Ю. Левитин «Импровизация»




С музыкой Ю. Левитина я впервые познакомилась на уроке по специальности. Это была пьеса «Импровизация». Я сразу ощутила необычность строения формы и музыкального языка произведения.

Мне показалось интересным обращение к неизвестной широкому слушателю музыки Ю. Левитина к повести В. Короленко «Слепой музыкант», по сюжету которой был снят одноимённый фильм.

Левитин Юрий Абрамович родился 1912 г. в Полтаве.

Окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано и по классу композиции.

Композитор писал произведения различных жанров. Музыку для кинофильмов и мультфильмов. Есть в этом списке и фильм «Слепой музыкант», снятый Татьяной Николаевной Лукашевич.

Картина привлекла внимание игрой Бориса и Василия Ливановых (отца и сына), где они вместе снялись единственный раз.

Петр лишен зрения и взамен, природа наделяет его талантами: слухом и чувственными пальцами. В какой-то момент своей жизни Пётр озлобился на судьбу. Но странствия со слепыми нищими, помогает Петру обрести смысл жизни, через их боль. Несчастным главного героя делала собственная злоба, он гнал от себя любовь к Эвелине, за которую нужно было бороться.

Музыка в фильме, как и природа, играет определенную роль. Через народные украинские песни, игру на дудочке и фортепиано, герой чувствует мир вокруг себя.

Но нас интересует музыка Ю. Левитина. Прочитав повесть В. Короленко и узнав, что собираются снимать фильм, композитор создал фортепианный цикл из четырёх пьес: «Увертюра», «Вечерняя песня», «Импровизация», «Рапсодия». Фрагменты этих пьес легли в основу музыки фильма. А основная тема «Импровизации» звучит несколько раз.

Начинается произведение со вступления, в котором чувствуется «смятение», «отчаяние» и, в то же время, «раздумье» в последних тактах. Передаётся это стремительно взлетающим вверх пассажем, а затем таким же стремительным «падением». Фрагмент из повести В. Короленко подходит для описания «вступления»: «Открыв крышку, он (Пётр) слегка тронул клавиши и пробежал по ним несколькими быстрыми легкими аккордами. Прилив неведомой жизни подхватывал его, как подхватывает волна на морском берегу долго и мирно стоявшую на песке лодку…»[1]

 

Далее, начинается первый раздел произведения, в котором звучит основная тема, изложенная в терцию. Мелодия состоит из вопросительных интонаций. Понятно, что главный герой ищет ответы на свои мучительные вопросы. В первом периоде тема звучит в верхнем голосе. Сопровождение нижнего голоса не совсем обычное. Оно имеет свою самостоятельную линию. В подвижном сопровождении изображается не то порывы ветра, не то душевные порывы главного героя. Триольный ритм придаёт музыке взволнованность. «…Тут были голоса природы, шум ветра, шепот леса, плеск реки и смутный говор, смолкающий в безвестной дали. Тоска?.. Но отчего же она так приятна?.. Радость?.. Но зачем же она так глубоко, так бесконечно грустна?...»[2]

Во втором периоде мелодия и сопровождение меняются местами. Музыка становится более импульсивной, яркой, порывистой. Фактура пьесы насыщается октавами и полиритмией. Диапазон между голосами расширяется.

«По временам звуки усиливались, вырастали, крепли. Лицо музыканта делалось странно суровым. Казалось, вот-вот несколькими ударами все это сольется в стройный поток могучей и прекрасной гармонии, и в такие минуты слушатели замирали от ожидания.»[3]

Завершается первый раздел пьесы диссонирующим аккордом, ставящим какой-то наболевший вопрос.

 

Никто не знает, что будет дальше…

По представлению композитора, именно так за фортепиано сидел и музицировал главный герой повести.

Второй раздел «Импровизации» не вошёл в музыку фильма. Он совершенно отличается от первого, но органично дополняет его.

Раздел Vivаce, строится на основе остинатного баса, изложенного в октаву. Мне представляется, что это тяжёлый «рок», нависший над человеком, в данном случае – это врождённая слепота Петра.

Стремительные восходящие пассажи в верхнем голосе «твердят» один и тот же мелодический оборот. Как будто человек, превозмогая немыслимые препятствия, пытается достигнуть цели, понять что-то непостижимое (например, как наш герой - увидеть закат солнца). И вот, как раз в тот самый момент, когда цель достигнута, силы покидают его. Достигнув вершины, пассажи так же стремительно падают вниз. Процесс начинается заново. Второй раздел произведения состоит из двух периодов. Я исполню первый.

Завершается пьеса небольшой кодой. Интонации взяты из вступления. Как будто задаётся тот же вопрос судьбе: «Почему?», «Как с этим жить?». Повторяется вопросительный аккорд из конца первого раздела.

И ответ даётся в «падающей» в контроктаву квинтоли: «Смириться!».

Так, в небольшой пьесе сосредоточились основные переживания героя повести. Прожив полную испытаний жизнь, он сумел преодолеть тяжесть от своего недуга и стать настоящим, талантливым пианистом.

Свой рассказ я бы хотела завершить, главными, как мне кажется, словами повести и финалом фильма.

«Старик (дядя Петра, Максим) слушал и ждал. Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков.

«Он прозрел, да, это правда, — он прозрел», — думал Максим.

На место слепого и неутомимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…»[4]

 

Список литературы

1. Воронцов В. «Служение музам», г. Москва, изд. «Современник», 1976.

2. Келдыш Г.В. «Музыкальный энциклопедический словарь», г. Москва, изд. «Советская энциклопедия», 1990.

3. Короленко «Слепой музыкант», г. Москва, изд. «Советская Россия», 1991.

 

 

 

приложение № 2

к приказу управления по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов»

от 2017 года № ОД

Состав жюри

II Открытого городского исполнительско-теоретического конкурса теоретических проектов учащихся «Мы объясняем музыку словами, но не всегда ей надобны слова…»

Иванова Наталия Владимировна доцент кафедры теории музыки и композиции ФГБОУ ВПО «Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова», кандидат искусствоведения, председатель жюри (по согласованию)
Члены жюри:  
Уварова Ольга Леонидовна преподаватель музыкальной литературы ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств», заместитель председателя жюри (по согласованию)  
Павлова Галина Владимировна преподаватель теоретических дисциплин муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа духовых и ударных инструментов им. А. Д. Селянина» г. Саратова  
Куропатова Ольга Николаевна преподаватель специального фортепиано муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств им. В. В. Ковалева» г. Саратова  
 
Бакланова Наталья Павловна преподаватель специального фортепиано муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 4» г. Саратова  

[1] [1] В.Г.Короленко «Слепой музыкант» стр.76-77.

 

[2] [2] В.Г.Короленко «Слепой музыкант» стр.79.

 

[3] [3] В.Г.Короленко «Слепой музыкант» стр.79-80.

 

[4] В.Г.Короленко «Слепой музыкант» стр.122-124.

 

...





Читайте также:
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.