ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.




РЕФЕРАТ

На тему: «Источники административно-правовых норм»

Студентка Долгая К.О.

Специальности «Правоведение»

Курса, заочного отделения

Преподаватель

Скютте Д.Н.

 

 

Гродно, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..….3

1.Источники административно-правовых норм…………………………………...4

Заключение…………………………………………………………………….…......8

Литература……………………………………………………………….…….......…9

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Для начала определим структуру административно-правовой нормы. Как правило, норма состоит из гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза — это часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма вступает в действие. Гипотеза ад­министративно-правовой нормы позволяет «привязать» абстрактный вариант поведения, выраженный в форме гипотетического суждения, к конкретной жизненной ситуации, субъекту, времени и месту.

Диспозиция — часть административно-правовой нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники управленческих отношений. Она выступает важнейшим элементом административно-правовой нормы, ее сердцевиной, в которой заключена модель правомерного поведения. Вместе с тем диспозиция не может быть реализована вне связи с другими эле­ментами нормы.

Санкция — часть административно-правовой нормы, указывающая на негативные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции административно-правовой нормы. Санкция выполняет роль важного средства обеспечения действия административно-правовой нормы и механизма административно-правового регулирования в целом.

Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм».

Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы государственной власти. Разумеется, речь идет не о всех актах, издаваемых этими органами, а лишь о тех, которые являются нормативными и содержат нормы административного права. Именно на них я постараюсь остановиться более подробно.


 

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.

Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм». Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы государственной власти. Разумеется, речь идет не о всех актах, издаваемых этими органами, а лишь о тех, которые являются нормативными и содержат нормы административного права.

К числу источников административно-правовых норм относятся:

1. Конституция;

2. Законы;

3. Нормативные акты Президента Республики Беларусь и Администрации Президента;

4. Нормативные постановления Совета Министров Республики Беларусь;

5. Нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;

6. Нормативные акты республиканских органов;

7. Акты международного права;

8. Нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений.

9. Источники административного права, не содержащие нормы права и рассчитанные на однократное применение.

Конституция Республики Беларусь является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основы права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления (ст.ст. 25, 27-30, 33-37, 39, 40, 42, 49, 57 Конституции); нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере государственного управления. Конституция является преимущественно источником конституционного права, а ее нормы – нормами этой отрасли права. Эти нормы – в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы административного права.

Законы – также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы административного права, довольно много. В качестве примеров можно назвать законы Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», «О Национальной академии наук Беларуси». Среди них немаловажное значение занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Таможенный кодекс, Водный кодекс, Трудовой кодекс и другие. Некоторые из них являются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей права. Например, в Водном кодексе Республики Беларусь (разд. 3 и 4) преобладают нормы экологического права, но вместе с тем и имеются нормы административного права, к которым, в первую очередь, относятся нормы, определяющие государственное управление в области использования и охраны вод.

Трудовой кодекс – фундамент трудового права, но в нем наличествуют и нормы административного права. Например, статьи 11-14, многие нормы глав 2-6, 10-15, определяющие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений, нормы главы 39, регулирующие вопросы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

К нормативным актам Президента в первую очередь относятся декреты. Они всегда нормативны и могут содержать нормы административного права. Например, Декрет Президента Республики Беларусь от 17 октября 2001 г. №25 «О повышении роли науки и реформировании Национальной академии Наук Беларуси».

Могут быть нормативными и содержать нормы административного права и указы Президента Республики Беларусь (Указ Президента РБ от 13 ноября 2001 г. № 660 «О некоторых вопросах деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь».

Источниками административного права могут быть акты республиканских органов государственного управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты и другие.

Нормативные акты республиканских органов (министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь), как и нормы, находящиеся в них, могут иметь общий характер, т.е. распространять свое действие как на организации, так и на граждан, надведомственный, т.е. распространять на организации независимо от их подчиненности, и ведомственный, т.е. иметь юридическую значимость только в своей системе, как, например, приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 25 января 1999 г. «О порядке медицинского освидетельствования водолазов в Вооруженных силах Республики Беларусь».

Акты местных Советов и местных исполнительных и распорядительных органов также могут быть источниками административно-правовых норм. Например, решение Минского горисполкома от 15 июня 1999 г. «Об учреждении премии Минского горисполкома для учащихся детских школ искусства города» является таковым, так как оно содержит нормы административного права. Не исключаются из источников норм административного права также нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

К источникам административного права сегодня можно отнести и акты международного права. На это указывает, в частности, ст. 8 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Это положение можно отнести и к актам, заключаемым между участниками стран Содружества независимых государств, в том числе связанным с некоторыми вопросами безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и др. Полагаем, что система этих правовых документов, затрагивающих аспекты административно-правового регулирования, будет в дальнейшем развиваться и займет достойное место в системе источников административного права.

К нормативным актам руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений можно отнести: 1) инструкции; 2) правила трудового распорядка; 3) устав (положение); 4) приказы.

К источникам административного права, не содержащим норм права и рассчитанным на однократное применение можно отнести распоряжения Президента, председателей палат Парламента, Премьер-министра Республики Беларусь, председателей местных исполнительных комитетов (глав местных администраций), а также индивидуальные приказы министров и глав ведомств, входящих в систему республиканских органов государственного управления

Гражданский кодекс Республики Беларусь – это источник административного права, в силу того, что он является законом – нормативным правовым актом, который принят Парламентом Республики Беларусь.

Договор о создании Союза Беларуси и России – это источник административного права, в силу того, что он является международным договором, включенным в систему законодательства Республики Беларусь.

Распоряжение председателя местного исполнительного комитета – это источник административного права, однако не содержащий норм права и рассчитанный на однократное применение.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Видами источников административного права являются:

· Конституция Республики Беларусь;

· законодательные акты (наиболее важные законы Республики Беларусь, принимаемые Парламентом – Национальным собранием);

· нормативные указы и распоряжения Президента, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов;

· нормативные акты государственных комитетов, министерств (приказы, инструкции и так далее);

· решения местных исполнительных и распорядительных органов;

· межгосударственные соглашения;

· нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов.

· и многие другие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отрасль административного права основывается на самых различных источниках административно-правовых норм, характеризующиеся множественностью и многообразием.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Административное право Республики Беларусь / Постникова А.А., Сухаркова А.И. - Могилев: Могилев. обл. тип., 1999.

2. Крамник АН. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь. - Мн.: Дикта, 2001.

3. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ок­тября 2004 г. - Мн.: Амалфея, 2005.

4. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года. - Мн.: Амалфея, 1999.

5. Трудовое право Республики Беларусь / В.А. Круглов. - Мн.: Дикта 2004.

6. Штобер Р. Общее хозяйственно-административное право: Основы и принципы. Экономическая конституция. – Мн.: Амалфея, 2000.

7. Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций. – Мн.: Амалфея, 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: