Возрастные характеристики ребенка как цели и направления развития (общие базовые достижения развития ребенка к моменту перехода от дошкольного детства к школьному).
Модельные компетенции выпускника:
Современная модель выпускника (она может приниматься или не приниматься) дошкольного учреждения строится на основе его готовности к самореализации в современном мире. В понятии «готовность» отражается единство потребностей и способностей выпускника. Потребность – это побудительная сила человека, «пусковой механизм», стимул в структуре его поведения. Все интересы, желания, стремления, установки, ценности ориентации, запросы, мотивы, и т. п. – это все разные модусы потребности. Способность – это деятельностная сила человека, сила, которая действует в направлении, задаваемом потребностью. Умения, навыки, методики, привычки, память, воображение, внимание, воля, мышление и т. п. – это разные модусы способности. Таким образом, результатом деятельности дошкольного учреждения станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности. Компетенция (от лат. competeo – добиваюсь, соответствую, подхожу) означает определенную систему знаний, опыта, умений по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции – знаниям, умениям, опыту. Таким образом, компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность – это качество владения компетенцией, то, каким образом компетенция проявляется в деятельности человека.
|
В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:
· Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым.
· Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими.
· Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации.
· Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки).
· Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам.
· Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.
Модельные потребности выпускника дошкольного учреждения – это стремление к общению, физическому движению, познанию окружающего мира и явлений в нем, признанию себя в современном мире. Эти потребности выпускника будут удовлетворяться в период пребывания дошкольника в образовательном учреждении.
Ценность качества образовательного процесса для дошкольного учреждения напрямую связана с ценностью ребёнка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно- образовательном процессе, в системе дополнительного образования, в коррекционной работе.
|
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности дошкольного учреждения служат:
· Моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников.
· Использование здоровьесбереающих технологий.
· Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
· Построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов.
· Введение дополнительных образовательных услуг.
· Укрепление материально – технической базы дошкольного учреждения.
· Совершенствование коррекционной работы.