СТАНДАРТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ (ДЛЯ ДЕТЕЙ)
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждено на заседании Священного Синода
Русской Православной Церкви от 25 декабря 2012 года, журнал № 125
В новой редакции от ___________________________,
с изменениями и дополнениями утверждено на заседании
Священного Синода Русской Православной Церкви
от ___ _______ 2017 года, журнал № __
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3
2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 6
3. СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ПРИМЕРНЫЕ ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 8
4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ..??23 23
5. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СТАНДАРТА..???25 25
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.
2.
1.1. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее – Стандарт) – нормативный документ, включающий в себя требования к объему и содержанию процесса обучения религии и религиозного воспитания детей в рамках воскресной школы.
1.2. Содержание обучения религии и религиозного воспитания в воскресной школе для детей – комплекс базовых вероучительных знаний и опыт веры, передача которых направлена на приобщение воспитанников к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви, приобретение личного духовного опыта и на воспитание активной и многогранной личности православного христианина.
1.3. Цель внедрения Стандарта – систематизировать и повысить качество учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах Русской Православной Церкви.
1.4. Функции Стандарта:
· системообразующая: построение единой системы обучения религии и религиозного воспитания детей в Русской Православной Церкви на принципах христоцентричности [1], экклесиоцентричности [2] (церковности) и христианской нравственности;
· организационная: организация обучения религии и религиозного воспитания детей;
· нормативная: установление основных (базовых) требований к организации, объему и содержанию обучения религии и религиозного воспитания детей.
1.5. Стандарт реализуется при наличии следующих условий:
· единства Церкви и семьи в религиозном воспитании детей[3];
· создания в воскресной школе условий/атмосферы, способствующей воспитанию христианского благочестия, нравственного поведения, навыков противоборства злу;
· наличия добровольного и искреннего желания детей к принятию Божественной Истины, усвоения духовного опыта;
· соответствия содержания и методов обучения религии и религиозного воспитания возрастными другим личным особенностям детей.
1.6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик воспитанника:
· осознающего себя православным христианином, чадом Русской Православной Церкви;
· устремленного к приобретению личного духовного опыта;
· творческого, мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир;
· осознающего себя личностью социально активной, уважающей закон, выполняющей свои обязанности перед семьей и обществом;
· любящего свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и традиции, осознающего свою сопричастность к судьбе Отечества.
1.7. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе для детей различается для детей четырех возрастных категорий[4]:
а) первая (в возрасте 5–7 лет);
б) вторая (в возрасте 8–10 лет);
в) третья (в возрасте 11–13 лет);
г) четвертая (в возрасте 14–17 лет – подростки).
1.8. Обучение религии и религиозное воспитание детей 5–7 лет направлено на формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и традиции, православной культуре, первичного духовного опыта, первичных навыков взаимодействия в рамках приходской общины.
1.9. Обучение религии и религиозное воспитание детей 8–10 лет направлено на формирование православного мировосприятия, усвоение воспитанниками начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия, духовного опыта, взаимодействия в рамках приходской общины.
1.10. Обучение религии и религиозное воспитание детей 11–13 лет направлено на формирование православного мировоззрения, усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, христианской нравственности и культуре, закрепление навыков христианского благочестия, умения применять полученные знания в повседневной жизни, осознанно участвовать в таинствах и богослужении Церкви, в социальной, молодежной и миссионерской работе и иной приходской.
1.11. Содержание и результаты обучения религии и религиозного воспитания детей возрастной категории 14–17 лет (подростки) определяется отдельным документом. До его введения в действие содержание обучения религии и религиозного воспитания для данной категории определяются таким же, как для группы 11–13 лет, а само обучение религии и религиозное воспитание осуществляется с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей с максимально широким использованием неаудиторных форм просвещения.
1.12. Характеристики воскресной группы:
· количество воспитанников до 10 человек;
· руководствуется настоящим Стандартом, при этом самостоятельно определяет возрастные категории воспитанников, объем содержания и результаты обучения религии и религиозного воспитания, принимая во внимание в этой части своей деятельности положения настоящего Стандарта.
1.13. Характеристики воскресной школы:
· количество воспитанников не менее 10 человек;
· руководствуется в своей деятельности настоящим Стандартом.
1.14. Конкретный порядок организации деятельности воскресной школы в соответствии с настоящим Стандартом устанавливается и изменяется по решению настоятеля прихода (иной религиозной организации), в котором действует воскресная школа, либо уполномоченным настоятелем лицом.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.
2.
3.
4.
2.1. Учитывая неоднородность воскресных школ в части возможностей по реализации содержания обучения религии и религиозного воспитания, настоящим Стандартом предоставляется возможность воскресным школам самостоятельно определять объем содержания обучения религии и религиозного воспитания при соблюдении обязательного минимума:
для детей 5–7 лет:
«Введение в Закон Божий» в объеме 28 занятий;
для детей 8–10 лет:
· «Ветхий Завет» в объеме 28 занятий;
· «Новый Завет» в объеме 28 занятий;
· «Богослужение и устройство православного храма» в объеме 28 занятий;
· «Основы Закона Божия» в объеме 42 занятия;
· «Церковнославянский язык» в объеме 34 занятий;
для детей 11–13 лет:
· «Священное Писание: Ветхий Завет» в объеме 28 занятий;
· «Священное Писание: Новый Завет» в объеме 42 занятия;
· «Основы православного вероучения» в объеме 42 занятия;
· «Православное богослужение» в объеме 28 занятий.
2.2. Кроме обязательного минимума воскресные школы вправе осуществлять обучение и религиозное воспитание также в рамках дополнительных дисциплин.
2.3. Реестр дополнительных дисциплин обучения религии и религиозного воспитания формирует и ведет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.
2.4. Дополнительные дисциплины обучения религии и религиозного воспитания для воскресных школ включаются в реестр после экспертизы Распоряжением Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
2.5. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе организуется с применением сетки расписания, подготовленной в соответствии с возможностями конкретной воскресной школы с учетом норм для каждой возрастной категории, указанной в п 2.1. настоящего Стандарта. Воскресная школа в рамках конкретной возрастной категории самостоятельно определяет темп и порядок прохождения курсов в рамках настоящего Стандарта.
2.6. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе может быть организовано с использованием авторских, творческих методик и подходов на основе принципов, изложенных в настоящем Стандарте.
2.7. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе должно осуществляться в формах, направленных на приобщение и развитие интереса к литургической, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся прежде всего в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках.
2.8. Занятия, связанные с изучением богослужения, Священного Писания, (при бесспорной важности изложения теоретических основ) должны носить практико-ориентированный характер (например, в формате евангельских встреч/групп, иных формах совместного чтения и обсуждения с детьми и подростками Священного Писания, творений Святых Отцов, богослужебных текстов в доступной детям форме, соответствующей их возрасту).
2.9. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе должно служить содействию в осознании личной ответственности воспитанников за Церковь, приходскую общину, раскрывать перед ними возможные формы служения в Церкви и приобщать к ним детей (например, через организацию школы алтарников, групп милосердия, детского/молодежного хора, иных форм активного участия в миссионерской и социальной работе).
2.10. При организации процесса обучения религии и религиозного воспитания является важным использование возможностей досуговой деятельности воспитанников в таких формах, как встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные постановки и спектакли, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом и др.
2.11. Важные смысложизненные ценности, навыки нравственного поведения дети легко усваивают через игру, поэтому неотъемлемой частью работы с воспитанниками является включение в процесс наставления в вере игровых элементов (особенно для детей 5–6 и 7–11 лет).
2.12. Занятия в воскресной школе должны помочь воспитанникам (и прежде всего подросткам) иметь устойчивые основания перед вызовами современного секуляризма, острие которого направлено в том числе на разрушение традиционных семейных ценностей. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности, воспитание здорового образа жизни, чувства долга, уважения к старшим и товарищества должны в полной мере найти свое отражение в деятельности воскресных школ.
СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ПРИМЕРНЫЕ ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ