Тема: Семья как социальная группа. Функции семьи




Задание: составьте развернутый план лекции

Семья - это малая социально - психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Основными психологическими характеристиками семьи как социальной группы являются следующие:

- состав и структура; индивидуальные характеристики членов семьи (демографические, психологические, физиологические);

- воспитание и образцы поведения в родительской семье;

- предшествующий брачный опыт супругов;

- объем и структура семейного взаимодействия;

- ролевое поведение, установки и ожидания;

- структура власти (авторитет и лидерство);

- характер и структура семейного общения;

- структура родственных связей.

Внутри семьи выделяются два основных вида социальных отношений: супружеские (брачные отношения между мужем и женой) и родственные (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками). Но при более глубоком анализе семьи мы можем обнаружить много других видов семейных отношений: родительских, детско-родительских, сибсовых, экстравзаимоотношений (отношений с окружающим социальным пространством).

Таким образом, можно утверждать, что семья - это социальное пространство, в котором протекает большая часть жизни каждого человека, где он на разных этапах своей жизни выступает в разных социальных ролях и овладевает различными видами взаимоотношений, соответствующих этим ролям.

Считается, что семья обладает 4 основными характеристиками:

1.Семья – это ячейка (малая социальная группа) общества

2.Семья – это важнейшая форма организации личного быта

3.Семья – это супружеский союз

4.Семья – это многосторонние отношения супругов с родственниками, живущими вместе и ведущие общее хозяйство

Брак рассматривают как исторически меняющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, с помощью которых общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, а также установление их супружеские и родительские права и обязанности. В различных обществах существует определенный возраст для вступления в брак, процедура оформления брака и расторжения брака (заключение брачного контракта). Брак часто рассматривают как систему отношений между мужчиной и женщиной, которые по характеру имеют явно выраженный эмоциональный компонент и их возникновение и развитие, стабилизация и распад во многом зависят от эмоциональной устойчивости супругов, их мотивации, их системы ценностей. По Юнгу: Брак – как психологические отношения имеют свои особенности: Цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний. Счастливый брак создается только через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые. Возможность установления психологических отношений происходит только во 2-ой половине жизни. Конфликтная атмосфера является непременным условием осознания. Эмпирически было выявлено, что особое значение в развитии семейных отношений имеют жизненные стратегии партнеров: Внутренний, внешний контроль или локус-контроль. Эгоизм, альтруизм (социоцентризм). Ориентация на общественные нормы или ориентация на себя. Принятие противоречий или их непринятие. Чувство собственного достоинства или неверия в себя.

Формы брачно-семейных отношений: Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы, т.е. оба супруга четко представляют, что они хотят от брака и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта, т.е. партнеры стремятся извлечь из брака одностороннюю выгоду. Брачно-семейные отношения по принуждению, когда один партнер прессингует другого. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. Брачно-семейные отношения на основе любви (присутствует принцип добровольности, сознательности)

Этапы развития семьи: Существуют разные подходы к пониманию жизненного цикла семьи и построение периодизации такого цикла. В современной отечественной психологии существует периодизация Васильевой, которая выделила 5 стадий жизненного цикла семьи: 1. Зарождение семьи до рождения ребенка.

2. Рождение и воспитание детей.

3. Окончание выполнения семьей воспитательных функций.

4. Дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи.

5. Супруги живут отдельно или с детьми, имеющими собственные семьи.

Периодизация развития жизненного цикла Хилла: Стадия монады (возникновение симпатии, период ухаживания). Стадия вступления в брак. Рождение ребенка. Проживание с ребенком до подросткового возраста. Стадия «вылета детей из гнезда». Стадия смерти одного из супругов. Развитие семейных отношений и выделение этапов развития семьи происходит также на основе выделения кризисов семьи. Эмпирически установлено, что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция кризисов и конфликтов.

Типология семейных кризисов, предложенной Вирджинией Сатир, выделены следующие этапы развития семейных отношений и сопровождающие их кризисы:

1.Зачатие, беременность и рождение ребенка.

2.Начало освоение ребенком человеческой речи.

3.Ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе.

4. Ребенок вступает в подростковый возраст.

5.Ребенок становится взрослым и покидает дом. Это родителями оценивается как потеря.

6. Молодые люди женятся и в семью входят новые родственники.

7. Наступление климакса в жизни женщины и потеря репродуктивного возраста.

8.Уменьшение сексуальной активности у мужчин.

9.Родители становятся бабушками и дедушками.

10.Умирает один из супругов

Классификация цикла жизни семьи строится по соответствующим им задачам (на каждом этапе решается своя задача).

1. Добрачные общения: достигается частичная материальная независимость от генетической семьи, приобретается опыт общения с другим полом, выбирается браный партнер, приобретается опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним. Заканчивается браком и принятием супружеских ролей.

2. Этап медового месяца: принятие изменений в интенсивности чувств партнеров, установление психологически-пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении бытовых вопросов семьи, первичное соглашение семейных ролей.

3. Этап молодой семьи: решается вопрос либо о возвращении семьи в профессиональную деятельность, либо вопроса продолжения рода, рождения ребенка. На современном этапе очень значимым вопросом является проблема карьерного роста жены. В конце этого этапа происходит решение задач, связанных с отцовством и материнством, в частности разделении социальных ролей, материально-обеспеченных условий новой семьи, приспособлении к большим физическим, психологическим нагрузкам, недостаточной возможности побыть в одиночестве.

4. Этап зрелости: успешное выполнение своих функций. Задачи: создание новой структуры отношений, т.к. на предыдущем этапе она пополнилась новым членом, а на данном этапе происходит формирование личности, соответственно меняется роль родителей. Кроме удовлетворения безопасности, опеки ребенка родители должны обладать способностью воспитывать и организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи.

5. Этап семьи и детей старшего возраста: возобновляются супружеские отношения и новое содержание в воспитательной функции – появляются внуки

Функции семьи. Социологи выделяют несколько функций семьи:

Репродуктивная: рождение потомства.

Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.

Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.

Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.

Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.

Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.

Социальная: социальный контроль.

Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.

Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.

Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: