Административные правоотношения, правонарушения и наказания
Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.
Методы административного права
Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма.
Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности).
Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.
Особенности административных правоотношений.
Главной особенностью административно-правовых отношений является властный характер деятельности органов государственного управления, носят характер подчиненности.
Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, предполагается отношение субординации, что отличает эти отношения от гражданско-правовых. Отсюда важно установить положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений; права и обязанности субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей.
Основные особенности административно-правовых отношений:
- Они складываются в сфере государственного управления;
- Возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;
- Одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;
- Построены на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;
- Одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);
- Разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;
- Разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;
- Мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.
Элементы административного правоотношения.
Административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.
Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В административном правоотношении субъектами являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы:
- Индивидуальные субъекты:
- граждане России; иностранные граждане; лица без гражданства.
- Коллективные субъекты:
- Государственные организации:
- Органы государственной власти (государственного управления);
- Государственные предприятия, учреждения и их объединения;
- Структурные подразделения органов исполнительной власти.
- Негосударственные организации:
- Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
- Трудовые коллективы; Коммерческие структуры; Органы местного самоуправления.
- Объекты административно-правовых отношений – по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения.
Можно выделить три основных уровня управляемых объектов:
- Человек в проявлениях его сознания, поведения, деятельности. На этом уровне реализуются социальные роли.
- Коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности. Уровень реализации видов деятельности.
- Общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений. На данном уровне реализуются формы общественных отношений.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Определяющими для правонарушения являются следующие признаки:
- Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие;
- Антиобщественность – посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах;
- Противоправность – запрещенность деяния нормой административного права.
- Виновность – деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя.
- Наказуемость – деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права.
Виды административных правонарушений:
- в экономической сфере:
- в области охраны собственности;
- в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
- в промышленности, строительстве и энергетике;
- в области связи и информации;
- на транспорте;
- в сельском хозяйстве;
- ветеринарии и мелиорации земель;
- в предпринимательской деятельности;
- таможенные правонарушения;
- в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
- в социальной сфере:
- посягающие на права граждан;
- посягающие на здоровье населения;
- в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучие населения;
- общественную нравственность;
- в административно-политической сфере:
- посягающие на институты государственной власти; против порядка управления;
- связанные с защитой государственной границы;
- нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;
- посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
- нарушения воинского учета; в области дорожного движения.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.