Результаты изучения психических функций следующие.




Внимание поверхностное, плохая концентрация, организующая помощь малоэффективна.


 




Манипулятивная функция рук ограничена: наблюдается нелов­кость пальцевой моторики, нарушение координации движений.

Ведущая рука правая.

Наглядно-действенное мышление: операционный компонент де­ятельности - сила, перебор пробы.

Образное мышление: картинки из двух, трех, четырех (горизон­таль-вертикаль) частей - методом зрительного соотнесения, из че­тырех (диагональ) методом проб, из пяти - перебор. Совершенно не может воссоздать целостный образ изображенного на картинке разре­занного предмета через представление.

Логическое мышление: практически все варианты выполнены не­верно. Задание выполняет путем угадывания. Не способен обосно­вать выбранный вариант решения. Причинно-следственные связи не улавливает.

Память:

кратковременная - 1,

долговременная - 0.

Речь: фраза отсутствует. Рассказ оформить не может. Фонемати­ческое восприятие грубо нарушено.

Отмечается очень низкая креативность в решении наглядно-образных задач.

Анализ результатов обследования показывает, что для того, что­бы помочь ребенку за оставшийся до школы год в формировании самых необходимых психических процессов и навыков деятель­ности, необходима организация специальных занятий по следую­щим основным направлениям:

• формирование координации и мелкой моторики;

• формирование произвольного внимания;

• формирование организованной деятельности с упором на пла­нирование и речевую регуляцию;

• формирование наглядно-образного и словесно-логического мышления (особое внимание на воссоздание целостного образа на основе представлений, решение наглядных и словесно-логических задач, понимание словесных инструкций и т.п.);

• развитие речи;

• формирование активной самооценки.

Мы указали лишь те направления работы с ребенком, с которых целесообразно начинать. Безусловно, в ходе занятий будут корри­гироваться и остальные несформиро-ванные качества. Следует сра­зу отметить, что к выполнению намеченного плана работы должны быть привлечены родители. Именно родители могут взять на себя заботу о развитии двигательной сферы ребенка. На прогулке, при выполнении различных домашних хозяйственных дел (поливка


цветов, вытирание пыли, мытье посуды и т.д.) совершенствуют­ся крупные и мелкие движения. Родителям необходимо регулярно заниматься с ребенком, используя и специальные упражнения для укрепления мышц рук, развития мелкой моторики пальцев. Для этих целей полезны такие упражнения: лепка из глины, пластили­на; сжимание поочередно левой и правой рукой сначала не тугих, а затем более тугих резиновых предметов (груши, мяча, эспандера и т.п.); шнуровка, развязывание узелков, нанизывание на проволоку пуговиц и т.п.; открывание и закрывание пузырьков; прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; обводка по контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу; штриховка, раскрашива­ние; вырезание; сгибание бумаги, упражнения с пальцами, занятия мозаикой и др.

Психолог, планируя работу с родителями, должен: во-первых, сообщить родителям, какую литературу они могут использовать в работе с ребенком; во-вторых, дать советы по организации занятий. Эти занятия, как мы уже указывали, должны быть регулярными, носить занимательный характер, их нельзя превращать в дополни­тельные учебные задания. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься. Взрослому нельзя навязывать свои желания ребенку.

Важны также условия, в которых проводятся занятия. Некото­рые занятия могут проходить во время прогулок, но для форми­рования ряда психических функций необходима спокойная дело­вая обстановка, отсутствие отвлекающих факторов. Обязательным условием является создание ситуации успеха, поощрение ребенка, стимулирование его к дальнейшей работе.

Для того чтобы ребенок не огорчался при неудачах, необходимы своевременные и разумные меры помощи. Не рекомендуется сразу показывать ребенку, как нужно выполнять задание, делать работу за него, необходимо регулировать дозу помощи.

Занятия должны быть непродолжительными по времени, чтобы не вызывать утомления и пресыщения.

В-третьих, психолог должен дать советы по содержанию рабо­ты. Родителям нужно показать, как лучше пользоваться тем или иным предлагаемым материалом, помочь самостоятельно подоб­рать материал для занятий с учетом возраста и уровня общего и умственного развития ребенка.

Основными формами работы психолога с родителями и учите­лями являются как индивидуальные консультации, так и лекции, повышающие их психологическую компетентность, особенно в таких вопросах как организация межличностного взаимодействия детей в классе, в семье. Важное место в этой работе занимают

4 Зак. 74676


профилактика и предупреждение возможных конфликтных и пси-хотравмирующих ситуаций. Это относится и к созданию в школе охранительного психолого-педагогического режима, включающе­го правильное составление учебного расписания, дозированность, объем умственной и физической нагрузки, стиль обучения и т.д.

Психолог является связующим звеном в работе школьного пси­холого-медико-педагогического консилиума, обеспечивает единс­тво требований и преемственность в работе с детьми.

Проводя коррекционную работу непосредственно с детьми, пси­холог оказывает им помощь в период адаптации к условиям школы, классного коллектива и обеспечивает индивидуальный подход. За­нятия психолога не должны быть продолжением уроков, и исполь­зовать надо не учебный материал, а занимательный обучающий ма­териал из других источников. Допустимо использование заданий, разработанных на основе модификации известных психологических методик. Важно, чтобы ребенку было интересно и полезно. Вариан­ты таких зданий имеются во многих методических разработках (см. список литературы). Рекомендуем некоторые из них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: