Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Целью торгового предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания.
Использование системного подхода при анализе деятельности торгового предприятия представлено на рис. 11.1.
Рис. 11.1. Схема анализа основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия
на основе системного анализа
Показатели, характеризующие ресурсы предприятия и эффективность их использования, можно разделить на три группы:
I подгруппа - показатели, характеризующие финансовые ресурсы предприятия:
основные средства (их сумма, состав, показатели эффективности использования);
оборотные средства в целом (общая сумма, состав и структура с точки зрения покрытия, показатели оборачиваемости и т.п.);
капитал (структура, показатели эффективности использования).
Кроме того, целесообразно в эту подгруппу включить показатели финансового состояния предприятия – устойчивость, ликвидность, платежеспособность;
II подгруппа – показатели, характеризующие трудовые ресурсы предприятия:
численность работников (общая численность, структура, показатели движения рабочей силы, производительность труда и т.п.);
расходы на оплату труда (сумма, уровень, структура, средняя заработная плата, эффективность использования расходов на оплату труда и т.п.);
III подгруппа – показатели, характеризующие материальные ресурсы предприятия:
основные фонды (состав, структура);
товарные запасы (сумма, состояние на дату, средние запасы, оборачиваемость и т.п.).
Показатели, характеризующие затраты предприятия и эффективность их использования, включают две подгруппы:
I подгруппа – показатели по издержкам обращения:
издержки обращения (сумма, уровень, темп изменения уровня, структура, сумма абсолютной (относительной) экономии (перерасхода), затратоотдача и другие показатели эффективности использования издержек обращения);
II подгруппа – показатели по затратам, не учтенным в основных издержках обращения:
затраты на приобретение товаров;
внереализационные расходы (сумма, направления расходования, в том числе налоги).
Показатели, характеризующие результат хозяйственной деятельности предприятия, подразделяются на три подгруппы:
I подгруппа – показатели объема и структуры товарооборота:
товарооборот (объем, состав, показатели динамики, равномерность выполнения и т.п.);
структура (ассортимент, ассортиментные сдвиги и т.п.);
II подгруппа – показатели доходов:
валовой доход (сумма, уровень, факторы и т.п.);
операционные доходы (сумма, структура);
внереализационные доходы (сумма, структура).
III подгруппа – показатели прибыли и рентабельности:
прибыль (сумма);
рентабельность (система показателей рентабельности).
В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут выступать комплексные показатели оценки эффективности торговой деятельности, финансово-хозяйственной деятельности, показатели эффективности хозяйствования торгового предприятия, темпа экономического развития и т.п.
Таблица 11.1
Показатели, характеризующие эффективность деятельности торгового предприятия торгового предприятия
Группа показателей | Показатели | Формула расчета | |
1. Эффективность использования основных фондов | Фондоотдача (руб.) | Розничный товарооборот / Среднегодовая стоимость основных фондов | |
Фондоемкость (руб.) | Среднегодовая стоимость основных фондов / Розничный товарооборот | ||
Фондорентабельность (руб.) | Прибыль / Среднегодовая стоимость основных фондов | ||
Фондовооруженность (тыс.руб.) | Среднегодовая стоимость основных фондов / Среднесписочная численность работников | ||
Товарооборот на 1 м2 общей (торговой) площади (тыс.руб.) | Розничный товарооборот / Площадь общая (торговая) | ||
Прибыль на 1м2 общей (торговой) площади (тыс.руб.) | Прибыль / Площадь общая (торговая) | ||
2. Эффективность использования оборотных средств | Оборачиваемость оборотных средств (дни) | Среднегодовая сумма оборотных средств / Однодневный товарооборот по покупным ценам | |
3. Эффективность использования трудовых ресурсов | Производительность труда (тыс.руб.) | Розничный товарооборот / Среднесписочная численность работников | |
Товарооборот на 1 руб. расходов на оплату труда (руб.) | Розничный товарооборот / Расходы на оплату труда | ||
Прибыль на одного работника (тыс. руб.) | Прибыль / Среднесписочная численность работников | ||
Прибыль на 1 руб. расходов на оплату труда (руб.) | Прибыль / Расходы на оплату труда | ||
Коэффициент трудоемкости | Среднесписочная численность работников / Розничный товарооборот | ||
4. Эффективность текущих затрат | Уровень издержек обращения (%) | (Сумма издержек обращения / Розничный товарооборот) × 100% | |
Затратоотдача (товарооборот на 1 руб. текущих затрат) руб. | Розничный товарооборот / Сумма издержек обращения | ||
Рентабельность текущих затрат (%) | (Прибыль / Сумма издержек обращения) × 100% | ||
Коэффициент эффективности капитальных вложений | Прибыль / Объем капитальных вложений | ||
Срок окупаемости капитальных вложений (лет) | Объем капитальных вложений / Прибыль | ||
22. Сущность коммерческих связей и принципы их формирования
В условиях рыночного механизма резко возросли требования к управлению экономическими процессами на всех стадиях воспроизводства, в том числе к товарному обращению средств производства.
В рыночной экономике эти процессы выступают в форме организуемого коммерческого оборота, включающего торговую реализацию выпускаемой предприятиями и объединениями продукции производственно-технического назначения и покупку ее потребителями.
От экономически эффективной рыночной реализации изготовленной продукции зависит бесперебойное возмещение производственных затрат, а от четкой системы обеспечения потребителей этой продукцией — возможность непрерывного осуществления процессов воспроизводства. Это прямо влияет на производительность труда, равномерность выпуска продукции, эффективное использование материальных ресурсов и капитала, повышение рентабельности работы предприятий и получение прибыли.
Особенность торгово-коммерческой системы состоит в том, что она, как правило, не связана с какой-либо отдельно взятой отраслью производства, а имеет межотраслевой характер. Через процесс купли-продажи производство и потребление продукции как бы увязываются во взаимозависимых отраслях. Этот процесс призван довести продукцию от производителей к покупателям различных отраслей народного хозяйства. Этим он обеспечивает единство процесса общественного производства в сложных условиях несовпадения объемов и сроков выпуска готовой продукции и потребления ее в различных отраслях и производствах.
Процесс воспроизводства — это органическое единство производства, распределения, обращения и потребления. В этом единстве главным является собственно производство материальных благ, от характера и способа которого зависит характер распределения, обмена и потребления. Однако товарное обращение оказывает непосредственное воздействие на производство.
Отсюда следует, что процесс товарного обращения средств производства как форма обмена продукцией производственно-технического назначения в условиях рынка целиком определяется характером производства, выступая одновременно в качестве одного из непременных его условий. В сфере обращения происходит общественная оценка реальных результатов деятельности каждого производственного объединения и предприятия, в ней проходят проверку созданные потребительские стоимости на соответствие общественной потребности. Это всецело относится и к процессу товарного обращения средств производства.
Действенный рыночный механизм позволяет торгово-посред-ническим структурам надежно изучать спрос конкретных потребителей на различные товары и услуги, обеспечивать своевременную закупку товаров, размещать заказы на производство и поставку сырья, материалов и оборудования, организовывать межотраслевую кооперацию, устанавливать вместе с производителями и потребителями экономически целесообразные коммерческие связи, выбирать оптимальные формы товародвижения при минимальных издержках обращения и совокупных запасов.
Поэтому современная система управления материальным обеспечением и сбытом все более широко использует в распределении и обращении средств производства принципы экономического контроля и стимулирования, опираясь на закономерности, свойственные товарному обращению в условиях рыночной экономики.
На современном этапе товарно-денежные отношения приобрели новое, присущее рыночному механизму содержание: они должны использоваться в интересах дальнейшего укрепления производства и решения социальных проблем на основе всемерного расширения предпринимательства, развития механизма частной собственности, роста личного и национального богатства российского общества.
Правильное использование механизма товарно-денежных отношений позволяет учитывать факторы и использовать резервы повышения эффективности производства, распределения обращения и потребления средств производства на основе сочетания инициативы предпринимателей с общегосударственными интересами.
Это существенным образом влияет на систему управления оптово-коммерческим звеном в нашей стране и механизм функционирования этого звена, позволяет в современных условиях представить в макроэкономическом масштабе коммерческо-посреднический процесс как единое целое.
Сбыт продукции, произведенной предприятиями и фирмами, означает начало этого процесса, доведение ее до потребителей — его завершение. И та и другая стадии позволяют обеспечивать стабильное развитие экономики страны и повышение ее эффективности.
Для межотраслевой системы коммерческо-посреднической деятельности с развитием рынка создаются объективные возможности управлять взаимосвязанными функциями закупок и продаж как единым процессом. Обеспечивая потребителей материальными ресурсами, коммерческие структуры одновременно должны воздействовать на поставщиков в отношении производства продукции необходимого ассортимента и качества в соответствии с рыночными исследованиями. Реализуя производимую предприятиями продукцию, они одновременно решают задачу обеспечения ею производства и всей непроизводственной сферы. Это позволяет вскрывать резервы, связанные с повышением прибыли, ускорением оборачиваемости товарно-материальных ценностей, лучшим использованием производственных фондов, повышением производительности труда, снижением запасов и издержек товарного обращения, а значит, повышать доходность экономики.
Соблюдение принципов коммерческой деятельности позволит торгово-посреднической системе активно влиять на производство, обнаруживать возникающие несоответствия между спросом и предложением на те или иные виды товаров и услуг, формировать рациональные коммерческие связи между поставщиками и потребителями.
Совершенствование коммерческих связей между продавцами и покупателями, а особенно развитие прямых долгосрочных связей по поставкам продукции производственно-технического назначения, является объективной закономерностью и важной составной частью всего рыночного механизма, направленного на достижение наибольших конечных результатов с меньшими затратами.
Чтобы лучше понять проблему, остановимся прежде на общем понятии коммерческих связей как экономической категории и на их разновидностях.
Экономическая теория и практика исходят из того, что коммерческие связи по торговле продукцией производственно-технического назначения представляют собой совокупность экономических, правовых, социальных и организационных взаимоотношений, возникающих между поставщиками и потребителями (продавцами и покупателями), а также между ними и торгово-посредническими структурами в процессе товарного обращения средств производства.
Образование коммерческих связей в процессе воспроизводства обусловлено общественным разделением труда.
На формирование коммерческих связей влияют экономический механизм развития общества, масштабы общественного производства, сложность его отраслевой структуры, процесс углубления специализации и кооперирования в промышленности, количество и качество производимой и потребляемой в обществе продукции. От формирования коммерческих связей, их структуры и организации во многом зависят объемные и экономические показатели сферы обращения, такие, как объем оптовой реализации, издержки обращения, доходы торгово-посреднических организаций.
Насколько сложна в современных условиях проблема организации коммерческих связей между поставщиками и потребителями в России, видно из того, что в стране имеются сотни тысяч предприятий и организаций, находящихся в многообразных связях друг с другом по взаимным поставкам продукции. Именно сегодня в условиях развития рынка возникло огромное множество торгово-посреднических структур, обслуживающих хозяйственный оборот предприятий, фирм и компаний. Так, например, предприятия черной металлургии связаны более чем с 65 тыс. предприятий, торгово-посреднических фирм и компаний-потребителей, заводы цветной металлургии — почти с 50 тыс., подшипниковые заводы — более чем с 75 тыс. потребителей и т.д. В свою очередь, предприятия этих отраслей, выступая сами как потребители, связаны коммерческими договорами с множеством поставщиков необходимых им сырья, материалов и оборудования и других товарно-материальных ценностей.
Все это определяет особенности формирования коммерческих связей, характер их организации и методологию управления ими в современных российских экономических условиях.
Коммерческие связи целесообразно группировать по признакам:
• насыщенности потоков;
• отраслевой структуры;
• рыночной структуры;
• степени участия в них оптово-коммерческих организаций;
• формы организации поставок;
• продолжительности действия.
Особую значимость при развитии рыночных механизмов приобретает классификационный признак насыщенности товародвижения.
С учетом основных элементов в коммерческой логистике коммерческие связи подразделяют по признаку насыщенности потоков. (рис. 2.1).
Применительно к отраслевой структуре все возникающие между предприятиями, фирмами и организациями коммерческие связи можно разделить на два основных типа: связи между организациями и фирмами, относящимися к различным отраслям промышленности, и связи между фирмами и организациями, относящимися к одной и той же отрасли производства.
По признаку рыночной структуры коммерческие связи делятся на внутрироссийские и межгосударственные.
Очень важным является четвертый признак деления коммерческих связей — по степени участия в них оптово-коммерческих организаций. Согласно этому признаку все связи по поставкам продукции производственно-технического назначения подразделяются на:
· прямые связи. К ним относятся такие, при которых экономические, правовые и организационные взаимоотношения по поставкам продукции устанавливаются непосредственно между фирмами-изготовителями и фирмами-покупателями.
· опосредованные, к которым относятся такие коммерческие связи, при которых в качестве посредника по взаимоотношениям между продавцом и потребителями продукции и в осуществлении ее поставок предприятиям и организациям принимают участие различные торгово-посреднические фирмы и компании.
Из данного признака классификации коммерческих связей вытекает пятый признак их деления — по формам организации поставок продукции.
В соответствии с ним следует различать коммерческие связи,
организуемые при транзитных поставках, т.е. когда продвижение продукции происходит непосредственно от изготовителей к потребителям, минуя какие-либо промежуточные звенья, и связи, организуемые в форме складских поставок через оптовую сеть.
Складские поставки имеют место только при коммерческих связях, осуществляемых с участием торгово-посреднических структур, а транзитные поставки — как при прямых коммерческих связях, так
и при связях с участием посредников.
По продолжительности действия коммерческие связи подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочный характер коммерческих связей, их стабильность играют в экономике производственных объединений, предприятий и фирм исключительно важную роль. Долгосрочные связи дают возможность поставщикам и потребителям лучше изучить друг друга, точнее согласовать сроки производства, поставок и потребления
продукции, ее качество и ассортимент.
При мелкосерийном и особенно при индивидуальном производстве с часто изменяемой программой выпуска продукции коммерческие связи, как правило, носят краткосрочный характер, вплоть
до разовых поставок.
Отличительной чертой коммерческих связей независимо от форм и разновидностей является то, что они в условиях рыночной экономики формируются строго на коммерческой основе исходя из принципа взаимной выгодности в их реализации всех участвующих сторон. Соблюдение этого принципа обусловливает экономическую заинтересованность сторон в установлении наиболее эффективных коммерческих связей, которые помогут снизить издержки производства и обращения, позволят каждому участнику рыночного оборота получить наибольшую прибыль.
Этим обусловливается ряд особенностей современных проблем формирования и реализации системы коммерческих связей в России.
1. Коммерческие связи должны быть всесторонне экономически обоснованы их участниками, а не опираться, как это было в условиях авторитарного хозяйствования, на устанавливаемые сверху планы прикрепления поставщиков к потребителям, системы нарядов и разнарядок, которые для одних предприятий оказывались выгодными, а другим приносили большие потери из-за своей нереальности и дороговизны.
2. Связи должны устанавливаться и реализовываться непосредственно хозяйственными и коммерческими звеньями рыночного оборота исходя из их экономических интересов.
3. Государство должно выступать в них как участник лишь в той части, которая связана с выполнением государственных заказов, решением целевых комплексных программ, в которых оно выступает в качестве заказчика, с созданием и использованием государственных запасов и резервов, реализацией заданий, связанных с обеспечением других общегосударственных нужд, и т.п. В этих случаях государство выступает не только как заказчик, но и как участник в хозяйственном обороте и оплачивает выполняемые работы по его заказам.
4. В то же время должна быть повышена роль государства в регулировании и контроле деятельности всех участников рыночного оборота, в создании их надежной экономической и правовой защищенности.
5. Особое место в формировании опосредованных коммерческих связей отводится торгово-посредническому звену, поскольку это звено является важным проводником товарной, финансовой и инвестиционной политики.
6. Активную роль во всей системе коммерческих связей должна играть банковская система путем осуществления и совершенствования расчетного, платежного, кредитного и валютно-финансового механизмов их реализации.
7. Непосредственным участником коммерческих связей должна стать страховая система в связи с неизбежностью повышенных рисков при осуществлении коммерческой деятельности и необходимостью надежного их страхования.
8. Эффективное функционирование коммерческих связей во многом зависит от их надежного транспортного, информационного и экспедиторского обеспечения, а также от других звеньев рыночной инфраструктуры.
Итак, главной сущностью системы коммерческих связей является принцип обязательной взаимовыгодности всех субъектов рыночного оборота, участвующих в этих связях. Никто, кроме непосредственных участников — юридических и физических лиц, ведущих коммерческую деятельность, не может установить эти связи и влиять на них с целью получения своей выгоды.
Что же касается государства (федеральных, республиканских, краевых, областных и региональных органов управления), оно всегда должно иметь свою долю дохода от развивающихся в стране коммерческих связей через механизм налогообложения объемов реализации (товарооборота) и прибыли, получаемой от коммерческой деятельности. Пополнение доходной части бюджета за счет получаемых налогов и других поступлений является важным источником решения социальных и иных проблем общества.
Новая сущность коммерческих отношений породила новые принципы организации коммерческо-посреднической деятельности в системе этих отношений, новые механизмы экономического управления данной системой как важнейшим элементом инфраструктуры современного рынка, особенно если речь идет о создании и развитии в России социально ориентированного рынка.