Понятие экологически неблагоприятных территорий, их виды




Правовой режим экологически неблагоприятных территорий

1. Понятие экологически неблагоприятных территорий, их виды.

2. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций.

3. Правовые меры ликвидации стихийных бедствий, техногенных аварий и иных

экологически неблагоприятных ситуаций

 

Понятие экологически неблагоприятных территорий, их виды

 

Экологически неблагополучная территория - это участок земли или водного пространства, в пределах которого экологическая обстановка и состояние здоровья населения не соответствуют установленным критериям, в связи с чем актами органов государственной власти Российской Федерации на данной территории установлен особый режим природопользования с целью проведения специальных мероприятий по восстановлению благоприятного качества окружающей среды.

 

Под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса.

С учетом общественной важности и заинтересованности в последовательном восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, совокупность правовых норм, определяющих критерии и режим экологически неблагополучных территорий, можно рассматривать как формируемый институт права окружающей среды.


Ныне действующий Федеральный закон «Об охране окружающей среды» выделяет зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций (ст. 57), причем защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что со времени принятия этого головного акта – Федерального закона «Об охране окружающей среды» 2002г. практически не появилось ни одного значительного правового акта в его развитие, касающегося территорий экологического неблагополучия. До сих пор действует весь объем правового материала по данным вопросам, принятым до указанного головного акта (еще в 90-х годах).

Среди них можно отметить следующие: ранее упомянутый Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г., он устанавливает организационно-правовые нормы в области защиты граждан, земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Этот закон содержит нормы – определения (чрезвычайные ситуации, их предупреждение и ликвидация; зона чрезвычайной ситуации).

Этот важнейший закон послужил в известной степени толчком к развитию законодательства об экологической безопасности в различных областях. Так, вслед за ним принимается Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. и Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997г. Оба закона направлены на предупреждение возможных аварий и обеспечение безопасности при эксплуатации этих объектов и являются звеньями общей системы законодательства о экологически неблагополучных территориях, определяющими особенности предупредительных мер и действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Особое место в законодательстве о экологически неблагополучных территориях занимает целый ряд правовых актов, касающихся радиационной безопасности. Это до сих пор одна из острейших проблем и одна из первых причин появления экологически неблагополучных территорий. Серия аварий на АЭС и других радиационно-опасных объектах стали основанием для разработки целого блока законодательных актов в этой области. К ним относятся:, Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» и многие другие.

 

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории России, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетического фонда растений и животных.
В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Данное понятие дано в вышеупомянутом Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». И звучит по смыслу данного закона примерно так: являясь разновидностью экологически неблагополучных территорий, представляет собой территории, на которых в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Существует Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ушерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Так к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

 

Помимо этого, выделяют также зоны критической экологической ситуации и острокритической экологической ситуации.

 


Характерными признаками зоны критической экологической ситуации являются:
-хронически повышенный уровень загрязнения окружающей среды;
-устойчивая антропогенная нагрузка на окружающую среду;
-угроза дефицита пресной воды;
-снижение плодородия почв;
-оскудение растительного покрова и уменьшение многообразия видов животных;
-оскудение рыбных запасов;
-повышенный уровень заболеваемости людей.


Для зон острокритической экологической ситуации характерно наряду с перечисленными признаками развитие устойчивых процессов разрушения экологических систем, многократно повышенная загрязненность окружающей среды, нарастание процессов истощения растительного и животного мира, потеря плодородия почв, рост смертности населения.

Провести четкую грань, отделяющую одну из указанных выше зон от другой, крайне сложно, но перечисленные признаки могут быть полезны и использованы при анализе конкретной экологической обстановки той или иной территории.

 


А зонами экологического бедствия объявляются участки территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст.1 дает обширный перечень понятий. Однако, мы не найдем в нем понятия «Зона экологического бедствия», нет его и в ст.57. Поскольку понятие не раскрыто в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», такие попытки были осуществлены в проекте Закона «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории»(в 2001 г. был разработан и внесен в Госдуму проект Федерального закона "О зонах экологического бедствия", отклоненный в 2009 г.)

В соответствии с ним под зоной экологического бедствия понимается территория, которая характеризуется высоким уровнем загрязнения окружающей среды, ростом заболеваемости и (или) смертности населения, деградацией и разрушением естественных экологических систем, обусловленным длительным негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

 

Степень опасности ситуации в этих зонах должна основываться на данных медико-биологических исследований и показателях контрольно-измерительной техники. Критерии установления зон экологического бедствия должны включать критерии оценки среды обитания, состояние здоровья населения и изменения природной среды и разрабатываться в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требованиями, изложенными в ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Итак, помимо сказанного, критериями, позволяющими оценить обстановку на конкретной территории как зону экологического бедствия, можно назвать и следующие:

а) превышение критических отметок уровня загрязнения окружающей среды, указанных ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды», а также нарушение требований (или несоблюдение их) в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, показателями которых являются высокий уровень заболеваемости и (или) смертности населения на основе медико-биологических оценок;

б) существенное нарушение и деградация естественных ландшафтов


В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Между тем обсуждается вопрос о целесообразности выделения двух видов зон. Есть ли в этом правовой смысл? Вопрос может быть поставлен и по-другому: нельзя ли решить проблемы реабилитации деградированных территорий, если будет существовать, к примеру, лишь зона экологического бедствия?

Очевидно, разница между зоной экологического бедствия и зоны чрезвычайной ситуации лежит в устойчивости негативных последствий на конкретной территории и очередности решаемых проблем.

Если экологическая ситуация обострилась вследствие техногенной или природной катастрофы, то меры принимаются в рамках Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». При этом объявление специального режима соответствующей территории может и не требоваться – к примеру, в ситуации, когда произошла авария на транспорте при перевозке нефтепродуктов и разлитую нефть собрали в течение определенного времени, чем и была решена экологическая проблема. Если таких мер недостаточно или опасная экологическая ситуация – результат продолжительной экологически необоснованной хозяйственной деятельности человека, то в соответствии с определенной в законодательстве процедурой принимается решение об объявлении зоны экологического бедствия, о разработке специальной программы реабилитации и т.д.

 

Во всяком случае, необходимость в решении проблем четкого правового «оформления» экологически неблагополучных территорий требует более серьезного внимания законодателя. В этом направлении видятся два пути: более развернутая формулировка ст.57 Федерального закона «Об охране окружающей среды», либо подготовка и принятие по меньшей мере 1-2 Федеральных законов, касающихся зон экологического бедствия или соответственно подзаконных нормативных актов, раскрывающих механизм правового регулирования отношений на данных территориях.

 

Общая черта экологически опасных территорий – наличие производственного потенциала, работающего преимущественно на экспорт и многократно превосходит объему экономические потребности территории. Основными источниками экологического неблагополучия являются аварии и катастрофы, сопровождающиеся выбросами и сбросами загрязняющих химических, радиоактивных или биологических веществ и материалов в окружающую среду

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: