Особенности инноваций на уроке
Урок - традиционная форма образовательного процесса. Поскольку урок отражает всю систему обучения, включающую её философские, педагогические и дидактические основания, то принципы инноватики подходят к проектированию и реализации педагогических новшеств по отношению к уроку так же, как и к системе образования в целом.
Инновационным изменениям подлежат:
§ само понятие "урок", его изменение по отношению к современной ситуации;
§ типология урока (новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид, например, уроки-проекты, уроки-погружения);
§ методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;
§ методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки, рефлексии;
§ форма подготовки и проведения урока учителем, например, с помощью ресурсов и технологий Интернет.
Педагогические новшества в области организации урока:
Ø Смена целевой установки урока "дать образование" на установку "образование как самореализация".
Смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности.
Ø Для этого применяется ряд педагогических новшеств: индивидуальное целеполагание учеников, индивидуальные образовательные программы и их утверждение, личностная диагностика и мониторинг учебной деятельности каждого, индивидуализированная система диагностики и оценки образовательных результатов.
Ø Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному. Включение в план проведения урока выявление личностной и социальной значимости темы, организацию реального практического опыта учеников.
Ø Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения ученика.
Ø Участие в дистанционных курсах, проектах, конференциях.
Ø Внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии - осознание выполненной деятельности.
По мнению В.И. Андреева, педагог-новатор:
¨ одержим неутомимой любознательностью, постоянно учится, занимается самообразованием;
Ø мыслит системно и постоянно усматривает противоречия в функционировании и развитии образовательной системы;
Ø стремится к максимальной творческой самореализации, создает свою оригинальную систему обучения и воспитания;
Ø имеет свой оригинальный взгляд, свою точку зрения на многие проблемы образования;
При организации инновационной деятельности следует помнить, что:
¨ в педагогике передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта (К.Д. Ушинский);
¨ «чужой» опыт педагог должен «пропускать через себя» (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т.д.) и выбирать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития;
¨ инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;
¨ в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения.
Словарь основных понятий
Инновационное образовательное учреждение - учреждение, в котором осуществляются инновационные образовательные процессы.
Новация — новый, прогрессивный принцип, идея, прием в какой-либо области деятельности.
Новатор — (лат. novator - обновитель) - человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в той или иной области деятельности.
Инновационные процессы в образовании - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Инновационная деятельность — деятельность, которая осуществляется с помощью новых средств и направлена на достижение новых результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
2. Методы активизации инновационных процессов/Под ред. Б.В. Сазонова. – М., 2006.
3. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е.С. - М.: Современное слово, 2001.
6. Управление развитием школы/Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новая школа, 2005.