Подготовка исходных материалов




АСПИРАНТУРА

 

Утверждено:

_______________________________

«__» ____ 2017г.

 

 

Ерёмин Александр Дмитриевич

 

 

История и философия науки

Методическое пособие по формату реферата

к кандидатскому экзамену

 

 

Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ


ББК 87.2

УДК 001

Е70

Еремин А.Д.

История и философия науки: методическое пособие к работе над рефератом к кандидатскому экзамену. – Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2017. - 15с.

В пособии излагаются методические рекомендации по написанию реферата, требования к содержанию и оформлению для аспирантов и соискателей ученой степени к кандидатскому экзамену «История и философия науки ».

© Ерёмин А.Д., 2017

Содержание

1. Введение 2

2. Задачи исследования истории науки 3

3. Выбор темы исследования 3

4. Подготовка исходных материалов 4

5. Структура реферата 5

6. Общие рекомендации к проработке темы 7

7. Формирование выводов и заключения 10

8. Приложения 10

9. Подготовка текста реферата 10

10. Примерные темы рефератов 11

11. Литература 13

Приложения: 14

1. Рецензия на реферат 14

2. Формат титульного листа реферата 15

 

 

Введение

Кандидатский экзамен по Истории и философии науки в России введен решением Минобразования и ВАК в 2004 году. В утвержденных ВАКом программах и процедурах проведения кандидатского экзамена предусматривались три раздела курса (общенаучный, дисциплинарный и исторический), а также подготовка аспирантом (соискателем) реферата по истории науки в области его диссертационного исследования, который является условием допуска к экзамену.

Подготовка такого реферата аспирантами и соискателями естественнонаучных и инженерно-технических дисциплин, не имеющим специальной историко-научной и философской подготовки, представляет собой достаточно сложную задачу, требует овладения специальными навыками методологической обработки историко-научных материалов о процессе и результатах научных исследований.

Вместе с тем работа по теме реферата играет важную роль в структуре курса и является эффективным средством, позволяющим значительно повысить уровень усвоения аспирантами и соискателями изучаемых знаний, стать незаменимым средством для формирования навыков применения этих знаний в анализе конкретной научно-исторической познавательной ситуации, а также существенно облегчить решение проблемы согласования объема программы курса и часов аудиторной работы. Таким образом, есть реальная возможность превратить работу над рефератом из рутинного и мало полезного занятия в интересное и эффективное для освоения курса дело. Именно на решение этой задачи и направлено настоящее методическое пособие.

 

Задачи исследования истории науки

Поставленная в Программах ВАК задача учета социокультурного контекста при раскрытии закономерностей развития науки, анализа связанных с этим мировоззренческих и методологических проблем не может быть решена аспирантом только на основе имеющегося у него частнонаучного знания в области его научных интересов и обзора подобранного научно-исторического материала. В основе предлагаемого методического подхода к работе над рефератом лежит представлении о материале утвержденных Программ и, соответственно, о теоретических концепциях изучаемого курса, как об «инструментарии », задающем понятийную и методическую базу для научно-исторического исследования. Поэтому ключевой для аспиранта становится задача увидеть в эмпирической историографии по теме реферата материал для конкретизации соответствующих идей курса и раскрыть выбранную тему реферата через призму этих идей.

Однако, для выполнения этой задачи аспиранту необходимо не только теоретическое изучение обширного объёма научного, философского и методологического знания, излагаемого в курсе, не только усвоение конкретных знаний по истории, методологии и социологии выбранного исторического этапа частнонаучного познания. Необходимо приобретение соответствующих навыков ведения научно-исторической и философской работы в форме инсторико-научной реконструкции выбранной познавательной ситуации. Для формирования навыков любой деятельности, в том числе и научно-философской, знаний не достаточно, т.к. навыки формируются не в форме рационального знания, а усваиваются в форме образцов деятельности в процессе научного исследования.

Работа над рефератом состоит из следующих основных этапов:

1) Выбор темы реферата;

2) Подбор литературы (документально-исторического комплекса - ДИК) и его параллельное изучение;

3) Написание основного текста реферата;

4) Рефлексия и написание заключения.

Выбор темы исследования

Курс содержит знания, являющиеся инструментом для исследования и понимания условий, определивших в соответствующее историческое время характер протекания выбранного научного познавательного процесса, принятой учеными проблематизации ситуации и методологии исследования, а также полученных результатов и их значения для науки (техники). Соответственно, при написании реферата надо продемонстрировать, что автор реферата изучил теоретическую часть курса и умеет (получил навык) применять эти знания для анализа процесса научного познания в конкретной научно-исторической ситуации.

Выбор темы исследования является важным этапом и в значительной степени определяет эффективность дальнейшей работы. При выборе темы надо определиться с тем, какой «аспект бытия науки (техники) » рассматривается, а в соответствии с программой ВАКа наука рассматривается, например, как:

• система знания;

• познавательная деятельность (методология деятельности);

• социальный институт;

• для техники добавляется - техника как «артефакт».

 

Подготовка исходных материалов

Исходным эмпирическим материалом, на котором строится исследование в конкретной области истории частной науки, являются историко-научные данные о выбранном объекте исследования, исследуемой проблемной ситуации и социально-исторических условиях, являющихся контекстом этой ситуации.

Исходный литературный материал формируется в виде документально-исторического комплекса (ДИК). В состав ДИК включаются материалы, отражающие исследуемую историческую ситуацию с определенной ролевой позиции:

а) Свидетельства современников (участников событий) - философско-методологические, научные и художественно-публицистические произведения непосредственных участников и свидетелей событий, авторы которых были непосредственно затронуты и вовлечены в познавательный процесс, это «живые свидетели ». Здесь могут рассматриваться мемуары, воспоминания о научных спорах, юбилейные выпуски, проблемные сборники и т.д.

Особенность данного типа источников: субъективная вовлеченность и, зачастую, острая полемичность, предвзятость, односторонность оценок и т.д. При этом возможны и довольно необоснованные суждения. Приходится критически оценивать и просеивать материал не принимая всё за «чистую монету ».

Ролевая позиция «современник » позволяет окунуться в текущие события в качестве соучастника, включает механизмы сопереживания, эмоциональной («горячей ») окраски изложения. При анализе этих материалов ключевыми становятся вопросы о соотношении факта и версии, анализ субъективных аспектов рефлексии участников событий.

б) Свидетельства иностранцев - научные и научно-исторические произведения специалистов в смежных научных отраслях, междисциплинарные оценки развития науки и техники. Здесь рассматриваются не столько свидетельства истинных иностранцев, но и представителей других научных отраслей и школ, имеющих другой профессиональный взгляд, но не вовлеченных непосредственно в субъективное восприятие событий.

Здесь особенность: можно найти более критический и объективный взгляд или, наоборот, оказаться перед не понимающим суть проблем узким профессионализмом.

Ролевая позиция «иностранец » даёт возможность междисциплинарного взгляда на область частнонаучного, дисциплинарного исследования. Особенно важными данные материалы могут оказаться при исследовании неклассического и постнеклассического этапа развития науки.

в) Свидетельства потомков - произведения историков науки и писателей-популяризаторов. Это уже косвенные показания и результаты анализа, основанного на предыдущих исторических материалах и исследованиях. Такие источники важны возможной обширностью охвата проблемы, глубиной анализа или критичностью исследования. Зачастую в таких исследованиях формируются обширные документально-исторические комплексы, которые сами становятся объектом последующего научно-исторического анализа. Но также возможны субъективные точки зрения или даже просто ошибки.

Ролевая позиция «потомок » позволяет дистанцироваться от событий и оценивать их с точки зрения стороннего наблюдателя. Основные ролевые аспекты - объяснение и оценивание - требуют определенных средств анализа, дающих объективное, компетентное, оценивающее, «холодное » отношение к прошлому.

г) Аналитические материалы - социально-исторические, культурологические и другие произведения, характеризующие необходимые для понимания и раскрытия исследуемого периода особенности, в том числе социально-исторической ситуации как контекста исследуемого познавательного периода.

 

Структура реферата

Можно представить «ситуацию разрыва» в требуемом и наличном знании в некоторой исследуемой исторической познавательной ситуации в виде следующей схемы (Рис. 5.1.):

 

Метод 1


Состояние 2 Z2

Этап 4 Метод 2

 

Этап 3 Метод 3 ∆Z

 

Этап 2

 

Этап 1 Требуются знания Z2 = Z1 + ∆Z

 

Состояние 1 Z1

Имеются знания (A, B, C, D) = Z1

A

B C D Проблема () - как построить

∆Z = Z2 - Z1

Рис. 5.1. Анализ ситуации: состояние разрыва

Для её раскрытия в общем случае можно рекомендовать следующую структуру реферата:

1. Введение

1.1. Социально-исторический контекст:

• выбирается временной диапазон рассматриваемой познавательной ситуации;

• устанавливается соответствие с конкретной социальной эпохой (преднаука) или – научной революцией (1-4-я);

• изучается в материалах курса социально-исторический контекст;

• формулируется социальный заказ, который можно соотнести с исследуемой темой реферата.

1.2. Научно-историческая ситуация:

• анализируется научный заказ как преломление социального заказа;

• анализируются имевшиеся на момент начала исследуемой ситуации необходимые предшествующие знания (A, B, C, D) = Z1 (теории, методы, технические решения и т.д.);

• имеющиеся знания вводятся как данность, описываются без истории и обоснований в объеме, необходимом для того, чтобы на них можно было опереться в последующем анализе в аспекте бытия.

1.3. Проблематизация. Выбор аспекта бытия:

• проблематизация исследуемой ситуации (∆Z = Z2 - Z1);

• выбор аспекта бытия науки как инструмента для исследования – научно-исторической реконструкции.

(2… n) Аспект бытия

1). Назначение раздела: демонстрация способа применения понятий курса по схеме анализа выбранного аспекта бытия и полученные результаты в понимании исследуемой научно-познавательной ситуации;

При необходимости вставляются блоки с рассмотрением темы по схемам, относящейся к другим аспектам бытия, но именно блоками и только если без этого не удается раскрыть основной аспект бытия.

2). Задачи раздела:

• «историческое превратить в логическое»;

• реконструировать процесс «выращивания» нового знания:

На основании анализа подобранного к теме научно-исторического материала (ДИК) опираясь на конкретные модели из курса необходимо реконструировать логику познавательного процесса, реализованную в исследуемой познавательной ситуации.

• выделить этапы в реконструируемой логике познавательного процессе, соответствующие последовательности решаемых задач;

• сформулировать окончательно логику решения поставленной в разделе 1.3. научной проблемы.

3). Текст:

• текст формируется из логически замкнутых частей (подразделов) в соответствии с реконструированными логическими этапами познавательного процесса в исследуемой ситуации;

• каждый подраздел (этап) решает одну конкретную познавательную задачу;

• при необходимости этапы могут протекать не только последовательно, но и параллельно;

• решенные в предыдущих этапах задачи используются в качестве части начальных условий для последующих этапов;

• заголовок подраздела должен отражать (в сжатом виде) исследуемую задачу;

• содержание подраздела должно обосновывать, раскрывать ход решения задачи этапа;

• в тексте используются ссылки и (при необходимости) данные из тех начальных условий, которые уже были введены ранее в подразделе 1.2. или в подразделе «Факты науки» данного раздела реферата.

(n +1). Заключение (выводы)

1. Предметное заключение (по результатам анализа темы):

Взгляд на полученный результат (текст реферата), анализ и заключение о соответствии его исходным требованиям к реферату:

• анализируется полученный результат проработки темы реферата (исследуемой познавательной ситуации);

• делается вывод о соответствии (или нет):

ü содержания и логики проведенной работы (историко-научной реконструкции) выбранным в качестве «инструментов» для анализа концепциям курса;

ü подготовленного текста реферата требованиям к реферату.

2. Рефлексия:

Взгляд на себя, выполняющего и выполнившего задание, самоанализ процесса работы над рефератом, на возникшие собственные учебно-методические проблемы и примененный способ их решения, на результаты саморазвития, полученные в процессе работы над рефератом.

Заполняется в качестве самооценки контрольная таблица Рецензии на реферат по форме Приложения 1.

(n +2). Литература

По тексту реферата необходимо давать ссылки на источники реферируемого материала и к текстам приводимых цитат в соответствии с требованиями к написанию диссертации.

(n +3). Приложения

1. Концепции и понятия курса (словарь).

Описание сути основных идей (концепций, понятий) курса, которые оказались необходимыми (полезными) для раскрытия темы реферата.

2. Документально-исторический комплекс (ДИК): в минимальном объеме приводятся выдержки из данных, наиболее полезных и/или необходимых для обоснования текста реферата. В общем объеме реферата не учитываются.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: