1-й УЧЕНИК | На свете очень много разнообразных птиц. «Птицы — это песнь и полет! Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Полные уши птичьих песен и голосов!» |
2-й УЧЕНИК | «Птицы — дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни». |
?-й УЧЕНИК | Живет на свете птичка — черноголовый хохотун. Это одна из самых крупных чаек. При встрече эти птицы важно кланяются друг другу и издают протяжный рев, похожий на глухой хохот. В начале осени они улетают к теплым побережьям Средиземного и Красного морей, а возвращаются к нам только в мае. |
4-й УЧЕНИК | Крупную величавую птицу дрофу называют царицей степей. Еще сто лет назад огромные стаи этих птиц в апреле появлялись на степных просторах. Но люди обрабатывали поля ядами и птицы умирали от отравления. Распахивали земли и дрофам негде становилось жить. Теперь их осталось очень мало. Зимовать они улетают в Китай, Турцию, Монголию и прилетают обратно весной. |
5-й УЧЕНИК | А самого маленького журавля называют красавкой. Селится он в степях и полупустынях. Зимуют красавки в Африке, Индии или Китае, возвращаются в родные места к середине весны. Если раненую красавку подобрали и она стала жить во дворе с домашними птицами, то красавка становится их командиром и охраной, устанавливая мир и порядок. |
(Рассказы о птицах сопровождаются одновременной демонстрацией иллюстраций или слайдов с их изображениями.)
6-й УЧЕНИК | «Птицы — вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну». Пришла весна Из дальних стран домой вернулись птицы: Трещат дрозды, вопит жулан, кричат клесты, синицы. Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят. Не просто так они кричат — |
себе жилища строят. (Группа учащихся перестраивается в два ряда)
7-й УЧЕНИК. | Весною на деревьях Построена деревня. Как ветер начинается — Деревья все качаются. Качаются деревья — Качается деревня. И сотни голосов В тревоге за птенцов Взмывают над деревней: «Качаются деревья! Не сдуло бы грачат...» Кричат грачи, кричат... Шумит, роняя перья, крикливая деревня. |
(При произнесении 5-й и 6-й строк стихотворения оба ряда учащихся, подняв руки вверх, покачиваются в разные стороны, имитируя качающиеся от ветра деревья и птичьи гнезда. 10-ю и 11-ю строки дети произносят хором. Далее звучит песня «Скворцы прилетели» (1-й, 2-й и 4-й куплеты), муз. И. Дунаевского, сл. М. Матусовского в хоровом исполнении третьеклассников.)
8-й УЧЕНИК | «Птицы — дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета». Ребята! Отгадайте загадку: «Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я враг, а деревьям друг...» |
ДЕТИ (хором) | Дятел. |
9-й УЧЕНИК | Как красив наряд дятла: черно-белый костюмчик и ярко-красная шапочка на |
голове! А о какой птичке эта загадка: «Пусть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка — Как начнутся холода, Прямо с севера сюда». | |
ДЕТИ (хором) | Снегирь. |
10-й УЧЕНИК | Зимой на лесной полянке, точно румяные яблочки, сидят на ветках красногрудые снегири. Ребята! Узнаете вы эту птичку: «Спиною зеленовата, животиком желтовата, Черненькая шапочка и полоска шарфика». |
ДЕТИ (хором) | Синица. |
11-й УЧЕНИК | В мороз, словно «лимончики», нахохлившиеся синички притаились на ветках деревьев рядом с нашими окошками. А маленькие веселые волнистые попугайчики, которые часто живут у нас дома, своими яркими разноцветными перышками всегда напоминают нам о лете |
12-й УЧЕНИК | На свете много других редких красивых птиц, которых мы не можем видеть каждый день. Отгадайте загадку: «Белокрылая птица над морем летает. Рыбу увидит — клювом хватает». |
ДЕТИ (хором) | Чайка. |
13-й УЧЕНИК | Розовая чайка — птица из легенд. Зимует в Арктике. Она будто создана из золотистых солнечных лучиков и розовеющих отблесков заката. Цвет оперения так нежен, что его не может передать ни одна фотопленка. |
14-й УЧЕНИК | Есть на свете прекрасная птица султанка. Живет она в Африке, в Азии, в Австралии. Перышки у султанки голубые и синие с фиолетовым оттенком, словно посланные ей с небес. |
15-й УЧЕНИК | А эту птичку вы, конечно, узнаете: «Пухом богата, Клюв — лопата, В речке бродит, Вперевалочку ходит». |
ДЕТИ (хором) | Утка. |
15-й УЧЕНИК {прод.) | Самая красивая наша уточка — мандаринка. Она такая маленькая и яркая, что похожа на нарядную игрушку. |
(Рассказы о птицах сопровождаются одновременной демонстрацией иллюстраций или слайдов с их изображениями.)
16-й УЧЕНИК | Птицы — верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Из поколения в поколение передавались приметы, которые создали люди, внимательно наблюдая и подмечая природные изменения. Большими помощниками в этом были многие растения и животные. Они способны предчувствовать погодные перемены. Послушайте некоторые зимние на- |
родные приметы, созданные на основе наблюдений за поведением разных птиц. | |
(Учащиеся произносят по одному народному изречению друг за другом. К третьеклассникам могут присоединиться дети 1 и 2 классов.) | |
\ | • Ворона кричит зимой к метели. • Воробьи дружно расчирикались — к оттепели. • Зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. • Вороны и галки зимою вьются в воздухе — перед снегом; садятся на землю — к оттепели. • Галки на вечер собираются гурьбой и кричат — к ясной погоде. • Синичка с утра пищит — ожидай мороза. • Снегирь зимою скрипит — на снег, вьюгу и слякоть. • Гуси и утки зимою купаются в снегу—к оттепели и метели. • Воробьи прячутся в хворост — на мороз или перед метелью. |
• Куры стоят на одной ноге — к стуже, вертят хвостами — к метели. • Поздний отлет птиц — к теплой зиме. | |
17-й УЧЕНИК | Птицы — это тайна и красота. Птицы — друзья нашего детства. 0 птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Мы сочинили свою сказку. |
(Звучит музыкальное вступление, например мелодия песни «Облака» муз. В. Шаинского, сл. М. Танича. (ДЕТСКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО. В процессе подготовки к празднику учащиеся 3-го класса сочиняют сказку, например о доброй волшебной птице, иллюстрируют ее своими рисунками и оформляют в виде книги большого формата.) Во время выступления ребята рассказывают сказку, одновременно демонстрируя страницы оформленной ими книги.)
ГОЛУБЬ. Спасибо, ребята! Вы много читали, хорошо потрудились и замечательно подготовились к встрече с нашими пернатыми родственниками.
ВЕДУЩИЙ. Давайте дружно поздороваемся с птичками!
(ПОПУГАЙ и ГОЛУБЬ подходят к ребятам. По взмаху их «крыльев» дети здороваются.) ДЕТИ. Здравствуйте, птички!
(Звучит запись веселых птичьих голосов, которая прерывается тревожным стуком, как будто птица стучит клювом по оконной раме.)
ВЕДУЩИЙ. Вы слышите, друзья!
(Стук повторяется.)
ВЕДУЩИЙ. Слышите! Кто-то стучится в окошко.
(ПОПУГАЙ подходит к окну и берет заранее приготовленный конверт, «телеграмму от птичек».)
ПОПУГАИ. Что это?
ВЕДУЩИЙ. Давайте посмотрим. Ребята, это телеграмма!
ПОПУГАЙ. Телегрр.-.амма! Телегрр.-.амма!
ВЕДУЩИЙ (читает телеграмму).
«Внимание! Внимание!
Наши маленькие друзья!
Срочно нужна помощь!
Живем рядом с вашей школой, нам голодно!»
(Подпись. Синички, воробьи, голуби и другие птички.)
ГОЛУБЬ. Ребята! Вы готовы помочь птицам?
ДЕТИ (хором). Да!
ВЕДУЩИЙ. Давайте выйдем в школьный двор, возьмем с собой кормушки и корм, которые каждый из вас принес, и поможем пернатым.
(Звучит музыка, например, песня «Прекрасное далеко», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. Дети выходят из зала. Вместе с ведущим и учителями идут на улицу. Во дворе школы под руководством взрослых учащиеся 1-х, 2-х и 3-х классов прикрепляют наполненные кормом кормушки на ветках заранее выбранных деревьев. В процессе кормления птиц используют различные приговорки, например:
«Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Вот тебе и крошки на моей ладошке».)
ВЕДУЩИЙ. Молодцы! Вы сделали сегодня много доброго, полезного для птичек. Мы открыли первую в нашей школе зимнюю «птичью столовую». Пусть пернатые прилетают к нам, здесь их каждый день будет ждать свежий корм до наступления теплых весенних дней. Об этом позаботятся дежурные по «птичьей столовой» (учащиеся, которые будут выполнять роли ответственных за чистоту, порядок, сменяемость корма и т. д.).
(СЕМЕЙНОЕ ДОМАШНЕЕ, ЗАДАНИЕ: повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелетных пернатых друзей весной, изготовить скворечники и т. д.; продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц.)
ВЕДУЩИЙ. Все ребята хорошо потрудились, теперь можно отдохнуть. Каждый класс подготовил для своих друзей интересные птичьи забавы. Давайте поиграем!
(Учащиеся 1, 2 и 3 классов демонстрируют подготовленные игры, знакомят других детей с их правилами и приглашают поиграть.)
С этой целью предлагаем использовать, например, игру «Птицы и клетка».
ПРАВИЛА ИГРЫ. Половина играющих, взявшись за руки, образуют круг — «клетку». Другая половина — «птицы». Они располагаются свободно по внешней стороне круга.
По сигналу руководителя игроки «клетки» движутся шагом (можно скачками) вправо, а «птицы» — влево.
По следующему сигналу «клетка» останавливается, и играющие поднимают соединенные руки вверх. «Птицы» начинают пробегать под поднятыми руками в «клетку» и выбегать из нее. Руководитель подает сигнал, и «клетка» закрывается, при этом игроки опускают руки, слегка приседая. «Птицы», оказавшиеся в «клетке», считаются пойманными. Они встают в круг и берутся за руки с остальными игроками, увеличивая размер «клетки». После того как «клетка» захлопнется три или четыре раза, подводят итоги. Отмечают самых быстрых и ловких «птиц». Затем играющие меняются ролями.
Если в момент сигнала голова «птицы» будет внутри «клетки», она считается пойманной. Те «птицы», которые стараются не перебегать через «клетку», считаются пойманными.
(В книгах авторов Газмана О. С., Харитоновой Н.Е., Мо-лодовой Л.П., которые были использованы при написании данного сценария, вы найдете множество разнообразных игр, например, «Коршун и Наседка», «Совушка», «Воробьи и Кот», «Кукушка и чужие гнезда» и др.)
Цикл занятий со старшими подростками
«ЗАМОК МОЕЙ ДУШИ»
Занятия предполагают использование музыкальных произведений и репродукций картин, поэтому сначала надо ознакомиться с текстами, чтобы понять, к какому занятию какое оснащение понадобится. Естественно, не следует заучивать тексты наизусть, достаточно понять их идею, эмоциональный настрой. У каждого найдутся слова, которые ему ближе, созвучнее его переживаниям, эмоциональному опыту. Преподносить тексты учащимся лучше так, как будто ведущий сам является соучастником всех процессов, например: «Закроем глаза и представим себе радугу...».
«ОБРАЗЫИ ЧУВСТВА» (Звучит сюита Г. Генделя «Музыка на воде»)
...Море. Чистая, тихая водная гладь, ласкающая взор, успокаивающая душу, вносящая умиротворение и покой в наше сердце. Закроем глаза и скажем про себя: «Перед моим внутренним взором появляется образ — я вижу себя на берегу моря». Представим себе, что видим прозрачную отражающую поверхность водной глади. Внимательно вглядимся в нее — и увидим себя. Задумаемся: «Кто я? Знаю ли я себя? Каким я себя вижу: спокойным, добрым, ласковым или взволнованным, обиженным, злым, агрессивным?
Откроем глаза и, пребывая в состоянии размышления, напишем на листе бумаги 3—5 присущих нам качеств, за которые мы себя ценим и любим. Это могут быть душевные качества — приветливость, открытость, доброта, скромность, искренность, умение выслушать и понять другого. Возможно, мы ценим в себе любознательность, настойчивость в достижении цели или физическую привлекательность.
А теперь снова закроем глаза и попробуем представить тот образ, который мы мысленно нарисовали. Быть может
перед нами появятся картины из жизни, где мы проявили эти качества?
«ПОХВАЛА СЕБЕ»
Медленно произнесем: «Я ценю себя за то, что я...» (назовем по очереди все те качества, которые мы в себе отметили). Задумаемся: какие эмоции мы испытываем в эти мгновения: согласие, счастье, гордость, самоуважение, гармонию образов и своих чувств?
Или ощущаем неясную тревогу, грусть, смятение, чувство собственной незначительности? А может переживаем негативные эмоции — несогласие, ярко выраженную тревогу, подавленность, отчаяние? В таком случае как же мы не ценим и не любим себя, привыкли себя упрекать, винить за все жизненные неудачи, как недовольны собой... И как важно ощущать себя хорошим, достойным, признанным, любимым!
Вспомним свои успехи, удачно совершенные дела, достижения, которыми мы можем гордиться, наши победы над самим собой. Отметим наши умения, способности. Произнесем похвальное слово самому себе: «Я с гордостью могу рассказать о себе...», «У меня хорошо получается..,», «У меня хорошо развиты способности к...», «Мне всегда удается...». Если вы можете продолжить эти фразы, то вы человек, осознающий свои достоинства, умеющий себя ценить, верящий в себя, в свои силы, свои возможности (или начинающий быть таким). Почаще будем задумываться об этом и... будем такими всегда?
«РАДУГА ЧУВСТВ»
Звучит концертная сюита для фортепиано Б. Сметаны «На морском берегу».
... Постоим задумчиво у лазурной кромки морской глади, храня в памяти возникшие перед нами образы, ассоциации, с ними связанные. И видим: набегают волны, прозрачная лазурь водной поверхности становится густой,
темной, насыщенно-тревожной. Так и ты, душа моя... Волнующиеся просторы и бездонная глубина человеческого сердца может быть сравнима с волнующимся морем. Какая радуга чувств, образов, красок, различных оттенков в настроении, эмоциях!
Закроем глаза и представим перед собой радугу. Попробуем воспринять каждый ее цвет, связывая его с определенными образами, предметами. Медленно произнесем про себя: «Синий...» (рисуем с помощью своего воображения бездонное синее небо), «голубой» (глубокое холодное озеро в горах), «красный» (раскаленный солнечный шар, извергающийся вулкан), «желтый» (первые цветочки мать-и-мачехи после стаявшего снега), «фиолетовый» (снежная даль в сумеречном свете наступающей ночи), «зеленый» (яркая травка на залитой солнцем лужайке), «оранжевый» (костер в ночи). Попробуем вызвать как можно больше ассоциаций с каждым цветом. С цветом, возникшим образом сливаются и наши чувства, настроения. Выберем из всего спектра цветов свой цвет, соответствующий нашему существу. А как мы окрасим свое настроение, эмоции, чувства? Произнесем про себя следующие фразы и представим каждое эмоциональное состояние в цвете:
«Я испытываю чувство легкой грусти...»
«Я бодр и жизнерадостен...»
«Я ощущаю глубокое чувство вины...»
«Я спокоен и счастлив...»
«Я ликую и. готов обнять весь мир...»
«Я искренне люблю и нежно любим...»
«Я в гневе...»
«Чувство страха овладевает мной...»
«Я никому не нужен, одинок и несчастен...»
А теперь представим, что цвета, окрасившие наши отрицательные эмоции, меркнут, бледнеют и... исчезают совсем. А мы избавляемся от переживаний, так беспокоящих нас.И, наоборот, краски наших радостных и добрых чувств становятся ярче, насыщеннее, они заполняют собой все пространство, полностью овладевают нами, окатывая нас волной положительных эмоций.
«В БЕЗДОННОЙ ГЛУБИНЕ»
Звучит музыкальная картина «Садко» НА. Римского-Корсакова.
...Человеческая душа, ты сравнима с бездонными глубинами моря. А что таят они в себе? Закроем глаза и представим, что мы, облачившись в костюм аквалангиста, ныряем в море глубоко, на самое дно... При погружении мы встречаемся с подводным миром животных и растений: вот скользят легкие серебристые рыбки, а поодаль стайки озорных дельфинов с любопытством осматривают нас. Поджидают нас и опасности — в морских глубинах, как и в жизни, встречи с ними не избежать — хищные кровожадные акулы, чудовищные осьминоги, опутывающие щупальцами свою жертву, змееобразные подводные растения, сковывающие наши движения, мешающие идти дальше...
В жизни в каждом из нас живут свои «чудовища, драконы» — гнев, стыд, обида, чувство вины, агрессивность, ревность, подозрительность, обида, страх, зависть. Эти чувства набрасываются на нас, держат в своих цепких лапах. Дать этим чудовищам растерзать себя? А если попробовать избавиться от них или приручить их?
Попробуем встретиться лицом к лицу с «драконами», живущими внутри нас. Дадим им свои имена (напишем перечень неприятных чувств, испытываемых нами, качеств, присущих нам). Это могут быть: ненависть, затаенная обида, злоба, боязнь неудачи, чувство вины, чрезмерная критика себя и других, ревность, подозрительность, страх перед неизвестным, тревога, одиночество, отчаяние безысходности, низкая самооценка.
Закроем глаза и скажем: «Я хочу измениться». Постараемся познакомиться поближе с каждым из своих «драконов». Выясним для себя: откуда у меня это чувство? Что заставляет нас их испытывать? На кого они направлены? Можно ли их изменить?
Вспомним, например, образ человека, к которому мы испытываем неприязнь, злость или даже ненависть. Постараемся увидеть его ребенком, плачущим, испуганным, тоже
кем-то обиженным, который тянет к нам руки и просит именно нас о помощи. Успокоим его, подарим ему свою любовь, мы ведь великодушны и добры, простим его...
А как быть с теми «драконами», которых не удается приручить? Соберем вместе свои полные страха и чувства вины переживания. Используем свой чудесный дар воображения и поместим свои страхи, вину и боль в большую плетеную корзину, привязанную к белому воздушному шару, наполненному гелием. Представим, как этот шар исчезает в голубом небе... Повторяем про себя: «Я освобождаюсь от боли и страданий», «Мои переживания уходят от меня...» Почувствуем, как нам становится легко и свободно.
«ГАРМОНИЯ И ПОКОИ»
Итак, мы совершили путешествие на дно моря, к скрытым тайникам своей души. Там, среди коралловых рифов, спряталась большая раковина с великолепной белоснежной жемчужиной внутри. А удалось ли нам в жизни найти свою жемчужину — все самое ценное в нас и то лучшее, что мы желаем обрести?
...Гармония, мир, покой, тишина, истина, счастье, любовь — не здесь ли символический ключ к разгадке волнующих тайн нашей души? (Звучит одно из органных произведений И.С. Баха. Фуга, хоральная прелюдия или отрывок из органной мессы).
Закроем глаза и представим, что перед нами — великолепный старинный орган, чьи золотые трубы, устремясь ввысь, сливаются с солнцем. Старый органист в напудренном парике, одетый в расшитый золотой камзол, кладет руки на клавиши... Глубокий сочный аккорд, и вдруг звуки разбежались как звонкие весенние ручейки, заиграли яркими красками, как солнечные блики на старой позолоте. Так завладела нашим сердцем бессмертная фуга Баха. Величавая музыка рождает в каждом из нас гамму чувств, помогает обрести внутренний покой, спокойствие разума, веру в свои силы, задевает струны нашей души.
Нашли ли мы свои струны? Испытываем ли мы чувство гармонии с собой, с окружающим миром? Какие образы возникают у нас при переживании понятия «гармония»?
(Звучат фортепианные прелюдии М.К. Чюрлениса.)
Педагог приглашает ребят в мир зачарованной красоты, солнца, сказки и фантазии литовского живописца и композитора М.К. Чюрлениса. Настраивает на переживание образов-символов Чюрлениса, запечатленных в его картинах:
«Покой», «Тишина», «Сказка», «Истина», «Дружба», «Рекс». Этот рассказ желательно проиллюстрировать показом репродукций картин Чюрлениса. После рассказа о картинах, во время демонстрации последней («Рекс») звучит «Космическая опера» Д. Маруани, 4 ч., «Спасите наши души».
Боль и переживания Чюрлениса, связь между его душевным состоянием и образами его картин, обеспокоенность художника судьбой нашей планеты, судьбами людей выразил Эдуардас Межелайтис в поэтическом цикле «Письма Чюрлениса».
(Педагог читает отрывок поэмы со слов: «Сколько мог бы сказать я тебе — но терзает мне душу....» до «В черных вихрях смертей... Устоит ли перед ними она?»
Это — строки предостережения, молящие сберечь Землю, природу, человеческую душу.
Ролевая игра - Экосогласие
Экосогласие — название ролевой имитационной игры, цель которой — ознакомление старшеклассников с правами россиян на защиту окружающей среды и формирование у школьников навыков анализа проектов социально-экономического развития регионов с учетом экологических последствий их реализации.
В условиях деградации окружающей среды все более актуальной для граждан становится задача защиты своих прав на экологически благоприятных условиях жизни. Ухудшение экологической обстановки в первую очередь обусловлено ростом техногенного давления на природу, поэтому при разработке проектов социально-экономического развития необходимо учитывать возможности природных комплексов к самовосстановлению.
Педагог или сами учащиеся составляют план некоторой условной территории (района, поселка или города), обозначают на нем промышленные и сельскохозяйственные объекты, указывают лесные массивы, реки, озера и проч., а также приводят данные о населении, его занятости.
Согласно условиям игры, на территории наблюдаются такие хорошо известные учащимся явления, как рост цен, падение жизненного уровня, ухудшение состояния социальной сферы (образования, культуры, медицинского обслуживания), отъезд молодежи в поисках работы, ухудшение состояния окружающей среды и здоровья населения (увеличение заболеваемости, сокращение продолжительности жизни), рост преступности, свертывания жилищного строительства.
Городская казна требует своего пополнения, нужен приток инвестиций для оживления хозяйственной жизни, для создания новых рабочих мест и развития социальной сферы. Как получить эти средства? А главное, какова цена социального и экономического развития, чем оно обернется для окружающей среды?
В процессе игры учащиеся наглядно убеждаются, что экономика, социальная сфера и экология тесно взаимосвязаны. Оживление экономики выражается в подъеме производства, росте заработков, пополнении федерального и местного бюджетов. Старшеклассники сталкиваются с тем, что ввод в строй новых и пуск остановленных предприятий чреваты ухудшением окружающей среды, в том числе увеличением загрязнения, на борьбу с которым также необходимы средства. Они черпаются из различных фондов (государственных, общественных, фондов предприятий), которые, как известно, пополняются за счет производства и реализации товаров и услуг. (При строительстве новых и реконструкции старых предприятий чаще всего не удается создать замкнутые циклы, последние также не решают всех экологических проблем, т.к. для развертывания производства необходимы новые площади, которые отчуждаются у природных экосистем, а это не может продолжаться бесконечно. Загрязнения удается избежать крайне редко. Строительство очистных сооружений — вещь очень дорогостоящая, их установка влияет на стоимость продукции, а значит и на ее конкурентоспособность на рынке. Общество вынуждено решать вопрос о приемлемом загрязнении. Поэтому разрабатываются ПДК, ПДВ, ПДУ, ПДС. Это аббревиатура слов: предельно допустимые концентрации, выбросы, уровень, сбросы. Соответствие отходов производства установленным нормативам не гарантирует устранение их отрицательного влияния на окружающую среду.)
Курс экологии знакомит учащихся с тем, что вмешательство человека в природные процессы достигло небывалых масштабов, что в окружающую среду поступает все больше и больше веществ, которые не встречаются в есте-
ственных условиях, отрицательно влияя на здоровье человека и других живых организмов. (В природных экосистемах органическое вещество продукцируется, движется по пищевым цепям, а затем разлагается до исходных компонентов. Если же продукты жизнедеятельности какого-то вида постепенно накапливаются, то экосистема разрушается.)
В ходе игры педагог или учащиеся предлагают различные проекты социально-экономического развития территории. Это может быть строительство промышленных, сельскохозяйственных, транспортных и других объектов. Чтобы научно обосновать решение о реализации проекта, проводится исследование по оценке воздействия объекта на окружающую среду, которое выполняют учащиеся. Однако сначала они знакомятся с понятием «оценка воздействия на окружающую среду» (или сокращенно ОВОС). ОВОС — это исследование, осуществляемое с целью прогнозирования и последующей минимизации различных негативных влияний, которые могут возникнуть в результате реализации планов отраслевого и территориального социально-экономического развития, а также разного рода проектов создания новой техники, материалов, технологий и прочего. ОВОС имеет физико-географический, биологический, экономический, социальный и культурный аспекты. Всякий раз надо очень серьезно взвешивать все «за» и «против» строительства того или иного объекта, думать, как уменьшить загрязнение. Нужно анализировать, как строительство отразится на ландшафте, воздушной среде, гидро- и литосфере, на различных обитателях территории в радиусе действия объекта. Учет интересов населения, его различных групп еще на этапе проектирования очень важен, т.к. снижает вероятность сопротивления жителей территории строительству объекта, повышает вероятность привлечения инвестиций.
Права населения на благоприятную экологическую среду закреплены в статьях 41 и 42 Конституции Российской Федерации (1) и в законе «Об охране окружающей природной среды» (2). Целям защиты населения от опас-
ности биологического и радиационного загрязнения отвечают законы РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (3), «О радиационной безопасности населения» (4), и закон РФ «Об использовании атомной энергии» (5).
Закон «Об охране окружающей природной среды» дает гражданам право создавать общественные объединения и принимать участие в различных акциях с целью защиты окружающей среды, получать достоверную информацию о ее состоянии, требовать отмены решений о строительстве и эксплуатации объектов, наносящих ущерб здоровью человека и экосреде, обращаться в суд с иском по поводу компенсации ущерба здоровью или имуществу, нанесенного экологическими правонарушениями. Закон также предоставляет право общественным объединениям выступать с инициативой общественной экологической экспертизы. Важными принципами Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) является гласность и участие общественности. Общественным объединениям также дано право делегировать своих представителей для участия в ГЭЭ.
В нашей стране ОВОС не имеет законодательного закрепления и регулируется «Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации» (6). В приложении к нему приводится перечень объектов хозяйственной и иной деятельности, проектная документация которых подлежит ОВОС в обязательном порядке (например, нефтедобывающие предприятия с мощностью от 500 тыс. тонн в год и более). В игре уместно расширение такого списка и имитация оценки воздействия на окружающую среду самых различных объектов.
В процессе, игры анализируются цели предлагаемого проекта, особенности социально-экономического развития региона и экологическая ситуация в нем, меры, предотвращающие неприемлемые для общества последствия предполагаемой деятельности, и многое другое (т.е. проводится ОВОС). Однако все предусмотреть сложно, поэтому, согласно упомянутому Положению, общественность привлекается к общественным слушаниям о предполагаемой
деятельности. Участие общественности в ОВОС как нельзя лучше отвечает задаче защиты населением своей жизненной среды, позволяя выявить возможные отрицательные влияния планируемой деятельности на окружающую среду и достичь взаимного компромисса между различными заинтересованными сторонами.
Игру предваряют вопросы учителя, актуализирующие знания учащихся о кризисных явлениях в экономике и в социальной сфере России, об ухудшении экологической обстановки в нашей стране. Учитель рассказывает о взаимосвязи вышеназванных областей жизни общества и о нормативной базе, регулирующей в России деятельность по защите окружающей среды и обеспечивающей участие населения в этом процессе и в процедурах ОВОС.
Педагог знакомит учащихся с планом территории, на которой накопилось множество проблем, требующих своего решения, и проектом ее социально-экономического развития. (В дальнейшем проекты разрабатывают сами учащиеся.)
Распределяются роли. Возможный их перечень: глава местной администрации, представитель федеральных властей, представитель иностранного банка, представитель Центрального банка России, предприниматели, заинтересованные в получении инвестиций под строительство новых объектов и готовые вкладывать средства в строительство, представители общественности, «зеленого движения», эксперты, разработчики проекта, журналисты, население (рыбаки, крестьяне, рабочие, др. категории жителей территории), принимающее участие в референдуме.
Всем участникам игры предлагается познакомиться со справочной литературой о природных объектах, указанных на карте, и о предполагаемой хозяйственной деятельности. Желательно, чтобы первоначально роли ответственных лиц и лидеров общественности достались инициативным школьникам, заинтересованным экологической проблематикой.
Начинается игра с представления. Играющие рассказывают о себе (как о главе администрации, представителе «зеленых» и др.), что помогает лучше войти в роль.
Принимаются правила игры. Они касаются культуры дискуссии и отношений с оппонентами. Эти правила обсуждаются, выписываются на доске, ставятся на голосование.
Чтобы изучить влияние различных объектов на окружающую среду, предлагается, например, следующая игровая ситуация: федеральные власти и иностранный инвестор заинтересованы в том или ином производстве, последние, а также Центробанк готовы субсидировать строительство химического, металлургического, целлюлозно-бумажного, энергетического или какого-либо другого предприятия. Городские власти, по условиям игры, поддерживают проект строительства, однако активисты местного «зеленого» движения выступают против, им сочувствует население. Центральный банк России и западный инвестор очень озабочены сопротивлением жителей, они боятся, что если начнется пикетировка строек, то вложенные средства будут заморожены, а это грозит убытками. Поэтому Центральный и иностранный банки решают, что выгоднее потратить некоторые средства на референдум и узнать мнение населения. Но сначала проводятся ОВОС и общественные слушанья, а результаты обсуждения проектов доводятся до сведения «жителей» через средства массовой информации. Приводятся аргументы «за» и «против» строительства. После обсуждения судьбу проекта решает «население». Проведение экологического референдума является игровым приемом, завершающим дискуссию. Вслед за голосованием и подсчетом бюллетеней объявляется победитель. Им становится тот, кто сумел доказать «жителям» свою точку зрения. Его ждут призы, его деятельность освещается в прессе. Возможен вариант, когда учитель сам объявляет победителя, отмечает, например, наиболее удачный анализ последствий реализации проекта или предложения по его доработке. Если проект провалился, можно выдвинуть новые предложения, т.е. остается возможность поискать взаимопреемлемое решение. После обсуждения эти новые проекты также голосуются. Педагог, подводя итоги игры, просит учащихся рассказать, чему они научились.
Важно, чтобы в ходе игры учащиеся осознали необходимость коллективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов различных природопользователей. В одних случаях реализация проекта может отвечать интересам небольших социальных групп и противоречить интересам большинства. В других проекты хотя и сулят экономическую выгоду жителям территории, однако, лишь на короткий период времени, лишая будущие поколения необходимых ресурсов. При рассмотрении проектов школьники учатся опираться на законодательную базу, исходить из перспектив стабильного развития региона в будущем, принимать во внимание потребности будущих поколений, учащиеся понимают, что ценность многих природных объектов и ресурсов не удается выразить в денежных единицах, они бесценны (памятники природы, популяции исчезающих видов и многое другое).
ЛИТЕРАТУРА
1. КонституцияРФ.
2. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.
3. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г.
4. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г.
5. Закон РФ «Об использовании атомной энергии» от 20 октября 1995 г.
6. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 18 июля 1994 г., № 222 (зарегистрировано в Минюсте России 22.09.94, № 695. М., 1994 г.)
Рекомендуемая литература
1. Искать сердцем: воспитание экологической культуры. Программа «Маленький принц». — М., 1997.
2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. — Ярославль, 1997.
3. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителя/. Под ред. Лихачева Б.Т., Дежнико-вой Н.С. - М., 1997.
4. Зеленые'острова Восточного округа /в помощь педагогам, воспитателям, родителям/. — М., 1997.
5. Откроешь сердце — познаешь мир. Экологические проекты для учащихся. — Под. ред. Дежниковой Н.С., Клемяшовой Е.М. — Ярославль, 1998.
Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова
Воспитание экологической культуры у детей и подростков
Педагогическое общество России Лицензия ЛР № 030890 от 22.07.98
ISBN 5-93134-046-7
Ответственный за выпуск Кисарова Т.С. Корректор Денисьева Т.И.
Подписано в печать 6.10.1999 г. Формат 60х90 '/ie.
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Объем усл. п. лист. - 4,00. Тираж 5000 экз. Заказ №2679 Цена договорная. ___ ____
Отпечатано с готовых диапозитивов в Загорской типографии 141300, г. Сергеев Посад, проспект Красной Армии, 2126