Как происходит формирование духовного и материалистического мировоззрений?




Урок 19. «Любовные отношения между преданными – связующая основа общины Вайшнавов».

 

 

В чём отличие общественного устройства преданных от материалистического общества?

 

1.1. Есть существенное отличие между материалистическим общественным устройством и развитым обществом преданных. Движущей силой в материалистическом обществе является стремление к чувственному наслаждению, или вожделение (кама), тогда как в обществе преданных главная движущая сила – это преданность Богу (бхакти). По-другому можно сказать, что материалистическое общество «эгоцентрично», тогда как общество преданных – «Богоцентрично». Очевидно, что в основе этих двух видов общественных устройств лежат различные типы мировоззрения.

Материалистическое общество способствует восходящему способу мышления – ароха-пантха, при котором человек опирается на свои несовершенные чувства и ум. Человек, с таким мировоззрением, движим гордостью и потому не способен ощутить присутствие Бога в своей жизни и, тем более, в жизни окружающего его общества. Напротив, в Божественном общественном устройстве, преданные практикуют нисходящий тип мышления – авароха-пантха, при котором они сознают, что их чувства и ум несовершенны, и потому полагаются на Высшего авторитета – Бога. Воля Бога нисходит к ним через посредство цепи ученической преемственности и проявляется через Гуру – духовного учителя, Садху – общество Вайшнавов, Шастры – подлинные священные писания. Таким образом, духовное мировоззрение основано на смирении, тогда как материалистичное – на гордости. В этом основное различие между ними.

 

Как происходит формирование духовного и материалистического мировоззрений?

 

2.1. В любом общественном устройстве существует идеологическая система, посредством которой происходит обучение и воспитание членов общества с целью формирования их мировоззрения. Сравним в таблице духовную и материалистическую идеологии, приводящие к формированию духовного или материалистичного мировоззрений (разделы знаний представлены в порядке их важности, с точки зрения духовного или материального мировоззрений):

 

  Духовное мировоззрение Материалистичное мировоззрение
1. Религия – раскрывает Бога, как Абсолютную Истину – источник всего сущего и причину всех причин. Всё исходит из Него. Он - Тот, кто наслаждается всем, является Владыкой всего сущего и добрый друг всех живых существ. Мирская религия – Одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Зачастую религия играет роль некой «отдушины» и является больше приставкой к жизни человека, нежели сутью его жизни.
2. Философия – объясняет, как Бог является источником всего сущего и как всё связано с Ним (самбандха), а также какова высшая цель человеческой жизни (прайоджана) и каким способом её можно достичь (абхидхейа). Философия – Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Помогает разрешить неудовлетворённость, неминуемо возникающую у человека, идущего путём материального развития. Различные материалистичные философы построили философские концепции, отвечающие разным запросам людей.
3. Социология – Наука о закономерностях развития и функционирования богоцентричного (дайви-варнашрама) общественного устройства и взаимоотношениях между членами общества, которые помогают друг другу в достижении высшей цели жизни. Социология – Наука о закономерностях развития и функционирования эгоцентричного общества, построенного по принципам материальной экономики и ставящего своей целью увеличение чувственных наслаждений
4. Психология – объясняет, что правильно, а что нет, на основе этой высшей цели жизни, и помогает решать тонкие психологические проблемы, возникающие на пути человека, идущего по духовному пути развития, на основе ценностей, исходящих из Абсолютного источника. Психология – Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности человека.  
5. Физиология – Наука о жизнедеятельности организма и система ценностей, позволяющая поставить физиологию человека в определённые рамки, чтобы он мог продвигаться к высшей цели жизни. Физиология – Наука о жизнедеятельности организма различных живых существ, его клеток, органов, функциональных систем, и о совокупности жизненных процессов, происходящих в организме и его частях.
6. Биология – описывает различные формы жизни и эволюцию души. Биология – Наука о живой природе и о закономерностях органической жизни. Рассматривает различные биологические виды тел. Теория эволюции Дарвина является продуктом этой науки.
7. Химия – рассматривает сложные химические соединения, из которых состоят различные материальные тела и объекты. Химия – Наука о составе, строении, свойствах веществ и их превращениях. Т.е. химия рассматривает более сложные соединения, состоящие из множества различных атомов.
8. Физика – рассматривает мельчайшие частицы – атомы, из которых состоит материальный мир. Физика – наука о свойствах и строении материи, о формах её движения и изменения, об общих закономерностях явлений природы. Изучает строение и состояние атомов. Человеку объясняют, что всё происходит благодаря соединению атомов, притягивающихся друг к другу из-за электрического заряда.
  Цель жизни: Развитие чистой любви к Богу и возвращение в своё изначальное положение в духовном мире. Цель жизни: Расширение чувственного наслаждения
  Движущая сила в обществе: Бхакти – «любовь и преданность к Богу и Его преданным» Движущая сила в обществе: Кама – «вожделение», или жажда чувственных наслаждений
  Результат: Возвышение сознания и увеличивающееся блаженство Результат: Деградация сознания и увеличивающиеся страдания

 

Из таблицы можно увидеть, что эти два типа мировоззрения прямо противоположны, - один из них ведёт к возвышению сознания, а другой к деградации. Поскольку у людей, обладающих этими типами мировоззрений, разные цели и ценности, - неудивительно, что они нередко приходят в конфликт друг с другом. Поэтому, чтобы идти по духовному пути развития, человеку очень важно иметь поддержку общества преданных, которые разделяют с ним его взгляды и дают необходимую поддержку и заботу.

Эти два вида мировоззрений порождают два вида отношений между людьми – материальные и духовные. Существует также промежуточный вид отношений, служащий ступенью между ними.

 

На чем основаны материальные и духовные отношения и какова промежуточная ступень между ними, взойдя на которую человек может преобразовать материальные отношения в духовные?

 

3.1. Низший тип отношений основан на каме – «вожделении». В них всегда присутствует эгоизм и желание эксплуатировать других. Поэтому, такие отношения никогда не бывают глубокими и всегда кратковременны.

Высший тип отношений основан на любви, которая, в отличие от вожделения, всегда бескорыстна. Такие отношения вечны и возможны только в связи с Богом.

 

«Родство душ может быть установлено через родство со Сверхдушой. Смотреть в темноте – ещё не значит видеть. Но смотреть при свете солнца, значит видеть и солнце, и всё то, что было невидимо в темноте».

Шримад-Бхагаватам 1.8.42. комментарий Шрилы Прабхупады

3.2. Промежуточный же тип отношений основан на уважении. Поскольку практически невозможно с уровня низшего типа отношений сразу же возвыситься на уровень отношений в любви, поэтому вначале, по крайней мере, нужно подняться на уровень уважения. Уважение – это фундамент для развития любви.

И хотя при этом у человека ещё остаётся некоторая корысть, однако, уважая чувства и желания других, он постепенно очищается. Он сознательно ставит себя в рамки и руководствуется в своих отношениях указаниями Гуру, Садху и Шастр. Постепенно, по мере очищения, такой человек развивает свою любовь к Богу и другим живым существам и достигает высшего уровня отношений. Следует отметить, что любовь к Богу и любовь к окружающим – это взаимосвязанные понятия.

Если человек не имеет любви к Богу и при этом проявляет любовь к окружающим – это означает, что им движет какая-то корысть. И, с другой стороны, если человек демонстрирует свою любовь и преданность Богу, но при этом проявляет ненависть к окружающим его живым существам – это признак того, что у него нет любви к Богу, и что им также движет какая-то личная корысть. Если же человек, находясь на промежуточном уровне отношений, пренебрегает руководством Гуру, Садху и Шастр, тогда он, побуждаемый вожделением, будет постепенно снижать свой уровень морали, и скатится на низший, животный уровень отношений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: