Прочитайте текст. Выполните задания 20 - 25




(1)0днажды весной, проезжая по Васильевскому острову в Петербурге, Пётр I увидел в саду, за оградой, несколько цветущих молодых дубков. (2)Остановился, постучал в дом, позвал хозяина. (З)Вышел мужик, мастер канатной фабрики Адмиралтейства. (4)Пётр спросил про дубки — откуда выросли такие? (5)Мастер испуганно объяснил, что, зная про заботу государя о сохранении старого дуба в Кронштадте, задумал посадить дубки на смену. (б)Выслушав, Пётр растрогался, поцеловал мастера в лоб за старание. (7)Назавтра по дороге на Петергоф царь выбрал участок земли, шагами отмерил его, велел засадить дубками, обнести оградой, повесить строгое предупреждение: не обрывать, не портить молодые посадки.

(8)Приехав в Кронштадт, вокруг старого дуба заказал сделать стол, лавки.

(9)Ему нравилось там сиживать с моряками. (10)Нравилась раскидистость дуба, он любовался коричневыми, литыми, как пули, жёлудями, тем, как плотно сидели они в шершавых чашечках. (11)Найти бы в окрестностях столько дубов, сколько здесь желудей, вслух мечтал он, показывая красоту и совершенство жёлудя. (12)Эти создания природы казались ему чудом.

(13)Царь не был сентиментален, дубы нужны были корабелам. (14)Дубы и сосны.

(15)На один корабль шло три тысячи отборных деревьев. (16)Двадцать пять верфей ежедневно требовали качественного леса. (17)Надо было подвозить и подвозить брёвна. (18)3начит, вырубать леса, рощи, дубравы. (19)Военные нужды не желали ни с чем считаться. (20)Всё для армии, всё для флота! (21)Рубить и возить, сотни возов, тысячи...

(22)Кораблестроители считали, что Пётр на всё готов ради флота. (23)На самом деле массовые порубки его тревожили всё больше. (24)Не в пример своим генералам и адмиралам, он считал себя в ответе за всю страну с её богатствами. (25)Первым делом он остановил вырубки лесов вдоль рек, понимая, что леса защищают реки, а заготовителям легче рубить прибрежные леса, тут же спуская их на сплав.

(26)Второе — запретил сводить на местные нужды качественные породы: дуб, клён, вяз, лиственницу, большие сосны. (27)3апретил рубить на дрова строевой лес, годный под корабельное дело.

(28)Такой запрет был непривычен. (29)Подумаешь, дерево. (ЗО)Лес по дереву не плачет. (31)Лесов в России хватало. (32)Бережливость Петра всех удивляла. (ЗЗ)То ли он увидел, как на голландских и английских верфях каждое брёвнышко считают, то ли это была хозяйская забота, потому как леса были казённые, значит, его собственные, а своё беречь надо.

— (34)Почему у нас такого сознания нет? — спрашивал меня один профессор. — (35)Цари, выходит, были сознательней нас с вами. (Зб)Монарх заботился, чтобы леса сохранить и передать своим детям в полном порядке. (37)Он знал, что всё, что он делает, говорит, — всё войдёт в историю. (38)У него совсем другое чувство ответственности, чем, допустим, у сегодняшнего министра лесного хозяйства. (З9)Министр смотрит на нас, учёных, как на врагов, мешающих лесозаготовкам; царь, он бы нас привечал, потому что мы о его сокровище заботимся. (40)При Петре к лесу и уважение, и страх появились.

(По Д. А. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский советский писатель, общественный деятель.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Петру I нравился старый дуб в Кронштадте, и царь велел установить стол и лавки вокруг этого дуба.

2. После встречи с Петром I мастер канатной фабрики Адмиралтейства задумал посадить дубы и обнести участок оградой.

3. Кораблестроители считали Петра I сентиментальным, видя, как он любуется красотой дубов.

4. В эпоху Петра I лесов было мало, поэтому он запретил их вырубку.

5. Петра I заботило не только развитие флота, его тревожили массовые порубки, которые могли навредить лесу.

21..Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1-7 представлено повествование.

2. Предложение 8 называет причину того, о чём говорится в предложении 9.

3. В предложении 10 содержатся элементы описания.

4. Предложение 23 подтверждает то, о чём говорится в предложении 22.

5. Предложения 29-31 поясняют содержание предложения 28.

22. Из предложений 13-21 выпишите слово со значением «место для постройки и ремонта судов.

23. Среди предложений 28-33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущими при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. «Подчёркивая огромную роль кораблестроения для России в эпоху правления

Петра I, Д. А. Гранин использует троп — (А) (предложения 19, 20, 22). При этом царь, думая о создании флота, не забывает о лесе. Неслучайно в тексте использовано синтаксическое средство — (Б) _____________ (предложения 18, 26). А тропы в предложении 10: (В) („как пули“) и (Г) _________(„в шершавых

чашечках“) — помогают автору убедительней показать особенности личности Петра I».

 

Список терминов:

1. фразеологизм

2. восклицательные предложения

3. антонимы

4. гипербола

5. сравнение

6. синонимы

7. эпитет

8. ряды однородных членов предложения

9. разговорная лексика

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: