Библиографический список. Тема данной работы в настоящее время особенно актуальна




Введение

Тема данной работы в настоящее время особенно актуальна, поскольку государственная денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

1) Главной целью денежно-кредитной политики на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов остается последовательное снижение инфляции. Целевой количественный ориентир прироста потребительских цен составил в 2011 году 9-10%, 2012 году 7-8%, 2013 году 5-7%. В краткосрочном периоде денежно-кредитное регулирование связано с минимизацией влияния мирового финансового кризиса.

Темпы прироста денежной базы в узком определении, в зависимости от сценарных вариантов развития экономики, оцениваются Банком России в 2011 году на уровне 8,0-17,0%, в 2012 году – 11,0-19,0%, в 2013 году – 13,0-19,0%. Иными словами прогноз Банка России предполагает последовательное управление темпов прироста денежной базы.

Банк России прогнозирует дальнейший рост валютных резервов и одновременно – последовательное снижение темпов его прироста. Так, прирост валютных резервов в 2011 году составило от 15,5 до 69,7 млрд.долларов США, в 2012 году – от 3,7 до 88,9 млрд.долларов США, в 2013 году – от 10,2 до 106,7 млрд.долларов США.

Инфляция в 2011 году была 6,1%, а в 2012 году составила 6,6%. Это свидетельствует о том, что цель снижения инфляции в 2011 году была реализована, но в 2012 году денежно-кредитная политика не достигла своей цели. Это произошло оттого, что в июле 2012 года повысились тарифы естественных монополий, выросли цены на непродовольственные товары без учета бензина – 0,5%, а также выросли цены на продовольствие – 0,9%, непродовольственные товары и платные услуги включая ЖКХ – 0,9%.

Основными проблемами в формировании целевой функции денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:

во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер);

во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться;

в-третьих, неустойчивость и изменчивость внутренних условий экономики страны;

в-четвертых, одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других рынках, т.е. не все цели согласуются друг с другом. (Экономический рост и снижение уровня безработицы могут сопровождаться ростом процентных ставок. Если для стабилизации финансовой системы Центральный Банк попытается предотвратить рост ставки процента путем покупки бумаг открытого рынка, повышая их цену и противодействуя росту процентных ставок, такие операции увеличат денежную базу и предложение денег, стимулируя инфляцию. Но если Центральный Банк приостановит рост денежной массы, чтобы предотвратить инфляцию, то в краткосрочном периоде ставка процента и уровень безработицы могут повыситься. Конфликт целей ставит Центральный Банк перед необходимостью выбора приоритетов политики и его концептуального обоснования).

в-пятых, длительный внешний лаг ДКП (время от принятия решения до его результата). Это также осложняет ее проведение, ибо запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. (Например, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.)

Данные проблемы обусловливают необходимость принятия решений и определения конечных целей, обеспечивающих эффективное развитие экономики.

2) В 2011 году задачей Банка России являлось создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.

Инструментом регулирования ликвидности являлось операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами.

Одной из ключевых задач Банка России на 2012—2014 годы является формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности.

В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов.

В ближайшие три года Банк России планирует развивать и применять инструменты на достижение целей денежно-кредитной политики с учетом перехода к режиму таргетирования инфляции, а также на обеспечение финансовой стабильности, бесперебойного функционирования платежной системы Банка России и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка.

В 2011 году Банк России принимал решения о повышении нормативов обязательных резервов. В результате сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, возросла со 188,4 млрд. рублей на 1.01.2011 до 347,0 млрд. рублей на 1.10.2011. Усредненная величина обязательных резервов на корреспондентских счетах кредитных организаций и субсчетах в Банке России в течение периода усреднения с 10 сентября по 10 октября 2011 года составила 455,0 млрд. рублей, увеличившись с начала года почти в два раза, или на 221,9 млрд. рублей.

В 2012 году Банк Росси не изменил норматив обязательных резервов. Сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, по состоянию на 01.10.2012 составляла 411,5 млрд. рублей, увеличившись за девять месяцев текущего года на 33,1 млрд. рублей.

В январе-июле 2011 года в условиях высокого уровня ликвидности спрос кредитных организаций на большинство инструментов рефинансирования был незначительным. Однако начиная с августа на фоне возобновления оттока капитала, связанного с развитием долгового кризиса в еврозоне, объемы рефинансирования кредитных организаций существенно возросли. Валовой кредит Банка России кредитным организациям в целом за январь-сентябрь 2011 года увеличился на 188,6 млрд. рублей.

В 2012 году, особенно начиная с марта, Банк России активно использовал инструменты рефинансирования кредитных организаций. Объем валового кредита Банка России кредитным организациям возрос за январь-сентябрь 2012 года с 1,47 до 2,72трлн. рублей.

Среднедневной объем задолженности по операциям прямого РЕПО Банка России за январь-сентябрь 2011 года составил 11,6 млрд. рублей.

Совокупная задолженность по операциям прямого РЕПО в 2012 году увеличилась с 0,5 трлн. рублей в начале года до 1,5 трлн. рублей на 1.10.2012, а средний объем задолженности за данный период составил 0,9трлн. рублей.

Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. В условиях РФ такая же ситуация – Правительство пока наряду с косвенными инструментами использует и прямые.

Проблемы, возникающие при использовании косвенных регуляторов денежно-кредитной политики:

· неопределенности в динамике мировой экономики;

· региональные и межрегиональные финансово-экономические дисбалансы;

· сохранение инфляционных рисков;

· риски для устойчивости экономического роста в России.

 

 

3) Правительство РФ разработало доклад об основных направлениях единой денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов, где рассмотрены прогнозы инфляции, оценки перспективного экономического роста и динамика инфляционных ожиданий. Из этого следует, что основными направлениями является:
снижение темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 4-5%, в 2014 и 2015 – до 4-5%;

управление процентными ставками с помощью инструментов предоставления и изъятия ликвидности в краткосрочном режиме, что через каналы трансмиссионного механизма повлияет на долгосрочные процентные ставки;
увеличить гибкость курсообразования к 2015 году, предпологается перейти к плавающему валютному курсу;

среднесрочная перспектива заключается в обеспечении финансовой стабильности, которая выступает необходимым условием дляформирование трансмиссионного механизма ДКП;

будут продолжены, а также приняты дополнительные механизмы контроля и регулирования за деятельностью кредитных организаций, в целях контроля рисков;

Банка России будет содействовать развитию рынка производных финансовых инструмен­тов и продолжит меры по совершенствованию российской национальной платежной системы;

Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на по­степенное сокращение ненефтегазового де­фицита бюджета и обеспечение долгосроч­ной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, позволит поддержке финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и дости­жения целей денежно-кредитной политики.

Банк России намерен реализовать планы к 2015 году с переходом к режиму таргетирования инфляции. Другими словами, предлагается принять комплекс мер в целях контроля над уровнем инфляции в стране.

Заключение

В работе проведена попытка последовательного анализа деятельности Центрального Банка России в направлении осуществления денежно-кредитного регулирования. Мы хотели показать основные направления денежно-кредитной политики Банка России и, что денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Мы проанализировали текущую денежно-кредитную политику и пришли к тому, что данная сфера требует совершенствования и дальнейшего развития.

 

Библиографический список.

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов

2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов

3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов

4. Журнал «Деньги и кредит»

5. Журнал «Финансы»

6. Интернет- ресурсы:

· Сайты Центрального банка;

· Министерства финансов;

· Аналитическая лаборатория «ВЕДИ»;

· «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования»;

· «Эксперт»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: