Домашнее задание для уяснения темы занятия.




Определите логические неправильности и противоречия в данных предложениях. В результате чего они возникли? Исправьте предложения.

1. В языке М. Горького можно выделить немало вводных конструкций, которые употребляются обычно в разговорной речи действующих лиц. 2. Эти слова сразу создают картину деревеньки, расположенной далеко от дороги, с ее своеобразным бытом. 3. Документом для создания трилогии М. Горького явилась сама жизнь. 4. В Ипполите Шалом воплотились лучшие черты народа-труженика. 5. Образ Татьяны в романе "Евгений Онегин" во многих отношениях представляет собой идеал русской женщины, каким его понимал Пушкин. 6. Книги, которые читал Онегин, оказались сходными с его мыслями. 7. На собрании было решено организовать вечер; решение вышло прекрасным. 8. Употребление жаргонных и бранных слов характеризует речь обитателей "дна".

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. Выдающиеся ораторы античности.

 

Тема: «Лексико-фразеологическое богатство речи и ее чистота (в интерактивной форме) ».

Основные понятия и положения темы

Занятие начинается с называния темы и цели и определения исходного уровня языковой подготовки студентов. Затем вводится новый материал:

ЧИСТОТА РЕЧИ

Чистота речи – коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения «речь — язык». Чистой называется такая речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и словосочетаний и других элементов языка. К языковым средствам, нарушающим чистоту речи, относят диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы, слова-паразиты. Навязчивое, частое повторение таких слов в речи делает их чуждыми задачам общения.

Говоря о чистоте речи учителя, следует отметить и такие недочеты и ошибки, как: 1) «лишние» слова типа: так, так сказать, ну, значит и некоторые другие, например: Мы сегодня должны, так сказать, узнать, чем же отличаются, так сказать, союзы от предлогов. Для этого мы воспользуемся сравнением, чтобы в конце концов сделать вывод, так сказать...; 2) выражения, которые можно квалифицировать как просторечные и профессиональные жаргонизмы, например: Ты хорошо с места работал (слова с места работал не сочетаются); Ты не сказала пример (вместо не привела).

Самостоятельная работа по теме:Выполнение упражнений.

Задание 1.

Выделите диалектизмы в примерах из книги В. Астафьева «Царь-рыба». Определите их значение и стилистические функции.

1. Все ищешь, недотыка, чего не терял. 2. Солнце поднялось высоко, было парко,... изморно сделалось дышать в глухой одежде. 3. Папа чалку не отдаёт. 4. Наконец-то шиверок! 4. Пониже мыска... полосами кружилось уловце. 5. Хариус прощупывает... точеную короедами труху, бус. 6. Гнуса в зарастельнике – тучи... 7. Отволгло всё вокруг, наполнилось живительной влагой. 8. Засиделся около дома. 9. Ты на сем тако брюхо держишь? 10. Всё выкладай,... худое ли хорошее. 11. ...здесь самые что ни на есть джунгли, только сибирские, и называются они точно и метко – шарагой, вертепником или просто дурникой. 12. Ни обопнуться, ни расцеловаться, ни всплакнуть... мы не успели. 13. Ты умер ещё когда мы всей семьей в Плахино зимогорили. 14 Звериными набродами крадучись, пробирались в тихую прель дремучих лесов. 15. Коля придумал себе занятие: волочь на истоплю жаркий, витой кряжик. 16. Где-то... за лесами, за подтаёжьем обозначило себя солнце. 17. …голубику, кое-где на кустах оставшуюся, обдаивали.

Итоговый контроль знаний:Тестовые задания по теме.

1. УКАЖИТЕ РЯД МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ:

1) ручка, съемка;

2) ландыш, съедобный;

3) компьютер, самолет;

4) хохот, утомление.

2. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ВСЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ?

1) учитель, наставник, педагог;

2) овощи, ягоды, фрукты;

3) аккорд, вокализ, мольберт;

4) отечество, родина, отчизна.

3. УКАЖИТЕ ЖАРГОНИЗМЫИ ОПРЕДЕЛИТЕ СОЦИАЛЬНУЮ ГРУППУ, В КОТОРОЙ ОНИ ВОЗНИКЛИ.

1) Парень один из Крылатского. У него квартира – отпад. А родители живут на даче. Мы там часто тусуемся.

2) Есть карманники – “верхушечники”, работающие по верхам с минимальным риском, тянущие то, что плохо лежит. Другие “спецы” работают с “мойкой” – лезвием отечественного производства.

3) Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра-класса, т.е. “рэксами”, мерялись силами представители элитных спецподразделений армии Словакии и США.

4) Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода, – “духи”, кто вторые – “черпаки”. Они могут командовать “духами”. Тот, у кого служба перевалила на второй год, – “фазаны”. Ну а тем, у кого до ухода в запас 5-6 месяцев – “дедам” или “дембелям”, – дозволено все.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: