Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




Возрастная психология

Преподаватель – Бостанджиева Т.М.

Кандидат психологических наук

 

Вопросы к зачету

 

1. Проблема развития: методологический аспект.

2. Проблема развития: исторический аспект.

3. Созревание и развитие.

4. Детерминанты развития. Биологические основы развития и социокультурная детерминация развития.

5. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе.

6. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.

7. Влияние образования на развитие.

8. Социокультурный фон развития.

9. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.

10. Понятие возраста в психологии. Структура и динамика возраста.

11. Кризисы развития.

12. Возрастная периодизация. Проблема возрастной периодизации в психологии.

13. Критерии периодизации: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования.

14. Закономерности психического развития.

15. Условия, источники и движущие силы психического развития.

16. Понятие ведущей деятельности, анализ структуры деятельности, психические механизмы перехода от одной деятельности к другой.

17. Социальная ситуация развития.

18. Основные психические образования.

19. Психическое развитие в разные возрастные периоды. Проявление закономерностей развития в каждом периоде.

20. Новорожденность.

21. Младенчество.

22. Дошкольное детство.

23. Младший школьный возраст.

24. Подросток.

25. Юношеский возраст.

26. Период зрелости.

27. Старость. Геронтология.

28. Орудийно-предметная деятельность – ведущий тип деятельности в раннем возрасте.

29. Динамика совместной деятельности взрослого и ребенка. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.

30. Общая характеристика психологических особенностей ребенка в раннем возрасте. Развитие восприятия, памяти, мышления.

31. Новообразования раннего возраста.

32. Социально-историческое происхождение, структура и функция детской игры. Значение игры для психического развития ребенка.

33. Восприятие сказки. Роль сказки в развитии личности ребенка.

34. Развитие психических процессов (памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте). Формирование умственных действий и понятий.

35. Основные новообразования дошкольника.

36. Воображение у дошкольника.

37. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.

38. Психологические особенности подросткового возраста.

39. Общение подростка со сверстниками. Проблема статуса.

40. Особенности поло-ролевой идентификации подростка.

41. Девиантное поведение и трудновоспитуемость в подростковом возрасте.

42. Возрастосообразность в психологическом сопровождении развития человека.

43. Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей развития.

44. Психологическое сопровождение развития человека.

 

1..

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература:

1. Психология развития: учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.; под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд. - М.: Академия, 2008. - 528 с.

2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. завед. / Т.Д.Марцинковская и др.; Под ред. Т.Д.Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005.

3. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособ. для студ. вузов. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005.

4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): Учебник / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007.

б) Дополнительная литература:

1. Абулъханова-Славская К. А Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

2. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Уч. пос. – М.: Академия, 2002.

3. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М., 1973.

4. Берн Э. Люди, которые играют в игры, и игры, в которые играют люди. – М, 1999.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

6. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. – 1992. – № 3.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1998.

8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.

9. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / сост. Мухина В.С., Хвостов А.А. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2005.

10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007.

11. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 1.

12. Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л.А. Венгера, В.В.Холмовской. – М.: Педагогика, 1978.

13. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб.: Петербург-ХХI век, 1997.

14. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М.: Педагогика, 1985.

15. Колесов Д. В. Биология и психология пола. – М., 2000.

16. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

17. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче­нию в школе. – М.: Педагогика, 1991.

18. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

19. Практическая психология образования. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1997.

20. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: