле появлялись на степных просторах. Но люди обрабатывали поля ядами и птицы умирали от отравления. Распа­хивали земли и дрофам негде станови­лось жить. Теперь их осталось очень мало. Зимовать они улетают в Китай, Турцию, Монголию и прилетают об­ратно весной.  
5-й УЧЕНИК   А самого маленького журавля называ­ют красавкой. Селится он в степях и полупустынях. Зимуют красавки в Аф­рике, Индии или Китае, возвращаются в родные места к середине весны. Если раненую красавку подобрали и она стала жить во дворе с домашними птицами, то красавка становится их командиром и охраной, устанавливая мир и порядок.  

 

(Рассказы о птицах сопровождаются одновременной де­монстрацией иллюстраций или слайдов с их изображениями.)

6-й УЧЕНИК   «Птицы — вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну». Пришла весна Из дальних стран домой вернулись птицы: Трещат дрозды, вопит жулан, кричат клесты, синицы. Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят. Не просто так они кричат —  

 

себе жилища строят. (Группа учащихся перестраивается в два ряда)

7-й УЧЕНИК.   Весною на деревьях Построена деревня. Как ветер начинается — Деревья все качаются. Качаются деревья — Качается деревня. И сотни голосов В тревоге за птенцов Взмывают над деревней: «Качаются деревья! Не сдуло бы грачат...» Кричат грачи, кричат... Шумит, роняя перья, крикливая деревня.  

 

(При произнесении 5-й и 6-й строк стихотворения оба ряда учащихся, подняв руки вверх, покачиваются в разные стороны, имитируя качающиеся от ветра деревья и птичьи гнезда. 10-ю и 11-ю строки дети произносят хором. Далее звучит песня «Скворцы прилетели» (1-й, 2-й и 4-й куплеты), муз. И. Дунаевского, сл. М. Матусовского в хоровом исполне­нии третьеклассников.)

8-й УЧЕНИК   «Птицы — дети радуги: перья их рас­крашены во все мыслимые и немысли­мые цвета». Ребята! Отгадайте загадку: «Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я враг, а деревьям друг...»  
ДЕТИ (хором)   Дятел.  
9-й УЧЕНИК   Как красив наряд дятла: черно-белый костюмчик и ярко-красная шапочка на  

 

    голове! А о какой птичке эта загадка: «Пусть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка — Как начнутся холода, Прямо с севера сюда».  
ДЕТИ (хором)   Снегирь.  
10-й УЧЕНИК   Зимой на лесной полянке, точно румя­ные яблочки, сидят на ветках красно­грудые снегири. Ребята! Узнаете вы эту птичку: «Спиною зеленовата, животиком желтовата, Черненькая шапочка и полоска шарфика».  
ДЕТИ (хором)   Синица.  
11-й УЧЕНИК   В мороз, словно «лимончики», нахох­лившиеся синички притаились на ветках деревьев рядом с нашими окошками. А маленькие веселые волнистые попу­гайчики, которые часто живут у нас дома, своими яркими разноцветными перышками всегда напоминают нам о лете  
12-й УЧЕНИК   На свете много других редких красивых птиц, которых мы не можем видеть каждый день. Отгадайте загадку: «Белокрылая птица над морем летает. Рыбу увидит — клювом хватает».  
ДЕТИ (хором)   Чайка.  

 

13-й УЧЕНИК   Розовая чайка — птица из легенд. Зи­мует в Арктике. Она будто создана из золотистых солнечных лучиков и розо­веющих отблесков заката. Цвет опере­ния так нежен, что его не может пере­дать ни одна фотопленка.  
14-й УЧЕНИК   Есть на свете прекрасная птица сул­танка. Живет она в Африке, в Азии, в Австралии. Перышки у султанки голу­бые и синие с фиолетовым оттенком, словно посланные ей с небес.  
15-й УЧЕНИК   А эту птичку вы, конечно, узнаете: «Пухом богата, Клюв — лопата, В речке бродит, Вперевалочку ходит».  
ДЕТИ (хором)   Утка.  
15-й УЧЕНИК {прод.)   Самая красивая наша уточка — манда­ринка. Она такая маленькая и яркая, что похожа на нарядную игрушку.  

 

(Рассказы о птицах сопровождаются одновременной де­монстрацией иллюстраций или слайдов с их изображениями.)

16-й УЧЕНИК   Птицы — верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и ого­родов. Из поколения в поколение пере­давались приметы, которые создали люди, внимательно наблюдая и подме­чая природные изменения. Большими помощниками в этом были многие рас­тения и животные. Они способны предчувствовать погодные переме­ны. Послушайте некоторые зимние на-  

 

    родные приметы, созданные на основе наблюдений за поведением разных птиц.  
    (Учащиеся произносят по одному народ­ному изречению друг за другом. К третьеклассникам могут присоединить­ся дети 1 и 2 классов.)  
\   • Ворона кричит зимой к метели. • Воробьи дружно расчирикались — к оттепели. • Зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. • Вороны и галки зимою вьются в воздухе — перед снегом; садятся на землю — к оттепели. • Галки на вечер собираются гурьбой и кричат — к ясной погоде. • Синичка с утра пищит — ожидай мороза. • Снегирь зимою скрипит — на снег, вьюгу и слякоть. • Гуси и утки зимою купаются в сне­гу—к оттепели и метели. • Воробьи прячутся в хворост — на мороз или перед метелью.  
    • Куры стоят на одной ноге — к сту­же, вертят хвостами — к метели. • Поздний отлет птиц — к теплой зиме.  
17-й УЧЕНИК   Птицы — это тайна и красота. Пти­цы — друзья нашего детства. 0 птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Мы сочинили свою сказку.  

 

(Звучит музыкальное вступление, например мелодия пес­ни «Облака» муз. В. Шаинского, сл. М. Танича. (ДЕТСКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО. В процессе подготовки к празднику учащиеся 3-го класса сочиняют сказку, например о доброй волшебной птице, иллюстрируют ее своими рисунками и оформляют в виде книги большого формата.) Во время вы­ступления ребята рассказывают сказку, одновременно де­монстрируя страницы оформленной ими книги.)

ГОЛУБЬ. Спасибо, ребята! Вы много читали, хорошо потрудились и замечательно подготовились к встрече с нашими пернатыми родственниками.

ВЕДУЩИЙ. Давайте дружно поздороваемся с птич­ками!

(ПОПУГАЙ и ГОЛУБЬ подходят к ребятам. По взмаху их «крыльев» дети здороваются.) ДЕТИ. Здравствуйте, птички!

(Звучит запись веселых птичьих голосов, которая преры­вается тревожным стуком, как будто птица стучит клю­вом по оконной раме.)

ВЕДУЩИЙ. Вы слышите, друзья!

(Стук повторяется.)

ВЕДУЩИЙ. Слышите! Кто-то стучится в окошко.

(ПОПУГАЙ подходит к окну и берет заранее приготов­ленный конверт, «телеграмму от птичек».)

ПОПУГАИ. Что это?

ВЕДУЩИЙ. Давайте посмотрим. Ребята, это теле­грамма!

ПОПУГАЙ. Телегрр.-.амма! Телегрр.-.амма!

ВЕДУЩИЙ (читает телеграмму).

«Внимание! Внимание!

Наши маленькие друзья!

Срочно нужна помощь!

Живем рядом с вашей школой, нам голодно!»

(Подпись. Синички, воробьи, голуби и другие птички.)

ГОЛУБЬ. Ребята! Вы готовы помочь птицам?

ДЕТИ (хором). Да!

ВЕДУЩИЙ. Давайте выйдем в школьный двор, возь­мем с собой кормушки и корм, которые каждый из вас принес, и поможем пернатым.

(Звучит музыка, например, песня «Прекрасное далеко», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. Дети выходят из зала. Вместе с ведущим и учителями идут на улицу. Во дворе шко­лы под руководством взрослых учащиеся 1-х, 2-х и 3-х клас­сов прикрепляют наполненные кормом кормушки на ветках заранее выбранных деревьев. В процессе кормления птиц ис­пользуют различные приговорки, например:

«Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе и крошки на моей ладошке».)

ВЕДУЩИЙ. Молодцы! Вы сделали сегодня много доброго, полезного для птичек. Мы открыли первую в на­шей школе зимнюю «птичью столовую». Пусть пернатые прилетают к нам, здесь их каждый день будет ждать све­жий корм до наступления теплых весенних дней. Об этом позаботятся дежурные по «птичьей столовой» (учащиеся, которые будут выполнять роли ответственных за чистоту, порядок, сменяемость корма и т. д.).

(СЕМЕЙНОЕ ДОМАШНЕЕ, ЗАДАНИЕ: повесить кор­мушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелетных пернатых друзей весной, изготовить скворечники и т. д.; продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц.)

ВЕДУЩИЙ. Все ребята хорошо потрудились, теперь можно отдохнуть. Каждый класс подготовил для своих друзей интересные птичьи забавы. Давайте поиграем!

(Учащиеся 1, 2 и 3 классов демонстрируют подготовлен­ные игры, знакомят других детей с их правилами и пригла­шают поиграть.)

С этой целью предлагаем использовать, например, иг­ру «Птицы и клетка».

ПРАВИЛА ИГРЫ. Половина играющих, взявшись за руки, образуют круг — «клетку». Другая половина — «пти­цы». Они располагаются свободно по внешней стороне круга.

По сигналу руководителя игроки «клетки» движутся шагом (можно скачками) вправо, а «птицы» — влево.

По следующему сигналу «клетка» останавливается, и играющие поднимают соединенные руки вверх. «Птицы» начинают пробегать под поднятыми руками в «клетку» и выбегать из нее. Руководитель подает сигнал, и «клетка» закрывается, при этом игроки опускают руки, слегка при­седая. «Птицы», оказавшиеся в «клетке», считаются пой­манными. Они встают в круг и берутся за руки с осталь­ными игроками, увеличивая размер «клетки». После того как «клетка» захлопнется три или четыре раза, подводят итоги. Отмечают самых быстрых и ловких «птиц». Затем играющие меняются ролями.

Если в момент сигнала голова «птицы» будет внутри «клетки», она считается пойманной. Те «птицы», которые стараются не перебегать через «клетку», считаются пой­манными.

(В книгах авторов Газмана О. С., Харитоновой Н.Е., Мо-лодовой Л.П., которые были использованы при написании данного сценария, вы найдете множество разнообразных игр, например, «Коршун и Наседка», «Совушка», «Воробьи и Кот», «Кукушка и чужие гнезда» и др.)

Цикл занятий со старшими подростками

«ЗАМОК МОЕЙ ДУШИ»

Занятия предполагают использование музыкальных произведений и репродукций картин, поэтому сначала надо ознакомиться с текстами, чтобы понять, к какому занятию какое оснащение понадобится. Естественно, не следует за­учивать тексты наизусть, достаточно понять их идею, эмо­циональный настрой. У каждого найдутся слова, которые ему ближе, созвучнее его переживаниям, эмоциональному опыту. Преподносить тексты учащимся лучше так, как буд­то ведущий сам является соучастником всех процессов, на­пример: «Закроем глаза и представим себе радугу...».

«ОБРАЗЫИ ЧУВСТВА» (Звучит сюита Г. Генделя «Музыка на воде»)

...Море. Чистая, тихая водная гладь, ласкающая взор, успокаивающая душу, вносящая умиротворение и покой в наше сердце. Закроем глаза и скажем про себя: «Перед мо­им внутренним взором появляется образ — я вижу себя на берегу моря». Представим себе, что видим прозрачную от­ражающую поверхность водной глади. Внимательно вгля­димся в нее — и увидим себя. Задумаемся: «Кто я? Знаю ли я себя? Каким я себя вижу: спокойным, добрым, ласковым или взволнованным, обиженным, злым, агрессивным?

Откроем глаза и, пребывая в состоянии размышления, напишем на листе бумаги 3—5 присущих нам качеств, за которые мы себя ценим и любим. Это могут быть душев­ные качества — приветливость, открытость, доброта, скромность, искренность, умение выслушать и понять другого. Возможно, мы ценим в себе любознательность, настойчивость в достижении цели или физическую при­влекательность.

А теперь снова закроем глаза и попробуем представить тот образ, который мы мысленно нарисовали. Быть может

перед нами появятся картины из жизни, где мы проявили эти качества?

«ПОХВАЛА СЕБЕ»

Медленно произнесем: «Я ценю себя за то, что я...» (назовем по очереди все те качества, которые мы в себе отметили). Задумаемся: какие эмоции мы испытываем в эти мгновения: согласие, счастье, гордость, самоуважение, гармонию образов и своих чувств?

Или ощущаем неясную тревогу, грусть, смятение, чув­ство собственной незначительности? А может переживаем негативные эмоции — несогласие, ярко выраженную тре­вогу, подавленность, отчаяние? В таком случае как же мы не ценим и не любим себя, привыкли себя упрекать, ви­нить за все жизненные неудачи, как недовольны собой... И как важно ощущать себя хорошим, достойным, при­знанным, любимым!

Вспомним свои успехи, удачно совершенные дела, достижения, которыми мы можем гордиться, наши победы над самим собой. Отметим наши умения, способности. Произнесем похвальное слово самому себе: «Я с гордостью могу рассказать о себе...», «У меня хорошо получается..,», «У меня хорошо развиты способности к...», «Мне всегда удается...». Если вы можете продолжить эти фразы, то вы человек, осознающий свои достоинства, умеющий себя ценить, верящий в себя, в свои силы, свои возможности (или начинающий быть таким). Почаще будем задумы­ваться об этом и... будем такими всегда?

«РАДУГА ЧУВСТВ»

Звучит концертная сюита для фортепиано Б. Сметаны «На морском берегу».

... Постоим задумчиво у лазурной кромки морской гла­ди, храня в памяти возникшие перед нами образы, ассо­циации, с ними связанные. И видим: набегают волны, прозрачная лазурь водной поверхности становится густой,

темной, насыщенно-тревожной. Так и ты, душа моя... Волнующиеся просторы и бездонная глубина человечес­кого сердца может быть сравнима с волнующимся морем. Какая радуга чувств, образов, красок, различных оттенков в настроении, эмоциях!

Закроем глаза и представим перед собой радугу. По­пробуем воспринять каждый ее цвет, связывая его с опре­деленными образами, предметами. Медленно произнесем про себя: «Синий...» (рисуем с помощью своего воображе­ния бездонное синее небо), «голубой» (глубокое холодное озеро в горах), «красный» (раскаленный солнечный шар, извергающийся вулкан), «желтый» (первые цветочки мать-и-мачехи после стаявшего снега), «фиолетовый» (снежная даль в сумеречном свете наступающей ночи), «зеленый» (яркая травка на залитой солнцем лужайке), «оранжевый» (костер в ночи). Попробуем вызвать как можно больше ассоциаций с каждым цветом. С цветом, возникшим обра­зом сливаются и наши чувства, настроения. Выберем из всего спектра цветов свой цвет, соответствующий нашему существу. А как мы окрасим свое настроение, эмоции, чувства? Произнесем про себя следующие фразы и пред­ставим каждое эмоциональное состояние в цвете:

«Я испытываю чувство легкой грусти...»

«Я бодр и жизнерадостен...»

«Я ощущаю глубокое чувство вины...»

«Я спокоен и счастлив...»

«Я ликую и. готов обнять весь мир...»

«Я искренне люблю и нежно любим...»

«Я в гневе...»

«Чувство страха овладевает мной...»

«Я никому не нужен, одинок и несчастен...»

А теперь представим, что цвета, окрасившие наши от­рицательные эмоции, меркнут, бледнеют и... исчезают со­всем. А мы избавляемся от переживаний, так беспокоящих нас.И, наоборот, краски наших радостных и добрых чувств становятся ярче, насыщеннее, они заполняют собой все пространство, полностью овладевают нами, окатывая нас волной положительных эмоций.

«В БЕЗДОННОЙ ГЛУБИНЕ»

Звучит музыкальная картина «Садко» НА. Римского-Корсакова.

...Человеческая душа, ты сравнима с бездонными глуби­нами моря. А что таят они в себе? Закроем глаза и предста­вим, что мы, облачившись в костюм аквалангиста, ныряем в море глубоко, на самое дно... При погружении мы встре­чаемся с подводным миром животных и растений: вот скользят легкие серебристые рыбки, а поодаль стайки озор­ных дельфинов с любопытством осматривают нас. Поджи­дают нас и опасности — в морских глубинах, как и в жиз­ни, встречи с ними не избежать — хищные кровожадные акулы, чудовищные осьминоги, опутывающие щупальцами свою жертву, змееобразные подводные растения, сковы­вающие наши движения, мешающие идти дальше...

В жизни в каждом из нас живут свои «чудовища, дра­коны» — гнев, стыд, обида, чувство вины, агрессивность, ревность, подозрительность, обида, страх, зависть. Эти чувства набрасываются на нас, держат в своих цепких ла­пах. Дать этим чудовищам растерзать себя? А если попро­бовать избавиться от них или приручить их?

Попробуем встретиться лицом к лицу с «драконами», живущими внутри нас. Дадим им свои имена (напишем перечень неприятных чувств, испытываемых нами, ка­честв, присущих нам). Это могут быть: ненависть, затаен­ная обида, злоба, боязнь неудачи, чувство вины, чрезмер­ная критика себя и других, ревность, подозрительность, страх перед неизвестным, тревога, одиночество, отчаяние безысходности, низкая самооценка.

Закроем глаза и скажем: «Я хочу измениться». Поста­раемся познакомиться поближе с каждым из своих «драконов». Выясним для себя: откуда у меня это чувство? Что заставляет нас их испытывать? На кого они направле­ны? Можно ли их изменить?

Вспомним, например, образ человека, к которому мы испытываем неприязнь, злость или даже ненависть. Поста­раемся увидеть его ребенком, плачущим, испуганным, тоже

кем-то обиженным, который тянет к нам руки и просит именно нас о помощи. Успокоим его, подарим ему свою любовь, мы ведь великодушны и добры, простим его...

А как быть с теми «драконами», которых не удается приручить? Соберем вместе свои полные страха и чувства вины переживания. Используем свой чудесный дар вообра­жения и поместим свои страхи, вину и боль в большую пле­теную корзину, привязанную к белому воздушному шару, наполненному гелием. Представим, как этот шар исчезает в голубом небе... Повторяем про себя: «Я освобождаюсь от боли и страданий», «Мои переживания уходят от меня...» Почувствуем, как нам становится легко и свободно.

«ГАРМОНИЯ И ПОКОИ»

Итак, мы совершили путешествие на дно моря, к скрытым тайникам своей души. Там, среди коралловых рифов, спряталась большая раковина с великолепной бе­лоснежной жемчужиной внутри. А удалось ли нам в жизни найти свою жемчужину — все самое ценное в нас и то лучшее, что мы желаем обрести?

...Гармония, мир, покой, тишина, истина, счастье, лю­бовь — не здесь ли символический ключ к разгадке вол­нующих тайн нашей души? (Звучит одно из органных произведений И.С. Баха. Фуга, хоральная прелюдия или отрывок из органной мессы).

Закроем глаза и представим, что перед нами — вели­колепный старинный орган, чьи золотые трубы, устремясь ввысь, сливаются с солнцем. Старый органист в на­пудренном парике, одетый в расшитый золотой камзол, кладет руки на клавиши... Глубокий сочный аккорд, и вдруг звуки разбежались как звонкие весенние ручейки, заиграли яркими красками, как солнечные блики на ста­рой позолоте. Так завладела нашим сердцем бессмертная фуга Баха. Величавая музыка рождает в каждом из нас гамму чувств, помогает обрести внутренний покой, спо­койствие разума, веру в свои силы, задевает струны нашей души.

Нашли ли мы свои струны? Испытываем ли мы чувство гармонии с собой, с окружающим миром? Какие образы возникают у нас при переживании понятия «гармония»?

(Звучат фортепианные прелюдии М.К. Чюрлениса.)

Педагог приглашает ребят в мир зачарованной красоты, солнца, сказки и фантазии литовского живописца и компо­зитора М.К. Чюрлениса. Настраивает на переживание обра­зов-символов Чюрлениса, запечатленных в его картинах:

«Покой», «Тишина», «Сказка», «Истина», «Дружба», «Рекс». Этот рассказ желательно проиллюстрировать показом ре­продукций картин Чюрлениса. После рассказа о картинах, во время демонстрации последней («Рекс») звучит «Кос­мическая опера» Д. Маруани, 4 ч., «Спасите наши души».

Боль и переживания Чюрлениса, связь между его ду­шевным состоянием и образами его картин, обеспокоен­ность художника судьбой нашей планеты, судьбами людей выразил Эдуардас Межелайтис в поэтическом цикле «Письма Чюрлениса».

(Педагог читает отрывок поэмы со слов: «Сколько мог бы сказать я тебе — но терзает мне душу....» до «В черных вихрях смертей... Устоит ли перед ними она?»

Это — строки предостережения, молящие сберечь Зем­лю, природу, человеческую душу.

Ролевая игра - Экосогласие

Экосогласие — название ролевой имитационной игры, цель которой — ознакомление старшеклассников с права­ми россиян на защиту окружающей среды и формирова­ние у школьников навыков анализа проектов социально-экономического развития регионов с учетом экологиче­ских последствий их реализации.

В условиях деградации окружающей среды все более актуальной для граждан становится задача защиты своих прав на экологически благоприятных условиях жизни. Ухудшение экологической обстановки в первую очередь обусловлено ростом техногенного давления на природу, поэтому при разработке проектов социально-экономичес­кого развития необходимо учитывать возможности при­родных комплексов к самовосстановлению.

Педагог или сами учащиеся составляют план некоторой условной территории (района, поселка или города), обозна­чают на нем промышленные и сельскохозяйственные объ­екты, указывают лесные массивы, реки, озера и проч., а также приводят данные о населении, его занятости.

Согласно условиям игры, на территории наблюдаются такие хорошо известные учащимся явления, как рост цен, падение жизненного уровня, ухудшение состояния соци­альной сферы (образования, культуры, медицинского об­служивания), отъезд молодежи в поисках работы, ухудше­ние состояния окружающей среды и здоровья населения (увеличение заболеваемости, сокращение продолжитель­ности жизни), рост преступности, свертывания жилищ­ного строительства.

Городская казна требует своего пополнения, нужен приток инвестиций для оживления хозяйственной жизни, для создания новых рабочих мест и развития социальной сферы. Как получить эти средства? А главное, какова цена социального и экономического развития, чем оно обер­нется для окружающей среды?

В процессе игры учащиеся наглядно убеждаются, что экономика, социальная сфера и экология тесно взаимо­связаны. Оживление экономики выражается в подъеме производства, росте заработков, пополнении федерального и местного бюджетов. Старшеклассники сталкиваются с тем, что ввод в строй новых и пуск остановленных пред­приятий чреваты ухудшением окружающей среды, в том числе увеличением загрязнения, на борьбу с которым так­же необходимы средства. Они черпаются из различных фондов (государственных, общественных, фондов пред­приятий), которые, как известно, пополняются за счет производства и реализации товаров и услуг. (При строи­тельстве новых и реконструкции старых предприятий чаще всего не удается создать замкнутые циклы, последние так­же не решают всех экологических проблем, т.к. для раз­вертывания производства необходимы новые площади, ко­торые отчуждаются у природных экосистем, а это не мо­жет продолжаться бесконечно. Загрязнения удается избе­жать крайне редко. Строительство очистных сооруже­ний — вещь очень дорогостоящая, их установка влияет на стоимость продукции, а значит и на ее конкурентоспособ­ность на рынке. Общество вынуждено решать вопрос о приемлемом загрязнении. Поэтому разрабатываются ПДК, ПДВ, ПДУ, ПДС. Это аббревиатура слов: предельно до­пустимые концентрации, выбросы, уровень, сбросы. Соот­ветствие отходов производства установленным нормативам не гарантирует устранение их отрицательного влияния на окружающую среду.)

Курс экологии знакомит учащихся с тем, что вмеша­тельство человека в природные процессы достигло небы­валых масштабов, что в окружающую среду поступает все больше и больше веществ, которые не встречаются в есте-

ственных условиях, отрицательно влияя на здоровье чело­века и других живых организмов. (В природных экосисте­мах органическое вещество продукцируется, движется по пищевым цепям, а затем разлагается до исходных компо­нентов. Если же продукты жизнедеятельности какого-то вида постепенно накапливаются, то экосистема разруша­ется.)

В ходе игры педагог или учащиеся предлагают различ­ные проекты социально-экономического развития терри­тории. Это может быть строительство промышленных, сельскохозяйственных, транспортных и других объектов. Чтобы научно обосновать решение о реализации проекта, проводится исследование по оценке воздействия объекта на окружающую среду, которое выполняют учащиеся. Од­нако сначала они знакомятся с понятием «оценка воздей­ствия на окружающую среду» (или сокращенно ОВОС). ОВОС — это исследование, осуществляемое с целью про­гнозирования и последующей минимизации различных негативных влияний, которые могут возникнуть в резуль­тате реализации планов отраслевого и территориального социально-экономического развития, а также разного рода проектов создания новой техники, материалов, технологий и прочего. ОВОС имеет физико-географический, биологи­ческий, экономический, социальный и культурный аспек­ты. Всякий раз надо очень серьезно взвешивать все «за» и «против» строительства того или иного объекта, думать, как уменьшить загрязнение. Нужно анализировать, как строительство отразится на ландшафте, воздушной среде, гидро- и литосфере, на различных обитателях территории в радиусе действия объекта. Учет интересов населения, его различных групп еще на этапе проектирования очень ва­жен, т.к. снижает вероятность сопротивления жителей территории строительству объекта, повышает вероятность привлечения инвестиций.

Права населения на благоприятную экологическую среду закреплены в статьях 41 и 42 Конституции Россий­ской Федерации (1) и в законе «Об охране окружающей природной среды» (2). Целям защиты населения от опас-

ности биологического и радиационного загрязнения отве­чают законы РФ «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения» (3), «О радиационной безопасности населения» (4), и закон РФ «Об использовании атомной энергии» (5).

Закон «Об охране окружающей природной среды» дает гражданам право создавать общественные объединения и принимать участие в различных акциях с целью защиты ок­ружающей среды, получать достоверную информацию о ее состоянии, требовать отмены решений о строительстве и эксплуатации объектов, наносящих ущерб здоровью челове­ка и экосреде, обращаться в суд с иском по поводу компен­сации ущерба здоровью или имуществу, нанесенного эко­логическими правонарушениями. Закон также предоставля­ет право общественным объединениям выступать с инициа­тивой общественной экологической экспертизы. Важными принципами Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) является гласность и участие общественности. Обще­ственным объединениям также дано право делегировать своих представителей для участия в ГЭЭ.

В нашей стране ОВОС не имеет законодательного за­крепления и регулируется «Положением об оценке воздей­ствия на окружающую среду в Российской Федерации» (6). В приложении к нему приводится перечень объектов хо­зяйственной и иной деятельности, проектная документа­ция которых подлежит ОВОС в обязательном порядке (например, нефтедобывающие предприятия с мощностью от 500 тыс. тонн в год и более). В игре уместно расшире­ние такого списка и имитация оценки воздействия на ок­ружающую среду самых различных объектов.

В процессе, игры анализируются цели предлагаемого проекта, особенности социально-экономического развития региона и экологическая ситуация в нем, меры, предот­вращающие неприемлемые для общества последствия предполагаемой деятельности, и многое другое (т.е. прово­дится ОВОС). Однако все предусмотреть сложно, поэтому, согласно упомянутому Положению, общественность при­влекается к общественным слушаниям о предполагаемой

деятельности. Участие общественности в ОВОС как нельзя лучше отвечает задаче защиты населением своей жизнен­ной среды, позволяя выявить возможные отрицательные влияния планируемой деятельности на окружающую среду и достичь взаимного компромисса между различными за­интересованными сторонами.

Игру предваряют вопросы учителя, актуализирующие знания учащихся о кризисных явлениях в экономике и в социальной сфере России, об ухудшении экологической обстановки в нашей стране. Учитель рассказывает о взаи­мосвязи вышеназванных областей жизни общества и о нормативной базе, регулирующей в России деятельность по защите окружающей среды и обеспечивающей участие населения в этом процессе и в процедурах ОВОС.

Педагог знакомит учащихся с планом территории, на ко­торой накопилось множество проблем, требующих своего решения, и проектом ее социально-экономического разви­тия. (В дальнейшем проекты разрабатывают сами учащиеся.)

Распределяются роли. Возможный их перечень: глава местной администрации, представитель федеральных вла­стей, представитель иностранного банка, представитель Центрального банка России, предприниматели, заинтере­сованные в получении инвестиций под строительство но­вых объектов и готовые вкладывать средства в строитель­ство, представители общественности, «зеленого движе­ния», эксперты, разработчики проекта, журналисты, насе­ление (рыбаки, крестьяне, рабочие, др. категории жителей территории), принимающее участие в референдуме.

Всем участникам игры предлагается познакомиться со справочной литературой о природных объектах, указанных на карте, и о предполагаемой хозяйственной деятельности. Желательно, чтобы первоначально роли ответственных лиц и лидеров общественности достались инициативным школь­никам, заинтересованным экологической проблематикой.

Начинается игра с представления. Играющие расска­зывают о себе (как о главе администрации, представителе «зеленых» и др.), что помогает лучше войти в роль.

Принимаются правила игры. Они касаются культуры дискуссии и отношений с оппонентами. Эти правила обсу­ждаются, выписываются на доске, ставятся на голосование.

Чтобы изучить влияние различных объектов на окру­жающую среду, предлагается, например, следующая игро­вая ситуация: федеральные власти и иностранный инве­стор заинтересованы в том или ином производстве, по­следние, а также Центробанк готовы субсидировать строи­тельство химического, металлургического, целлюлозно-бумажного, энергетического или какого-либо другого пред­приятия. Городские власти, по условиям игры, поддержи­вают проект строительства, однако активисты местного «зеленого» движения выступают против, им сочувствует население. Центральный банк России и западный инве­стор очень озабочены сопротивлением жителей, они боят­ся, что если начнется пикетировка строек, то вложенные средства будут заморожены, а это грозит убытками. По­этому Центральный и иностранный банки решают, что выгоднее потратить некоторые средства на референдум и узнать мнение населения. Но сначала проводятся ОВОС и общественные слушанья, а результаты обсуждения проек­тов доводятся до сведения «жителей» через средства мас­совой информации. Приводятся аргументы «за» и «про­тив» строительства. После обсуждения судьбу проекта ре­шает «население». Проведение экологического референду­ма является игровым приемом, завершающим дискуссию. Вслед за голосованием и подсчетом бюллетеней объявля­ется победитель. Им становится тот, кто сумел доказать «жителям» свою точку зрения. Его ждут призы, его дея­тельность освещается в прессе. Возможен вариант, когда учитель сам объявляет победителя, отмечает, например, наиболее удачный анализ последствий реализации проекта или предложения по его доработке. Если проект прова­лился, можно выдвинуть новые предложения, т.е. остается возможность поискать взаимопреемлемое решение. После обсуждения эти новые проекты также голосуются. Педа­гог, подводя итоги игры, просит учащихся рассказать, че­му они научились.

Важно, чтобы в ходе игры учащиеся осознали необхо­димость коллективного взаимодействия в ситуации столк­новения интересов различных природопользователей. В одних случаях реализация проекта может отвечать интере­сам небольших социальных групп и противоречить инте­ресам большинства. В других проекты хотя и сулят эконо­мическую выгоду жителям территории, однако, лишь на короткий период времени, лишая будущие поколения не­обходимых ресурсов. При рассмотрении проектов школь­ники учатся опираться на законодательную базу, исходить из перспектив стабильного развития региона в будущем, принимать во внимание потребности будущих поколений, учащиеся понимают, что ценность многих природных объ­ектов и ресурсов не удается выразить в денежных едини­цах, они бесценны (памятники природы, популяции исче­зающих видов и многое другое).

ЛИТЕРАТУРА

1. КонституцияРФ.

2. Закон РФ «Об охране окружающей природной сре­ды» от 19 декабря 1991 г.

3. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения» от 19 апреля 1991 г.

4. Закон РФ «О радиационной безопасности населе­ния» от 9 января 1996 г.

5. Закон РФ «Об использовании атомной энергии» от 20 октября 1995 г.

6. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Министерство охраны ок­ружающей среды и природных ресурсов Российской Фе­дерации от 18 июля 1994 г., № 222 (зарегистрировано в Минюсте России 22.09.94, № 695. М., 1994 г.)

Рекомендуемая литература

1. Искать сердцем: воспитание экологической культу­ры. Программа «Маленький принц». — М., 1997.

2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Иг­ры и проекты. — Ярославль, 1997.

3. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителя/. Под ред. Лихачева Б.Т., Дежнико-вой Н.С. - М., 1997.

4. Зеленые'острова Восточного округа /в помощь пе­дагогам, воспитателям, родителям/. — М., 1997.

5. Откроешь сердце — познаешь мир. Экологические проекты для учащихся. — Под. ред. Дежниковой Н.С., Клемяшовой Е.М. — Ярославль, 1998.

Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова

Воспитание экологической культуры у детей и подростков

Педагогическое общество России Лицензия ЛР № 030890 от 22.07.98

ISBN 5-93134-046-7

Ответственный за выпуск Кисарова Т.С. Корректор Денисьева Т.И.

Подписано в печать 6.10.1999 г. Формат 60х90 '/ie.

Бумага офсетная. Печать офсетная.

Объем усл. п. лист. - 4,00. Тираж 5000 экз. Заказ №2679 Цена договорная. ___ ____

Отпечатано с готовых диапозитивов в Загорской типографии 141300, г. Сергеев Посад, проспект Красной Армии, 2126



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: