Диагностика уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста




Глава 2. Организация опытно-практической работы по теме «Развитие

Музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности»

Характеристика базы исследования

 

Опытно-практическая работа по теме исследования была организована в одном из детских садов г. Сокола. В детском саду реализуется образовательная программа, разработана на основе комплексной программы "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, спроектирована с учетом ФГОС ДО, особенностей дошкольного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

В детском саду имеется музыкальный зал, в котором присутствуют фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная установка, различные детские музыкальные инструменты: клавишные (баян, аккордеон), ударные (барабан, бубен, деревянные ложки, трещетки, колокольчик, треугольник) и шумовые (маракасы); музыкально-дидактические игры («Повтори звуки», «Выбери инструмент», «Угадай на чём играю» и т.д.), портреты композиторов, атрибуты и элементы костюмов для игр и танцев.

В старшей группе оборудован музыкальный центр, в котором имеются различные музыкальные пособия, музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, магнитофон с большим набором дисков с записью детских песен, музыкальных сказок.

Для проведения опытно-практической работы были произвольно отобраны 5 детей старшего дошкольного возраста из числа систематически посещающих ДОУ.

На основе наблюдений за детьми и бесед с воспитателем и музыкальным руководителем были составлены краткие характеристики:

Маша – знает современных исполнителей, напевает фрагменты песен, любит музыку, активно участвует на музыкальном занятии, проявляет интерес, слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца.

Соня - не проявляет интереса на музыкальном занятии, не активна, ее трудно уговорить спеть, стеснительна.

Катя – активна на музыкальном занятии, любит петь, сочиняет свои слова песни, иногда уже во время звучания музыки начинает придумывать и показывать какие-либо движения, любит рисовать.

Настя - активно участвует в музыкальном занятии, подвижна, в свободное время любит петь, танцевать, выступать перед публикой.

Алёна - на музыкальном занятии не активна, любит танцевать, слушать детские песни, пытается совмещать пение с другими действиями (рисует и поёт).

 

Диагностика уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

На первом этапе практической работы были проведены диагностические исследования развития музыкальных способностей с использованием методических рекомендаций О.П. Радыновой[15].

 

Задания для диагностики музыкальных способностей детей в старшей группе.

1.Эмоциональная отзывчивость на музыку.

Задание: Прослушать песню «Зайка,зайка,где бывал?» муз. Скребковой, определить характер и содержание песни.

2.Музыкально-слуховые представления.

Задание: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.

3.Чувство ритма.

Задание: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно»

4.Музыкальная память.

Задание: Прослушать отрывок из песни «Во поле береза стояла», попробовать спеть.

Критерии оценки:

1.Эмоциональная отзывчивость на музыку:

· внимание;

· внешние проявления (эмоциональные);

· высказывания о музыке с контрастными частями.

2. Музыкально-слуховые представления:

· пение знакомой мелодии с сопровождением и без сопровождения.

3. Чувство ритма:

· воспроизведение в хлопках или на ДМИ.

4. Музыкальная память:

· пение незнакомой мелодии с сопровождением и без сопровождения.

Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием);

2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого);

1 балл – низкий уровень (справляется с заданием с большими ошибками даже при помощи взрослого).

 

Диагностика развития музыкальных способностей у детей

Таблица 1.

 

Имя ребенка Эмоциональная отзывчивость на музыку (баллы) Музыкально- слуховые представления (баллы) Чувство ритма (баллы) Муз. память (баллы) Итог (уровень)
Маша         Средний уровень
Соня         Низкий уровень
Катя         Высокий уровень
Настя         Низкий уровень
Алёна         Низкий уровень

 

Анализируя результаты диагностики, можно отметить, что большинство детей имеет низкий уровень развития музыкальных способностей:

Маша – слушает музыку невнимательно; эмоциональность проявляется неярко; путается в названиях произведений; поёт выразительно; ритм хлопков соответствует ритму музыки.

Соня – слушает музыку невнимательно; не способна запомнить музыку; затрудняется с названием музыкального произведения; неточно интонирует мелодию при пении; хлопки выполняет неритмично.

Катя – слушает музыку не отвлекаясь от начала до конца; реагирует на прослушанное музыкальное произведение активно; ритмично, выразительно передает в хлопках ритм песни; мелодию песни интонирует неточно.

Настя – слушает музыку отвлекаясь; называет музыкальные произведения с помощью наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений; эмоциональность проявляется неярко; неточно интонирует мелодию при пении.

Алёна – внимание рассеяно;с трудом запоминает музыку; плохо реагирует на прослушанное музыкальное произведение; хлопки выполняет неритмично; мелодию песни интонирует неточно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: