Глава 1. Теоретические аспекты рынка труда




1.1. Сущность рынка труда, основные понятия

Рабочая сила, как трактуется в курсе экономики, - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений "способность к труду" делает рабочую силу товаром. Но это не обычный товар. Его отличие от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость больше чем стоит сам, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществить любое производство, в-третьих, от него во многом зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов.

В современной литературе существует достаточно много определений рынка труда. Практически все исследователи признают, что рынок труда - это проявление товарно-денежных отношений, т.е. отношений купли- продажи в сфере занятости.

Так А.И. Рофе и А.Л. Жуков определяют рынок труда как:

- систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда;

Ученые другой группы (В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина и другие) под рынком труда подразумевают:

- систему социально экономических отношений между государством, предпринимателями и наемными работниками по поводу использования рабочей силы в общественном производстве;

В.И. Еремин, Б.П. Панков, а также ученые Института макроэкономических исследований Минэкономики России считают, что рынок труда включает в себя:

- систему общественных отношений, социальных норм и институтов, связанных с полноценным циклом воспроизводства рабочей силы.

Обобщив все эти понятия, можно сказать, что рынок труда - это рыночный механизм, осуществляющий распределение и перераспределение рабочей силы по отраслям и сферам хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей.

Рынок труда представляет собой единство органично взаимосвязанных двух рынков: рынка рабочей силы и рынка рабочих мест.

Рабочая сила и рабочее место являются в системе рыночных отношений товарами, но товарами особого рода. Поэтому рынок труда нужно воспринимать как особое подразделение товарного рынка, принципиально иное в отличие от всех других рынков. Это означает, что:

· цена этих товаров – особая форма цены, в отличие от цен всех других товаров;

· рынок рабочей силы и рынок рабочих мест – это уникальные в своем роде рынки, играющие особую роль в рыночной экономике, проявляющие себя в единстве и в определенных различиях;

В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяется разными признаками. Рассмотрим рынок труда, исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) объект купли-продажи на рынке труде;

3) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

4) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

5) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

6) рыночная инфраструктура

Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях. Рассмотрим подробнее характеристики указанных компонентов.

Субъекты рынка труда – это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру профессиональной подготовке, что может стать предметом самостоятельного анализа.

Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров или государства. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий), который может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На унитарном государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, осуществляют прием и увольнение персонала от имени акционеров и государства.

Государство как объект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:

- социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

- законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;

- регулирование рынка труда косвенными методами;

- защита прав всех субъектов рынка;

- ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).

Степень выполнения указанных функций зависит от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.

Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей, знаний, и способностей к трудовому процессу.

Второй компонент – юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции РФ, в Законах РФ, Указах Президента, решениях Правительства и т.д.

Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки высвобождаемых работников и др.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, - четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.

Рыночная инфраструктура (пятый компонент) – это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основной элемент инфраструктуры рынка труда – государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и др.)

Фонды занятости, также структурированные по уровням (от федерального до районного), формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих. Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих фондов занятости для нижестоящих, добровольные взносы предприятий и граждан, другие поступления.

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождению безработных в состав занятых.

Важнейший компонент труда – механизм его функционирования, иногда принимаемый за сам рынок труда. Но это далеко не так, ибо он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда. Его структура включает в себя: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.

На рынке труда спрос – это потребность работодателя в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике.

Предложение рабочей силы состоит из занятых наемных работников и той части трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностей использовать свое время.

Закон предложения труда заключается в следующем: Работники (при прочих равных условия) готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы.

Цена труда — это комплекс из нескольких элементов: денежной заработной платы (основной и дополнительной), затрат на социальное страхование и социальное обеспечение (пенсии, пособия), натуральной заработной платы (выплаты и льготы работникам из фондов предприятий), налогов на фонд оплаты труда, входящих в состав издержек предпринимателя на рабочую силу.

Конкуренция на рынке труда - наличие большого числа независимых покупателей и продавцов рабочей силы и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда:
1) Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.
2) Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.
3) Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка труда на всех уровнях управления. Чем совершеннее система рынка труда, чем эффективнее методы достижения основных целей управления, тем заметнее проявление размещающей функции. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы рынка труда. В основном данная функция проявляется на региональном и макрорегиональном уровнях.
4) Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболее существенно проявляется эта функция на микроэкономическом уровне.
5) Рынок труда выполняет также стимулирующую функцию, способствующую развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: