Введение
Организации занятости детей и подростков в период школьных каникул всегда имеет особое значение и является неотъемлемой частью социальной политики государства.
Школьные каникулы – самый подходящий период для отдыха, укрепления здоровья и физической закалки, развития творческого потенциала детей. Во многом это зависит от тщательно спланированной, упорядоченной и продуманной совместной деятельности детей и взрослых. Направить детскую активность в полезное и разумное русло, создать условия для обеспечения их содержательной занятости, способствовать формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни, используя при этом форму организации деятельности детей – дворовая площадка, основная задача педагогического коллектива ЦВР.
Новый год — праздник особенный, кроме Деда Мороза и Снегурочки, забавных ёлочных игрушек, ароматных мандаринов и заветных подарков для детей этот праздник означает наступление долгожданных зимних каникул. Нужно только заранее продумать, как с максимальным удовольствием и пользой провести эти короткие зимние дни.
Программа «Новогоднее конфетти» направлена развитие творческих способностей и активности; расширение кругозора детей, посредством актуализации знаний о традициях празднования Нового года в России; имения создавать эмоционально-радостную атмосферу праздника; формирование коммуникативных умения, взаимовыручки и толерантности; привитие культуры поведения в коллективной игре.
Пояснительная записка
Разработка данной программы обусловлена необходимостью создания в период школьных каникул организованной воспитательной среды. «В воспитании нет каникул» - эта педагогическая формула является правилом для сотрудников, правилом творческого подхода к организации работы с детьми.
Каникулы даны нашим детям для отдыха, свободы в выборе занятий, снятия психологических нагрузок, накопившихся в течение учебного года. Это время ярких впечатлений, находок и открытий, творческого познания нового, а вместе с тем – это время активной социализации ребенка, время личного роста и самосовершенствования.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 6 календарных дней. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Особое внимание уделяется детям из многодетных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Посещать лагерь могут дети от 6 до 18 лет (включительно). Деятельность воспитанников во время работы дворовой площадки осуществляется в разновозрастной группе 20 человек.
Основное определение дворовая площадка, как форма организации полезной занятости детей в период каникул на первое место выдвигает цели и задачи создания условий и реализацию таких направлений деятельности, которые обеспечат каждому ребёнку физическое, психологическое и эмоциональное удовлетворение, поэтому базовыми идеями, взятыми в основу, настоящей программы являются:
О здоровление – физкультурно-спортивные мероприятия и подвижные игры на свежем воздухе. Максимально возможная двигательная активность - гулять, бегать, прыгать.
Кроме того, программа направлена на оздоровление духовное, а именно, пропаганду здорового образа жизни, воспитание интереса к активным видам деятельности, формирование общей культуры здорового и безопасного образа жизни, развитию культурных ценностей посредством организации интересного досуга.
К оэффициент полезного действия - тонкая грань соприкосновения мира развлечения и мира познания нового. Под разнообразием культурно-массовых мероприятий мы постоянно учим детей чему-то новому, закрепляем уже полученные ранее знания через вовлечение детей в разнонаправленную деятельность. Каждый шаг воспитателя направлен на развитие ребёнка, реализацию его творческих, лидерских, организаторских способностей.
Новые и незабываемые впечатления - здесь мы используем воспитательные возможности внешней (социальной, культурной, природной) среды, что даст каждому ребенку возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я», выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Свобода выбора - ребёнок вправе выбирать то, что ему интереснее.
Б езопасность – соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при организации и проведении дворовой площадки, привлечение к работе квалифицированных педагогических работников.
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Приказ Комитета по образованию администрации г. Оленегорска от 09.11.2018г. № 637 «Об организации деятельности дворовых площадок в период каникул 2018»;
- Приказ ЦВР от 10.12.2018 № 483 «Об открытии дворовой площадки»
Цель Программы:
Создание оптимальных условий, обеспечивающих отдых и полезную занятость детей, укрепление (сохранение) здоровья и всестороннее их развитие.
Основные задачи Программы:
- создание необходимых условий для рационального использования детьми каникулярного времени;
- создание психологически комфортных условий для быстрой адаптации, развития коммуникативной компетенции детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
- развитие познавательной активности, формирование интереса к различным видам деятельности;
- формирование общей культуры здорового и безопасного образа жизни;
- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, навыков общения и толерантности;
- развитие у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию профилактической и просветительской деятельности;
- развитие творческих способностей.
Основные принципы Программы:
- безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
- приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил, установленных для посещающих дворовую площадку;
- гуманный характер отношений, взаимодействие воспитателей и детей;
- единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.
Основное содержание программы:
1. Подготовительный (октябрь):
- разработка документации;
- подбор кадров;
- подготовка методических материалов.
2. Организационный этап:
- знакомство;
- постановка краткосрочных целей развития коллектива и личности;
- инструктирование детей;
- формирование законов и условий совместной творческой работы.
3. Основной этап (основные положения программы):
Дети и педагоги – организаторы программы:
- Закрепляют имеющиеся знания, познают новое и отдыхают;
- делают открытия в себе, в окружающем мире;
- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные ситуации;
- развивают способность доверять себе и другим;
- укрепляют свое физическое и духовное здоровье.
4. Заключительный этап:
- закрытие дворовой площадки
- подведение итогов, награждения
- анкетирование детей, родителей
5. Отчет:
- сбор отчетного материала;
- анализ и обобщение итогов деятельности;
Механизмы реализации программы:
Программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления досуговой деятельности и воспитания детей в условиях работы дворовой площадки.
Основная направленность программа «Новогоднее конфетти» - художественная. Программа включает в себя три блока, которые дополняют основное направление организацию деятельности детей: «здоровый образ жизни» - «творчество и развитие» - «полезный досуг».
№ | Блоки программы | |
1. | Здоровый образ жизни | Пешие прогулки, подвижные игры на воздухе |
2. | Творчество и развитие | Творческие мастерские «Мастер-классы» Библиотечные часы |
3. | Полезный досуг | Игровые мероприятия, игры-развлечения, посещение кинотеатра, детской игровой площадки и другое |
Для реализации каждого блока в плане работы дворовой площадки предусмотрены тематические мероприятия, беседы, встречи.
К работе в рамках программы привлекаются работники учреждения культуры города: городской библиотеки, МДЦ «Полярная звезда», арт-холла «Территория». Организуется тематические пешие прогулки по городу «Огни Оленегорска».
Обязательным является просветительско-профилактическая работа, предусмотрено проведение групповых и индивидуальных бесед, оформление информационных стендов, распространение Памяток по дорожно-транспортной и противопожарной безопасности, по предупреждению инфекционных заболеваний, травматизма.
На торжественной линейке (закрытие дворовой площадки) подводятся итоги, дети получают грамоты, дипломы, благодарственные письма.
Полезный досуг, часы свободного общения
Организации творческой деятельности детей в рамках основного художественного направления – один из важных компонентов программы дворовой площадки. Творчество рассматривается, как возможность детям заниматься разнообразной деятельностью по интересам. С этой целью в работу дворовой площадки включены мастер-классы: по декоративно-прикладному творчеству «Новогодние игрушки» и парикмахерскому искусству «Новогодний маскарад».