Определите, в каких функциональных стилях литературного языка употребляется каждый из членов приведенных синонимических рядов. Дополните ряды, если это возможно. Найдите в каждом ряду стилистически нейтральное слово. Составьте словосочетания с каждым из синонимов.
Вспылить – вскипеть – вспыхнуть – взорваться; вниз – книзу – долу; весенний – вешний; вещь – штука; героизм – геройство – доблесть; лицо – физиономия – лик; мир – вселенная – мироздание – космос – макрокосм; неизвестный – безвестный; руководитель – гегемон – глава.
Список тем докладов и рефератов, предлагаемый кафедрой:
Основные черты публицистического стиля речи.
Тема: «Ораторское искусство ».
Основные понятия и положения темы:
Зарождение риторики относится к давнему времени, которое связано с появлением элементов духовной культуры и демократии в человеческом обществе. С того момента, когда возникло представление о важности убеждения словом в противовес слепому подчинению членов общества друг другу — под влиянием ли страха, невежества, трусости или грубой силы (скажем, принуждения с оружием в руках),— было понято и значение могущества слова.
Формирование и развитие риторических представлений на русской почве происходило в тесной связи с теми культурными традициями, которые издревле были характерны для России.
Нельзя не согласиться с Д.С. Лихачевым, подчеркивавшим мысль об общности европейского культурного фонда, которая восходила еще к древнейшему периоду истории: «Богослужебная, проповедническая, церковно-назидательная, агиографическая, отчасти всемирно-историческая (хронографическая), отчасти повествовательная литература была единой для всего православного юга и востока Европы» (Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 6). Поэтому без предварительного знакомства с античной риторикой, которая лежит в основании всей европейской риторики, в том числе и русской, невозможно понять и осмыслить пути развития этого учебного предмета в России. Труды Аристотеля, Цицерона и других авторитетов античного мира оказали огромное влияние на тех, кто создал риторики в России. Поэтому понять сущность и структуру первых отечественных сочинений, учебных руководств по красноречию невозможно без знания трудов античных авторов. Ясно, что начало хрестоматии должно быть посвящено истокам риторики. Это прежде всего наиболее значительные риторические произведения колоссов древней эпохи — Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана. (Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.К. Граудина. М.: Просвещение: «Учеб. лит.», 1996. 559 с.).
Самостоятельная работа по теме:
Проанализируйте отрывки выступлений. Выделите средства речевой выразительности, использованные ораторами.
1. Если мы не потеряем волю, если мы не потеряем доверия народа, мы одолеем. В Австралии, когда задают тест будущему кандидату в пилоты, есть такой вопрос: вы летите в двухместном самолете. Представьте, что со второго сидения выпала английская королева. Ваши действия. Некоторые говорят застрелиться. Кинуться за ней и поймать в воздухе. Правильным считается ответ выровнять самолет после потери лишнего груза и продолжать полет. Так вот, в ходе перестройки нам не раз еще придется выравнивать самолет после потери лишнего груза и продолжать полет (Г. Бакланов).
2. Сегодня – рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет (М. Ульянов).
3. Сейчас мы на нашей конференции избавляемся от политической близорукости или от политического астигматизма. Но кроме того, существует и просто нормальная человеческая близорукость. Для ее лечения нужно иметь орудия производства, которые должны принадлежать нам (С. Федоров).
4. Представьте себе, стоит на лугу их самолет. Нормальный самолет, все в нем есть. Иллюминаторы есть, кресла, проходы, пассажиры сидят. Все как полагается. Только вдруг обнаруживается, что это не луг вовсе, на котором стоит самолет, а болото. Опасное болото, засасывающее. Еще немного и гибель. Собрал экипаж всех пассажиров, чтоб обсудить, что же делать. И все решили: есть возможность, надо взлетать.
С великим, невероятным трудом пилоты подняли самолет над болотом, над лесом подняли. А летные качества ведь неважные. И заржавело многое, и комья грязи. Тяжело, но летим. И вдруг кто-то из пассажиров спрашивает: «Как же так? Самолет подняли, а куда лететь – не знаете?» А другой говорит: «Вы лишили нас веры. Мы верили, что сидим на лугу, а оказалось, что сидим в болоте». Но самолет-то взлетел! Все-таки взлетел! И в нем – наша вера (Г. Боровик).(Русский язык и культура речи: Практикум / Сост. Т.С. Глушкова. Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. 48 с.).
Ситуационные задачи.
1. Составьте таблицу, отражающую связи риторики с другими научными дисциплинами.
2. Подготовьте речь, рассчитанную на 3 минуты, о важности знаний по риторике, о необходимости умения говорить публично и выступите с ней в учебной группе.
3. Оцените качество вашей речевой эрудиции следующими параметрами:
а) состав прочитанной литературы (художественной, профессиональной);
б) наиболее авторитетные, «любимые» авторы и тексты.
4. Главный постулат бизнесменов всего мира: «Хорошие манеры прибыльны». Поддерживаете ли вы эту точку зрения? Приведите аргументы.
Интерактивные формы работы:
Отработка приемов риторической импровизации на предложенную тему.
Работа в группах по 4 человека. Ведущий предлагает тему для импровизированного доклада и засекает 3 минуты на секундомере. Можно выбирать темы, которые были пройдены ранее любой из дисциплин. Говорящий должен рассказать о данной теме избегая долгих пауз и логический ошибок, а также следить за чистотой речи. Затем участники группы меняются ролями.
Итоговый контроль знаний:
Вопросы на закрепление темы.
1. Каковы основные функции и языковое наполнение разговорного стиля речи?
2. Какие жанровые разновидности разговорного стиля Вы знаете?
3. Что такое невербальное общение?
4. Какие жесты считаются успешными при публичном выступлении?
5. Что такое парцелляция?