ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 636
С углубленным изучением иностранных языков
Центрального района Санкт-Петербурга
Согласована на заседании методического объединения учителей ___________________ ГБОУ школы № 636 протокол №________ от «____» ______ 2014 г. | Рекомендована к использованию педагогическим советом ГБОУ школы № 636 протокол №________ от «____» ____ 2014 г. | «Утверждаю» ________________ С.Д. Кесаева Директор школы приказ №________ от «___» _____2014 г. |
Рабочая программа по предмету
«Литературное чтение »
Для 3Б класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Шарапова Н.Д.,
учитель начальных классов
ГБОУ школы № 636
Центрального района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
Пояснительная записка к курсу «Литературного чтения»
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа | Литературное чтение: программа 1-4 классы / Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой,, 2011г., М.: «Просвещение» |
Категория обучающихся | Учащиеся 3 класса ГБОУ СОШ № 636 с углублённым изучением иностранных языков Центрального района Санкт-Петербурга |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объем учебного времени | 136 часов |
Форма обучения | Очная |
Режим занятий | 4 ч. в неделю |
1. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, 2011г. М.: «Просвещение», учебного плана ГБОУ СОШ № 636.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
3. Программа направлена на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
» совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать:
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова,
• формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
» обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
» формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
» начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
• умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;
• навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
Перечень технологий | Используемые элементы | Оценка эффективности |
Здоровьесберегающие: Медико-гигиенические технологии (МГТ) Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) | Обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Обеспечение безопасности условий пребывания в школе | Формирование и укрепление духовного, нравственного, физического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса. |
Информационно–коммуникационные технологии | Работа с CD, использование Интернет ресурсов | Повышение мотивации учащихся |
Развивающее и проблемное обучение | Исследовательская, экспериментальная работа | Повышение мотивации учащихся |
Методы творческой групповой работы | Работа в группах | Повышение мотивации учащихся, формировании и развитие инициативы |
Метод проектного обучения | Составление проекта | Участие в конкурсах |
Элементы тренинговых методик | Тестирование | Отработка техники, знаний |
Инновационные методы оценки результатов | тестирование, тестовые оболочки (ИКТ) | Возможность увидеть результат своих знаний, объективность |
Компетентностно-деятельностный подход | Самостоятельный поиск знаний (рефераты, проекты), экспериментально-исследовательская работа, оценка своего труда | Развитие инициативы, творчества, познавательной мотивации, практическая направленность, индивидуальность, выбор своей траектории движения |
4. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование учебного курса
№ | Раздел | ||
Кол-во часов | Период, дата | ||
Вводный урок по курсу литературного чтения. | 01.09 | ||
Самое великое чудо на свете. | 02-08.09 | ||
Устное народное творчество. | 09-29.09 | ||
Поэтическая тетрадь 1. | 30.09-16.10 | ||
Великие русские писатели. | 20.10-04.12 | ||
Поэтическая тетрадь 2. | 08.12-16.12 | ||
Литературные сказки | 17.12-13.01 | ||
Были-небылицы | 14.01-29.01 | ||
Поэтическая тетрадь 1 | 02.02-10.02 | ||
Люби живое | 11.02-12.03 | ||
Поэтическая тетрадь 2 | 16.03-07.04 | ||
Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 08.04-28.04 | ||
По страницам детских журналов | 29.04-13.05 | ||
Зарубежная литература | 14.05-25.05 | ||
итого |