Вопросы к государственному экзамену
Для студентов V курса
Направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
профиля подготовки «Менеджмент организации»
1. Экономические системы и институты. Основные модели экономических систем.
2. Рыночная система хозяйства: сущность, возникновение. Инфраструктура рынка, преимущества и недостатки рынка.
3. Закон спроса, закон предложения. Равновесная цена. Эластичность спроса и предложения.
4. Предпринимательская деятельность: сущность, формы, современные особенности.
5. Теория потребительского поведения. Правило максимизации полезности. Критерии безразличия, карта безразличия.
6. Основные макроэкономические показатели и методика их расчета.
7. Понятие макроэкономического равновесия. Совокупный спрос и совокупное предложение.
8. Экономические циклы: типология; фазы промышленного цикла; теории циклов.
9. Роль государства в рыночной экономике: классическая и кейсианская модели.
10. Денежный рынок. Спрос, предложение и равновесие на денежном рынке.
11. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика государства.
12. Современные деньги и их функции. Монетаристская политика государства.
13. Инфляция: сущность, причина, виды и типы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
14. Государственный бюджет. Дефицит и профицит госбюджета. Внешний долг.
15. Налоги и налоговый мультипликатор.
16. Экономическая нестабильность и безработица.
17. Конкуренция и монополии.
18. Предприятие как основное звено экономики. Классификация, порядок создания, имущество и капитал.
19. Основные фонды предприятия: сущность, состав, оценка, износ, показатели использования.
20. Оборотные средства предприятия: состав, нормирование, показатели использования.
21. Производительность труда: сущность и методика планирования ее повышения.
22. Производственный процесс и принципы его организации.
23. Производственный цикл: структура, длительность.
24. Поточное производство и расчет его параметров.
25. Планирование производства и реализации продукции.
26. Производственная мощность предприятия и методика ее расчета.
27. Себестоимость продукции: сущность, классификация затрат.
28. Методика калькулирования себестоимости продукции.
29. Формирование цен на продукцию: классификация цен, ценовая политика.
30. Понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции.
31. Сравнительная экономическая эффективность новой техники и технологии.
32. Оценка эффективности инновационного проекта.
33. Формы внешнеторговой деятельности предприятия: виды сделок; цены контрактов; формы расчетов.
34. Прибыль предприятия: сущность, порядок планирования и использования.
35. Налоги и платежи, вносимые предприятиями в бюджет и во внебюджетные фонды.
36. Система показателей эффективности производства и финансового состояния предприятия.
37. Эволюция менеджмента.
38. Менеджмент и его функции.
39. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга.
40. Теория человеческих потребностей А. Маслоу.
41. Процессуальные теории мотивации.
42. Методы сетевого планирования и управления. Критический путь. График Г. Ганта.
43. Теории управления о роли человека в организации.
44. Трудовые ресурсы, персонал и трудовой потенциал организации.
45. Философия управления персоналом (английская, американская, японская, российская).
46. Концепция управления персоналом.
47. Закономерности и принципы управления персоналом.
48. Принципы построения системы управления персоналом организации.
49. Методы управления персоналом.
50. Этапы организационного проектирования и их содержание.
51. Кадровое планирование в организации: сущность, цели, содержание, уровни.
52. Подбор и расстановка кадров.
53. Деловая оценка персонала.
54. Научная организация труда: сущность, содержание, принципы.
55. Организация обучения персонала.
56. Теория поведения личности в организации.
57. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала.
58. Управление конфликтами и стрессами.
59. Лидерство и руководство. Теории лидерства и модели лидерского поведения.
60. Процесс, принципы, виды, типы и формы маркетинга.
61. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации.
62. Организация маркетинговых исследований.
63. Сегментация рынка и диагностика конкурентной среды в системе маркетинга.
64. Стратегические решения в товарной политике.
65. Стратегии маркетинга с учетом ЖЦТ.
66. Комплекс маркетинга и его планирование.
67. Формирование службы маркетинга на предприятии: функции, структура, принципы построения.
68. Методика расчета точки безубыточности, запаса прочности и эффекта производственного рычага.
69. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении.
70. Виды и порядок осуществления процедур банкротства предприятия.
71. Сущность и структура организационных преобразований в антикризисном управлении (процессные, продуктовые, ресурсные и т.п).
72. Классификация и управление рисками: возможности, средства, факторы, методы их оценки
73. Моделирование и типы факторных систем.
74. Методы определения влияния факторов на изменение результативного показателя.
75. Исследование взаимосвязи между издержками и объемом производства с помощью методов маржинального анализа.
76. Анализ безубыточности производства.
77. Анализ структуры активов предприятия.
78. Анализ использования капитала предприятия.
79. Анализ использования оборотных средств предприятия.
80. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и производительности труда.
81. Анализ объема и структуры выпуска и реализации продукции.
82. Анализ затрат на производство.
83. Анализ рентабельности продукции.
84. Анализ формирования и использования прибыли.
85. Анализ структуры доходов.
86. Оценка рыночной позиции предприятия.
87. Методика анализа ликвидности и платежеспособности предприятия.
88. Методика оценки финансовой устойчивости предприятия.
89. Показатели и модели оценки деловой активности предприятия.
90. Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Зав. кафедрой, к.э.н., доцент Д. М. Трач