РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины:
ОСНОВЫПРАВОВОЙ РАБОТЫЮРИСТА
В СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Код дисциплины ФТД.1
Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция
Отраслевая специализация – гражданское право
Квалификация (степень) – бакалавр
Санкт – Петербург
Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом министерства образования и науки от «04» мая 2010 г. № 464 и в соответствии с рабочим учебным планом направления Юриспруденция (профиль - гражданское право), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» 2013 г.
СОСТАВИТЕЛЬ
Лунькова Ольга Викторовна – к.ю.н., доцент кафедры.
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР
Кокорин Игорь Сергеевич – к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой гражданского и международного частного права.
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры гражданского и международного частного права от «25» августа 2015 г. (протокол № 1).
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины:приобретение студентами необходимых теоретических и практических знаний в области особенностей производства по отдельным категориям гражданских дел.
Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
В правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
В правоохранительной деятельности:
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
В экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Дисциплина относится к факультативным дисциплинам (ФТД.1). Данный специальный курс связан с дисциплинами гражданского права, гражданского процессуального права, исполнительного права и ориентирован на лучшее теоретическое усвоение и практическое применение студентами-юристами основных положений гражданского процессуального права.
В результате изучения дисциплины «гражданский процесс» студент должен:
Знать:
· понятие и виды гражданской и арбитражной процессуальной формы.
· отграничение гражданской процессуальной формы от арбитражной процессуальной формы, административной формы защиты, процедуры третейского суда;
· особенности гражданского и арбитражного процессуального правоотношения;
· источники гражданского процессуального права, акты легального толкования норм;
· понятие гражданского процесса, классификацию субъектов гражданских процессуальных правоотношений, правовое положение субъектов в гражданском процессе;
· особенности исковой формы защиты;
· доказывание и доказательства в гражданском процессе;
· виды процессуальных сроков и порядок их исчисления;
· порядок осуществления судебных извещений и вызовов;
· основания и порядок наложения судебных штрафов;
· понятие и виды судебной подведомственности и подсудности;
· порядок передачи дела по подсудности из одного суда в другой;
· порядок обращения в суд общей юрисдикции, к мировым судьям за судебной защитой;
· особенности исковой формы защиты;
· особенности производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений;
· порядок возбуждения, рассмотрения дел особого производства;
· особенности производства в порядке постановки заочного решения;
· особенности приказного производства;
· особенности производства по обжалованию действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
· понятие и виды гражданского процесса, особенности гражданской процессуальной формы на отдельных стадиях гражданского процесса.
Уметь:
· работать с источниками права, актами официального толкования правовых норм;
· находить методику решения практических задач, относящихся к области гражданского процессуального права;
Владеть:
· навыком грамотного составления процессуальных документов;
· навыком грамотного применения процессуальных средств защиты прав и законных интересов лиц.
3. ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 1
Очная форма обучения
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||
лекции | практические занятия | лабораторные работы (деловые игры) | Интерактивные формы обучения | |||||
Тема 1. Деятельность юриста (адвоката) на стадии возбуждения гражданского дела в суде | ОК-4, 7 | – | – | |||||
Тема 2. Деятельность юриста (адвоката) на стадии подготовки гражданского дела к судебному разбирательству | ОК-6, 9 | – | – | |||||
Тема 3. Участие юриста (адвоката) в судебном разбирательстве гражданского дела | ПК-2,4 | – | – | |||||
Тема 4.Юрист (адвокат) на стадии апелляционного (кассационного) обжалования судебного акта | ПК-2,9 | – | – | |||||
Тема 5. Юрист (адвокат) на стадии пересмотра судебного акта в порядке надзора | ПК-4,5 | – | – | |||||
Тема 6. Участие юриста (адвоката) на стадии пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам | ПК-6,7 | – | – | |||||
Тема 7. Роль юриста (адвоката) в исполнительном производстве | ПК-14, 15 | – | – | |||||
Всего часов | ||||||||
Зачетных единиц | ||||||||
Зачет* |
* – Приложение 1 – вопросы к зачету.
Таблица 1.1
Заочная форма обучения (полный срок обучения)
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||
лекции | практические занятия | лабораторные работы (деловые игры) | Интерактивные формы обучения | |||||
Тема 1. Деятельность юриста (адвоката) на стадии возбуждения гражданского дела в суде | ОК-4, 7 | – | – | |||||
Тема 2. Деятельность юриста (адвоката) на стадии подготовки гражданского дела к судебному разбирательству | ОК-6, 9 | – | – | – | ||||
Тема 3. Участие юриста (адвоката) в судебном разбирательстве гражданского дела | ПК-2,4 | – | – | – | ||||
Тема 4.Юрист (адвокат) на стадии апелляцго(кассационного) обжалования судебного акта | ПК-2,9 | – | – | – | ||||
Тема 5. Юрист (адвокат) на стадии пересмотра судебного акта в порядке надзора | ПК-4,5 | – | – | |||||
Тема 6. Участие юриста (адвоката) на стадии пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам | ПК-6,7 | – | – | – | ||||
Тема 7. Роль юриста (адвоката) в исполнительном производстве | ПК-14, 15 | – | – | – | ||||
Всего часов | ||||||||
Зачетных единиц | ||||||||
Зачет |
Таблица 1.2
Заочная форма обучения (на базе высшего образования)
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||
лекции | практические занятия | лабораторные работы (деловые игры) | Интерактивные формы обучения | |||||
Тема 1. Деятельность юриста (адвоката) на стадии возбуждения гражданского дела в суде | ОК-4, 7 | – | – | |||||
Тема 2. Деятельность юриста (адвоката) на стадии подготовки гражданского дела к судебному разбирательству | ОК-6, 9 | – | – | – | ||||
Тема 3. Участие юриста (адвоката) в судебном разбирательстве гражданского дела | ПК-2,4 | – | – | – | ||||
Тема 4.Юрист (адвокат) на стадии апелляцго(кассационного) обжалования судебного акта | ПК-2,9 | – | – | – | ||||
Тема 5. Юрист (адвокат) на стадии пересмотра судебного акта в порядке надзора | ПК-4,5 | – | – | |||||
Тема 6. Участие юриста (адвоката) на стадии пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам | ПК-6,7 | – | – | – | ||||
Тема 7. Роль юриста (адвоката) в исполнительном производстве | ПК-14, 15 | – | – | – | ||||
Всего часов | ||||||||
Зачетных единиц | ||||||||
Зачет |
Таблица 1.3
Заочная форма обучения (на базе среднего профессионального образования)
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | Самостоятельная работа по формам обучения | |||
лекции | практические занятия | лабораторные работы (деловые игры) | Интерактивные формы обучения | |||||
Тема 1. Деятельность юриста (адвоката) на стадии возбуждения гражданского дела в суде | ОК-4, 7 | – | – | |||||
Тема 2. Деятельность юриста (адвоката) на стадии подготовки гражданского дела к судебному разбирательству | ОК-6, 9 | – | – | – | ||||
Тема 3. Участие юриста (адвоката) в судебном разбирательстве гражданского дела | ПК-2,4 | – | – | – | ||||
Тема 4.Юрист (адвокат) на стадии апелляцго(кассационного) обжалования судебного акта | ПК-2,9 | – | – | – | ||||
Тема 5. Юрист (адвокат) на стадии пересмотра судебного акта в порядке надзора | ПК-4,5 | – | – | |||||
Тема 6. Участие юриста (адвоката) на стадии пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам | ПК-6,7 | – | – | – | ||||
Тема 7. Роль юриста (адвоката) в исполнительном производстве | ПК-14, 15 | – | – | – | ||||
Всего часов | ||||||||
Зачетных единиц | ||||||||
Зачет |
4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Деятельность юриста (адвоката) на стадии возбуждения гражданского дела в суде
Дача консультаций и разъяснение правовой ситуации, в которой оказался клиент, до возбуждения гражданского дела в суде. Изучение материалов дела и принятие поручения на ведение гражданского дела. Основания к отказу в принятии адвокатом поручения на ведение гражданского дела.
Понятие и значение стадии возбуждения гражданского дела в суде. Порядок возбуждения гражданского дела и возможные осложнения.
Виды представительства в суде: объем полномочий адвоката в гражданском процессе и порядок их оформления.
Особенности юридической техники составления процессуальных документов, направленных на возбуждение гражданского дела в суде(искового заявления, заявления или жалобы, ходатайств и других). Первоначальный сбор доказательств по делу. Подача заявления в суд.