При указании данных относительно даты, краткого содержания и инстанции, принявшей решение, необходимо послать вместе с письмом копии этих решений.




Жалоба относительно судебного приговора не требует пересмотра решения суда в порядке надзора, если были использованы обыкновенные способы обжалования. При обжаловании необходимо соблюдать все процессуальные правила, а также предписанные законами РФ сроки.

После вынесения решения высшей судебной инстанцией жалобу необходимо подать в течение шести месяцев. Если жалоба касается решения суда, то срок исчисляется с момента вынесения приговора (в рамках обыкновенной судебной процедуры обжалования), а не с момента отказа в пересмотре решения суда.

Жалобы следует направлять прямо в Страсбург, не прибегая к посредничеству каких-либо институтов.

Решения Европейского Суда носят окончательный характер и не подлежат обжалованию. Эти решения обязательны для государств–участников, однако сами решения не могут в автоматическом порядке отменить противоречащее им решение суда данного государства. Государство обязано предпринять все необходимые шаги по приведению правового и фактического состояния в соответствие с требованиями Конвенции.

Ответ на вопрос, как это сделать, должно дать само государство.

К примеру, можно возобновить судебный процесс, принять решение о выплате денежного возмещения или изменить правовые урегулирования. Если само дело или нарушение исключают возможность предпринять конкретные действия, то на основании 50-й статьи Конвенции следует соответствующим образом возместить ущерб.

 

Адрес Европейского Суда по правам человека:

Le Secrétaire de la Cour Européenne

Des Droits de l’Homme

Conseil de l’Europe

F – 67075 Strasbourg Cedex

France

 

Кроме того, можно направить информацию о нарушениях прав человека другим органам Совета Европы, таким, как Парламентская Ассамблея или Директорат по правам человека, по следующему адресу:

Le Secrétaire Général

Conseil de l’Europe

F – 67075 Strasbourg Cedex

France

 

Какие Конвенции Совета Европы ратифицированы Россией?

Российской Федерацией ратифицированы следующие, принятые Советом Европы, Конвенции:

 

№ конвенции Название Дата ратификации
  Устав Совета Европы 28.02.96
  Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 28.02.96
  Конвенция о защите прав человека и основных свобод 5.05.98
  Протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 28.02.96
  Европейская культурная конвенция 21.02.91
  Второй протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 28.02.96
  Четвертый протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 28.02.96
  Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства 12.02.91
  Европейская конвенция по защите животных при международной транспортировке 13.11.90
  Европейская конвенция по защите археологического наследия 13.11.90
  Дополнительный протокол к Европейской конвенции по защите животных при международной перевозке 13.11.90
  Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей 12.02.91
  Конвенция о защите архитектурного наследия в Европе 13.11.90
  Европейская Хартия о местном самоуправлении 5.05.98
  Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 5.05.98
  Конвенция против применения допинга 12.02.91
  Пятый протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 28.02.96
  Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского обучения 7.11.96
  Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве 30.03.94
  Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств 21.08.98

 

 

На что конкретно можно жаловаться
в Европейский Суд?

Суд рассматривает только жалобы в связи с нарушением прав, гарантированных Европейской конвенцией и протоколами к ней, а именно:

Ÿ право на жизнь (ст. 2 Конвенции);

Ÿ свобода от пыток или бесчеловечного либо унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 3);

Ÿ свобода от рабства, подневольного состояния и принудительного или обязательного труда (ст. 4)[47];

Ÿ право на свободу и личную неприкосновенность и гарантии прав арестованного (ст. 5);

Ÿ право на справедливый и беспристрастный суд в разумные сроки, а также минимальные гарантии прав обвиняемого в совершении уголовного преступления (ст. 6);

Ÿ запрет уголовного наказания за действия, которые в момент их совершения не являлись уголовным преступлением (ст. 7);

Ÿ право на уважение личной жизни, неприкосновенности жилища и тайну переписки (ст. 8);

Ÿ свобода мысли, совести и религии (ст. 9);

Ÿ свобода слова и информации (ст. 10);

Ÿ свобода собраний и ассоциаций (объединений) (ст. 11);

Ÿ право на вступление в брак (ст. 12);

Ÿ право на защиту нарушенных прав (ст. 13);

Ÿ свобода от дискриминации (ст. 14);

Ÿ право беспрепятственного пользования своим имуществом (ст. 1 Протокола № 1);

Ÿ право на образование, включая право родителей давать детям образование и воспитание в соответствии со своими религиозными или иными убеждениями (ст. 2 Ппротокола № 1);

Ÿ избирательное право (ст. 3 Протокола № 1);

Ÿ запрет лишения свободы в связи с неспособностью выполнить какое-либо договорное обязательство[48] (ст. 1 Протокола № 4);

Ÿ право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, а также право покидать любую страну, включая свою собственную (ст. 2 Протокола № 4);

Ÿ запрет высылки лица из страны гражданства (ст. 3 Протокола № 4);

Ÿ запрет коллективной высылки иностранцев (ст. 4 Протокола № 4);

Ÿ отмена смертной казни (ст. 1 Протокола № 6);

Ÿ процессуальные гарантии, относящиеся к высылке иностранцев (ст. 1 Протокола № 7);

Ÿ право на пересмотр уголовного дела вышестоящей судебной инстанцией (ст. 2 Протокола № 7);

Ÿ право на компенсацию в случае незаконного осуждения (ст. 3 Протокола № 7);

Ÿ право не быть судимым или наказанным дважды за одно и то же преступление (ст. 4 Протокола № 7);

Ÿ равенство прав и обязанностей между супругами (ст. 5 Протокола № 7).

 

В какие еще органы Совета Европы, кроме Европейского Суда, можно направить информацию о нарушениях прав человека?

Если Вы хотите направить информацию о нарушениях прав человека другим органам Совета Европы, таким, как Парламентская Ассамблея или Директорат по правам человека, Вы можете направить письмо по следующему адресу:

Le Secrétaire Général

Conseil de l’Europe

F – 67075 Strasbourg Cedex

France

Обязана ли администрация СИЗО, помещая заключенных
в одну камеру, удостовериться, что они способны жить
вместе в таких условиях?

Да, обязана.

(ст. 9 МСП)

 

Какие требования к освещению в камерах предъявляются Минимальными стандартными правилами?

Окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы за­ключенные могли читать и работать при дневном свете, и долж­ны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха.

(ст. 11 МСП)

 

Каким требованиям должна отвечать пища
для заключенных?

Она должна быть достаточно питательной для поддержания здоровья и сил, иметь хорошее качество, быть хорошо приготовленной и поданной.

(ст. 20 МСП)

 

Имеют ли заключенные право на квалифицированную стоматологическую помощь?

Да, имеют.

(ст. 22.3 МСП)

 

Обязан ли врач ежедневно принимать всех, кто жалуется
на болезнь?

Врач обязан как ежедневно принимать всех, кто жалуется ему на болезнь, так и ежедневно навещать больных, а также всех, на кого было обращено его особое внимание.

(ст. 25.1 МСП)

 

Может ли заключенный быть подвержен дисциплинарному наказанию, не получив возможности высказаться в свое оправдание?

Нет, при наложении дисциплинарного взыскания заклю­чен­ному должна быть предоставлена такая возможность.

(ст. 30.2 МСП)

Обязан ли врач ежедневно навещать осужденных, подвергнутых наказанию, которое может причинить физический или психологический ущерб?

Да, обязан.

(ст. 31.3 МСП)

 

Должны ли иметь заключенные возможность встречи
с друзьями, если те не являются их родственниками?

Да, если эти друзья пользуются незапятнанной репутацией.

(ст. 37 МСП)

 

Как должна поступать администрация СИЗО в случае критического заболевания близкого родственника заключенного?

В этом случае заключенному следует разрешать посещать заболевшего родственника под охраной либо самостоятельно.

(ст. 44.2 МСП)

 

Может ли подследственный пользоваться услугами своего лечащего врача?

Да, может, если тот готов работать бесплатно либо заключен­ный может оплатить его услуги.

(ст. 91 МСП)

Могут ли душевнобольные находиться в тюрьме?

Могут, однако их не следует содержать в тюремных уч­реж­де­ниях, в связи с чем должны приниматься меры к их скорейшему переводу в заведения для душевнобольных.

(ст. 82.1 МСП)

 

Может ли несовершеннолетний содержаться под стражей
до суда?

Да, может, но только в качестве крайней меры и в течение крат­чайшего периода времени. По возможности содержание под стражей до суда должно заменяться альтернативными мерами, такими, как воспитательный надзор, активная воспитательная работа или помещение в семью.

(пп. 13.1 – 13.2 ПП)

Как рассматривают общепризнанные нормы международного права помещение несовершеннолетнего
в исправительное учреждение?

В качестве крайней меры, применяемой в течение минимально необходимого срока.

(п. 19.1 ПП)

 

В какие международные, межгосударственные организации могут обращаться заключенные?

№ п/п Название организации На основании какого акта создана Кто и на основании какого акта может обратиться Имеется ли такое право у заключенных России?
  Комитет ООН против пыток Конвенция ООН против пы­ток и др. жесто­ких, бес­человечных и уни­жающих до­­стоинство ви­дов обраще­­ния и наказания; принята в 1984 г. Любые лица, подвергшиеся пыткам, жесто­ким и бесче­ло­вечным ви­дам обращения и наказания. Да, Россия ратифи­цировала Конвен­цию.
  Комитет ООН по правам че­ло­века Международ­ный Пакт о граж­­данских и политичес­ких правах, 1961 г., принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. Любой чело­век, право ко­торого, га­ран­ти­рованное пак­том, нару­ше­но. Да, Рос­­сия ратифи­цировала протокол.
  Европейский Комитет против пыток и других унижа­ю­щих достоинство видов обращения и наказания Европейская Конвенция по предотвра­ще­нию пыток. Процедура по­дачи индивидуальных жа­лоб не предусмотрена, однако могут обращаться общественные организации в порядке инфор­мирования. Да, Россия ратифи­­цировала Конвенцию в 1996 г.
  Европейский Суд по правам человека Европейская Конвенция по правам человека, 1950 г. Любое частное лицо или группа лиц. Да.

Что такое Принципы медицинской этики
и в чем их суть?

Приняв в 1975 году Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство ви­дов обращения и наказания, Генеральная Ассамблея в том же го­ду предложила Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) продолжить изучение и разработку Принципов медицинской этики, относящихся к защите лиц, подвергаемых любой фор­­ме задержания или заключения, от пыток и других жестоких, бес­человечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания. В январе 1979 года Исполнительный комитет ВОЗ одобрил проект свода принципов, определяющих такое пове­дение врачей, которое будет рассматриваться как нарушение ме­дицинской этики, и направил его Генеральному Секретарю ООН.

18 декабря 1982 года Ассамблея ООН приняла резолюцию 37/194, содержащую Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Этих принципов всего шесть, поэтому приведем их полностью:

1. Работники здравоохранения, в особенности врачи, обеспе­чи­вающие медицинское обслуживание заключенных или задержанных лиц, обязаны охранять их физическое и психическое здоровье и обеспечивать лечение заболеваний такого же качества и уровня, какое обеспечивается лицам, не являющимся заключенными или задержанными.

2. Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают грубое нарушение медицинской этики, а также преступление, в соответствии с действующими международными документами, если они занимаются активно или пассивно действиями, которые представляют собой участие или соучастие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания, или подстрекательство к их совершению, или попытки совершить их.

3. Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают нарушение медицинской этики, если они вовлечены в любые другие профессиональные отношения с заключенными или задержанными лицами, целью которых не является исключительно обследование, охрана или улучшение их физического или психического здоровья.

4. Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают нарушение медицинской этики, если они:

а) применяют свои знания и опыт для содействия проведению допроса заключенных и задержанных лиц таким образом, что это может отрицательно повлиять на физическое или психическое здоровье или состояние таких заключенных или задержанных лиц и не согласуется с соответствующими международными документами.

б) удостоверяют или участвуют в удостоверении того, что состояние здоровья заключенных или задержанных лиц позволяет подвергать их любой форме обращения или наказания, которое может оказать отрицательное воздействие на их физическое или психическое здоровье и которое не согласуется с соответствующими международными документами, или в любой другой форме участвуют в применении любого такого обращения или наказания, которое не согласуется с соответствующими международными документами.

5. Участие работников здравоохранения, в особенности врачей, в любой процедуре смирительного характера в отношении заключенного или задержанного лица является нарушением медицинской этики, если только оно не продиктовано сугубо медицинскими критериями как необходимое для охраны физического или психического здоровья или безопасности самого заключенного или задержанного лица, других заключенных или задержанных лиц или персонала охраны и не создает угрозы его физическому или психическому здоровью.

6. Не может быть никаких отклонений от вышеизложенных прин­ципов ни на каких основаниях, включая чрезвычайное положение.

 

Как квалифицируется понятие «пытка»
в международных документах?

Наиболее полно понятие «пытка» дано в Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, статья 1 которой гласит: «Для целей настоящей Декларации пытка означает любое действие, посредством которого человеку причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания за его действия, которые он совершил или в совершении которых он подозревается, или запугивания его или других лиц. В это толкование не вклю­ча­ются боль или страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому или вследствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными».

Статья 2 Декларации гласит: «Пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания».

(Резолюция 3452 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г.)

 

Должно ли рассматриваться жестокое, бесчеловечное отношение или наказание к заключенным как преступление?

Да, согласно статье 7 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, «каждое государство должно обеспечить такое положение, при котором все действия совершения пыток, как это определено в статье 1, рассматривались бы в соответствии с его уголовным правом как преступление. То же должно относиться к действиям, которые представляют собой участие в пытках, соучастие в них, подстрекательство или намерение подвергнуть пытке».

К сожалению, российский УК такого понятия, как «пытка», не знает.

(Резолюция 3452 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г.)

 

Существуют ли какие-либо международные нормы поведения для сотрудников органов по поддержанию правопорядка?

Конкретно для сотрудников органов внутренних дел международных норм не существует. Но ООН разработан и 17 декабря 1979 года принят «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка». Данный документ касается всех без исключения лиц (в том числе как работников милиции, так и сотрудников Уголовно-исполнительной системы). К сожалению, в России сотрудники МВД, ФСБ, УИС и т. д. зачастую даже не слышали о таком документе. Приводим его полностью, за исключением комментариев:

Статья 1. Должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выполняют возложенные на них законом обязанности, служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией.

Статья 2. При выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают челове­ческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам.

Статья 3. Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей.

Статья 4. Сведения конфиденциального характера, полу­ча­е­мые должностными лицами по поддержанию правопорядка, сохраняются в тайне, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного.

Статья 5. Ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, и ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Статья 6. Должностные лица по поддержанию правопорядка обеспечивают полную охрану здоровья задержанных ими лиц и, в частности, принимают немедленные меры по обеспечению оказания медицинской помощи в случае необходимости.

Статья 7. Должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают какие-либо акты коррупции. Они также всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними.

Статья 8. Должностные лица по поддержанию правопорядка уважают закон и настоящий Кодекс. Используя все свои возможности, они также предотвращают и всемерно препятствуют всем нарушениям таковых.

Должностные лица по поддержанию правопорядка, имеющие основания полагать, что нарушение настоящего Кодекса имело место или будет иметь место, сообщают о случившемся вышестоящим инстанциям и, в случае необходимости, другим соответствующим инстанциям или органам, обладающим полномочиями по надзору или правовому контролю.

(Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принят Генеральной Ассамблеей ООН 17.12.79 г.)

 

Существуют ли какие-либо международные стандарты
по применению оружия и спецсредств?

Да, существуют. Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями приняты «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка». Российские законы и нормативные акты, регулирующие применение оружия, физической силы, газового оружия и специальных средств, в основном соответствуют международным стандартам. Ниже приводим положения из «Основных принципов…», непосредственно касающиеся заключенных:

Контроль за лицами, находящимися под стражей
или в заключении

15. Должностные лица по поддержанию правопорядка в своих отношениях с лицами, находящимися под стражей или в заключении, не применяют силу, за исключением случаев, когда это строго необходимо для поддержания безопасности и порядка в исправительном учреждении или когда создается угроза для личной безопасности.

16. Должностные лица по поддержанию правопорядка в своих отношениях с лицами, находящимися под стражей или в заключении, не применяют огнестрельного оружия, за исключением случаев самообороны или защиты других от непосредственной угрозы смерти или серьезного ранения или когда это строго необходимо для предотвращения побега лица, находящегося под стражей или в заключении и представляющего опасность, о которой говорится в принципе 9.

(Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Резолюция Восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, август 1990 г.)

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: