Домашнее задание к практическому занятию по курсу «Риторика».




Риторика.

Основная литература:

1. Александров Д.Н.Риторика.- М., 2000.

2. Александров А.В. Риторика.- СПб., 2001.

3. Анисимов Т.В., Гимпельсов Е.Г. Современная деловая риторика.- М., 2002.

4. Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия.- М., 2002.

5. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.- М.,2003.

6. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах.- М.,2001.

7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика.- М., 2001.

8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи.- Ростов-на-Дону, 2003.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов.- Ростов н/Д, 2002.

10. Волков А.А.Курс русской риторики.- М.,2001.

11. Голуб И.Б. Основы красноречия.- М., 2000.

12. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.- М.,2001.

13. Клюев Е.В. Риторика.- М., 1999.

14. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики.- Орел: Изд.ОГУ, 1998.

15. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет.- М., 2002.

16. Кузнецов И.Н. Современная риторика.- М., 2003.

17. Митрошенков О.А. Эффективные переговоры.- М., 2000.

18. Романов А.А.Грамматика деловых бесед.- Тверь,1998.

19. Риторика: Учебное пособие / Сост. И.Н.Кузнецов.- М.,2006.

20. Секреты ораторского мастерства (Мудрые советы 22 самых известных и преуспевающих ораторов ХХ века).- Минск: Изд. «Попурри», 2003.

21. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать / Пер. с англ.- Ростов-на-Дону, 2002.

22. Стернин И.А.Практическая риторика.- М.,2003.

23. Стешов А.В. Риторика для лидера.- СПб., 2003.

24. Шейнов В.П. искусство убеждать.- М.,2001.

 

Дополнительная литература

1. Анисимова К.Л. Современная деловая риторика.- М.,2002.

2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения.- М.,1993.

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита.- М..1998.

4. Ивакина И.И. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов).- М., 2000.

5. Кузин Ф.А. Культура делового общения.- М.,1996.

6. Культура парламентской речи.- М.,1994.

7. Культура русской речи / Под ред.Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева.- М.,1998.

8. Леммерман Хайнц Уроки риторики и дебатов / Пер.с нем. – М., 2002.

9. Леммерман Хайнц. Учебник риторики. Тренировка с упражнениями.- М.,1999.

10. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать.- М.,1998.

11. Поварнин С.П. О теории и практике спора.- СПб, 1996.

12. Русская риторика. Хрестоматия / Авторы-составители Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяева.- М.,1998.

13. Стешов А.В. Дискуссия в образовательном процессе.- СПб.,2003.

 

 

Схема анализа устных выступлений.

 

Название темы выступления.

Формулировка цели.

3. Характеристика содержания:

а) соответствие теме, объективность, полнота, глубина, историзм, конкретность раскрытия темы, связь с современностью, научно-теоретический уровень;

б) степень информативности, соответствие потребностям аудитории, актуальность, новизна материала, доступность изложения;

в) убедительность выступления, аргументированность положений (например, опора на типичные факты действительности, статистические данные, практику, научные законы, ссылка на авторитеты, личные знания и опыт и др.), апелляция к интересам и потребностям аудитории.

4. Структура выступления:

а) наличие и соразмерность вступительной, основной и заключительной части;

б) правильность выбора метода развития мысли (индуктивный, дедуктивный, аналогия), метода изложения (объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый);

в) принципы и способы организации материала (проблемный, тематический, причинно-следственный, хронологический, ступенчатый, концентрический);

г) логичность изложения (развития мысли), непротиворечивость и определенность основных положений, последовательность мыслей, взаимосвязь положений вводной, основной и заключительной части).

5. Лингвистическая культура и мастерство речи:

- богатство словаря,

- соблюдение орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка,

- точность словоупотребления,

- ясность формулировок,

- понятность рассуждений,

- конкретность и лаконизм изложения,

- выразительность, образность, эмоциональность,

- средства речевой выразительности,

- техника речи (дикционная четкость, уместное паузирование, правильное дыхание, постановка логических ударений, средний темп речи, сила голоса, соответствуюшая ситуации общения и размерам аудитории.

6. Контакт оратора и аудитории:

- внешний вид оратора,

- мимика, жесты,

- поведение в процессе выступления,

- особенности общения со слушателями.

 

 

Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «Риторика».

1. Понятие риторики. Место и роль риторики в современном обществе.

2. Из истории становления риторики как науки и искусства. Риторика Древней Греции и Древнего Рима.

3. Развитие риторических традиций в России.

4. Принципы классификации публичных выступлений, их основные роды и виды.

5. Академическое красноречие, его жанрово-стилистическая характеристика.

6. Социально-политическое красноречие, его жанрово-стилистическая характеристика.

7. Особенности судебной речи.

8. Специфика социально-бытового красноречия.

9. Духовное красноречие.

10. Система стилей современного русского литературного языка.

11. Официально-деловой стиль, его языковая организация.

12. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля.

13. Публицистический стиль, его особенности.

14. Художественный стиль, его языковая специфика.

15. Языковые особенности разговорного стиля.

16. Композиция выступления. Характеристика основных частей композиционной структуры.

17. Требования к содержанию публичного выступления. Способы (приемы) изложения материала.

18. Аргументация. Разновидности аргументов.

19. Понятие культуры и мастерства публичной речи (соблюдение лингвистических и стилистических норм современного русского литературного языка, правильность, точность, ясность речи, богатство словаря; средства речевой выразительности).

20. Подготовка к публичному выступлению: этапы работы.

21. Личностные качества современного оратора.

22. Взаимодействие оратора и аудитории.

23. Понятие деловой риторики. Культура речи в процессе делового общения.

24. Культура спора, дискуссии, полемики.

25. Риторика государственного служащего. Требования к речи государственного служащего.

26. Разновидности (жанры) публичного выступления в практике государственного служащего.

 

Домашнее задание к практическому занятию по курсу «Риторика».

Задание 1.

1. Дайте определения указанным средствам речевой выразительности. Проиллюстрируйте примерами из газетных текстов или рекламы.

 

Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, эпитет, каламбур, гипербола, литота, сравнение, перифраз (перифраза), аллегория, риторический вопрос, риторическое восклицание, градация, парантеза, умолчание, парцелляция, эпифраз (присоединение), антифразис (ирония и мейозис), эвфемизм.

 

2. Познакомьтесь с развлекательной речью, составленной и произнесенной М.Твеном на банкете общества «Новая Англия» в Нью-Йорке 22 декабря 1876 года (дается с некоторыми сокращениями). Укажите признаки развлекательной речи и опишите средства речевой выразительности, использованные в контексте.

 

Погода в Новой Англии.

Господа! Я глубоко верю, что тот, кто сотворил нас, создает в Новой Англии всё- за исключением погоды. Не знаю, кто её делает, но мне думается, что это довольно неотёсанные подмастерья с фабрики Бюро погоды. Проходя обучение, они практикуются за харчи и одежонку на Новой Англии. Затем их продвигают и поручают изготовлять погоду для районов, где потребителю нужен товар получше, иначе он сделает заказ в другом месте.

В Новой Англии погода позволяет себе чрезмерное разнообразие, которое поражает воображение чужеземцев и даже вызывает у них сожаление. У нас она всегда деятельна, работает не покладая рук, вечно что-нибудь придумывает и испытывает на населении, чтобы только посмотреть, каково ему придётся. Но более всего она занята в весенний сезон. Весной за один день я насчитал до ста тридцати её видоизменений.

Почтенная старушка Теория Вероятностей за свои правильные предсказания пользуется хорошей и вполне заслуженной репутацией. Вы берёте газету и смотрите, как решительно и уверенно она рассчитывает, какая погода будет на Тихом океане, на юге, в центральных штатах, с каким горделивым сознанием своей правоты она шествует дальше, пока очередь не доходит до Новой Англии. Здесь хвост сразу опускается. Она не в силах предугадать, какая здесь будет погода. Объявить об этом можно с той же уверенностью, с какой сказать, сколько людей в Соединённых Штатах собираются стать президентами в ближайшем году. Приходится пораскинуть мозгами, и понемногу получается нечто вроде следующего: возможны – ветер юго-западный с отклонениями к югу, западу, востоку и в промежуточных направлениях; высокие и низкие показания барометра со стремительными скачками в зависимости от местности; местами дождь, снег, град, засуха с последующими и предшествующими землетрясением, громом и молнией.

Да, одно из самых драгоценных украшений погоды в Новой Англии – её обольстительное непостоянство. В одном можно быть уверенным – она предстанет перед вами во многих видах, как в большом богатом обозрении.

Поговорим о размерах погоды в Новой Англии. Обилие погод в явной диспропорции с вместимостью нашей небольшой территории. Погода так уплотнилась, что всё время натыкаешься на неё и можешь наблюдать, как она старается выбраться за пределы края и распространиться на сотни и сотни миль в соседние штаты. Новая Англия не в состоянии вместить одну десятую своей погоды. Вы слышите, как наш край трещит по швам, когда ему приходится особенно трудно?

Учтите, в своей речи я сделал только попытку воздать должное погоде в Новой Англии. Ни один язык не способен выполнить такую задачу. Однако после всего сказанного мне хотелось бы отметить одну-две особенности погоды (или, если хотите, её результаты), которые так дороги нам, местным жителям. Она покрывает свои долги чарующей красотой осенней листвы. Но она была бы в неоплатном долгу, если бы ещё не одна особенность, которая искупает все её дерзкие выходки. Это зимние бури, когда оголённые деревья покрываются снизу доверху льдом, прозрачным и сверкающим, как хрусталь; когда сучки и ветки увешаны ледяными бусинками, сосульками, звёздами – и всё дерево сверкает холодным блеском, наподобие алмазного плюмажа персидского шаха. Но выглянет солнце, пробежится ветер по ветвям – и ледяное убранство превратится в гранёные хрусталики, которые звенят, вспыхивают бесчисленными огоньками, непостижимо быстро переходящими из одного цвета в другой. Дерево блещет, как фонтан, ослепительно играя огнями драгоценных камней…В этом своя непревзойдённая красота, высшая красота и предел возможного и в искусстве, и в природе.

Из месяца в месяц у меня накапливаются досада и нелюбовь к нашей погоде. Но когда, наконец, начинаются зимние метели, я говорю: «Отныне прощаю тебя; мы – квиты, ты не должна мне ни цента; иди и греши побольше; твои маленькие слабости и недостатки – сущие пустяки… Ты самая очаровательная в мире погода!»

 

3. Прочитайте рассказ М.Зощенко «В Пушкинские дни», проанализируйте одну из речей о Пушкине (на выбор), укажите риторические ошибки в ее содержании и композиции (см. схему анализа устных выступлений), отметьте лингвистические и стилистические нарушения норм русского литературного языка.

4. Прочитайте рассказ В.Шукшина «Срезал» и укажите нарушения правил ведения спора, описанного в произведении. Как вы охарактеризуете этот спор? С какой целью он был затеян Глебом Капустиным?

5. Прочитайте текст выступления на собрании, найдите в нем ошибки и систематизируйте их. Напишите правильный вариант текста (каким он должен быть, по вашему мнению). Прежде, чем исправлять ошибки, определите ситуацию, цель и задачи оратора.

Значит, это я, честно говоря, позволю, понимаете, потратить, так сказать, две минуты на мое сообщение, как я болею душой, как профессионал, и преклоняюсь, значит, перед аудиторией за все ихние труды по менеджменту и всю работу фирмы, конечно, очень знаю, понятно.

Конечно, поэтому нужно, в общем, так сказать, послать ваши, можно сказать, образцы, значит, в дирекции на местах, и они, это, прийдут к вам обратно, вот.

Скажу одно: я не думаю, скажем так, начинать, уважаемые, сначала, а надо, значит, делать сначала, и всё, чего тут не понимать, понимаете?

А ещё, значит, вопросы встали за общий план, поговорили, или его совсем не делать, честно говоря. Да ради Бога, пусть бы кто и знал, а в кассе пусто, значит. В купе с образцами, деньги, честно сказать, могут сделать аврал, нежели чем закрывать филиал. Смотрите, я уже стихи выражаю, и будете персонал, который, как все говорят, «персона нан гранда».

Ну а теперь, честно говоря, хватит, серьёзно. Нет другой пути, как вверх и вперёд, взад – не пройдёт. И не на дядю, это значит, это сваливать, а только на себя. Мы профессионалы, так сказать.

Если есть вопросы, может быть, есть, то тут и отвечать не надо: всё, честно говоря, скажем, понятно, если нет умников и бездельников, которые не желают, вот и всё.

А все инженеры, так сказать, отделов, они, значит, останутся ещё, понимаете, ну хотя бы минут на 20 или, значит, 30, точно.

Спасибо, как говорится, вам, значит, за внимание, вот так. И, значит, займёмся делами повсеместно, чтобы нАчать, углУбить успехи и прИнять новые примеры для нашего фирменного процветания. Счастливой вам пути. Ехайте прямо и вперёд, и нечего смотреть, значит, повернув голову взад. Поэтому у меня и конец, понимаете, так сказать. Наша цель – более два миллиона рублей и ни грамма меньше. Вот.

 

 

Задание 2.

1. Поставьте ударения в данных словах. Проверьте по орфоэпическому словарю правильность выполнения задания.

 

Арахис, апостроф, алкоголь, бармен, благовест, возбуждено, премировать, нормировать, дефис, досуг, испокон, знамение, зубчатый, квартал, каталог, колледж, коклюш, красивее, щавель, туфля, маркетинг, нефтепровод, созыв, творог, христианин, эксперт, пасквиль, генезис, менеджер, фетиш, факсимиле, мышление, феномен, еретик, жалюзи, мастерски, наголо, обеспечение, втридорога, поутру, яслей, средства, должностей, завидно, донельзя, митинговый, индустрия, свекла, асимметрия, петля, кулинария, новорожденный, исповедание, упрочение, узаконение, подростковый, умерший, оптовый.

 

2. Определите значения следующих слов.

Альянс, афера, бизнес, брифинг, вакансия, гарант, демагогия, дивиденд, депозиты, дизайн, имидж, импичмент, инновация, карт-бланш, консалтинг, консенсус, конформизм, конфронтация, коррупция, легитимный, лоббизм, маркетинг, менеджмент, менталитет, мораторий, остракизм, охлократия, паблисити, рейтинг, стагнация.

 

3. Объясните значения фразеологических оборотов.

Камень преткновения, щекотливый вопрос, гордиев узел, троянский конь, авгиевы конюшни, между сциллой и харибдой, сизифов труд, притча во языцех, белая ворона, лебединая песня, крокодиловы слезы, прописать ижицу, после дождичка в четверг, попасть впросак, танталовы муки, зеленая улица, нить Ариадны, разделать под орех, точить лясы, горячая линия, горячие точки, черный нал, быстрые деньги.

 

4. Поставьте имена существительные мужского рода в форму множественного числа именительного падежа.

Бухгалтер, инспектор, лектор, директор, ректор, тренер, слесарь, шофер, токарь, прожектор, фельдшер, конструктор, торт, инструктор.

 

5. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от данных имен существительных.

Апельсины, баклажаны, бананы, буряты, валенки, граммы, грузины, осетины, казахи, калмыки, карелы, уланы, гусары, шпроты, томаты, сапоги, партизаны, шахматы, эполеты, болгары, амперы, гектары, ясли, дупла.

 

6. Поставьте глаголы, где это возможно, в форму первого лица единственного числа (например, читать – читаю).

Бороздить, смеркаться, вонзить, вынудить, грезить, громоздить, гудеть, дерзить, ездить, колесить, лазить, обезопасить, обессмертить, чудить, убедить, обессудить, очутиться ощутить, победить, предупредить, пылесосить, снабдить, сплотить, ютиться.

7. Спишите, ставя имена и фамилии в форму родительного падежа.

Симфонии (Дмитрий Шостакович, Вольфганг Амадей Моцарт); стихи (Лев Квитко, Булат Окуджава, Генрих Гейне); романы (Олесь Гончар, Шарлотта Бронте, Маргарет Митчел); статья (Симон Соловейчик); роли (Елена Соловей, Джульетта Мазина); модели (Энни Бурда); прыжок (Любовь Бурда); песни (Эдит Пиаф, Эдита Пьеха, Клавдия Шульженко, Адриано Челентано); проект (Доменико Трезини); трактат (Георгий Сковорода); выступления (Николай Суббота, Сергей Лев, Василий Дуб); визит (Фукуяма, Иосида); фильмы (Куросава); лекции профессора (П.Я.Черных, В.И.Петряго, К.Л.Петренко).

Я читал книги (Этель Лилиан Войнич, Любовь Кабо, Владимир Войнович, Вальтер Скотт, Француаза Саган, Луи Арагон, Артур Конан Дойл, Джордж Гордон Ноэль Байрон, Эрих Мария Ремарк).

 

8. Просклоняйте по падежам имена числительные триста, девяносто, полтора, тысяча восемьсот шестьдесят семь.

9. Определите род имен существительных и подберите к ним согласованные имена прилагательные (например, пони – м.р.; маленький пони).

Фламинго, кино, Токио, авеню, хинди, динго, какаду, Замбези, подмастерье, пенальти, салями, сулугуни, врач, декан, проныра, вуз, шампунь, мозоль, кюре, пюре, Алатау.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: