Учебно-методические материалы по дисциплине
Б3.В.ОД.1.3 ПОЛИТОЛОГИЯ
Направление подготовки
44.03.05. Педагогическое образование
Профиль подготовки
История и обществознание
Степень выпускника
Бакалавр
Форма обучения
заочная
Новокузнецк 2017
Содержание
1. Характеристика дисциплины: цель, формируемые компетенции………………………......................2
2. Объем часов в летнюю сессию, форма контроля освоения компетенций ………………………….....3
3. Планы семинарских занятий, литература, методические рекомендации……………………………...3
4. Контрольная работа ………………………………………………………………………………………6
5. Экзамен ……………………………………………………………………………………………………8
6. Балльно-рейтинговая система по дисциплине ………………………………………………………..10
Цель дисциплины
Политологический курс имеет огромное значение в процессе подготовки педагогов, поскольку именно они призваны сыграть важнейшую роль в формировании гражданского самосознания школьников. То, как учителя эту роль исполнят, в значительной степени определяется уровнем их политической культуры, формирование которой является базовой задачей курса «Политология». Высшая школа должна воспитывать политически грамотных людей, способных рационально и критически оценивать политические феномены, делать осознанный политический выбор.
Цель дисциплины «Политология» - сформировать у студентов представления о закономерностях политического процесса, политической практики, теоретических конструктах, которые могут быть востребованы и использованы в реальной деятельности, связанной с воспитанием демократической системы ценностей российских школьников, формированием у них гражданской позиции.
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Политология», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы44.03.05 Педагогическое образование, профиль: История/обществознание:
В итоге освоения ООП бакалавриата обучающийся, освоивший дисциплину «Политология», должен продемонстрировать следующие результаты:
Код компетенции | Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине |
СКО -1 | Владение представлениями об основных элементах общественных подсистем, специфике закономерностей в экономической, социальной, политической и духовной сферах | Знать основные подходы к изучению общества Уметьанализировать социальные процессы на уровне макро и микросоциологии Владетьнавыками прогнозирования макросоциальных процессов и процессов межличностного взаимодействия |
СКО -2 | Способность описывать общественные явления в статике и динамике, выявлять характер и направление общественных изменений и прогнозировать их возможные последствия | Знатьтеории функционирования и изменений социальных феноменов; Уметьвыявлять характер и направление общественных изменений Владетьнавыками прогнозирования возможных последствий происходящих изменений |
СКО -3 | Готовность использовать общенаучные, специальные и эмпирические методы познания в учебно-исследовательской деятельности по обществознанию | Знатьобщенаучные, специальные и эмпирические методы изучения социальных явлений и процессов; Уметьиспользовать в практической жизни эмпирические и общенаучные методы исследования; Владетьпринципами социального анализа |
ОБЪЕМ ЧАСОВ И ФОРМА КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аудиторные занятия в летнюю сессию: 8 часов практических занятий
Форма итогового контроля: экзамен
С 2018г. введена балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов
II ЧАСТЬ
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема 1. Политические партии и партийные системы
1.Понятие политической партии. Генезис партии как политического института. М. Вебер об основных этапах развития партий. Дихотомное восприятие партий в обществе.
2.Признаки и функции политической партии.
3.Типы политических партий по разным основаниям: по особенностям внутренней организации и деятельности, по идеологии, по положению в политическом спектре, по отношению к правящему режиму, по представлениям о способах преобразования общества.
4.Партийные системы: понятие и типы. Достоинства и недостатки бипартийных и многопартийных систем.
5.Партийная система РФ. Особенности партогенеза в России. Нормативно-правовая основа деятельности партий. Российские партии власти конца XX –начала XXI века.
6.Алгоритм анализа политических программ
Литература:
Основная:
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (в последней ред.) [Электронный ресурс ]. - URL: https:// base.garant.ru›Федеральный закон
Баталов Э.Я. Девять вопросов претенденту или как анализировать предвыборные программы / Э.Я. Баталов // Российская Федерация. – 1995. - №17;
Гаджиев К. С., Примова Э.Н. Политология [Электронный ресурс ]: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2014. - 384 с. – URL: https://znanium.com/bookread.php?book=441099
3. Мухаев, Р. Т. Политология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Р. Т. Мухаев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 663 с. - URL: Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php?book=377238
Дополнительная:
Буюк Т.Р. Становление системы с доминирующей партией в современной России / Т.Р. Буюк // Вестник московского университета. – Серия 18. – Социология и политология. – 2009. - №4;
Выдрин Д.И. Многопартийность: «за» и «против»/ Д.И. Выдрин // Социально-политические науки.- 1990. №9;
Гаман-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: картель «хватай – всех» / О.В. Гаман-Голутвина // Полис.- 2004.- №1;
Глебова И.И. Партия власти / И.И. Глебова // Политические исследования.- 2004.-№2;