1. Психофизиология как наука. Предмет и задачи психофизиологии. Роль психофизиологии в профессиональной деятельности социального работника.
2. Нервные и гуморальные механизмы регуляций функций.
3. Виды информационных сигналов внешней и внутренней среды.
4. Основные способы межклеточной коммуникации, их характеристика. Основные виды химических сигнальных молекул.
5. Понятие о молекулярных (клеточных) рецепторах и их лигандах. Функции мембранных рецепторов.
6. Лиганд-рецепторное взаимодействие. Вторичные посредники. Основные физиологические эффекты лиганд-рецепторного взаимодействия на уровне клетки.
7. Понятие о раздражимости и возбудимости. Возбудимые ткани Виды электрических сигналов в организме.
8. Потенциал покоя как основа для возникновения электрических сигналов. Механизмы поддержания потенциала покоя.
9. Рецепторный потенциал, его характеристика, механизм возникновения.
10. Современные представления о механизме и фазах развития потенциала действия.
11. Изменение возбудимости в процессе возбуждения. Рефрактерность. Лабильность.
12. Механизм проведения возбуждения по нервному волокну. Классификация нервных волокон.
13. Классификация синапсов, их физиологическая роль. Современные представления о механизме передачи информации в синапсах.
14. Роль нервной системы для жизнедеятельности организма. Координационная, интегративная и др. функции нервной системы.
15. Нейрон. Объединение нейронов в нервные цепи. Виды и функции нейронных цепей. Функции нейроглии. Понятие о гемато-энцефалическом барьере (ГЭБ).
16. Рефлекторный принцип функционирования нервной системы. Виды рефлексов. Рефлекторная дуга. Обратная связь, физиологическое значение.
|
17. Роль и виды торможения в ЦНС. Первичное и вторичное торможение. Понятие об интегративной деятельности нейрона.
18. Общие принципы координационной деятельности нервной системы (конвергенция, дивергенция, реципрокность, общий конечный путь, доминанта, обратная связь).
19. Физиологическое понятие нервного центра и ядра. Свойства и функции нервных центров.
20. Роль и функции вегетативной нервной системы. Сравнительная характеристика строения и функций соматической и вегетативной нервной системы.
21. Сравнительная характеристика строения и функций симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Синергизм и относительный антагонизм их влияний.
22. Функции спинного мозга. Основные спинальные рефлексы. Последствия повреждения спинного мозга.
23. Спинальный уровень регуляции мышечного тонуса. Изменение тонуса мышц при нарушении целостности различных звеньев рефлекторной дуги.
24. Функции продолговатого мозга и моста (жизненно важные центры, рефлекторная деятельность).
25. Функции среднего мозга.
26. Функции мозжечка и базальных ганглиев.
27. Понятие о многоуровневой системе регуляции мышечного тонуса, позы и движений.
28. Ретикулярная формация мозга. Участие ретикулярной формации в интегративной деятельности ЦНС.
29. Функции таламуса.
30. Функции гипоталамуса. Участие гипоталамуса в осуществлении интегративных функций головного мозга.
|
31. Современные представления о локализации функций в коре больших полушарий головного мозга.
32. Функциональная асимметрия коры больших полушарий у человека. Доминантность полушарий и ее роль в осуществлении ряда психических функций (речь, мышление и др.).
33. Понятие об органах чувств, сенсорных системах. Рецепторный отдел сенсорной системы. Классификация сенсорных рецепторов. Ощущение и восприятие.
34. Механизмы рецепции в первично- и вторично-чувствующих рецепторах. Аналоговое и дискретное кодирование информации в рецепторах.
35. Зрительная сенсорная система. Фоторецепция. Световая адаптация. Проводниковый и корковые отделы зрительной сенсорной системы. Центры зрения. Цветовосприятие и его нарушения. Роль движений глаз.
36. Слуховая сенсорная система. Механизмы восприятия и анализа звуков. Характеристика слуховой чувствительности человека.
37. Вестибулярная сенсорная система. Основные проявления раздражения вестибулярного анализатора (спинальные, глазодвигательные и вегетативные реакции).
38. Обонятельная и вкусовая сенсорные системы.
39. Современные представления о ноцицепции и центральных механизмах боли. Биологическое значение боли.
40. Антиноцицептивная система и проблемы зависимого поведения человека (наркомании). Нейрохимические механизмы антиноцицепции.
41. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), классификация, условия их реализации, физиологическая роль.
42. Закономерности образования и проявления классических и оперантных условных рефлексов. Динамический стереотип.
|
43. Центральные механизмы образования условных рефлексов. Их структурно-функциональная основа.
44. Научение. Его виды и механизмы
45. Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональных систем Анохина.
46. Мотивации. Классификация мотиваций, механизмы возникновения биологических мотиваций.
47. Психофизиология памяти. Виды памяти. Структуры ЦНС, ответственные за отбор, фиксацию и хранение информации. Виды амнезий.
48. Ориентировочный рефлекс и внимание. Их сходство и различия.
49. Понятие о ВНД (И.П. Павлов). Типы высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.
50. Психофизиологические концепции личности. Особенности личности согласно международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10).
51. Психофизиология эмоций: биологическая роль эмоций, нейроанатомия и нейрохимия эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций.
52. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс).
53. Психофизиология сна: фазы сна, изменения соматических и вегетативных функций в различные фазы сна, функции сна.
54. Первая и вторая сигнальные системы. Речь, функции речи. Функциональная асимметрия коры, связанная с развитием речи у человека. Центры речи.
55. Сознание. Понятие о физиологических основах сознания. Медицинские критерии оценки сознания человека.
56. Психофизиология мышления. Виды мышления.
57. Электромиография, динамометрия, их практическое применение.
58. Методы изучения функций ЦНС (электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов, рефлексометрия и др.).
59. Методы изучения функций зрительной сенсорной системы (цветовосприятие, движения глаз, поле зрения, острота зрения, зрительные иллюзии).
60. Методы изучения функции вестибулярной сенсорной системы.
61. Методы исследования слуховой сенсорной системы (аудиометрия, опыты Вебера и Риннэ).
62. Методы изучения вкусового анализатора. Определение порогов вкусовой чувствительности.
63. Методы оценки функционального состояния симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
64. Электороэнцефалограмма у детей раннего возраста и ее особенности.
65. Особенности цикла сон/бодрствование у детей в разные возрастные периоды: от рождения до года, от года и старше.
66. Понятие о развитии высших психических функций у детей.
67. Медиаторные системы мозга.
68. Психофизиология функциональных состояний человека.
69. Принцип психосоматических (и соматопсихических) связей. Большие психосоматозы и их место в практической деятельности социального работника.
70. Исследование индивидуальности как основа дифференциальной психофизиологии профотбора.