Типовые образцы тестовых заданий для проведения текущего контроля




Организационно-методические рекомендации по написанию

И оформлению реферата

 

Структура реферата

Для реферата характерно следующее структурное построение:

· план;

· краткое введение;

· изложение содержания рассматриваемой темы (как правило, в двух параграфах);

· заключение (выводы);

· библиографический список.

План работы составляется после уяснения темы реферата и изучения литературы.

Во введении необходимо раскрыть цель работы, актуальное значение рассматриваемых проблем. При формулировке цели и задач реферата следует обозначить основной вопрос, решению которого посвящена работа. Характеристика актуальности выбранной темы предполагает осмысление положений и доводов, свидетельствующих в пользу её научной и прикладной значимости.

Основная часть реферата – это содержательный раздел, в котором раскрываются основные понятия, сущность проблемы, степень её изученности в трудах отечественных и зарубежных исследователей, состояние проблемы в современной теории и практике. Данный раздел должен продемонстрировать знание существа темы, владение изученным ранее и использованным при подготовке учебным, монографическим, периодическим материалом. Если студент сталкивается с многообразными точками зрения на рассматриваемую проблему, то он должен изложить и собственное суждение по данному вопросу. В целом изложение темы должно носить законченный характер.

Заключение содержит выводы и (по возможности) определенные рекомендации. Обобщающий раздел отражает степень и качество выполнения реферата.

К наиболее характерным недостаткам и ошибкам, которых следует избегать при написании реферата, относятся: поверхностное изложение основных теоретических положений; механическое комбинирование или дословное переписывание разделов учебников, компиляция монографий, журнальных статей; использование устаревшей литературы; отсутствие чёткой структуры; непоследовательность в изложении. При организации материала следует стремиться их избегать.

Библиографический список составляется в соответствии с фамилиями авторов литературных источников. Если автор источника не указан в списке (при наличии многих авторов, в случае, если приводится указание сборника статей или материалов, не обладающих индивидуальным авторством), в алфавит выстраиваются названия источников.

Далее следует:

· заголовок описания (фамилия и инициалы автора или наименование организации);

· заглавие по титульному листу без кавычек;

· издание (фактическое издание; 2-я ред., 3-е изд. испр. и доп. и т. д.);

· выходные данные (место издания, наименование издательства, год издания – по титульному листу)

Пример: Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: УРАО, 1997.

Особое внимание следует уделить составлению библиографического списка, который должен оформляться строго в соответствии со специальными правилами, содержащимися в стандарте.

 

Правила составления библиографического списка

Библиографический список состоит из библиографических описаний.

Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.

По тому, с какого элемента начинается библиографическое описание – с заголовка, которым может служить имя индивидуального автора (Иванов И.И.), или с основного заглавия издания, различаются два вида библиографического описания: 1) под заголовком; 2) под заглавием. Их выбор определяется числом авторов, наличием сведений об авторе (авторах).

Библиографическое описание под заголовком составляется на издания:

1. одного, двух, трех авторов;

2. сборники произведений одного, двух, трех авторов без общего заглавия.

Библиографические записи под заглавием составляются на издания:

1. четырех и более авторов;

2. не содержащие сведений об авторе (авторах), имя которого не удалось установить по другим источникам;

3. представляющие собой сборники произведений разных авторов или разных материалов с общим заглавием, подготовленные составителем (составителями), в том числе справочники из подобранного составителем материала, текущие библиографические указатели, библиографические памятки и списки, антологии, сборники документов, официальных и архивных материалов и т. п., а также написанные составителями, приравниваемыми к авторам (т.е. такими, которые не просто подобрали материал, а обработали его или написали на основе какого-то другого, – составители справочников, словарей, учебников и учебных пособий, в том числе хрестоматий, так называемых книг для чтения, сборников упражнений, путеводителей; монографических изданий, реферативных обзоров, сборников обработанных произведений народного творчества и т.п.), если фамилия составителя (составителей) указана после заглавия издания со словами составитель или составил и т.п.

4. официальные и нормативно-инструктивные издания ведомств, учреждений, предприятий и т. п.

После того как выбор первого элемента сделан, указываются следующие сведения:

Заголовок (фамилия и инициалы автора или наименование организации).

Например:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб, пособие / И.Ю. Кулагина. – 2-е изд. – М: УРАО, 1997.[1]

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. / И.А. Зимняя. — М: Логос, 2002. – 378с.

3. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Отчетная археологическая сессия (2002). Отчетная археологическая сессия за 2002 год: тез. докл. / Гос. Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – 62 с.

 

· Если же заголовка нет, то описание начинается с заглавия, которое списывается с титульного листа без кавычек.

Например:

1. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве / под общ. ред. С.М. Хентовой. – М.; Л., 1966.

2. Эстетическое воспитание в школе искусства / сост. П. Халабузарь. – М.: Просвещение, 1998.

 

· Сведения, относящиеся к заглавию (жанр, даты и названия мест, относящихся к заглавию, а также количество томов (книг) вышедшего издания).

Например:

Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: учеб, пособие / Г.М. Цыпин. – М., 1975.

Голубовская Н.И. В Петербургской консерватории / Н.И. Голубовская // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. – 2-е изд., доп. Л.: Музыка, 1988. – Кн. 2. – С. 55-59.

Шуман Р. О музыке и музыкантах: собр. ст.: в 2 т. / Р. Шуман; сост., вступ. ст., коммент. Д. Житомирского. – М.: Музыка, 1979. – Т.1.

 

· Сведения об ответственности (если нет автора, но есть составитель или редактор), а также учреждение (организация), выпустившее книгу.

Например:

На уроках Антона Рубинштейна / ред.-сост. Л.А. Баренбойм. – М.; Л., 1964.

 

· Обязательные сведения (3-е изд., испр. и доп.; 2-я ред. и т.д.).

Например:

Соколова О. Сергей Васильевич Рахманинов / О. Соколова. – 3-е изд. – М., 1990.

· Выходные данные (место издания, наименование издательства и год издания). Эти сведения списываются с титульного листа.

Например:

— М.: Композитор, 2004.

— СПб., 2005.

— М.; Л., 1969.

 

· Принятые сокращения мест издания

Ленинград (с 1924 по 1991 г.) Л. Петроград (1914-1924) Пг

Москва М. Ростов-на-Дону Ростов н / Д

Нижний Новгород Н.Новгород Санкт-Петербург СПб.

Петербург (до 1914 г.) Пб. (до 1914 и с 1991 г.)

 

· В описаниях на западно-европейских языках сокращения названий наиболее крупных городов применяются только для прикнижных указателей с большим числом библиографических описаний на иностранных языках. Например:

London – L.; New York – N. Y.; Paris – Р.

 

· При описании отдельного тома, выпуска или части многотомного или продолжающегося издания необходимо указать номер тома, выпуска или части. Обычно их проставляют после года издания.

Например:

Шуман Р. О музыке и музыкантах: собр. ст.: в 2 т. / Р. Шуман; сост., вступ. ст., коммент. Д. Житомирского. – М.: Музыка, 1979. – Т.1. – С. 21-30.

Овчинников М. Опыт исследования в фортепианном классе вокально-хоровых навыков учащегося / М. Овчинников // Вопросы музыкальной педагогики / ред.-сост. В.А. Натансон, Л.В. Рощина. – М.: Музыка, 1984. – Вып. 5. – С. 18-32.

Сольфеджио: программа/ сост. Н.Г. Тимакова. – Челябинск: ЧИМ, 1998. – 4.1. – 30 с.

 

· Количество страниц (например: — 380 с.) или номера страниц, на которых размещен использованный материал (например: — С. 5-15.).

 

· Если описывается газет или журнал, то порядок описания следующий:

• автор статьи (Зятьков И.),

• заглавие (название статьи);

• через косую черту снова – автор (/ Н. Зятьков);

• название газеты;

• год издания;

• номер выпуска, дата;

• номера страниц, на которых размещена статья.

 

Например:

1. Зятьков Н. Майя и Родион о музыке и душе / Н. Зятьков // Аргументы и факты. – 2003. - №45 (10-15 сект.).

2. Гаврилов А.В. Как звучит? / А. Гаврилов // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта (№ 10-11). – С. 2.

3. Леонтьева О.Т. «Крейслериана» / О.Т. Леонтьева // Сов. музыка. – 1960. - № 6.

· Описание нотного издания

 

Эшпай А.Я. Квартет [Ноты]: для 2 скрипок, альта и виолончели / Андрей Эшпай. — Партитура и голоса. – М.: Композитор, 2001. – 34 с.

 

· Описание статьи из сборника

Игумнов К. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста: из бесед с психологами / К. Игумнов // Вопросы фортепианного исполнительства / сост. и общ. ред. М. Соколова. – М., 1973. – Вып.З.

 

Библиографический список должен быть пронумерован и составлен в алфавитном порядке.

 

Оформление реферата

 

Так как реферат представляет собой рукопись, то он должен быть оформлен в соответствии с правилами оформления машинописных рукописей, напечатанных на пишущей машинке или набранных на компьютере:

· формат бумаги А4 (размер 210х297 мм.);

· текст печатается только с одной стороны;

· межстрочный интервал – 1,5;

· число строк на странице – 28-30;

· шрифт – Times New Roman (при компьютерном наборе);

· выравнивание текста - по ширине;

· обязательны поля: верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм;

· номера страниц проставляются внизу и по центру, начиная с Введения (на этой странице ставится цифра «3») и далее по порядку до конца работы;

· заголовки сверху и снизу отделяются от текста дополнительным интервалом;

· каждый раздел (введение, главы, заключение и т.д.) начинается с новой страницы.

Реферат начинается с титульного листа, затем следуют план, главы, заключение, библиографический список.

Титульный лист работы должен содержать название темы, информацию об авторе, научном руководителе, название города и год написания (см. Приложение 1).

В академических работах особое значение имеют цитаты. При их использовании необходимо давать ссылки на источник цитируемого материала. Цитируемый текст должен приводиться в кавычках, без искажений особенностей авторского написания. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, имеющий точное библиографическое описание. Оформление ссылок может быть либо внутритекстовое, либо подстрочное.

Если цитата приводится дословно, то кроме номера источника, в скобках проставляется и страница. Например: Л.С. Выготский справедливо полагал, что «……………» [9, с. 246]. Где 9 – номер источника в библиографическом списке реферата, а 246 – страница.

Подстрочные ссылки содержат сведения, необходимые по ходу чтения, помещенные внизу страницы, над основным текстом. Они более удобны для повторного поиска и в меньшей степени отрывают от текста, чем затекстовые. Первичная подстрочная ссылка должна включать в себя все обязательные элементы описания. Даже если часть элементов (например, фамилия автора) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. Это поможет избежать недоразумений, а самое главное, не придется, наводя справку, разыскивать недостающие элементы в основном тексте, что было бы очень неудобно для читателя.

Когда в основном тексте упомянута фамилия автора и заглавие произведения, т.е. приведена первая часть аналитического описания, в подстрочной ссылке можно и целесообразно ограничиться описанием только издания, т.е. второй частью аналитического описания.

Например:

В тексте: Это прекрасно выразил Б. Полевой в своей книге «Мы – советские люди».1

В библиографической ссылке:

1 – М., 1950. – С. 26-36.

При написании реферата особое внимание следует уделить языку и стилю изложения. Научная речь подразумевает использование профессиональных и научных терминов, развернутое построение предложений, безличный тон повествования. Для более детального изучения специфики академического стиля изложения учащимся можно рекомендовать студентам работу А.К. Демидовой «Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы». – М.: Русский язык, 1991.

 

Задание №2. Письменно ответить на тестовые задания.

Типовые образцы тестовых заданий для проведения текущего контроля

Задание: выбрать один правильный ответ на поставленный вопрос из четырех предложенных вариантов. Выбор отметить знаком или подчеркиванием.

 

1. Апперцепционность музыкального восприятия предполагает:

а) Отсутствие эмоциональных реакций при восприятии музыки

б) Зависимость музыкального восприятия от прошлого опыта

в) Неумение понимать воспринимаемую музыку

 

 

2. Какие из перечисленных свойств внимания являются наиболее важными в музыкально-исполнительской деятельности:

а) Концентрированность

б) Объем

в) Распределяемость

г) Устойчивость

д) Переключаемость

 

3. Музыкально-слуховые представления составляют основу:

а) Гармонического слуха

б) Мелодического слуха

в) Внутреннего слуха

 

4. В музыкально-исполнительских движениях доминирующую роль играет:

а) Быстрота

б) Точность

в) Координация

 

5. Психологическая совместимость как необходимое условие ансамблевой игры предполагает:

а) Совместимость темпераментов и характеров ансамблистов

б) Единство художественных вкусов и интересов

в) Одинаковую профессиональную подготовку участников ансамбля

г) Одинаковый возраст ансамблистов

 

6. В каком виде музыкальной деятельности рефлексия наиболее неуместна?

а) Подготовка к выступлению

б) В педагогической деятельности

в) Публичное выступление

 

7. В основе музыкальной импровизации лежит:

а) Творческое мышление музыканта

б) Хорошее знание гармонического языка

в) Хорошее знание музыкальных стилей

 

8. Назовите наиболее востребованные волевые качества музыканта в ситуации публичного выступления?

а) Решительность

б) Инициативность

в) Выдержка

г) Самообладание

д) Настойчивость

е) Самоконтроль

 

9. Каким образом влияет высокая психическая реактивность музыканта на его публичное выступление?

а) Повышает эстрадно-музыкальное волнение

б) Заметно снижает боязнь сцены

в) Формирует привычку к своему эстрадному самочувствию

 

10. Волевое поведение музыканта определяет:

а) Успешность предконцертной подготовки

б) Успешность сценического выступления

в) Успешность преодоления эстрадного волнения

 

11. Принцип доступности музыкального обучения предполагает:

а) учет возрастных особенностей учащихся;

б) учет индивидуального развития учащихся;

в) степень подготовки учащихся.

 

12. Какие виды наглядности используются в музыкальном обучении?

а) зрительная;

б) словесная;

в) звуковая.

 

13. Что означает понятие «метод обучения»?

а) разовое действие, направленное на реализацию задач образования;

б) способ взаимодействия преподавателя и учащегося, направленный на достижение цели обучения;

в) исходная закономерность, которая определяет организацию учебного процесса.

 

14. Выбор методов музыкального обучения зависит от:

а) содержания музыкального материала;

б) возрастных особенностей учащихся;

в) этапов усвоения учащимся музыкального материала;

г) способностей учащихся к познавательной и творческой деятельности.

 

15. Укажите возможности игровых методов обучения:

а) развитие познавательной сферы учащихся;

б) развитие эмоциональной саморегуляции учащихся;

в) расширение кругозора, формирование умений и навыков;

г) приобщение к нормам и ценностям общества.

 

16. Что относится к средствам обучения?

а) музыкальный репертуар, инструментарий, аудиозаписи, видеозаписи;

б) музицирование, концерты, конкурсы;

в) беседа, рассказ, объяснение, демонстрация.

 

17. Какая форма организации учебного процесса является специфической для музыкальных учебных заведений?

а) индивидуальная;

б) индивидуально-групповая;

в) коллективная.

 

18. Основными факторами индивидуального обучения музыке являются:

а) фактор вариантности;

б) фактор импровизационности;

в) фактор систематичности.

 

19. Как называется специфическая форма учебной деятельности, формирующая у учеников навыки самостоятельной работы?

а) творческая работа;

б) самостоятельная работа;

в) исследовательская работа.

 

20. Какие цели преследует использование таких форм творческой деятельности, как концерты, конкурсы, фестивали в обучении будущего музыканта?

а) обучающую;

б) воспитывающую;

в) развивающую.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: