Возрастная психология
Преподаватель – Бостанджиева Т.М.
Кандидат психологических наук
Вопросы к зачету
1. Проблема развития: методологический аспект.
2. Проблема развития: исторический аспект.
3. Созревание и развитие.
4. Детерминанты развития. Биологические основы развития и социокультурная детерминация развития.
5. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе.
6. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.
7. Влияние образования на развитие.
8. Социокультурный фон развития.
9. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.
10. Понятие возраста в психологии. Структура и динамика возраста.
11. Кризисы развития.
12. Возрастная периодизация. Проблема возрастной периодизации в психологии.
13. Критерии периодизации: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования.
14. Закономерности психического развития.
15. Условия, источники и движущие силы психического развития.
16. Понятие ведущей деятельности, анализ структуры деятельности, психические механизмы перехода от одной деятельности к другой.
17. Социальная ситуация развития.
18. Основные психические образования.
19. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Проявление закономерностей развития в каждом периоде.
20. Новорожденность.
21. Младенчество.
22. Дошкольное детство.
23. Младший школьный возраст.
24. Подросток.
25. Юношеский возраст.
26. Период зрелости.
27. Старость. Геронтология.
28. Орудийно-предметная деятельность – ведущий тип деятельности в раннем возрасте.
29. Динамика совместной деятельности взрослого и ребенка. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.
30. Общая характеристика психологических особенностей ребенка в раннем возрасте. Развитие восприятия, памяти, мышления.
31. Новообразования раннего возраста.
32. Социально-историческое происхождение, структура и функция детской игры. Значение игры для психического развития ребенка.
33. Восприятие сказки. Роль сказки в развитии личности ребенка.
34. Развитие психических процессов (памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте). Формирование умственных действий и понятий.
35. Основные новообразования дошкольника.
36. Воображение у дошкольника.
37. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.
38. Психологические особенности подросткового возраста.
39. Общение подростка со сверстниками. Проблема статуса.
40. Особенности поло-ролевой идентификации подростка.
41. Девиантное поведение и трудновоспитуемость в подростковом возрасте.
42. Возрастосообразность в психологическом сопровождении развития человека.
43. Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей развития.
44. Психологическое сопровождение развития человека.
1..
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) Основная литература:
1. Психология развития: учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.; под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд. - М.: Академия, 2008. - 528 с.
2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. завед. / Т.Д.Марцинковская и др.; Под ред. Т.Д.Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005.
3. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособ. для студ. вузов. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005.
4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): Учебник / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007.
б) Дополнительная литература:
1. Абулъханова-Славская К. А Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
2. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Уч. пос. – М.: Академия, 2002.
3. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М., 1973.
4. Берн Э. Люди, которые играют в игры, и игры, в которые играют люди. – М, 1999.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
6. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. – 1992. – № 3.
7. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1998.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.
9. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / сост. Мухина В.С., Хвостов А.А. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2005.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007.
11. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 1.
12. Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л.А. Венгера, В.В.Холмовской. – М.: Педагогика, 1978.
13. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб.: Петербург-ХХI век, 1997.
14. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М.: Педагогика, 1985.
15. Колесов Д. В. Биология и психология пола. – М., 2000.
16. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
17. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.
18. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
19. Практическая психология образования. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1997.
20. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.