Бухгалтерский учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции




 

Расходами организации признается экономическая выгода в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников организации.

Согласно ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличие следующих условий

1) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиям законодательных и нормативных актов обычаями делового оборота (управленческие расходы);

2) сумма расхода может быть определена;

3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случаях, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

 

Согласно ПБУ 1/98 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, не зависимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществлении расчетов.

Исключение, когда малые предприятия используют кассовый метод признания доходов и расходов, в этом случае расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

 

Расходы организации подразделяются на:

 

1. Расходы по обычным видам деятельности;

2. Прочие

 

Расходы по обычным видам деятельности – расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

К расходам по обычным видам деятельности относятся

1.1. расходы, связанные с приобретением сырья, материалов и других материально-производственных запасов;

1.2. расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продаже и перепродаже товаров (расходы на содержание и эксплуатацию основных средств, поддержание их в исправном состоянии, коммерческие, управленческие и прочие расходы).

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов, осуществляемое в виде амортизационных отчислений.

 

Прочими расходами являются:

2.1. расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и прочих активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

2.2. проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

2.3. расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

2.4. штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора;

2.5. возмещение причинённых организацией убытков;

2.6. убытки прошлых лет, признанные в отчётном периоде;

2.7. суммы дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

2.8. курсовые разницы;

2.9. перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

2.10. прочие расходы, в частности, расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожара, аварии, национализации и т.п.).

Для целей формирования финансовых результатов по обычным видам деятельности определяется себестоимость продукции, товаров, работ, услуг. Себестоимость – выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Формируется себестоимость на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчётном году так и в предыдущие отчётные периоды.

Следует учесть, что в бухгалтерском учёте должны быть отражены все расходы организации, подтверждённые документами. Принципы бухгалтерского учёта – сплошной и документальный учёт. Задача бухгалтера – установить, к какой группе относятся произведённые расходы: к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам. Это будет определять, на каких счетах бухгалтерского учёта будут отражены соответствующие расходы.

При формировании себестоимости затраты группируются по следующим элементам:

 

1. По роли в процессе производства затраты подразделяются на:

 

 основные – непосредственно связанные с техническим процессом производства продукции;

 накладные – затраты на организацию, обслуживание производства и управление предприятием.

 

2. По местам возникновения:

 

2.1. основное производство;

2.2. вспомогательное производство – создается для обслуживания основного производства. К нему относятся производства:

 обслуживание различными видами энергии (газ, электричество);

 транспортное обслуживание;

 ремонт основных средств;

 изготовление инструментов, запасных частей, штампов;

 лесозаготовки, добыча песка, гравия.

2.3. обслуживающее производство и хозяйство – это состоящее на балансе организации подразделение, деятельность которого не связано с производством продукции:

 жилищно-коммунальное хозяйство;

 пошивочная мастерская;

 столовая;

 детские сады;

 дома отдыха.

 

2.4. затраты по управлению предприятием.

 

3. В зависимости от способа включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на:

 

 прямые – это затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов;

 косвенные – затраты, которые не могут быть отнесены в момент возникновения прямо на объект калькулирования, они должны предварительно собираться, а затем, на основании специального расчета включаться в себестоимость изделия.

 

4. Расходы по обычным видам деятельности группируются на:

 

4.1. материальные затраты, к ним относится стоимость:

 приобретенных со стороны сырья и материалов;

 покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;

 работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями;

 приобретаемого со стороны топлива всех видов;

 покупная энергия всех видов.

4.2. затраты на оплату труда – отражаются затраты на оплату труда персонала, а также затраты на оплату труда не состоявших в штате работников;

4.3. отчисления на социальные нужды – это обязательные платежи в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования;

4.4. амортизация;

4.5. прочие затраты, к ним относятся:

 налоги;

 сборы;

 платежи;

 оплата по сертификации продукции;

 затраты на командировки;

 плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану;

 за подготовку и переподготовку кадров;

 затраты на набор работников;

 на гарантийные ремонты и обслуживание;

 оплата услуг связи;

 оплата вычислительных центров;

 оплата услуг банка;

 оплата за аренду;

 лизинговые платежи.

 

5. По отношению к объему производства, затраты подразделяют:

 

 переменные затраты – это затраты, сумма которых изменяется прямо пропорционально объему производства;

 постоянные затраты – это затраты, не связанные с уровнем деловой активности организации; такие затраты не меняются при росте объема производства за определенный период.

 

6. К общепроизводственным расходам относятся:

 

 расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

 амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве;

 расходы на страхование вышеназванного имущества;

 расходы на отопление, освещение и содержание помещений;

 оплата работников, занятых в обслуживании производства и др.

 

7. Общехозяйственные расходы:

 

 административно-управленческие расходы;

 расходы на содержание общехозяйственного персонала;

 амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

 арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

 расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных услуг;

 другие управленческие расходы.

 

Различают производственную себестоимость – это совокупность расходов на производство продукции, и полную себестоимость – это совокупность расходов на производство и реализацию продукции.

Для организации бухгалтерского учёта большое значение имеет выбор номенклатуры счетов синтетического и аналитического учёта.

На предприятиях рекомендуется использовать:

-счёт 20»Основное производство», который предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. Это активный счёт. Сальдо начальное – стоимость незавершённого производства на начало месяца, сальдо конечное стоимость незавершённого производства на конец месяца.

Специфика счёта 20 «Основное производство» состоит в том, что сальдо конечное на конец отчётного месяца определяется инвентарным методом.

- Для учёта общепроизводственных расходов предназначен счёт 25 «Общепроизводственные расходы». Счёт 25 сальдо не имеет – общепроизводственные расходы в полной сумме включаются в себестоимость продукции

- Общехозяйственные расходы учитываются на счёте 26 «Общехозяйственные расходы», который предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления. Счёт 26 не имеет сальдо.

- Организации, у которых есть вспомогательные производства, обслуживающие производства и хозяйства используют для обобщения информации о затратах во вспомогательных производствах, обслуживающих производствах, соответственно, счёт 23 «Вспомогательные производства» и счёт 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

- Для учёта расходов на продажу предназначен счёт 44 «Расходы на продажу». Если реализована только часть продукции, то расходы на продажу распределяются между реализованной продукцией и остатком готовой продукции на складе.

- В целях равномерного включения расходов в затраты на производство и на продажу, в соответствии с учётной политикой, в организации могут создаваться резервы предстоящих расходов, в частности, резерв на оплату отпускных; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на ремонт основных средств; на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и т.п. Для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных сумм предназначен счёт 96 «Резервы предстоящих расходов».

При отражении операций по учёту затрат на производство рекомендуется использовать отраслевые методические рекомендации по составу затрат. Организация учёта затрат должна обеспечить возможность формирования затрат по месту их возникновения (по участкам, цехам, иным подразделениям), по видам продукции, работ, услуг, по элементам затрат с целью дальнейшего анализа полученных данных и принятия решений, направленных на повышение эффективности производства.

Важно правильно выбрать объект калькуляции – это может быть отдельное изделие, группы изделий, полуфабрикаты, работы, услуги, себестоимость которых будет определяться для целей управления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: