Юр лицом признается организация, к-я имеет в собст-сти, хоз ведении или оперативном управлении обособленное имущ-во и отвечает по своим обязательствам этим имущ, может от своего имени приобретать и осуществлять имущест и личные неимущест права, нести обяз-ти, быть истцом и ответчиком в суде.
К юр лицам относятся хоз товарищества и общ-ва, производст и потребит кооперативы, гос и муниц унитарные предп-я, в том числе дочерние предп-я, финансируемые собственником учр-я.
К юр лицам, в отн-ии к-х их учредители не имеют имущест прав, относятся общест и религ орг-ии, благотвор и иные фонды.
Юр лицо может иметь гражд права, соответствующие целям деят-ти, предусмотренным в его учредит д-х, и нести связанные с этой деят-тью обяз-ти.
Отдельными видами деят-ти, перечень к-х опред-ся з-м, юр лицо может заниматься только на основании спец разрешения.
Юр лицо м б ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных з-м. Решение об ограничении прав м б обжаловано юр лицом в суд.
Правосп-сть юр лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.
Право юр лица осущ деят-ть, на занятие к-й необх получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Виды юр лиц.
Хозяйственные товарищества и общества:
Общество с ограниченной ответственностью;
Общество с дополнительной ответственностью;
Акционерное общество;
Дочерние и зависимые общества.
Полное товарищество;
Товарищество на вере;
Производственные кооперативы;
Государственные и муниципальные унитарные предприятия:
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
Некоммерческие организации:
Потребительские кооперативы;
Общественные и религиозные организации (объединения);
Фонды;
Учреждения;
Объединения юридических лиц.
Классификация юр лиц:
По форме собственности имущественных вкладов:
· публичные - государственные и муниципальные;
· частные.
По целям деятельности:
· коммерческие, имеющие целью извлечение прибыли для распределения ее между участниками;
· некоммерческие, имеющие иные цели, извлечение прибыли для достижения этих целей.
По объему вещных прав на принадлежащее организации имущество — юридические лица, имеющие его:
· на праве оперативного управления: учреждения и казенные предприятия;
· на праве хозяйственного ведения: унитарные предприятия, кроме казенных;
· на праве собственности: все остальные юридические лица.
По характеру имущественных прав участников:
· имеющие вещное право на имущество унитарных предприятий, учреждений;
· имеющие обязательственные права на имущество хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, некоммерческих партнерств;
· не имеющие никаких прав на имущество остальных юридических лиц.
По степени ответственности участников по обязательствам юридического лица:
· отвечают в пределах своих вкладов в капитал: участники акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, коммандитисты товарищества на вере;
· отвечают дополнительно к вкладу в капитал: участники обществ с дополнительной ответственностью;
· отвечают субсидиарно к обязательствам юридического лица: учредители казенных предприятий и учреждений, полные товарищи, члены кооператива, члены ассоциаций (союзов).
Реорганизация юр лиц.
Реорганизация юридического лица регламентируется ст. 57 ГК.
Способы реорганизации юридических лиц:
· Слияние нескольких организаций в одну новую;
· Разделение организации на несколько новых;
· Присоединение одной организации к другой;
· Выделение организации из состава другой;
· Преобразование одной организации в другую, т, е. смена ею организационно-правовой формы.
Реорганизация проводится, как правило, добровольно по решению высшего органа управления организацией. Однако закон допускает при определенных условиях необходимость вмешательства компетентных государственных органов в реорганизацию коммерческих организаций. Так, антимонопольному органу предоставлено право:
· Запрещать слияние, присоединение и преобразование юридических лиц, если новый хозяйствующий субъект займет на рынке доминирующее положение;
· Требовать принудительного разделения (выделения) хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение, если их деятельность существенно ограничивает конкуренцию.
При невыполнении такого требования в срок суд назначает внешнего управляющего, который и проводит реорганизацию.
Поскольку реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, то в соответствии со ст. 60 ГК обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые вправе требовать от него прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.
В зависимости от способа реорганизации она оформляется либо передаточным актом при слиянии, присоединении, преобразовании, либо разделительным балансом при разделении, выделении согласно ст. 59 ГК. Реорганизация в соответствии с п.4 ст.57 ГК считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц при присоединении — в момент исключения присоединенного юридического лица из реестра.
Ликвидация юр лица.
Ликвидация согласно п. ст. 61 ГК — способ прекращения деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Согласно п.2 ст.61 ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.
В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется решением его компетентного органа (как правило, это общее собрание участников) в случаях:
· достижения целей своего создания;
· истечения срока своей деятельности;
· совместного с кредиторами признания лица несостоятельным и др.
В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется решением суда по иску компетентного государственного органа в случаях:
· осуществления им деятельности без соответствующей лицензии либо прямо запрещенной законом;
· неоднократного или грубого нарушения им законодательства;
· в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Порядок ликвидации юридического лица.
Орган, принявший решение о ликвидации согласно ст. 62 ГК:
сообщает регистрирующему органу о принятии решения для помещения соответствующей информации в реестр юридических лиц;
определяет порядок и сроки ликвидации;
назначает ликвидационную комиссию, к которой с этого момента переходят полномочия органа управления юридического лица.
Ликвидационная комиссия согласно ст. 63 ГК:
· публикует в прессе сообщение о ликвидации, порядке и сроке заявления претензий кредиторами не менее 2 месяцев, выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации;
· взыскивает дебиторскую задолженность;
· оценивает кредиторскую задолженность и принимает решение об удовлетворении или отклонении требований;
· составляет промежуточный ликвидационный баланс (актив — имущество, пассив — подлежащие удовлетворению требования);
· удовлетворяет законные требования в установленной законом очередности;
· после погашения кредиторской задолженности составляет окончательный ликвидационный баланс;
· распределяет оставшееся имущество между участниками, если иное не следует из закона или учредительных документов юридического лица.
Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который вносит соответствующую запись в государственный реестр юридических лиц. С этого момента согласно п.8 ст. 63 деятельность юридического лица считается прекращенной.
Ст. 64 ГК определяет порядок удовлетворения требований кредиторов.
Особенности ликвидации юридического лица в случае его несостоятельности установлены специальным законодательством о банкротстве.